Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Источники информации о психотехнике в молодежных группах

Из книги Б. Ф. Калачева "Труды о наркотиках. Избранное"

25 апреля 2002 :: Б. Ф. Калачев

Навыки психотехники1

Психотехника – в данном контексте термин, означающий способность человека достигать мистических состояний (откровений, общения с силами Космоса, Богом, предками и др.) через медитацию с помощью специальных средств: наркотиков, монотонных молитв, изнурительных телодвижений, самоистязания и пр. – Прим. авт.

известны в нашей стране не одно столетие. По крайней мере, к медитации прибегали повсеместно в старославянских монастырях. "Умное делание" (медитация) пришло в русское православие вместе с греческими священниками, а к ним, надо думать, по торговым путям из Индии. Однако к психотехнике обращались не только в религиозной практике.

Уже в середине XIX века русские путешественники нередко публиковали в отечественных журналах впечатления о странах Азии и Северной Африки, описывая собственные мистические переживания, постигаемые с помощью наркотиков-галлюциногенов2

См., например: Березин И. Н. Блаженство мусульманина //Русский вестник. 1867. № б. С. 269-370.

. Со временем среди части "золотой" молодежи и богемы дореволюционной России тайные общества (секты) мистиков перестали быть редкостью. А в 1916 году появился даже первый в мире сценарий для немого кино, в сюжетной линии которого органически переплелись наркотики и секс, восточный мистицизм и светский цинизм3

См.: Авид Л. Загадочный мир //Пегас. 1916. № 4-6.

. Не исчезала настоящая проблема и позднее4

См.: Кондратченко А. Н. Обследование группы опиоманов //Врачебная газета. 1930. № 18. С. 1341.

, вплоть до настоящего времени, когда кинорежиссер Савва Кулиш продолжил мистическую интригу, развязанную семьдесят лет назад Ливерием Авидом5

См.: Кулиш С. Трагедия в стиле рок: Режиссерский сценарий цветного художественного фильма. М., 1987.

.

В 1987 году автором было проведено выборочное анонимное анкетирование молодежи в гг. Москве, Киеве, Краснодаре, охватившее собою свыше 3 тыс. респондентов из различных слоев общества. Обнаружилась определенная распространенность мистических настроений, перерастающих в многоуровневое отклоняющееся поведение – вплоть до криминальных эксцессов. Здесь необходим учет, в частности, следующих факторов:

  1. Сложившиеся в стране неблагоприятные производственные отношения как доминирующая реальность.

  2. Наличие в молодежной среде незаполненного досуга, компенсируемого нередко наркотизмом и религиозной практикой.

  3. Интерес молодежи (не сопровождаемый должным критическим осмыслением) к "самиздатовской" литературе мистического толка и отсутствие альтернативных комментариев со стороны отечественных специалистов.

  4. Низкий уровень психологической помощи населению.

Перечисленные факторы тесно взаимодействуют между собою и обладают одной пронизывающей их характеристикой – заметной тягой значительной части молодежи к западной моде – поведенческой интеллектуальной, что, впрочем, имеет свое объяснение.

Усеченность средств удовлетворения социальных благ вкупе с невысокой культурой, психическими аномалиями немалой части населения, несомненно, выступают одним из важнейших условий выбора молодыми людьми форм поведения, связанных с мистицизмом. Здесь "работает" и отсутствие у многих молодых членов общества естественного социального иммунитета, которому и родиться было неоткуда в ходе активного торможения развития действительно советского образа жизни в период застоя. Все это и создает питательную среду трансформации "плюрализма мнений" в плюрализм нравственности, морали и этики, чему еще недостаточно противостоят формирующиеся новые по качеству социальные институты перестройки в экономике и идеологии. Поэтому вряд ли можно полностью согласиться с мнением В. Г. Карпова и Е. Б. Лисовской, подвергших остракизму "теории", которые сводили этиологию социальных болезней к внешним причинам в виде пережитков прошлого, "родимых пятен капитализма" или "идеологических диверсий", "растленного влияния Запада"6

См.: Всесоюзная научно-практическая конференция "За здоровый образ жизни" //Вопросы наркологии. 1989. № 1. С. 56.

. Они правы в том, что нельзя объяснять причины возникновения доморощенных негативных явлений только зарубежным влиянием.

Использование одурманивающих средств выявилось среди всех проанкетированных социальных и возрастных групп населения. На знакомство с ними указывали иногда до шести респондентов из десяти. Не отрицала молодежь и свою осведомленность о психоделиках типа ЛСД, ПСП (фенциклидина) и др. А наиболее распространенной причиной, побудившей попробовать наркотики, оказалось просто любопытство (в среднем по трем регионам – до 60% опрошенных). Широкомасштабность социологических исследований и основанные на их результатах математические расчеты позволяют говорить, что только в среде учащейся молодежи, студенчества (без учета рабочих, служащих и других социальных слоев населения) может находиться до 500 тыс. человек, прибегающих к одурманивающим средствам часто. И до 5 млн. человек тех, кто попробовал их хотя бы раз в жизни7

См.: Наркомания с точки зрения социолога, врача, правоведа и журналиста //Социологические исследования. 1989. № 2. С. 50.

.

Выявился также в среде молодежи значительный религиозный фон – от 12 до 40% и выше. А в "группах риска" (их составили респонденты, либо имеющие отношение к немедицинскому приему наркотиков, либо взирающие на эту проблему снисходительно) распространенность религиозности достигала порою более 50% (причем этот уровень оказался еще выше у респондентов, знакомых с "самиздатовской" литературой). Использование одурманивающих средств, обще религиозная ориентация являются – при своем внешнем несходстве – путями (или общим путем) углубления мистических ориентаций личности. Интересно, что наши данные согласуются с эмпирическими материалами, полученными сотрудниками НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ: порядка трети верующей молодежи приобщается к религии в период учебы в школе, а 40% – в вузе.

Немалую роль в привыкании молодых людей к религиозности, перерастающей в мистику, играет не заполненный общественно полезными занятиями досуг. Достаточно лишь отметить, что о своей будущей профессиональной пригодности думает примерно один респондент из десяти проанкетированных! Зато бесцельному времяпрепровождению отдаются от 54,2 до 78,0% молодежи.

Что касается читательской активности, то следует отметить, что, например, в среде учащихся ПТУ она весьма невелика (47%) (у остальных социальных слоев населения пренебрегают литературой всего от 1,3 до 5,1% респондентов). При этом у опрошенного контингента предпочитаемыми являются фантастический (до 62%), приключенческий (до 74%) и детективный (до 76%) жанры. А вот литературой мистического толка, как выяснилось, увлекаются в основном респонденты из "групп риска". Там, в отличие от "обычных" групп респондентов, в той или иной степени знакомы с нею до половины опрошенных. Первое место среди них занимают студенты гуманитарных вузов, а последнее – учащиеся ПТУ. Среди рабочих, знакомых с мистической литературой, оказались единицы, а среди молодых людей, занятых неквалифицированным трудом (сторожа, уборщики, дворники и др.), эти показатели оказались такими же, что и у студентов.

Методика овладения медитативной практикой с помощью психотехнических средств (галлюциногены и другие, более действенные приемы достижения "космического сознания") излагается, например, в размноженных на ксероксе переводах книг Дж. К. Лилли (широким слоям читателей он известен как дельфинолог с мировым именем) и К. Кастанеды. Эти ученые пропагандируют культ интенсивного употребления наиболее коварных психотропных препаратов. Рекомендуют они также для достижения галлюцинаций (в их понимании – для установления контакта со сверхъестественными земными и космическими силами) использовать другие психотехнические средства. Здесь надо обратить внимание на то, что один из первых теоретиков использования психотехники в мистических целях неопозитивист Вильям Джемс видел в употреблении алкоголя и наркотиков не более как спорадическое средство достижения мистических состояний. Психотехнику же, основанную на восточном религиозном опыте, он относил к систематическим способам познания потустороннего мира. Эта идея, где прямо, а где иносказательно, красной нитью проводится практически всеми последователями мистического прагматизма.

По своей сути современная мистическая литература – ассимиляция фрейдизма, древних восточных (азиатских) религий (их аналогов с других континентов) и последних достижений НТР. Она изложена достаточно простым языком и, главное, способна увлечь воображение неискушенного читателя интригующим сюжетом. Основная цель авторов – призыв к массовому уходу из реальности с помощью психотехники. Иными словами, призыв к необратимому отрыву от активной жизненной позиции. Конечная цель подтекста – убедить в действительности потустороннего мира, вероятности применения советов, поступающих "оттуда" в земное бытие. Одновременно внушается, что психоделики, как говорилось выше, – это лишь начальная стадия, средство, позволяющее открыть путь к "истинному знанию" – "сатори" (Дж. К. Лилли) и "мир нагуаля" (К.Кастанеда), а овладение навыками психотехники на сугубо религиозной базе (восточной – Лилли, североамериканских индейцев – Кастанеда) – желанная цель.

В произведениях Лилли, заслуживающих отдельного и более критического анализа, основная идея состоит в немыслимости без помощи психоделиков проникнуть в глубины Вселенной для уготованной там встречи с представителями других цивилизаций8

См., например: Lilly J. С. The scientist: A novel autobiogr. Philadelphia; N.Y.: Lippin-cott, 1978. 210 p.

. Последние предупреждают "путешественника" о кознях на Земле адептов соседней технической или "кристаллической" (компьютерной) цивилизации, насаждающей среди землян агентуру с перспективой дезактивации планеты, создания на ней приемлемых условий для ее заселения "кристаллическими" существами. Впрочем, тем же самым, в пику "кристаллам", занимаются и "гуманитарии", которые инструктируют неофита о необходимости подбора на Земле себе подобных, их обучения, погружения в сон ЛСД... Успеху "путешествий" в интерпретации Лилли должны сопутствовать штудирование специальной литературы, опека Учителя и (как основное) отказ от связей (трудовых, семейных, дружеских) с обществом, ибо это мешает прогрессировать дальше, проходить глубже и более цельно в запредельные пространства...

Принцип учения Кастанеды заключается в стирании личной истории: индивид обосабливается от окружающей жизни, обретает "восхитительное и мистическое состояние". Сначала – за счет контакта в мире нагуаля с "Мескалито" (или "духом кактуса"), содержащим алкалоид мескалин; позднее – другими психотехническими способами, но всегда – под руководством Учителя, при интенсивном изучении религии индейцев, включая приемы колдовства9

См., например: Castaneda С. The teachings of Don Juan: A Yaqu way of Knowledge. N. Y.: Ballantine book. 1968. 276 p.

.

Несмотря на то, что Кастанеда ведет речь о шаманизме, по многим позициям концепции обоих авторов совпадают, предлагая вместо "мирской суеты" индивидуальное самосозерцание. Поневоле вспоминается мысль Фридриха Энгельса о религии, являющейся ни чем иным, "как фактическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни"10

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1953. С. 299.

.

Действительно, мистический мир людей, живших в прошлые столетия, отвечал запросам социально-экономического уровня бытия того времени и представлял собой "небесных ангелов", "откровение Божие" и пр. Согласовывался с источниками психотехники, в том числе литературными, за счет которых насыщалось их сознание. Современные мистики – дети XX века – сталкиваются в своих галлюцинациях с НЛО, пришельцами, компьютерами... Изменились и средства, применяемые ими. Прежде был эфир, а сегодня – психоделики. Однако, невзирая на ощутимый промежуток времени и совершенствование психотехнических средств и приемов, сущность их деятельности сводится все к той же идее Вселенского Бога, правда, в разных его ипостасях. Поэтому по-прежнему актуальны мысли В. И. Ленина, что по сравнению с открытыми, явными негативными явлениями значительно опаснее социально именно "тонкая", духовная, приодетая в самые нарядные "идейные" костюмы идея боженьки"11

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 227.

.

Как показывает историческая практика, "мода на мистицизм"12

Там же. Т. 20. С. 87.

возникает на переломных этапах развития обществ, когда отживающие, но отнюдь не собирающиеся сдавать свои позиции "старые" духовные ценности вступают в противоречие с силами прогресса, доходя в таких конфликтах до открытой конфронтации, тотального противоборства13

См.: Парное Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1985. С. 6-13.

. По-видимому, такие закономерности объективны не только, как мы говорили раньше, для стран "капиталистического лагеря", но и периода советской перестройки. В этой связи интересно выяснить, каковы же отечественные источники приобщения неофитов к "мистическому" варианту мироощущения, как реализуется механизм вовлечения в психотехнику сегодня?

Для того чтобы молодой человек стал "путешественником", он должен, во-первых, получить информацию о факте существования психотехнических средств; во-вторых, узнать, что они собой представляют; в-третьих, по какому-то из мотивов (подражание, любопытство, экспериментаторство, недомогание и др.) решиться испробовать их на себе.

Мощная "теневая" пропаганда мистики (не только с помощью книг Лилли, Кастанеды и др.) в отличие от поверхностной официальной контрпропаганды реализуется достаточно эффективно. Обычно в качестве информаторов и пропагандистов выступают лица, хорошо осведомленные о последствиях психотехнической практики. Следовательно, здесь мы сталкиваемся с преднамеренными действиями. На Западе, как организованная преступность в лице наркомафии, так и лидеры нетрадиционных религий умело используют в своей деятельности не только межличностные, специально направленные речевые контакты, но и коммуникативные средства информации: печать, радио, телевидение, литературу, кино, видеопрокат и т.д. В условиях нашей страны преднамеренная пропаганда психотехнической практики через средства массовой информации фактически отсутствует, хотя можно говорить о реальности у нас непреднамеренного распространения этих "учений", скажем, писателями, общественными деятелями, должностными лицами и др., которые в своих выступлениях и произведениях не достаточно критически относятся к анализу выносимой на обсуждение мистической тематики.

С развитием в настоящее время отечественного видео проката, международного туризма, созданием совместных с зарубежными фирмами кино, литературных и прочих объединений вероятность организации преднамеренного механизма распространения мистицизма растет. Сказанное подтверждается и перенасыщенностью зарубежного рынка вне конфессиональными объединениями, что, несомненно, помогает доморощенным их сторонникам в нашей стране. И, безусловно, к интенсификации негативного воздействия этих процессов надо готовиться. Но готовимся ли мы к этому? К сожалению, наблюдаются примеры, говорящие о тенденциях обратного порядка.

Например, в одном из журналов, основная тема которого – борьба за здоровый образ жизни (!), рекомендуются упражнения по овладению медитацией, комментируемые следующим образом: "Есть люди, которым не хочется возврата к реальности после медитативного "путешествия". Таких следует предупредить: "Не увлекайтесь!". AT (аутотренинг. – Б. К.) имеет целью укрепление вашего физического и душевного здоровья, а не бегство от действительности. Если выясняется, что AT уводит вас от активного решения жизненных проблем, считайте, что этот вид саморегуляции вам противопоказан и немедленно прекратите занятия"14

Добрович А. Звезды ближе, чем обычно //Трезвость и культура. 1988. № 6. С. 48.

. Что можно сказать по поводу такого "совета" заниматься психотехнической практикой, "не увлекаясь" ею?

Мне не раз приходилось выслушивать и от наркоманов (а не "просто" медитирующих) объяснения, что они-де наркотики употребляют не просто так, а сугубо для "психической саморегуляции", "расширения сознания". Сначала якобы осознанно контролировали их прием, но затем физиологически не могли от них отказаться. По существу, в данном случае пропагандируется "духовная" наркомания нового поколения, ведущая к деформации личности доверчивых читателей, а отнюдь не к обеспечению их психического равновесия.

Ряд других авторов, описывая фармакологические свойства классических наркотиков, подробнейшим образом рассказывают о методике их изготовления, средствах и способах употребления для достижения "приятных видений"15

См., например: Крылов Ю. ф., Смирнов П. А. Путешествие в мир фармакологии. М. 1988. С. 97– 98.

. На этом фоне делаются попытки доказать читателю, что использование наркотических средств, "кроме головокружения, головной боли, сердцебиения и рвоты, если курил много (опиума.-Б.К.)16

Там же. С. 99.

, иного эффекта не дает. В то же время "старые" наркоманы в таких случаях "чувствуют себя здоровее, бодрее и веселее"17

Там же.

. Такого рода психоделические экскурсии тоже, имеют эффект, как правило, противоположный благим задумкам их авторов.

Не так давно ко мне обратился молодой человек с просьбой разъяснить ему позицию доктора медицинских наук Л. А. Богданович относительно личности Шарля Бодлера (1821-1867 гг.) – французского поэта, который известен не только как участник Революции 1848 года, но и как наркоман-мистик. В своей книге "Белый ужас" Л. А. Богданович ссылается на монографию поэта "Искусственный рай", в которой Бодлер представлен как "ученый-исследователь", вскрывший опасность Духа Тьмы для человечества18

Богданович Л. Белый ужас. М., 1988. С. 71-74.

. Однако дотошный молодой человек, заинтересовавшийся темой мистики, оказывается, разыскал перевод книги этого поэта и обнаружил откровения совсем иного рода: "Он лежит перед вами: кусок зеленой мастики (гашиш – Б. К.), величиной с орех, издающий неприятный, возбуждающий тошноту запах. В нем-то и заключается счастье, счастье со всеми его сумасбродствами. Глотайте без страха – от этого не умирают. Ваш организм нимало не пострадает от этого. Вы ничем не рискуете – разве небольшим нервным утомлением назавтра... Свисток уже раздался. Поезд тронулся, и вы обладаете любопытной привилегией не знать цели вашего путешествия. Но вы сами пожелали этого; да здравствует необходимость..."19

Бодлер III. Искусственный рай (из признаний потребителей опиума) //Свет и тени. 1879. № 10. С. 73.

. Очевидно, что вряд ли уместно пропагандировать такие откровения. К сожалению, подобных примеров за последние годы более чем достаточно. Причем характерно, что в основном информацию о психотехнике мистических "путешествий" излагают именно ученые и, как правило, в научно-популярных изданиях, пользующихся у населения массовым спросом.

Реанимацию мистики почувствовали в своей практике врачи – наркологи и психиатры. Они свидетельствуют о распространенности случаев потребления галлюциногенов мистиками различного рода, обращающимися к ним за психиатрической помощью после интенсивных "погружений" в сопредельные миры. Анализ проблемы, основанный на информации, почерпнутой только из периодической печати, показывает достаточно обширную географию проявления групп "наркомистиков" в масштабах страны.

Распространение в среде молодежи вне конфессиональных объединений традиционно и непростительно долго относилось советскими учеными лишь к... атрибутике западного образа жизни20

См., например: Алимарин С., Барабышев А. "Путь воина ". Карлос Кастанеда и его учение //Наука и религия. 1988. № 10. С. 40-46; Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984; Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на западе и восточные религиозные культы. М., 1985 и др.

. Более того, некоторые авторы, следуя, вероятно, "учению" Кастанеды, в употреблении наркотиков с мистическими целями находят даже позитивные начала, переходя, таким образом, от аллегорий к практике.

Так, К. В. Цеханская мотивированно разбирает причины и условия возрождения сакраментального потребления кактуса пейотл индейцами США и Канады, охватившего на сегодняшний день четвертую часть популяции аборигенов (250 тыс. чел.)21

См.: Цеханская К. В. Пейотизм – современная религия североамериканских индейцев //Религии мира. История и современность //Ежегодник. 1987. М., 1989. С. 95.

. При этом автор ссылается на авторитет зарубежных ученых Д. Аберле, Дж. Слоткина, П. Гербера, не относящих (по субъективному опыту психотехнической практики) мескалин к наркотическим веществам22

Там же. С. 100.

. Окончательный же вывод сводится к тому, что потребление этого психоделика "в определенной степени способствует росту национального самосознания, сохранению культурного наследия и тем самым укреплению паниндейских тенденций, сплочению сил, находящихся в оппозиции к господствующей в США системе национального угнетения (!)..."23

Цеханскм К. В. Пейотизм – современная религия североамериканских индейцев //Религии мира. История и современность //Ежегодник. 1987. М., 1989. С. 105.

. Комментировать подобную идею о пользе употребления наркотиков в качестве средства национально-освободительной борьбы, согласитесь, не требуется. Укажем лишь на возможную связь этой идеи с концепцией "психоделической революции", обернувшейся духовным крахом для достаточно широких слоев западной молодежи: "безвредные" психоделики, не спеша, увели таких "борцов за справедливость" в болото наркомании. Надо также отметить, что мескалин запрещен для применения людям и не подлежит включению в рецептурные справочники и учебные пособия. Нельзя не упомянуть и о том, что, согласно исследованиям древних культур, сообщества, не перешагнувшие в своей эволюции этапа бытовой наркомании, обречены на генетическое вымирание.

Должно вызывать обоснованную тревогу и бездумная пропаганда в средствах массовой информации (последнее время – рекламу бурно развивающегося кооперативного движения), медитативной практики, истоки которой, как известно, уходят в древнюю медицину и религию пранародов планеты. Высказанная здесь точка зрения базируется на предупреждениях самих основателей этих религий, того же чань-(дзен-) буддизма, что требует дополнительного пояснения.

Известно, что искусственное возбуждение ассоциативной активности правого полушария головного мозга, т. е. достижение состояния "сатори", осуществляется за счет насильственного (психотехнического) отключения левого полушария, отвечающего за логику восприятия событий. Дело в том, что, в отличие от правого, левое полушарие мозга человека развивается лишь в процессе социально-культурного воздействия на индивида извне. То есть, способность личности жить в обществе связана со взаимодействием регуляции поведения левым и правым полушариями. Психотехнические средства и приемы позволяют "путешественнику" возвратиться к "нулевому" состоянию мозга, адекватному ступени внутриутробного развития плода, когда мозг зародыша, да и новорожденного – информационно чист. Наркотические вещества делают это быстро, поскольку они являются химическими ингредиентами, вступающими в центральной нервной системе (ЦНС) в контакт с родственными им по составу материальными структурами мозга24

См., например: Майский А. И., Ведерникова Н. Н., Шошина С. В. Генетический контроль организма к наркотикам и алкоголю //Труды ин-та (2-й Моск. мед. ин-т). Сер.: Биология. М., 1979. Т. 129. Вып. 3. С. 38– 39; Майский А.И., Ведерникова Н.Н., Чистяков В.В. Биологические аспекты наркомании. М., 1982.

. Психотехнические приемы другого порядка, позволяющие достигать медитацию не за счет наркотиков, а за счет внутриорганизменных, пока плохо изученных процессов химического же содержания, требуют долгих интеллектуальных усилий, которые выдерживает не каждый "философ-путешественник"25

См.: Калачев Б. Ф. Наркомания... без наркотиков //НТР Проблемы и решения // Бюллетень всесоюзного общества "Знание". 1989. № 19. С. 1,3.

.

Снятие душевного, дискомфорта за счет субъективного ощущения "благости" (ведь отключение левого полушария на какой-то период стирает и собственное "Я" с возникновением ложного чувства "вечности", соприкосновения с Космосом, Буддой и пр.) наполняется гаммой размытой, ассоциативной информации из правого полушария мозга. И если наркотики "будят" психосоматическую энергию только на период химического взаимодействия "наркотики – мозг" (реальное время), то психотехнические приемы, построенные на других принципах достижения "сатори", как бы аккумулируют ее в фазе медитатирования, высвобождая затем накопленную энергию в ЦНС, что дает человеку прилив бодрости после медитации. Однако как в первом, так и во втором случае психологическая релаксация достигается искусственными средствами, необратимо изменяющими функционирование ЦНС. Ведь "стирание" собственного, социально взрощенного "Я" не может быть полезно для человека как существа общественного.

Интенсивное увлечение медитацией, этой "духовной" или "интеллектуальной" наркоманией, приводит к "необратимым изменениям в самоидентификации"26

Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М., 1987. С. 75.

. Известный Е. С. Штейнеру отсчет жертв медитативной наркомании начинается с Янь Юаня – ученика Конфуция.

В других исторических источниках называется достаточно много случаев, когда погружение в медитацию делало из человека не "просветленного", а "счастливого идиота", шизофреника27

См.: Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С. 112.

. Из истории дошло до нас и название такого заболевания, как "чань-бин" (кит.) или "дзэм-бё" (япон.) – "чаньская (дзенская) болезнь".

В современных условиях ей наиболее подвержены люди с неуравновешенной психикой. Особенно опасно это заболевание, когда пренебрегают необходимостью консультаций у опытного врача-психиатра относительно состояния своего психического здоровья, пытаются овладеть психотехникой самостоятельно.

Описание недуга от непрестанного медитатирования с целью достижения эйфории довольно схоже по своим критериям с психической зависимостью при течении классических видов наркоманий. Так, первоначальные инъекции наркотика в лечебных целях при последующем его назначении, а тем более при "самоназначении" способны, в конечном счете, поставить человека в полную зависимость от него. То же самое происходит, когда практика индивидуального и коллективного аутотренинга организуется вне условий клиник и диспансеров и без надзора специалистов.

В 1987 году в нашей стране выявлено 571 тыс. человек с впервые установленным диагнозом психического расстройства. Распространенность данной группы заболеваний, например, в Москве составила 30-40 человек на 1 тысячу28

См.: Откровенно о важном //Аргументы и факты. 1987. № 10-11.

. В том же году число самоубийств достигло 55 тыс. случаев (в Москве-1275 человек), из которых 25-27% были людьми практически здоровыми29

См.: Амбрумова А. Г. Когда психологический кризис ведет к самоубийству //Твое здоровье. Вып. 1. М., 1989. № 3. С. 31.

.

Нельзя не принимать во внимание и того, что общее количество граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума, возросло до 40 млн. человек. В ближайшие годы не более 22 млн. человек из этой категории лиц имеют шансы повысить свое благосостояние30

См.: Рыжков Н. И. О программе предстоящей деятельности правительства СССР //Правда. 1989. 8 июня. С. 2.

.

Таким образом, имеются две большие группы членов общества (частично совпадающие), в среде которых повышен риск социально нежелательных действий, связанных с поиском выхода из психологически или статусно неблагоприятного состояния. И, поскольку далеко не все находят со стороны родных, близких, окружающих, социальной и медицинской служб и пр. необходимую поддержку и помощь, вероятность (в масштабах страны) наступления негативных последствий от рецидивов самообучения мистицизму (по журнальным и газетным рекомендациям с помощью лжеспециалистов различного толка – "учителей", "гуру", в том числе влившихся в кооперативное движение) несомненно, возрастает.

В этой связи нельзя оставить без внимания откровенные высказывания лидера московских кришнаитов в Центральном доме научного атеизма (конец мая 1989 года) на встрече с религиоведами. По его убеждению, практически во всех регионах Советского Союза созрели условия для становления и развития нетрадиционных религий. Отсюда можно спрогнозировать, что разрушение личности будет происходить не только путем приема одурманивающих средств, – здесь правомерно призвать на помощь закон, – а на выработке такого же эффекта методами психотехники внутри себя, в самой ЦНС.

Мне представляется, что теоретически вероятно даже создание доступных широкой практике методов экспертного выявления в организме "интеллектуальных" наркоманов тех химических соединений, которые одуряюще влияют на их психику, например, с помощью фиксации степени ослабления двигательно-чувствительной функции вестибулярного нерва в результате воздействия на него "внутренних" галлюциногенов. Научная доказанность такой возможности способствовала бы сближению правовой оценки "обычной" и "интеллектуальной" наркомании. Конечно, пока это только абстрактная точка зрения, хотя, наверное, ее комплексное обсуждение биологами, психологами, наркологами, психиатрами, юристами и другими специалистами могло бы принести определенную пользу.

Каковы типичные этапы развития нетрадиционных религиозных культов? Для ответа на этот вопрос удобнее, прежде всего, обратиться к динамике развития таких общин (сект) мистиков.

Первоначально в обществе появляется небольшая группа людей, в силу различных обстоятельств принявших на веру постулаты уже сформировавшегося в других странах нетрадиционного религиозного учения. Эта группа затем активно ищет таких людей, взгляды которых совпадают с их платформой или обусловливают их податливость соответствующему "обучению" – этап зарождения. После этого такая община фиксирует свое существование путем организации первого ашрама (помещения для отправления культовых обрядов иного названия) – этап становления. Этим этапам развития могут сопутствовать: нелегальное существование секты (например, как это имело место до мая 1988 года с кришнаитами, а ныне – с сектами "Дети бога", "Общества трансцендентальной медитации", "Объединенная церковь", последователи Муна и др.), установление контактов с зарубежными общинами и получение от них материальной помощи (такая помощь оказывается сейчас тем же кришнаитам). При этом не исключаются и попытки "спонсоров" из-за рубежа использовать налаживаемые связи для целей, не имеющих ничего общего с религиозными. Например, в конце 1987 года органы милиции изъяли у адептов московского филиала международной секты "Дети бога" целый набор антисоветской литературы31

О чем молчит "Иван" //Комсомольская правда. 1988. 8 янв.

.

Третий этап развития общины (секты) заключается в интенсивном расширении масштабов и географии ее деятельности за счет усиления пропаганды своих идей и активного вовлечения новых членов; укреплении финансовой базы (продажа атрибутики и литературы по высоким ценам, сборы пожертвований и др.); во включении в общественную жизнь страны и в выходе на международную арену. На этом этапе возрастает вероятность противоправных действий со стороны энергично утверждающих себя лидеров общины (секты). К слову, в ФРГ деятельность секты кришнаитов была запрещена за хранение в ашраме оружия. Из США выслали "святого" Бхагвана Шри Раджниш, так как в созданном им и его сторонниками "городе" сотрудники ФБР также обнаружили склады оружия и лаборатории по производству наркотиков, которые регулярно давали в пищу сектантам32

См.: Привалов К. Секты: досье страха. М., 1987. С. 43, 142.

.

Отечественная практика кришнаитов пока имеет (по состоянию на лето 1989 года) завершенный первый и заканчивающийся второй этап их развития. При этом наивно пытаться возводить барьер между нашими мистиками и их зарубежными собратьями. В процессе эволюции подобных групп нельзя дробить общие закономерности их зарождения, становления и дальнейшего развития (естественно, учитывая при этом различия, вытекающие из социальных условий функционирования), да и деление их на "капиталистические", "социалистические" или "стран третьего мира" не всегда бесспорно. Известно, что в ряде стран (США, ФРГ, Франция и др.) родители объединяются даже в комитеты по спасению своих детей от влияния проповедников внутренней "свободы", возникла там и новая профессия – "депрограмматор" – т.е. специалист-психиатр, осуществляющий переубеждение молодых людей, вырванных родственниками из объятий "гуру". Нужно ли нам дожидаться заранее предсказанных результатов? Можем ли мы допустить подавление воли индивида (особенно у детей – членов общины) путем преднамеренной духовной и физической его изоляции от общества? Вправе ли мы мириться с подстрекательством к экстремистским выходкам, с фактами понуждения собирать подаяния и т. п.? Думаю, что нет!

Серьезного правового анализа требует участие общин сторонников внеконфессиональных культов в производственно-трудовых процессах – создании кооперативов, печатании и распространении литературы религиозного содержания. Здесь, кстати, встает и вопрос о предупреждении эксплуатации труда членов общины ее лидерами в целях личного обогащения. Практика деятельности нетрадиционных религиозных группировок на Западе дает много примеров такой эксплуатации.

Важен вопрос об охране здоровья членов общины (секты) в связи с некоторыми обрядами, сбережения нравственной чистоты молодых людей, разумеется, не в пуританском смысле последних слов. Так, психотехническая практика у "Детей бога" осуществляется через сексуальные ритуалы, а у кришнаитов – путем одуряющего повторения мантр (почитатель Кришны обязан ежедневно продекламировать (пропеть) ему молитву, перебирая 108 четок не менее 16 "кругов" или 1728 раз произнести однотипную хвалу "царству бога"), в других общинах– иным путем33

См., например: Diwakar R. R. Some States of consciousness. Bombey, 1970, Satyananda Saraswati Swami. Meditations. Mongir, 1977.

.

В заключение хотелось бы привести ответ известного американского фантаста А. Азимова на вопрос, что его раздражает в мистицизме: "То же самое, что меня раздражает в жуликах. Они продают фальшивые акции, а себе в карман кладут настоящие деньги... Если бы человеку давали возможность расширять круг своих познаний о Вселенной, он не бросался бы столь безрассудно в мистицизм"34

Литературная газета. 1989. № 19. С. 6.

. Трудно не согласиться с А. Азимовым, так как опрос, проведенный в США Национальным фондом науки, показал, что 21% американцев полагают, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Из 72% правильно ответивших на вопрос, разрешенный еще свыше 450 лет назад Коперником, 45% знают, что один оборот Земли, вокруг светила занимает год, а 17% думают, что Земля успевает обойти вокруг Солнца за день, в то время как 2%-за месяц. Так и не смогли указать продолжительность оборота планет 9% респондентов35

Наука и жизнь. 1989. №5. С. 74.

. Проводились ли подобные исследования в СССР?

Несомненно, новые тенденции к "богоискательству", обнаруженные в молодежной среде в столь ответственный для нашей страны период времени, требуют исследований, освещения и оценки со стороны специалистов. В том числе в плане развития системы правовой охраны физического и нравственного здоровья молодежи, ее международной разработки на уровне компетенции ООН; определения задач, приоритетов, форм, пределов вмешательства государства в эту сферу. Необходимо также спроектировать и наладить систему оказания населению психологической и психиатрической помощи через сеть поликлиник, диспансеров, телефонов доверия и т. д.; пора решить, наконец, вопрос о допустимости использования форм кооперации для прикрытия эксплуатации народного труда (особенно детского) и антисоциальных видов деятельности отдельных общин. Большой интерес представляли бы фундаментальные работы по изучению мозга: какие химические процессы приводят сознание человека в медитативное состояние; идентичны ли по механизму своего воздействия на ЦНС психоделики и психотехнические приемы; нарушает ли интенсивная медитативная практика обмен веществ в организме так же, как и наркотики, либо речь идет о биопсихологических явлениях разного порядка? 

Калачев Б. Ф. Источники информации о психотехнике в молодежных группах // По неписаным законам улицы... – М.: Юрид. лит., 1991. С. 186-202 (336 с).

Калачев Борис Федорович
кандидат юридических наук, член Российского философского общества

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования