Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости ФСКН информирует официально закон по оперативным данным антинаркотическая реклама массмедиа журнал "Наркология" здоровье мнения экспертов исследования родителям, учителям, психологам адреса помощи форум о проекте

Наркотики на Руси. Исследование Б. Ф. Калачева.

ПЕРВЫЙ ЭТАП — ДРЕВНЯЯ РУСЬ

 

[Оглавление]
 

Изначальные писаные законы, где в той или иной форме можно найти нормы права, с большой степенью вероятности относимые к юридическим мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, дошли до нас в виде древних памятников права. К их списку относятся различные варианты Русской правды, Княжеские уставы, Княжеские грамоты.

Эта историческая эпоха знаменита Крещением Руси (988–989 гг.) и острой политической борьбой, развернувшейся между Православной Церковью и жрецами славянского язычества. Последние — волхвы, ведуны — многие века, если не тысячелетия, контролировали потребление соплеменниками препаратов, которые современное право относит к сильнодействующим веществам, наркотическим средствам и психотропным веществам.

Опираясь на глобальные закономерности, зафиксированные археологами и этнографами в иных цивилизациях и обществах (американских, азиатских, африканских, австралийских, европейских), относительно потребления наркотиков, допустимо перенести эту практику и на древнюю российскую землю1. По оценкам профессора Б. Н. Головкина, (Главный ботанический сад РАН), таких препаратов, получаемых из различных трав, мхов, ягод, грибов и т. п. естественных продуктов, волхвам и ведунам было известно свыше ста наименований.

Наши предки принимали одурманивающие сознание препараты (по-видимому, в первую очередь галлюциногенные грибы) под неусыпным контролем славянских жрецов в обрядовых и лечебных целях. Нельзя забывать, что в те далекие времена волхвы и ведуны были одним из первых по значимости политическим инструментом княжеской власти.

Прибегание к наркотикам среди населения постепенно прекратилось с введением на Руси христианства и взятием в руки Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключало использование языческих средств изменения сознания. C введением на Руси христианства и сосредоточением в руках Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключало использование языческих средств изменения сознания, население постепенно прекратило прибегать к наркотикам.

Разумеется, помимо подавления своего политического противника руководители русского христианства были заинтересованы также в накоплении предшествующих им полезных знаний об исцелении людей от недугов. Параллельно Несмотря на «усердие» Православия не пропадала, а точнее, медленнее, чем прежде, но все-таки развивалась и народная медицина.

С годами и десятилетиями собираемая Церковью информация по этому вопросу монополизировалась. Священнослужители наделялись полицейскими функциями розыска, изобличения и поимки лиц, занимающихся ведьством, зелинничьством, потворами, чародеяниями и волхованием. В практику же оппонентов священнослужителей входили, как сегодня называют, матричные тексты2 (наговоры, заговòры) и приготовление специальных средств, куда включались также ингредиенты активных веществ.

Интересно, что во всех редакциях Русской Правды3 (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных»4, Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах»5, где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей.

Привычным наказанием для тех времен являлось сожжение преступивших закон волхвов и пр. на костре или выплата штрафа в пользу митрополита. Но практика умерщвления людей за ведьство и т. п. не имела поддержки среди широких слоев населения, включая, по-видимому, и священнослужителей, что хорошо видно из отдельных текстов церковных летописцев: «Сожгоша вълхвы 4, творяхуть е творы деюще, а бог весть»6. То есть людей то сожгли потому что они чего то там творили, а так ли это было на самом деле?

Возможно по этой причине в статье 38 Устава Ярослава Владимировича, где отражены семейно-бытовые отношения, муж, изобличивший жену в чародеяниях, имел власть наказать женщину самостоятельно, без выдачи виновной священнослужителям или выплаты штрафов Православной Церкви. Однако убийство, совершенное с помощью трав или лекарств, каралось смертью, как это видно, к примеру, из ст. 11 Грамоты князя Ростислава Мстиславовича7.

Точный перечень наркотиков, использовавшихся церковными лекарями и народной медициной в VIII–XV вв., установить сегодня трудно, так же как степень знакомства ведунов и священнослужителей с «заморскими диковинками» из того же ряда. В соответствии с имеющимися историческими данными купцы Древней Руси наживали состояния, конечно же, не на сбыте наркотиков, а, к примеру, на посредничестве в торговле серебром между Востоком и странами Западной Европы8. Вместе с этим Великий Восточный и прочие торговые пути соединяли Киев, Полоцк, Смоленск с Хивой, Багдадом, Византией, другими отдаленными от Руси азиатскими землями, где бытовая наркомания присутствовала издревле9. Отсюда вполне можно допустить, что гашиш или опий, конечно же, не тоннами, но свободно продавались в крупных городах нашей страны.

В упомянутых ранее юридических документах встречаются нормы права, запрещающие кражу конопли (например, ст. 27 Устава князя Ярослава Владимировича). Однако мотивом этого преступления выступала экономическая выгода от получения из похищенного сырья растительного масла и волокна, а отнюдь не желание изготовить наркотик.

Появление первых посевов мака в столице Древней Руси — Киеве — отслеживается в XI веке, а в XV веке мак стал привычной культурой по всей стране10. По-видимому, с того времени началась практика использования семян этого растения в двух качествах, как пищевого продукта и как снотворного средства. С его помощью, в частности, крестьянки могли усыплять грудных детей на период дневной работы в поле и по хозяйству в доме. Возделывание же посевов мака с целью сбора опия-сырца или культивирование конопли для получения гашиша в Древнерусском государстве историческая литература не отмечает вплоть до XVIII–XIX веков.
 

Резюме: С конца IX по начало XVI веков языческое ведовство, вероятно использовавшее в целительной и обрядовой языческой практике наркотикосодержащие вещества, постепенно трансформировалось в форму народной медицины. Контроль над обращением указанных препаратов все более концентрировался в руках Православной Церкви, олицетворявшей собой значительную часть государственной власти. Наряду с указанными процессами в Древнюю Русь поступали незначительные количества азиатских наркотиков — гашиша и опия.

Упорядочение распространения наркотиков осуществлялось сначала благодаря усилиям языческих жрецов, а затем православных священнослужителей, обладавших полицейскими полномочиями и не деливших эту часть юрисдикции с княжеской властью.
 

Далее


1 Автору приходилось наблюдать, когда некоторые представители Православной Русской Церкви категорически отрицали употребление наркотиков древними славянами в языческих целях. Эта позиция близка националистическим воззрениям и входит в острое противоречие с мировой эволюцией и закономерностями развития проблемы наркотиков. См., например: Рише Шарль Самозащита организма, Спб, 1895. С. 70. По этому вопросу в конце 80-х годов автор имел полемическую переписку с кандидатом богословских наук, протоиреем, отцом Львом (Л. Лебедевым). [Вернуться]

2 См., например: Д. Л. Спивак. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989. [Вернуться]

3 Время составления Русской Правды, по разным оценкам, XII–XIII вв. (Прим. авт.). [Вернуться]

4 См.: Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984. С. 139–140; 148–150. Возникновение этого памятника права относят к XI–XII вв., а время действия — до XIII–XIV вв. [Вернуться]

5 См.: Там же. С. 168–170; 189–193. Правоприменительную значимость Устава князя Ярослава Вл. определяют с XI по XVIII вв. [Вернуться]

6 Там же. С. 158. [Вернуться]

7 См.: Там же. С. 213–217. [Вернуться]

8 См., например: Паранин В. И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, 1990. С. 152. [Вернуться]

9 Автор знакомился в Московском Государственном архиве с работой неизвестного сегодня С. Амосова, где написано: «Средоточением южной торговли был Киев, который в XI веке удивлял иностранцев своим народонаселением, количеством церквей, восемью рынками и несметным богатством товаров». См.: Амосов С. О торговле и мерах предпринимавшихся для ея развития в древней Руси (Канд. соч.). М., 1881 // ЦГИАМ СССР. Ф. 418. Оп. 513. Д. 279. Л.д. 5. [Вернуться]

10 См.: Минкевич И. А., Борковский В. Е. Масличные культуры. М., 1955. С. 42–43. [Вернуться]

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Лекарства с кодеином исключили из списка наркотиков

"Из раздела "Наркотические средства" списка II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, исключаются семь позиций лекарственных препаратов, содержащих кодеин..."

Каков поп – таков и приход?

Беседа с протоиереем Александром Новопашиным – священником, режиссером и штангистом в одном лице, с человеком, который борется с негативными зависимостями и делится опытом работы с наркозависимыми...

Как спастись от "спайса"?

За последние два года число психозов на фоне употребления "спайса" в Красноярском крае выросло в 120 раз. Как бороться с синтетическими наркотиками, обсудили специалисты на "круглом столе".

Миллионы на "синтетике"

В Мордовии два 18-летних торговца синтетическими наркотиками за короткое время ухитрились заработать около 2 миллионов рублей и превратили свою жизнь в "потребительскую сказку". Однако долго им шиковать не пришлось...

Фейсконтроль от ФСКН: наркоманы не проходят

Ни для кого в столице уже давно не секрет, что сегодня ночные клубы это не только место, где можно потанцевать от души под самую разную музыку, познакомиться с девушкой да и вообще себя показать – на других посмотреть...

Украинцы принюхиваются к кокаину

В прошлом году более чем в 14 раз вырос уровень контрабанды кокаина в нашу страну. Об этом говорят данные отчета о наркотической ситуации в стране за 2012 год, подготовленные Министерством здравоохранения...

Новое
в тестировании
на наркотики

Федеральная служба РФ
по контролю за оборотом
наркотиков

Возможна ли
эффективная региональная
антинаркотическая политика?

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2013 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования