Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Роль Швеции в подготовке Конвенций ООН 1961 и 1971 годов

Из исследования "Успех шведской наркополитики: обзор свидетельств"

04 июня 2008

На международной арене Швеция всегда активно выступала за введение международных мер по контролю за наркотиками. Уже в начале 60-х годов страна присоединилась к подавляющему большинству действовавших в то время международных соглашений по контролю за наркотиками, за исключением Конвенции 1936 года о подавлении незаконного оборота наркотиков. Швеция даже вошла в число участников неоднозначного Опиумного протокола 1953 года, ограничивавшего количество мировых производителей опия семью странами.

В 1961 году Швеция была одной из 73 стран, представленных на Полномочной Конференции по принятию Единой конвенции о наркотических средствах и подписала указанную Конвенцию. Конвенция 1961 года была ратифицирована Швецией в 1964 году.

Вопросом, находившимся в центре внимания шведского правительства стало проведение согласованных международных усилий по противодействию стимуляторам. Применение стимуляторов не было ограничено во многих европейских странах, где производились эти вещества, что сильно затрудняло противодействие им на национальном уровне. Специализировавшиеся на этом оптовые торговцы организовали активно действовавший бизнес по удовлетворению немедицинского спроса на препараты в странах с более рестриктивным подходом, в основном в Скандинавии. Взяв на себя инициативу в Скандинавии, Швеция призвала страны-производители к сотрудничеству1

William B. McAllister, Drug diplomacy in the twentieth century – An international history, Routledge, London, 2000, 228

. В 1965 году Швеция призвала комитеты по лекарственным средствам ВОЗ "установить контроль над стимуляторами и депрессантами"2

William B. McAllister, Drug diplomacy in the twentieth century – An international history, Routledge, London, 2000, 228

.

В 1970 году Швеция приняла участие в работе первой специальной сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, играя активную роль в продвижении идеи контроля над психоактивными веществами. Во время подготовки Конвенции о психотропных веществах Швеция вместе с другими скандинавскими государствами и странами "советского блока" сформировала, по выражению исследователя наркополитики МакАллистера (McAllister) коалицию "жесткого контроля", выступавшую за строжайшие ограничения для всех классов психоактивных веществ3

William B. McAllister, Drug diplomacy in the twentieth century – An international history, Routledge, London, 2000, 229

. Положения принятой в 1971 году конвенции по ряду позиций оказались менее жесткими, нежели рассчитывала Швеция, в основном в результате усилий фармакологической промышленности, прибегнувшей к помощи ряда бывших сотрудников ООН для того, чтобы обеспечить отсутствие контроля над своей продукцией. Тем не менее, Конвенция преуспела в установлении строгих ограничений для амфетаминов, являвшихся для Швеции основным проблемным наркотиком.

Швеция выступала не только за введение дополнительных мер международного контроля. Напротив, в ходе подготовки протокола 1972 года, вносящего изменения в Конвенцию 1961 года, именно Швеция предложила смягчение штрафных санкций Конвенции, заявив, что наркоманам в качестве альтернативы или дополнения к наказанию должны быть предложены меры по лечению, реабилитации и социальной адаптации4

United Nations Conference to consider amendments to the Single Convention on Narcotic Drugs, 1961, Geneva 6-24 March 1972 (E/CONF.63/10), Volume I, 5

.

Швеция также предложила, чтобы измененная Конвенция включала в себя специальную статью, требующую от стран-участниц предпринять все возможные меры для профилактики наркомании, а также для ее раннего выявления, лечения, образования, ухода, реабилитации и социальной реинтеграции лиц, страдающих наркоманией. Предлагая соответствующие изменения, представитель Швеции заявил, что "целенаправленные действия против наркомании должны быть направлены как против спроса, так и против предложения. Другими словами, следует соблюдать баланс между мерами по контролю, правоохранительной деятельностью и т.д. с одной стороны, и лечебной и реабилитационной работой – с другой"5

United Nations Conference to consider amendments to the Single Convention on Narcotic Drugs, 1961, Geneva 6-24 March 1972 (E/CONF.63/10), Volume I, 5

. Оба предложения были приняты и стали статьями Конвенции 1961 года, измененными Протоколом 1972 года.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования