Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"О состоянии работы государственных и общественных организаций по противодействию наркомании в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях"

11 декабря 2003

Вашему вниманию предлагается текст решения Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Окружной антинаркотической комиссии), очередное заседание которой состоялось 18 ноября 2003 года в г. Санкт-Петербурге и было посвящено весьма актуальному вопросу – деятельности государственных и общественных организаций по противодействию наркомании в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях.

В настоящее время наркоситуация в России продолжает осложняться. Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими превратились в одну из глобальных проблем для многих стран мира, в том числе и для России. Заметно расширился спрос на наркотики. К их употреблению приобщились сотни тысяч людей и, прежде всего, молодежь.

Немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ за последние десять лет выросло более чем в 10 раз и продолжает увеличиваться. Если в среднем по России оценочное число наркопотребителей составляет примерно 2,0% от численности населения, то в Северо-Западном федеральном округе, по экспертным оценкам, эта цифра составляет 3,4%. Наибольшее распространение наркомании наблюдается в Санкт-Петербурге, Мурманской и Калининградской областях.В распространении наркомании отчетливо выделяется тенденция стремительного омоложения наркозависимых, приобщение к употреблению наркотиков подростков и детей.

Основная цель антинаркотической профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ. Приоритет профилактической деятельности в современных условиях переносится в образовательную среду. Необходимым фактором в достижении результатов в противодействии наркозависимости, является организация системы профессиональной подготовки специалистов в области профилактики наркомании.

Работа государственных и общественных организаций по противодействию наркомании в общеобразовательных, спортивных и досуговых учреждениях главным образом ведется в рамках целевых региональных программ по противодействию наркомании, однако такая программа отсутствует в Республике Коми, а в Ленинградской области эта работа ведется в рамках других программ.

Профилактическая работа в образовательных учреждениях всех типов и видов осуществляется в рамках учебных программ, спецкурсов и факультативов, направленных на повышение общей культуры учащихся, их родителей и педагогических работников.

С целью повышения эффективности антинаркотической работы в Северо-Западном федеральном округе в ряде региональных ВУЗов и педагогических колледжей организовано обучение и повышение квалификации педагогических кадров. В Санкт-Петербургском Государственном университете, Российском Государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском государственном техническом университете, Санкт-Петербургском морском техническом университете, Поморском государственном университете, Архангельском, Котласском, Каргопольском колледжах введены спецкурсы по вопросам профилактики наркомании. Принимаются меры по увеличению в образовательных учреждениях Северо-Западного федерального округа штата психологов, педагогов-организаторов, других специалистов, обеспечивающих воспитательно-реабилитационный процесс.

Серьезную роль в организации профилактической работы органы управления образованием регионов Северо-Западного федерального округа отводят образовательным, досуговым и оздоровительным учреждениям, учреждениям, способствующим развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи. Следует отметить, недостаточность количества детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, в том числе клубов по месту жительства. В сложившихся условиях необходимо принятие мер по обеспечению доступности организованного досуга детей на базе школ и учреждений культуры.

Несмотря на проведение большого комплекса антинаркотических мероприятий в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях Комитетами образования субъектов Российской Федерации, настораживает значительный рост числа выпускников школ, не подлежащих призыву на военную службу по причине наркомании и алкоголизма.Так, военными комиссариатами в г. Санкт-Петербурге в ходе весеннего призыва 2003года вновь выявлено 306 человек, которые не подлежат призыву в армию. По этой же причине в Ленинградской области не подлежит призыву 310 человек.

Данные факты свидетельствует о степени пораженности общеобразовательных школ наркоманией, о низком качестве профилактической работы, проводимой районными комитетами образования.

Причинами сложившегося положения являются:

  • не заинтересованность руководителей образовательных учреждений в выявлении учащихся, употребляющих наркотики и их стремление скрыть факты наркомании в своих учебных заведениях, что способствует ее дальнейшему распространению;

  • низкое качество медицинского обследования, отсутствие эффективных методов диагностики и недостаточное выделение денежных средств на приобретение современных тестов для определения наркотических веществ в организме;

  • недостаток финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической и психолого-педагогической работы.

Правоохранительными органами Северо-Западного федерального округа проводится комплекс специальных мер, направленных на предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, устранение причин и условий неправомерного поведения, на обеспечение общественного порядка в образовательных, спортивных и культурно-досуговых учреждениях. Работа в этом направлении проводится в постоянном взаимодействии с работниками образования, культуры, социальной сферы, наркологами. Осуществляется обмен информацией, правовое информирование учащейся молодежи, родителей, совместные профилактические мероприятия в местах проведения досуга молодежи и при проведении отдельных массовых мероприятий, на территории учебных учреждений, в общественных местах, на улице.

Несмотря на особое внимание со стороны органов государственной власти к данной сфере, можно констатировать отсутствие единой концепции профилактики наркомании в Северо-Западном федеральном округе. Как следствие этого, в большинстве образовательных учреждений отсутствует комплексная система антинаркотической работы, ответственность в лучшем случае возлагается на отдельных работников и педагогов (школьного врача и психолога).

Уделяя должное внимание теме досуга детей и молодежи, в определенной степени преграждается путь подростковой преступности. В этом плане назрела необходимость усиления уголовно-правовых мер, устанавливающих ответственность за нравственное растление несовершеннолетних (ст.151 УК РФ "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий").

Важная роль в профилактической работе принадлежит средствам массовой информации. Можно отметить, что СМИ Северо-Запада изменили подход к наркомании, увеличили число публикаций информационной поддержки различных антинаркотических акций. Вместе с тем, в отдельных средствах массовой информации имеют место публикации, которые можно расценивать, как скрытую пропаганду наркотиков и соответствующего образа жизни. В связи с этим необходима координация и консолидация действий между сотрудниками Госнаркоконтроля и других правоохранительных органов с Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по полной реализации решений Окружной антинаркотической комиссии от 14.11.2002г. №2 и от 07.05.2003г. №3.

На основании вышеизложенного Окружная антинаркотическая комиссия решила:

1. Принять к сведению доклад начальника Главного управления Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу Воронина В.Г., содоклад Представителя Минздрава Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Шаброва А.В., выступление и.о. начальника федерального управления Минюста России по Северо-Западному федеральному округу Бастрыкина А.И. и выступления участников заседания.

2. Главному Управлению Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу (Воронин В.Г.):

2.1. Разработать и представить на рассмотрение ОАК систему организации профилактической работы в Северо-Западном федеральном округе. (Срок до февраля 2004 года).

2.2. Совместно с Отделом Генпрокуратуры России в Северо-Западном федеральном округе (Логунов О.В.) проверить целевое использование финансовых средств, выделяемых в рамках антинаркотических программ субъектов Российской Федерации в 2003 году и проанализировать исполнение целевых антинаркотических программ, обратив особое внимание на выполнение мероприятий по профилактике наркомании в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях. О результатах проделанной работы доложить на очередном заседании ОАК. (Срок до февраля 2004 года).

2.3. Совместно с федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Бастрыкин А.И.) и Отделом Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Логунов О.В.) подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство:в ст.151 УК РФ в части усиления мер ответственности за нравственное растление несовершеннолетних;в ст.228 УК РФ в части изменения примечания к статье, где говорится о не привлечении к ответственности лиц, добровольно выдавших наркотические средства;в ст.230 УК РФ в части усиления мер ответственности за склонение к потреблению наркотических средств.

(Срок до февраля 2004 года).

3. Управлению по работе с органами власти субъектов Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Аграшенков А.В.):

3.1. Довести до сведения руководителей органов власти субъектов Российской Федерации настоящее решение.

3.2. Рекомендовать руководителям органов власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа:

3.2.1. Включить руководителей территориальных Управлений Госнаркоконтроля России Северо-Западного федерального округа в состав Межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами и их незаконному обороту в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, в качестве заместителей председателя Комиссии.

3.2.2. Включить в состав основных исполнителей целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа территориальные органы Госнаркоконтроля России.

3.2.3. Рассмотреть на заседаниях межведомственных комиссий по противодействию наркомании вопрос о "О состоянии работы государственных и общественных организаций по противодействию наркомании в образовательных, спортивных и досуговых учреждениях" и принять конкретные профилактические меры.

3.2.4. Принять специальный нормативный акт, предусматривающий лишение лицензий и закрытие развлекательных и досуговых учреждений при обнаружении фактов распространения и употребления в них наркотических средств.

3.2.5. Для подготовки специалистов по организации антинаркотической работы, рассмотреть вопрос о целевом направлении своих представителей на учебу в 2004 году в Санкт-Петербургский Государственный Университет (философский факультет, специальность – наркоконфликтология), с целью их дальнейшей работы в аппаратах администраций субъектов Российской Федерации.

3.2.6. Принять исчерпывающие меры по выявлению фактов наркомании в учебных заведениях, предусмотрев стимулирование руководителей и педагогических коллективов учебных заведений, активно проводящих антинаркотическую профилактику.

3.2.7. Изучить передовой опыт по предупреждению наркомании в Мурманской области для его распространения на территории округа.

3.3. Рекомендовать Главе Республики Коми и Губернатору Ленинградской области принять целевые антинаркотические программы.

3.4. Обратить внимание руководителя Северо-Западного окружного межрегионального территориального управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В.) на необходимость принятия мер по выполнению Решений Окружной антинаркотической комиссии от 7 мая 2003 года № 3 и от 14 ноября 2002 года № 2;

4. Представительству Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе (Шабров А.В.) совместно с Главным управлением Госнаркоконтроля России по Северо-Западному федеральному округу провести анализ имеющихся методов диагностики наркомании и представить предложения по внедрению в систему ежегодных медицинских осмотров в учебных заведениях наиболее эффективных методов выявления лиц, употребляющих наркотики. (Срок до февраля 2004 года).

Председатель комиссии
И. КЛЕБАНОВ

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования