Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Профилактика наркозависимости в условиях деятельности выездных студенческих отрядов

12 февраля 2007 :: О. Л. Быстрова, Т. З. Биктимиров, П. В. Прохоров, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних при Ульяновском государственном университете

Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивость, способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, профессиональной группе работающей с молодежью обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе взаимодействия, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Как показывают результаты исследований, возраст приобщения к употреблению психоактивных веществ приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в вузе. Поэтому школьные психологи и педагоги оказываются вынужденными проводить первичную профилактику злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими веществами. И наиболее адекватной и приемлемой в такой работе является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употреблении наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно не реально. Поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики в условиях образовательной среды следует рассматривать создание системы позитивной профилактики.

Одной из систем комплексного предупреждения наркомании в студенческой среде являются условия студенческих выездных строительных отрядов. При формировании отрядов волонтерами на первом этапе проводится опрос для выявления отношения студенческой молодежи к психоактивным веществам. По полученным данным его можно охарактеризовать как лояльное, толерантное или нейтрально-безразличное. Только 2% молодых людей обеспокоены проблемой наркомании. Очень часто студенты легкомысленно допускают для себя возможность пробы того или иного наркотика, считая, что в этом нет ничего опасного.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства студентов превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Студенты на первое место ставят такую причину, как неумение студентов занять и организовать себя (42% из опрошенных), примерно одинаковое количество респондентов отмечают также отсутствие возможности самореализации в чем-то ином (24,6%), доступность наркотиков (23,8%), отсутствие жизненной перспективы (21,2%) и молодежную субкультуру (20,5%). Затем уже следуют такие причины, как проблемы взаимоотношений со сверстниками (11,4%), жизненная неустроенность (10,2%), и на последнем месте стоит проблема взаимоотношений в семье (8,7%). (А. В. Пономарев, Е. В. Осипчукова, 2000).

Именно студенческие строительные отряды (ССО) могут стать существенной мерой в профилактике наркозависимости и депрессивных симптомов в студенческой среде, так как при организации ССО ликвидируется ряд явлений, относимых к факторам риска, о которых уже говорилось: неумение студентов занять и организовать себя; отсутствие возможности самореализации; доступность наркотиков; отсутствие жизненной перспективы; проблемы взаимоотношений со сверстниками; жизненная неустроенность.

Таким образом, деятельность студенческих отрядов становится более эффективной при вовлечении в нее волонтеров и акценте на профилактику наркозависимости – своим участием в строительных отрядах студенты не только решают личные психологические проблемы (недостаток общения, невостребованность и т.д.), но и приобщаются к трудовой деятельности и проведению профилактических мероприятий (групповых занятий, тренингов и психологических игр). Кроме того, эти студенты, естественно, сами становятся объектами профилактического воздействия.

Создание ССО в вузе проходит в три этапа: организационный, отбор и подготовка членов ССО, реализация программы деятельности ССО.

Организационный этап включает в себя: подготовку нормативной базы для создания в вузе ССО, налаживание межведомственного взаимодействия, поиск Штабом ССО работодателей и заключение с ними контрактов на выполнение различных работ. В это же время должно быть произведено заключение договоров с ссузами на проведение обучающих курсов для членов ССО.

Этап отбора и подготовки членов ССО включает в себя: информирование студентов о создании в вузе ССО (это может быть рекламная кампания в рамках одного или нескольких учебных заведений); собеседование, анкетирование и тренинги проводятся для всех желающих вступить в ССО и призваны повысить навыки межличностного общения будущих членов ССО, сформировать в коллективе здоровый психолого-эмоциональный климат. На этом же этапе происходит отсев непригодных для участия в ССО по медицинским показаниям (отклонения в здоровье, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, психические отклонения); профподготовка производится в зависимости от предполагаемого фронта работ и осуществляется при ссузах (например, обучение по востребованным специальностям: вагоновожатые, педагоги-воспитатели, каменщики, маляры-штукатуры и т.д.). Помимо этого производится подготовка бригадиров с прохождением последними спецзанятий с психологами. По окончании обучения студенты получают разряды и осваивают правила техники безопасности.

Обучение волонтеров включает в себя прохождение практики в специализированных учреждениях (например, в УлГУ это Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних), прохождение под руководством специалистов психологов и наркологов групповых занятий и тренингов (например, лидерского курса "Менеджмент социальных проектов"), групповых дискуссий, просмотр тематических фильмов с их последующим обсуждением и т.д.

Этап реализации программы деятельности ССО помимо непосредственной производственной и хозяйственной деятельности отрядов, в течение этого этапа волонтерами осуществляется профилактическая работа (как в самих отрядах, так и среди местного населения), в которую входит проведение групповых занятий, тренингов и психологических игр. Волонтеры также занимаются организацией культурно-массовых (агитбригад, показа фильмов и их обсуждения, выпуском отрядных газет и информационных буклетов) и оздоровительных мероприятий.

В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных "круглых столов" и общих собраний членов ССО для анализа и подведения итогов работы.

После проведения организационного этапа, когда уже сформулированы основные нормативные положения, регулирующие деятельность ССО, сформирован Штаб, разработана и изготовлена символика отрядов, начинается набор студентов в отряды, то есть второй этап.

Первым мероприятием после подачи студентом заявления на принятие его в отряд является медосмотр, в ходе которого должно быть выяснено, нет ли противопоказаний для физического труда по состоянию здоровья, нет ли злоупотребления алкоголем и наркотическим веществами (последнее достаточно легко определить с помощью специальных экспресс-тестов на содержание подобных веществ в моче обследуемого).

Следующим шагом становится анкетирование студента на восприятие им группы, линию поведения в конфликтных ситуациях, владение навыками межличностного общения.

Отбор студентов в волонтеры происходит по той же схеме, что и в ССО, с той лишь разницей, что в течение года волонтеры должны пройти программу специального обучения под руководством квалифицированных специалистов: психологов, наркологов, работников профильных учреждений (СПИД-центров, наркодиспансеров, вендиспансеров и т.д.). Такое обучение становится возможным при вузе, если есть специализированная структура, занимающаяся такими вопросами (профилактики и реабилитации) и способная объединить усилия широкого круга профессионалов для подготовки волонтеров.

В течение обучения используются следующие методы: групповая работа; тренинг поведения; когнитивная модификация и терапия; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы; лекции; ролевые игры; психогимнастика; психодрама; элементы индивидуальной и групповой психотерапии; круглые столы; совещания; супервизия; проведение методических занятий с супервизорами.

Важно отметить, что всеми вышеперечисленными методами к концу обучения должны овладеть волонтеры, чтобы суметь применить их в дальнейшей работе и, в частности, в работе с членами ССО.

Помимо блока тренингов, игр волонтеры ведут еще несколько направлений профилактической работы в ССО: организация и проведение культурно-массовых мероприятий; проведение оздоровительных мероприятий.

В культурно-массовой работе волонтеры занимаются написанием сценариев мероприятий (агитбригады, акции, праздники) и отвечают за их профилактическую направленность.

В оздоровительные мероприятия входят Дни Здоровья, спортивные игры, веселые старты, соревнования отрядов и бригад и т.д.

Все эти мероприятия способствуют скорейшему объединению студентов в полноценный трудовой коллектив (ССО), в рамках которого и силами которого появляется возможность ведения эффективной профилактической работы в вузе, образовательной среде региона.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования