Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Различные культурные подходы в работе с потребителями наркотиков

Пособие по транскультурной антинаркотической работе. Часть 4

25 декабря 2013 :: Ольга Федорова

4.1. Культурные концепции по наркотикам и употреблению наркотиков

Ряд авторов указывает на необходимость признания взаимного влияния, с одной стороны, культуры, с другой – психоактивных веществ1

Например, см. Eugene R. Oetting and others. Primary socialization theory: culture, ethnicity and cultural identification – the links between culture and substance use, IV/ Substance Use and Misuse, vol. 33, № 10 (1998).

. "Культура накладывает свой отпечаток на традиции употребления алкоголя, табака и других наркотических средств, а также на нормы или социальную практику, регулирующие употребление конкретных веществ в рамках данной культуры"2

Предупреждение злоупотребления наркотиками среди молодежи этнических и коренных меньшинств. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Нью-Йорк, 2004. С.4.

. Соответственно, разные поведенческие и социальные следствия приема схожих наркотиков этническими мигрантами и коренными жителями могут быть обусловлены различием культуры и наркотических "традиций" разных стран.

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Употребление наркотиков имеет длинную историю среди различных культур. Люди использовали разные виды наркотиков для того, чтобы чувствовать и видеть мир по-другому. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю в виде настоя: по распоряжению императора Шена Нунга ее принимали в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин, применяя их очень часто при подготовке к сражению. На стенах древних погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки обнаружены изображения людей, жующих листья коки. Различные культуры развивали социальные ритуалы и правила, связанные с употреблением наркотиков, как путь для того, чтобы контролировать свое влияние на общество.

При исследовании древних культур очевидны определенные сходства в употреблении и применении наркотических средств. Тем не менее, нужно иметь в виду, что факт использования наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других культурах в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Соответственно, опыт и длительность употребления наркотических веществ в разных культурах различен.

Как и раньше, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть не только сходства, но и различия. Например, на островах в Тихом океане, опьяняющий напиток из кавы используется для контактов со сверхъестественным, для приветствия гостей племени и для лечения болезней. Некоторые американские индейцы используют гриб, который вызывает состояния подобные сну, для контактов с Великим духом. Германия, Франция и ряд других стран используют алкоголь для празднования особых событий, таких как дни рождения и свадьбы.

Другие страны имеют свою особенную историю употребления алкоголя и свое особое отношение к нему. Культура употребления в России предполагает алкоголь не только как элемент значимых событий, но и как обязательную часть, во время празднования самых разнообразных вещей в небольшой компании. На культуру употребления алкоголя очень сильно оказывают влияние культурные особенности страны. Например, со стороны культуры употребления алкоголя в повседневной жизни в Финляндии имеется три значительных фактора, которые влияют на привычки в употреблении алкоголя: молоко, кофе и сауна3

См. Юсси Симпура и Теела Паккасвирта. СТАКЕС, Национальный центр по изучению и развитию социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, отдел исследования алкоголизма, Хельсинки. Доклад на семинаре, организованном институтом Финляндии в Петербурге 02-09-1999. narcom.ru (дата обращения 05.09.2011).

. Так как Финляндия – молочная страна, соответственно, молоко (и простокваша) является традиционным напитком во время еды, в том числе и для взрослых. Алкогольные напитки (пиво и вино) употребляли в качестве напитков во время еды очень мало, хотя их употребление увеличивается. В данный момент во время еды финны предпочитают все-таки пить воду, а не алкогольные напитки. Кофе в Финляндии пьют, в расчете на душу населения, больше, чем в любой другой стране и часто употребляют в Финляндии в таких ситуациях, в которых в других странах употребили бы какой-нибудь алкогольный напиток. Сауна является традиционным элементом культуры финского населения. В настоящее время каждый шестой раз употребления алкоголя, и прежде всего пива, связан с сауной.

Отношение культуры к употреблению тоже может быть разным. Во время работы с мигрантами из различных культурных контекстов важно понимать, что употребление наркотиков различно в разных группах. Злоупотребление наркотиками в определенных культурах является табу, и в некоторых культурах данный факт может привести к изгнанию из семьи, в других культурах совершенно не запрещено. Ниже приведено несколько вариантов "культурной реакции" на употребление наркотиков:

  • "Употребление наркотиков часто влечет строгие санкции в семьях мигрантов.

  • Употребление наркотиков может привести к исключению из семьи.

  • Употребление наркотиков понимается как нравственная "слабость" человека в отличие от группы или семьи, что чаще приводит к более строгим последствиям для индивида".4

    Аутрич-работа с молодежью: наркозависимой молодежью и молодежью группы риска. Ньял Петтер Свенссон. Страсбург, 2003. С. 49.

Соответственно, следует учитывать существенные культурологические отличия инокультурных наркозависимых от наркозависимых из числа коренных жителей. Характер различий может затрагивать практически все стороны жизни мигрантов – от их возраста, состояния здоровья и семейного положения до приоритетов в употреблении наркотиков и статистики совершаемых правонарушений. Многие из отличий могут иметь у иноязычных мигрантов характер устойчивых культурологических и поведенческих паттернов (способы употребления наркотиков, отношение к лечению от наркомании, выбор характера лечения и др.) и должны обязательно приниматься во внимание в процессе планирования и проведения лечебной и социально-реабилитационной работы с ними.

Каждая из существующих инокультурных групп потребителей наркотических веществ нуждается в разработке чувствительных к ее особенностям подходов и методов лечения. "Культура влияет на многие аспекты психического здоровья, включая и то, как человек, принадлежащий к определенной культуре, сообщает о своих жалобах, как у него проявляются симптомы болезни, каким образом он пытается преодолеть их, какова поддержка семьи, общества и готовность обратиться за лечением".5

Mental Health in a Changing World: The Impact of Culture and Diversity/ World Mental Health Day, October 10, 2007. С.1.

Этническая принадлежность мигранта является чрезвычайно значимым для так называемой "транскультурной наркологии"6

См. "Транскультурная наркология" – термин, относящийся к науке о злоупотреблении наркотиками и алкоголем и связанными с ними вариантами лечения в связи с социальными и этнокультуральными нормами. Термин взят из материалов Mental Health in a Changing World: The Impact of Culture and Diversity/ World Mental Health Day, October 10, 2007.

фактором, так как она рассматривает определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность7

См. Mildavsky, Daniel. "Transcultural Psychiatry for Clinical Practice," PSYCHIATRIC TIMES, June 2004, Vol. XXI, Issue 7.

.

4.2. Понимание различных культурных контекстов разных этнических групп потребителей наркотиков

В результате пространственной мобильности мигранты оказываются в стрессовой ситуации и начинают особенно ориентироваться на представителей родного этноса. Тем самым их поведение становится более выраженным в культурном контексте и более ориентированным на универсальные культурные элементы этноса, к которому они принадлежат. Соответственно, специалистам, работающим с этническими группами потребителей наркотиков, следует учитывать их культурное своеобразие.

Каждая культура несет в себе свою логику и свое представление о мире. То, что значимо для представителей одной культуры, является совсем несущественным для представителей другой.

Для того, чтобы понять, каким образом культуры и поведение в них отличаются друг от друга, обратимся к основным параметрам, выделенным Г. Хофстеде: индивидуализм – коллективизм; дистанция власти; терпимость – нетерпимость к неопределенности и мужское – женское начало8

См. Hofstede Geert H. Culture`s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2nd ed. Sage Publications, 2001.

. Для межкультурной коммуникации данные характеристики культур имеют важное значение.

Индивидуализм – коллективизм. В индивидуалистических культурах (Германия, Австралия, Великобритания, Канада, США, Нидерланды) уровень дистанции между людьми больше, чем в коллективистских. Основными ценностями индивидуалистических культур являются: свобода личности, индивидуальность, независимость, уважение прав человека, высокая ценность человеческой жизни, личная инициатива. Индивидуальные цели важнее групповых, "я" стоит выше, чем "мы". Дети рано начинают зарабатывать деньги, рано уходят из дома. Карьера человека зависит от его личных качеств и достижений. Взаимоотношениям присуще независимость и равенство. Такие люди часто достаточно легко принимают решение о перемене места жительства, быстрее адаптируются к новой культуре.

В коллективистских культурах (Восточное общество, Латинская Америка, Испания, Португалия, Греция, Австрия, Япония, Китай) интересы семьи, племени, рода ставятся выше своих собственных: "мы" стоит выше, чем "я". Мнение семьи очень значимо. Свои интересы часто приносятся в жертву интересам группы. Карьера зависит в первую очередь от связей и умения строить отношения, а потом уже рассматриваются личные качества и способности. Взаимоотношения между членами группы строятся на основе взаимопомощи и подчинения, зачастую приводят к взаимозависимости. Основные ценности – самопожертвование, привязанность к родным местам, почитание старших, соблюдение иерархии. В работе с представителями коллективистских культур аутрич-работникам следует учитывать9

См. Организация комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, ИППП и вирусных гепатитов среди трудовых мигрантов. Москва, 2008. С.23.

:

  • ориентир мигрантов на групповое членство и на авторитетных лиц внутри группы; соответственно, стоит найти подход к лидеру группы;

  • принадлежность самого сотрудника к коллективистам или индивидуалистам; если аутрич-работник – индивидуалист, ему не следует приходить на встречу одному, так как он может выглядеть в глазах коллективиста "незначительной персоной"; в коллективистских культурах люди часто сопровождают друг друга;

  • возрастные границы; лучше, если специалист будет одного возраста с представителями целевой группы или старше; коллективистам нравится оказывать уважение авторитетному старшему лицу; не рекомендуется аутрич-работник моложе целевой группы;

  • гендерный аспект; консультировать мужчин на интимные темы должны мужчины, а не женщины, тем более, моложе возрастом;

  • стиль одежды; особенно, аутрич-работники женского пола должны обратить внимание на умеренность; не стоит одевать одежду яркую и очень открытую.

Специалистам в своей работе с мигрантами также следует учесть, что члены индивидуалистических культур менее сдержанны в проявлении межгрупповой дискриминации, чем коллективистские культуры. Тем не менее, когда между этническими группами возникает конфликт или существует неприязнь и напряженность, то члены коллективистских культур склонны к большей межгрупповой дискриминации, чем представители индивидуалистических культур10

См. Triandis H. Collectivism vs. Individualism. In G.Verma & C. Bagley (Eds.) Cross-cultural studies of personality, attitudes, and cognition. London: Macmillan, 1988, pp. 60-95.

.

К делению "индивидуализм – коллективизм" не следует подходить буквально, так как в каждой культуре могут быть и коллективисты, и индивидуалисты. Однако в каждой культуре есть свое преобладание.

Дистанция власти. Расстояние между людьми, наделенными властью, и теми, у кого ее нет, в разных культурах различно. Большая дистанция означает, что граждане нижних социальных ярусов воспринимают властные полномочия "верхов" как должное (например, Малайзия, Филиппины, Панама, Аргентина, Испания). Малая дистанция означает нацеленность на демократизм в отношениях и равенство в полномочиях (Дания, Австрия, Израиль, Канада, Австралия). В странах с высоким уровнем дистанции власти отношения строятся на подчинении, послушании, почитании старших; неравенство носит демонстративный характер. В странах с низким уровнем дистанции власти особую ценность имеют образованность, идеи и личные достоинства, личная инициатива, а не статус.

Неприятие неопределенности указывает на стремление людей избежать неопределенных ситуаций. В культурах с высокой степенью такого неприятия человек стремится к определенности и стабильности, всякие непредвиденные обстоятельства причиняют ему неудобства, порождают тревогу (Япония, Иран, Греция, Португалия, Уругвай). Представители культур, для которых характерно стремление к определенности, предпочитают стабильность, любят традиции, боятся рисковать, не любят перемен. В культурах с низкими значениями параметра люди не испытывают стресса из-за неопределенности, изменчивости ситуации (Сингапур, Гонконг, Ямайка). Так, в культурах, толерантных к неопределенности, ценятся любой риск или перемена места жительства, места работы, отсутствует сентиментальная привязанность к родным местам. В основном, превалируют прагматические устремления: жить надо там, где есть перспектива, где можно сделать карьеру.

Представители культур, избегающих неопределенности, будут чувствовать себя достаточно некомфортно при переезде в другую страну. Отношения с "чужими" отличаются большей холодностью и формальностью. Для того, чтобы вступить с ними в контакт потребуются определенные усилия со стороны специалиста, но, с другой стороны, если аутрич-работник станет для такого иммигранта своим, отношения будут развиваться по нарастающей к более теплым и стабильным. Представители культур, толерантных к неопределенности, легче адаптируются в новой среде. То, что отличается от привычного, вызывает любопытство. При общении иммигранта из таких культур будет проще вызвать на разговор; при первом контакте они смогут рассказать о своей семье, возрасте и других подробностях, что может помочь специалисту.

Мужественность – Женственность иллюстрирует тенденции к поддержанию в обществе "мужских" (маскулинных) или "женских" (фемининных) стереотипов. Маскулинная культура ориентирована на материальный успех, достижения, жесткую конкуренцию (Япония, Австрия, Германия, Италия, Мексика, ЮАР, США, Швейцария, Греция). Такие культуры ассоциируются с амбициозностью, властью денег, силой воли. В подобных культурах мужчины лидируют, женщины более покорны. Фемининная культура нацелена на качество жизни, межличностные отношения, гендерное равенство (Голландия, Скандинавские страны). В культуре с женским началом ценятся теплые отношения, характерно сочувствие к слабым.

Многие культуры по данным параметрам занимают срединное положение. Например, в англосаксонской или русской культурах ценятся, с одной стороны, теплые отношения, сострадание, с другой – лидерство мужчин.

Конечно, предложенный подход Г. Хофстеде к классификации культур вызывает много вопросов, так как в одной и той же культуре могут присутствовать как одни, так и другие характеристики. Однако, выделенные параметры дают некоторые подсказки для специалистов при ориентировании в процессе межкультурного общения и понимании поведения этнических мигрантов в новых условиях.

Важнейшую роль в межкультурной коммуникации для специалиста, работающего с этническими мигрантами, играет его способность к межкультурной рефлексии, то есть к умению правильно интерпретировать поведение клиента с позиций норм и ценностей его культуры.

В различных культурных контекстах также отличаются стили невербальной коммуникации. И это следует особо учитывать, так как сопоставление стилей может способствовать налаживанию взаимодействия и разрешению конфликтных ситуаций.

Обратим внимание на некоторые из элементов невербального общения11

Данные примеры частично рассмотрены в материалах: Mental Health in a Changing World: The Impact of Culture and Diversity / World Mental Health Day, October 10, 2007, с.2-3.

:

  • Расстояние: находиться ближе к другому человеку, чем принято в его культуре, может быть расценено им как агрессия или интимность, в зависимости от ситуации; находится дальше – может быть расценено как незаинтересованность. В индивидуалистических культур дистанция, разделяющая людей, больше, чем в коллективистских культурах. Например, у англичан пространственная дистанция больше, чем у русских. Низкая потребность в тесном контакте также присутствует в Японии, Корее.

  • Телесный контакт: некоторые виды культур более "ориентированы на контакт", чем другие. Прикосновение может расцениваться как передача информации, а может причинить дискомфорт и вызвать негативную реакцию. Коллективистские культуры более контактные: допускаются прикосновения, объятия (Турция, Греция, латиноамериканские страны, арабские страны и т.д.). В Великобритании, США тактильная коммуникация используется не часто.

  • Рукопожатия: крепкое рукопожатие могут счесть проявлением искренности и прямоты в одной культуре, и проявлением агрессии в другой. Нежное рукопожатие могут счесть дружелюбным жестом, а могут – выражением недостаточной устремленности или интереса. Во многих культурах, рукопожатия лиц разного пола неприемлемы.

  • Тишина: представители одной культуры обычно чувствуют дискомфорт, когда группа, к которой они присоединились, молчит; другие, напротив, считают это наиболее приемлемым – выражением размышлений и уважения. Несоблюдение тишины может быть сочтено грубостью в некоторых культурах. Армяне, чья культура тяготеет к экспрессивному общению, ведут себя эмоциональней, свободней, громче говорят.

  • Взгляд в глаза: взгляд в глаза может указывать на заинтересованность и решительность в одной культуре; в другой, напротив, избегать взгляда прямо в глаза считается признаком уважения. Например, в культурах Северного Кавказа и Средней Азии есть ограничения на контакт глаз: женщины не смотрят в глаза мужчине, мужчина, младше возрастом, опускает глаза, разговаривая с человеком старше себя.

  • Улыбка и смех: существуют различные значения улыбки и смеха – удовольствие или счастье, удивление, затруднение, гнев, замешательство, извинение или даже печаль в зависимости от культуры.

  • Жесты кистей, рук и ног: жесты, в зависимости от культуры, могут иметь много различных значений. Поза "кисти на бедрах" может быть проявлением крайней дерзости; руки в карманах могут счесть невежливым; указание пальцем могут счесть невежливым; демонстрация подошвы обуви считается очень оскорбительной представителями некоторых культур.

"Интерпретация поведения представителей других культур должна основываться на признании и понимании культурных различий. Собственное поведение в межкультурном общении также должно строиться с их учетом, в противном случае возможны серьезные коммуникативные неудачи. Ошибки, касающиеся нарушения культурных норм, воспринимаются крайне болезненно и могут иметь серьезные последствия"12

Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставление английских и русских лингво-культурных традиций. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С.3.

.

Культурное многообразие – это настоящее и будущее общества. Такое разнообразие населения создает огромное количество трудностей и вызовов, в том числе и для специалистов, работающих с этническими группами потребителей наркотиков: социальных работников, сотрудников силовых структур, медицинского персонала. Задача системы здравоохранения и социальной защиты, включая все уровни правительства, руководителей служб и профессионалов, работать так, чтобы быть уверенными, что общества с культурным и лингвистическим многообразием обеспечены службами, которые готовы покрыть нужды и потребности инокультурных клиентов.

Для того, чтобы решить данную задачу, необходимо улучшить транскультурную компетентность. Знание культурных различий, в том числе знание ценностной системы представителей этнических групп, играет важную роль в процессе коммуникации и заслуживает серьезного внимания специалистов, работающих с мигрантами, в том числе потребителями наркотиков. Однако транскультурная компетентность – это больше чем только осознание культурных различий. "Это набор поведенческих моделей, отношений и политики, которые вместе повышают способность системы здравоохранения интегрировать культуру в процесс оказания медицинских услуг. Это, в свою очередь, может улучшить результаты медицинских программ и вмешательств, а также имеет потенциал для снижения потребления наркотиков"13

Building cultural competency in the alcohol and other drug (AOD) sector. June, 2010. См на сайте druginfo.adf.org.au (дата обращения 09.09.2011).

.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования