Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Послесловие к круглому столу "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви"

16 июня 2008 :: Н. В. Каклюгин, координатор Круглого стола, врач-психиатр

15 декабря 2007 года в Национальном научном центре наркологии прошел форум с привлечением врачей психиатров и наркологов из ряда субъектов Российской Федерации, священнослужителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата и помогающих им светских специалистов, занимающихся в различных регионах России реабилитацией лиц с зависимым поведением, а также представителей средств массовой информации и сотрудников федеральных служб и ведомств, осуществляющих контроль за деятельностью религиозных и общественных организаций, работающих в сфере профилактики алкоголизации и наркотизации населения, реабилитации и ресоциализации алкоголь – и наркозависимых лиц.

Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей (председатель – д.м.н., проф. А. В. Недоступ), научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель Центра – д.м.н., иеромонах Анатолий (Берестов)), отделение наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (президент Академии – В. Г. Шевченко), Национальный научный центр наркологии Росздрава (директор – Н. Н. Иванец).

За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей некогда предметом узкой области медицины – психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. В употребление наркотических средств и психотропных препаратов сегодня вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Это наносит непоправимый ущерб их психическому и телесному здоровью, а значит, и всему российскому государству в целом. Наркомания – это рост преступности, смертельные передозировки, самоубийства, психозы, дорожно-транспортные происшествия и пр. Наиболее поражаемая часть населения – молодые люди 20-39-летнего возраста, являющиеся стратегическим демографическим ресурсом российского сообщества; в прошлом году они составляли 84,5% от общего контингента лиц, страдающих наркотической зависимостью. Сегодня в стране не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи хранения, употребления, сбыта или незаконного распространения наркотических средств или психотропных препаратов. Наркомания окончательно превратилась в общероссийскую проблему, несущую прямую угрозу национальной безопасности нашего государства. Известно, что каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13-15 чел., усложняя тем самым и без того напряженную ситуацию с распространением наркомании на территории Российской Федерации. В то же время слабо организовано медицинское и социальное сопровождение больных, прошедших курс лечения в наркологической клинике. Пациент после выписки из стационара попадает в ту же социальную среду и сталкивается с теми же социальными трудностями, которые когда-то привели его к потреблению наркотиков, что резко ухудшает шансы на обретение трезвости.

Как известно, основным средством предотвращения формирования социальной зависимости при эпизодическом потреблении любых наркотических и токсических веществ как важнейшего условия зависимого поведения является своевременное выявление и разрушение сформированной в процессе совместного потребления психоактивных веществ группы, для которой характерны данные формы девиантного (отличающегося от нормального) поведения. В таком случае необходимо разделить сформировавшееся в процессе злоупотребления наркотическими средствами и/или психотропными препаратами сообщество. С этой целью требуется изоляция всех его членов и проведение с ними лечебно-реабилитационной работы вне привычного асоциального окружения наркозависимыми лицами с выраженными психопатологическими проявлениями, обусловленными, как правило, длительным (больше года) периодом наркотизации. И в этих неблагоприятных условиях на протяжении последнего времени все острее встает вопрос о развитии реабилитационного звена в российской наркологии, приведения его в работоспособное состояние.

В России до настоящего времени получают огромную прибыль лишь коммерческие центры, пребывание в которых обходится родственникам попавших в наркотическую зависимость молодых людей в тысячи долларов. Эффективность при этом ненамного превосходит обычные государственные реабилитационные программы. Излечить наркомана и вернуть его в общество достаточно устойчивой и жизнеспособной личностью – дело длительное, затратное и при плохой организации этапности лечебно-реабилитационного процесса, слабом финансировании трудно выполнимое. Поэтому необходима государственная поддержка. К сожалению, ее пока нет. И будет ли в обозримом будущем, абсолютно непонятно. Что-то сделано, какие-то мероприятия запланированы и на этот год, но эти меры носят лишь локальный характер, глобальной системы профилактики и реабилитации так и не выстроено, этапность работы всех государственных и общественных структур не налажена, да и они в принципе пока совершенно не готовы к полноценной грамотной работе в данном направлении. Наиболее проблемным является кадровый вопрос и его методологическое обеспечение, как, впрочем, и финансирование новых концептуальных разработок по-прежнему оставляет желать лучшего.

На этом фоне в отсутствие должного контроля со стороны надзорных органов продолжают множиться откровенно шарлатанские, оккультные и "сектантские" центры. Информация о них и последствиях их деятельности практически закрыта для российского сообщества. Мало кто может с полной уверенностью сказать, чем там занимаются, что там происходит и как на самом деле обстоят дела в подобных учреждениях. Особенно преуспевают в открытии и пропаганде своих многочисленных центров "духовного восстановления и оздоровления" так называемые неопятидесятники и сайентологи, нашедшие поддержку у недобросовестных иностранных и отечественных политиков, депутатов, членов Общественной палаты РФ и их помощников, медицинских работников, журналистов и даже отдельных высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур. В то же время проблема с неопротестантскими (харизматическими) религиозными новообразованиями и психическими последствиями от пребывания в них вызывает сегодня профессиональный интерес у врачей-психиатров, наркологов, организаторов здравоохранения, а также некоторых ответственных представителей государственных служб и ведомств. Появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что постоянное посещение массовых собраний харизматических неопятидесятнических объединений, так называемых восхвалений Господа, может способствовать росту психической патологии у тех, кто принимает в них наиболее активное участие. Поведение членов подобных общин вследствие регулярного применения определенных практик и психотехник легко поддается контролю, эмоциональный фон со временем становится неустойчивым, нестабильным. Их разум наполняется идеями превосходства над окружающими людьми, категорически отвергающими предлагаемые подходы создателей новообразованного культа на пути к обретению трезвого образа жизни. Наряду со "Свидетелями Иеговы" подобные объединения являются самыми многочисленными и быстро растущими религиозными группировками в нашей стране, несмотря на разрушительные для человеческой психики технологии, используемые в процессе обработки сознания попавших к ним людей. По свидетельствам очевидцев, все они на своих собраниях используют религиозные практики, больше напоминающие массовое сумасшествие. Как заявляют их лидеры, главная цель неопятидесятнических объединений – "царство Божие на земле", где должны править "люди Божьи", т.е. руководители этих организаций. В подавляющем большинстве из них практикуется активное изымание материальных средств граждан в процессе проведения определенным образом подготовленных так называемых служений под предлогом оказания помощи деятельности подобным религиозным новообразованиям, в том числе входящим в их структуру реабилитационным общинам для нарко – и алкогользависимых лиц.

В чем же разрушительная сила подобных объединений, столь многообразно представленных сегодня на карте России? Чем они могут навредить человеку, пытающемуся полностью прекратить злоупотребление психоактивными веществами, какие методы для этого применяют?

Без сомнения, чтобы радикально изменить сознание индивидуума и создать ему новую личность, нужно установить тотальный психологический контроль над ним. Известно, что для этого необходимо контролировать его поведение, эмоции, мысли и поступающую к нему информацию. Каждая из этих форм контроля оказывает огромное влияние на человеческий мозг. Вместе они образуют тоталитарную паутину, при помощи которой можно манипулировать даже очень сильной личностью. Кстати, именно из самых сильных и получаются наиболее преданные и работящие члены секты.

Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Федор Викторович Кондратьев, ведущий российский научный эксперт в этой области, в своем докладе более подробно остановился на этих вопросах. Он пояснил, что деструктивные культы – это такие группы и организации, которые в своей практике используют крайние и неэтичные техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой. О последних и шла речь на этом, безусловно, очень значимом и полезном для специалистов, работающих в сфере наркологии, мероприятии.

Нередко близкие родственники пытаются вернуть в свои семьи молодых людей, освободившихся от страсти алкоголизма или наркомании, но при этом неожиданно фанатично уверовавших в силу духа новоявленных пророков и представителей нетрадиционных религий. Дальнейшее пребывание в таких религиозных культах современности, все чаще именуемых сегодня общественными организациями, способствует развитию невротической мании преследования, навязчивых мыслей о скором "конце Света", вплоть до проявлений острого психотического состояния. Это, в конце концов, может привести к вспышкам необоснованной агрессии даже по отношению к семейному кругу, не способному собственными силами изменить сформировавшееся парадоксальное мировоззрение, не говоря уже о посторонних лицах, пытающихся разъяснить опасность длительного пребывания в подобных закрытых от внешнего мира группах единомышленников. Неизбежное нарастание конфликта с внешним миром, отказывающимся серьезно воспринимать сомнительные утверждения адептов многоликих религиозных новообразований современности, может спровоцировать у них появление навязчивых мыслей о самоубийстве, вплоть до их реализации.

Безусловно, подобные организованные группы, позиционирующие себя как простые терапевтические сообщества, способны нанести серьезный ущерб демографическому потенциалу нашей страны, уводя русский и другие народы, населяющие Россию, в сторону от полноценной социально активной жизненной позиции, замыкая их в узком кругу единомышленников, не способных адекватно оценивать происходящие вокруг события. Обретенная трезвость в таком случае обеспечивается механизмами, не совместимыми с пониманием здорового образа жизни. В частности, речь идет о таких организациях, зарегистрированных в России и Ближнем Зарубежье, как: "Новое поколение", "Новая жизнь", "Слово жизни", "Источник жизни", "Дерево жизни", "Жизнь Победы", "Жизнь и Свет", "Живое слово", "Живая вода", "Слово веры", "Дело веры", "Благая весть", "Свет пробуждения", "Свет правды", "Посольство Божие", "Царство Божие", "Церковь Божья", "Церковь Бога Живого", "Церковь Иисуса Христа", "Церковь Христа Спасителя", "Церковь прославления", "Церковь на камне", "Церковь Завета", "Христианский центр", "Победа", "Дом Евангелия", "Роса", "Скала", "На Мурмане", "Вифания", "Благодать", "Жатва мира", "Виноградник", "Союз Христиан", "Благая Весть", "Часовня на Голгофе", "Краеугольный камень", "Сыны Громовы", различные "церкви полного Евангелия", благотворительный фонд "Возрождение", международное служение на Юге России "Исход" и некоторых других. Перечислить их в полном объеме не представляется возможным, поскольку в случае возникновения каких-либо проблем с государственными надзорными органами или местными жителями они быстро меняют свое название и место дислокации. В последнее время их представители стали умело маскироваться, категорически отрицая свою причастность к неопятидесятническому движению.

В целях сокрытия своей конфессиональной принадлежности и, соответственно, методологии освобождения от наркотической зависимости, которую можно коротко обозначить термином перезависимость, представители подобных тоталитарных культов предпочитают называть себя общественными организациями. Кстати, именно из-за рубежа, а именно Соединенных Штатов Америки, и прибыли на территорию Российской Федерации первые пасторы, пропагандирующие такую достаточно специфическую методологию освобождения от пристрастия к приему наркотических средств и психотропных препаратов. Из каких соображений местные руководители вышеупомянутого "Нового Поколения" и других подобных ей общин в последнее время стараются скрыть свое истинное религиозное содержание под личиной общественной организации, остается только догадываться. И это уже не единичные случаи. Например, белгородская региональная общественная организация "Центр здоровой молодежи" на самом деле является филиалом неопятидесятнической религиозной организации "Твоя перемога (Твоя победа)", расположенной на Украине, но, тем не менее, открыто продолжает свою вербовочную деятельность, прикрываясь желанием на бескорыстной основе помогать лицам с наркотической зависимостью обрести трезвую жизнь.

Не менее тревожным сигналом для присутствовавших на круглом столе специалистов из правоохранительных органов, медицинских служб и представителей Русской Православной Церкви является активизация в субъектах Российской Федерации деятельности региональных общественных организаций "Нарконон", являющихся одним из подразделений так называемой "Церкви сайентологии", наряду с образовательными центрами дианетики, "Кримино-ном", институтом так называемых добровольных служителей и прочими вариантами своей структуры, распространяющими известную уже многим деструктивную идеологию по всей стране. Персонал частных сайентологических учреждений с помощью специально разработанных программ изменения личности под видом избавления от наркотической зависимости или ее профилактики продолжает заниматься подавлением воли пациентов и превращением их в управляемых безвольных людей, не способных впоследствии на полноценную здоровую жизнедеятельность в обществе вне сайентологической группы. В то же время, после соответствующей глубокой проработки сознания пришедших к ним людей, стремящихся освободиться от пристрастия к наркотическим веществам, руководители подобных проектов полностью подчиняют наших сограждан своей воле и управляют всей их жизнью. При этом стоимость такого рода услуг чрезвычайно высока. Вместе с тем, во многих странах мира на протяжении десятков лет сайентологические организации, функционирующие в соответствии с учением американского "проповедника" Лафайета Рона Хаббарда, внесены в особый список и признаны одними из самых опасных для современного общества тоталитарных деструктивных культов. Однако в нашей стране они спокойно продолжают свою вербовочную работу, прикрываясь, в том числе, фальшивой и, более того, опасной для здоровья методикой избавления от наркотической зависимости. "Центр по улучшению жизни" – одно из последних не соответствующих истине названий секты сайентологов.

Напомню, что в отличие от обычных организаций, где у каждого человека есть выбор уйти или остаться, в деструктивном тоталитарном культе законных оснований для выхода нет. Членам такой группы постоянно внушают, что на уход из секты толкает только слабость духа, незрелость, глупость, невменяемость, искушение, промывание мозгов, гордыня, нетерпимость, греховность и так далее. И если все же человек покидает группу раньше установленного ему срока, чувство вины и стыда за невыполнение обязательств, данных им, как ему кажется, самому Богу в лице лидеров неопятидесятнической группы, чаще всего приводит его к погибели. Нормальные же, не деструктивные группы относятся к своим членам как к взрослым людям, которые могут сами решать, что для них хорошо, а что – плохо. И хотя любая организация стремится поддерживать целостность своих рядов, "добропорядочные" группы не делают этого посредством внушения своим членам чувства страха или вины. Так поступают только деструктивные секты. Для воспитания конформизма и уступчивости членов группы они обучают всегда и во всем винить только себя. Им помогают ощутить историческую вину, личную вину, вину за совершение первородного греха, социальную вину, вину перед группой, перед руководством. Они всегда виноваты в том, что "не сделали", "не справились", "не смогли", "не предусмотрели", "не так подумали" и т.д. Они настолько приучены винить себя во всех грехах, что с благодарностью реагируют на критику лидера в их адрес. В таких условиях об обретении здоровой трезвости говорить не приходится. По сути это уже не химическая зависимость, а ее трансформация в выраженную психологическую зависимость, от группы и применяемых ею религиозных практик, использующих, кстати, элементы нейролингвистического программирования, что еще больше осложняет обратный выход в окружающий социум после окончания курса реабилитации.

Отдельно на заседании круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви" его участниками было отмечено, что в последнее время в научном мире, у общественности и представителей Русской Православной Церкви все больше нареканий вызывает программа, активно внедряемая с начала 90-х годов прошлого века на территории Российской Федерации, основанная на принципах "12 шагов". Они были разработаны в начале прошлого века в Соединенных Штатах Америки и до сих пор используются в реабилитационных центрах для наркозависимых в классическом варианте, а также в виде так называемой Миннесотской модели. Идеологи данного подхода к освобождению пациента от химической зависимости, называют причиной возникновения пристрастия к алкоголю, наркотикам или каким-либо другим психоактивным веществам исключительно генетическую предрасположенность и считают ее хроническим рецидивирующим заболеванием сродни гипертонической болезни, бронхиальной астме или сахарному диабету. Тем не менее, группы самопомощи, как они называются, организуются, как правило, без участия медицинских работников, а лишь силами самих, как они говорят, "выздоравливающих" алкоголиков или наркоманов. Естественно, с такой позицией не могут согласиться представители любой здравомыслящей традиционной религии, как и здравомыслящие медицинские специалисты. Более того, все большее количество отечественных врачей – психиатров и наркологов – начинает открыто высказывать сомнения в правомочности подобных утверждений. Не может быть приемлемой для них и другая базовая установка программы "12 шагов". Она утверждает, что алкоголизм, равно как и наркомания, – это неизлечимая болезнь длиною в жизнь. И исцелиться члену группы "Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные наркоманы (АН)", по убеждению авторов предлагаемой методики и их последователей, уже никогда не удастся. Только лишь пожизненное нахождение в программе "12 шагов", как они твердо убеждены, способно поддержать трезвость у человека с проблемой зависимости от ПАВ. Вместе с тем известно, что такой подход к пониманию наркологического страдания чреват психосоциальными проблемами для химически зависимых лиц и со временем обуславливает их патологическую зависимость от группы, вне которой сохранить адекватное психическое состояние им удается с трудом. Наркологическая практика свидетельствует, что нередко прекращение посещения собраний "АА/АН" провоцировало алкогольный или наркотический срыв. Приобретенная трезвость в таком случае обеспечивается механизмами, не совместимыми с пониманием здорового образа жизни.

Тем не менее, в России на данный момент в силу исторически сложившихся обстоятельств подобные реабилитационные центры получили наибольшее распространение. В начале 90-х годов прошлого века у наркологической службы не было выбора, сама она в силу известных обстоятельств пребывала в практически разрушенном состоянии, крайне слабо финансировалась, а для проведения собраний участники программы "12 шагов" просили всего лишь помещения. Теперь же ситуация несколько иная и общество вместе с государственной наркологической службой вправе выбирать, на какой ресурс стоит опереться в ближайшее время, чтобы появилась возможность максимально качественно и добросовестно выполнять задачу оздоровления граждан Российской Федерации. В контексте данной работы, естественно, речь идет о щадящих психику и духовный мир человека методиках обеспечения у него трезвого образа жизни, полноценного во всех отношениях.

Безусловно, необходима здоровая альтернатива. О ней и шла речь во второй части заседания круглого стола. Общеизвестно, что создание и обеспечение успешной работы сети реабилитационных центров в структуре государственных учреждений наркологической службы – чрезвычайно трудная задача. Примеры положительного решения данной проблемы немногочисленны. Такого рода подразделения в структуре наркологических учреждений продолжают создаваться в различных субъектах Российской Федерации. Однако и они не могут восполнить даже минимальной потребности в них. Вместе с тем, существующие на сегодняшний день в структуре государственной наркологической службы центры реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных препаратов недостаточно укомплектованы квалифицированными психологами, специалистами по социальной работе, опытными волонтерами.

При прослушивании докладов выступающих священников – руководителей православных реабилитационных общин и душепопечительских центров об используемых в их практике духовно-ориентированных методиках и результатах их воздействия всем присутствующим светским специалистам стало понятно, что духовность и традиционная для нашего народа вера – это чрезвычайно мощный поддерживающий фактор в освобождении от наркотической зависимости, резко увеличивающий шансы некогда больных людей на достижение длительной и качественной ремиссии, на трезвение длиною в жизнь. Как оказалось, в настоящее время в части субъектов Российской Федерации успешно используются классические православные методики реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением, разработанные, апробированные и усовершенствованные священнослужителями Русской Православной Церкви совместно с медицинскими работниками. Высокие результаты достижения стойкого и длительного воздержания от приема алкоголя и наркотических средств показывают пациенты, прошедшие курс реабилитации и ресоциализации с одновременным воцерковлением, во многих православных общинах, в том числе: в братстве трезвости при храме мучеников Флора и Лавра Московской епархии (духовник – игумен Валерий (Ларичев), кандидат медицинских наук); душепопечительском центре имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны "Дом милосердия" при Никольской церкви села Ромашково Московской епархии (председатель Совета центра – протоиерей Алексий Бабурин, врач-психиатр); реабилитационном центре "Саперное" Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (руководитель – протоиерей Сергий Бельков), опыт стационарной реабилитации данного центра в феврале 2007 г. в письме на имя полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И. И. Клебанова был благословлен для распространения во всех епархиях, входящих в СЗФО; московском душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель – иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук); душепопечительском центре реабилитации нарко – и алкогользависимых при приходе храма святого праведного Иоанна Кронштадтского Владивостокской и Приморской епархии (руководитель – протоиерей Александр Талько); душепопечительском центре "Омофор" г. Новокузнецка Кемеровской области (руководитель – протоиерей Алексий Шульгин); реабилитационной общине во имя преподобного Серафима Саровского Новосибирской и Бердской епархии (руководитель – протоиерей Александр Ново-пашин); центре социальной реабилитации Екатеринбургской и Верхотурской епархии (руководитель – И. В. Королькова) и некоторых других.

Участники заседания в своих выступлениях особо подчеркивали, что, несмотря на повышенный интерес специалистов наркологического профиля, сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, священнослужителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата к проведению совместной профилактической и реабилитационной работы в среде потребителей наркотических средств и психотропных препаратов, в России до сих пор отсутствуют проработанные механизмы, обеспечивающие их полноценное и эффективное взаимодействие на всех уровнях. Как бы то ни было, при поддержке местных администраций и священноначалия, вместе с представителями государственной наркологической службы в некоторых регионах России удается организовать подобные духовно-ориентированные терапевтические общины, призванные обеспечить максимально эффективный механизм борьбы с различного рода пристрастиями. Благодаря умелым действиям персонала и молитвенной поддержке православных священнослужителей они демонстрируют высокие результаты – за это время уже сотни и тысячи россиян обрели в них трезвость и стали истинно верующими людьми с активной гражданской позицией. Следует отметить, что в данном случае все используемые методики были основаны исключительно на православной религиозно-нравственной основе, остальное – лишь дополнение.

Именно поэтому, как выяснилось в процессе выступления докладчиков-священнослужителей, у большинства из них вызывает недоумение тот факт, что ряд общественных объединений и даже небольшая группа их коллег-священников продолжают свои попытки навязать Русской Православной Церкви и нашему народу методики, которые, манипулируя сознанием людей, уводят их от православной традиции, обесценивают принципы православия, пытаясь подменить их чуждой для нас духовной практикой. С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в церковных учреждениях в частности за советский период не был систематизирован опыт работы с нарко – и алкогользависимыми лицами и слабо использовались какие-либо более или менее эффективные лечебно-реабилитационные программы, священнослужители Русской Православной Церкви решили испытать предложенную американцами "12-шаговую" программу и начали ее использовать в России. При этом создатели таких групп в своей деятельности до сих пор стараются максимально дистанцироваться от официальных взаимоотношений с государственными психиатрическими и наркологическими учреждениями, считая свою методику единственно эффективной и исцеляющей.

В то же время, один из докладчиков, кандидат психологических наук Ирина Петровна Кутянова, рассказала присутствующим о проведенном ею в 2007 г. в г. Санкт-Петербурге масштабном диссертационном психологическом исследовании, анализирующем в сравнении личностные особенности лиц, прошедших курс реабилитации после злоупотребления наркотиками в православных программах и в группах, работающих на идеологической почве "12-шаговых программ". В частности, было показано, что уровень агрессии у молодых людей, принявших православие, был значительно ниже показателей посетителей групп "Анонимные наркоманы". В то же время у православных реабилитантов был на 15-20% выше уровень социальной ответственности, отношения к нормам поведения, к традиционным семейным ценностям. Необходимо особо подчеркнуть, что те, кто перестал употреблять наркотики после прохождения "12 шагов", строили свои отношения в обществе, в том числе сексуальные, на основе дружеских, т.е. неформальных отношений. Ребята, обретшие трезвость в душепопечительских православных центрах после прохождения в них полного курса реабилитации и в последующем благополучно вошедшие в социум, в первую очередь при построении отношений между полами ориентируются на создание семьи, что свидетельствует об их более высоком духовно-нравственном состоянии в сравнении с "выздоравливающими наркоманами", как они себя называют в "12-шаговых группах", даже несмотря на сохранение трезвости в течение нескольких лет. Естественно, в условиях демографического кризиса, который переживает сегодня Россия, только создание семьи и рождение детей в законном браке способно дать нашему народу шанс на дальнейшее благополучие.

На прошедшем в Национальном научном центре наркологии мероприятии были также затронуты вопросы разработки альтернативных нерелигиозных методов реабилитации, поскольку в настоящее время в нашей стране существует не меньшая потребность в нерелигиозных центрах реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Это обусловлено тем, что далеко не каждый потребитель наркотиков или алкоголик способен, одномоментно или постепенно уверовав в Бога, обрести трезвую жизнь. Как известно, естественным продолжением начатого лечебного процесса в амбулаторном или стационарном наркологическом учреждении является направление пациента в реабилитационный центр, который, по сути, должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к терапевтическим сообществам (ТС) и при этом не входить в структуру какого-либо деструктивного религиозного культа. Под ТС подразумевается совместное длительное (от года до трех) прохождение лечебно-реабилитационных программ в условиях стационаров или амбулаторий больными алкоголизмом или наркоманией. Два подобных светских центра работают с хорошим результатом уже почти 10 лет и на территории России, в Калининградской области. Чуть позже была открыта аналогичная община в городе Иркутск. За основу взяты принципы ассоциации ТС "МОНАР " и несколько видоизменены в связи с особенностями российского менталитета. Продолжительность курса реабилитации – не менее 10 мес. Основные правила: закон трезвости, закон территории (ограничение перемещения), закон сексуальной абстиненции (запрет на сексуальные отношения во время прохождения курса реабилитации), закон вежливости и добропорядочности, запрет на проявление агрессии и некоторые другие, записанные в устав общины. Осенью этого года при поддержке упоминаемой выше ассоциации "МОНАР" на территории Московской области открыт первый реабилитационный центр, функционирующий на принципах "терапевтического сообщества". Это свидетельствует о готовности представителей государственной власти в различных субъектах Российской Федерации совместно с заинтересованными общественными организациями развивать данное перспективное направление. Однако на реализацию подобных проектов требуется не только материальное обеспечение, но и кадровый ресурс, который у нас катастрофически низок. Как справедливо отмечает в сборнике "Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами", посвященном всему разнообразию существующих ныне реабилитационных методик, его редактор, д.м.н., проф. Ю. В. Валентик: "Правильная жизнь в ТС означает жизнь в настоящем с ясными ценностями, которыми люди руководствуются в отношениях между собой, сверстниками, значимыми другими и широким обществом. Выздоровление рассматривается как изменение негативных паттернов поведения, мышления и чувств, которые предрасполагали человека к употреблению наркотиков, а также развитие ответственного свободного от наркотиков жизненного стиля. Это процесс, связанный с развитием, в котором у реабилитанта развивается мотивация и ноу-хау изменения своего поведения через самопомощь, взаимную самопомощь и социальное обучение". Далее там же он продолжает свою мысль: "Первичной разницей между программами ТС и "12 шагов" (о которых уже говорилось выше) стала вера в ответственность человека как за его зависимость, так и за его выздоровление. Тогда как в группах "Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы" говорят, "пусть будет, отпусти вожжи, пусть Бог поможет", ТС считают, что "ты сюда себя привел и ты должен себя вытащить отсюда с помощью других".

Практически каждый потребитель наркотиков в душе желает обрести свободу от пагубного пристрастия, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, отсутствует истинная вера в возможность исцеления. А нарастающая в последнее время духовно-личностная деградация жителей страны и резко сниженный образовательный уровень молодежи не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для прохождения всех этапов лечебно-реабилитационного процесса требуется приложить определенный духовный и интеллектуальный труд, но эта задача практически невыполнима для души, многократно и глубоко поврежденной греховными пороками, по крайней мере, собственных сил здесь чаще всего уже недостаточно. Именно поэтому задачи социальной реабилитации наркологических больных наиболее эффективно решаются во взаимодействии с традиционными для России религиозными организациями, входящими в структуру Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). Об этом на заседании круглого стола говорили как сами священники, что вполне естественно, так и медицинские специалисты (психиатры и наркологи), психологи и молодые люди, в прошлом наркоманы, с помощью православной веры обретшие трезвость. По общему суммирующему мнению большинства участников круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви", созидание духовно-нравственных основ личности, безусловно, следует считать наиболее эффективной прививкой против ее вероятной алкоголизации и наркотизации, особенно на первых стадиях формирования зависимости. Все больше представителей научного мира на основании собственных клинических наблюдений свидетельствуют, что медико-биологический подход к проблеме зависимого поведения не способен излечить пациента, наполнить его внутренний духовный мир смыслом бытия, оградив тем самым от распространяющегося в наши дни исключительно потребительского отношения к жизни без веры в высшие законы и добродетели. Это утверждение и явилось заключительным аккордом в том мероприятии, объединившем в едином порыве столь разные, как казалось вначале, подходы к пониманию наркологического страдания пациентов и способам его ликвидации.

По итогам проведенного заседания в текст итоговой резолюции были внесены все пожелания от тех, кто принял участие в данном мероприятии, кто каждый день так или иначе взаимодействует с наркологическими больными и пытается вернуть их в трезвую жизнь.

Далее, по истечении срока, отведенного на сбор и анализ поступивших от участников заседания предложений, была подготовлена и впоследствии подписана всеми участниками круглого стола итоговая резолюция-обращение к председателю недавно созданного Государственного антинаркотического комитета, директору ФСКН России, генералу полиции Виктору Васильевичу Черкесову с просьбой принять к рассмотрению разработанные предложения по улучшению качества лечебно-реабилитационной работы с наркозависимыми лицами при взаимодействии с российскими органами здравоохранения и социальной защиты населения, надзорными службами и представителями Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

А именно:

  • осуществлять постоянную координацию работы всех заинтересованных государственных служб, общественных и традиционных для России религиозных организаций с целью создания и скорейшего утверждения закона о медико-социальной реабилитации потребителей наркотиков;

  • подготовить законодательную базу для проведения экспертизы и лицензирования функционирующих на территории Российской Федерации программ реабилитации алкоголиков и наркозависимых (в том числе с целью предотвращения вовлечения граждан РФ в тоталитарные деструктивные религиозные новообразования);

  • организовать межведомственную рабочую группу для разработки нормативно-правовой базы, ужесточающей на законодательном уровне ответственность руководителей и сотрудников центров реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, созданных общественными организациями, за использование лечебно-реабилитационных технологий, наносящих вред психическому и физическому здоровью лиц, находящихся на их территории;

  • поручить соответствующим подразделениям ФСКН России во взаимодействии с заинтересованными департаментами Минздравсоцразвития России провести статистически достоверное научное исследование эффективности программ профилактики, лечения и реабилитации алкоголь – и наркозависимых лиц, используемых на территории Российской Федерации, для определения дальнейшей стратегии в отношении правомерности проведения вышеуказанных мероприятий;

  • совершенствовать систему межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и традиционными для России религиозными организациями в области профилактики наркомании с целью выработки единой позиции по данному вопросу;

  • принять участие в формировании рабочей группы из сотрудников всех заинтересованных служб с участием представителей РПЦ МП для разработки государственной концепции по профилактике наркомании на территории Российской Федерации;

  • предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в России единой системы учебно-методических центров по обучению специалистов для проведения наиболее эффективных и одобренных экспертами профилактических и лечебно-реабилитационных программ в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с федеральными и региональными органами здравоохранения и социальной защиты населения Российской Федерации, соответствующими службами Госнаркоконтроля, представителями традиционных религий и общественных нерелигиозных организаций;

  • во взаимодействии с научными подразделениями наркологической службы, представителями традиционных для России религий, общественных организаций, с учетом зарубежного опыта использования программ медико-социальной реабилитации лиц с наркотической и алкогольной зависимостью разработать и внедрить программу развития сети центров ресоциализации наркозависимых и алкоголиков (по типу терапевтических сообществ ассоциации "МОНАР" с учетом проводимой работы в адаптированных для России реабилитационных центрах (Калининградская область, г. Иркутск) для пациентов с атеистическим мировоззрением; для пациентов, желающих освободиться от химической зависимости и приобщиться к православной вере, в соответствии с классическими для России принципами душепопечения химически зависимых лиц, используемыми в РПЦ МП);

  • в перспективе предусмотреть необходимое финансирование разработанной программы реабилитации и ресоциализации нарко – и алкогользависимых лиц для наиболее проблемных субъектов РФ за счет поступления денежных средств из федерального и регионального бюджетов;

  • обеспечить административную и финансовую поддержку профилактических и лечебно-реабилитационных программ работы с алкоголиками и наркозависимыми, проводимых на территории субъектов РФ представителями РПЦ МП во взаимодействии с наркологической службой и специалистами по социальной работе;

  • способствовать введению в судебную практику замены наказания альтернативным ему лечением и реабилитацией наркозависимых лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, в закрытых учреждениях, закрепив данный порядок на законодательном уровне;

  • инициировать на правительственном уровне создание системы духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи в виде лекций, бесед, воскресных школ, выездных семинаров при участии представителей традиционных для России религий, либо их включение в состав выездных лекционных бригад, организованных при участии ФСКН России;

  • организовать проведение специализированной конференции по современным проблемам ведения на территории Российской Федерации антиалкогольной и антинаркотической политики, профилактики и реабилитации алкоголь – и наркозависимых лиц при участии представителей традиционных для России религий.

Также было подготовлено и подписано всеми участниками круглого стола обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, которое резюмировало итоги многолетней работы представителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, связанной с душепопечением людей, пристрастившихся к употреблению тех или иных психоактивных веществ. В заключительной части резолюции были сформулированы два основных предложения, способных скоординировать и улучшить дальнейшие действия священнослужителей по выведению российского сообщества из того вредоносного для него состояния подавляющей бездуховности, в котором оно пребывает в большинстве своем на сегодняшний день:

  • благословить подготовку и организацию в 2008 г. Съезда практических деятелей по преодолению табакокурения, пьянства, наркомании и других пристрастий на Православной духовно-нравственной основе с целью распространения опыта работы Православных душепопечительских центров, братств и семейных клубов трезвости, успешно действующих в настоящее время и демонстрирующих высокие результаты на все епархии Русской Православной Церкви. Для этого просим Вашего Первосвятительского благословения на создание Организационного комитета во главе с руководителем душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, членом Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, председателем Отделения наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, доктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием (Берестовым), заместителем назначить протоиерея Сергия Белькова, руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, руководителя епархиального реабилитационного центра "Саперное", члена окружной антинаркотической комиссии при полномочном представителе Президента по Северо-Западному Федеральному округу, члена Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

  • благословить создание рабочей экспертной группы по оценке деятельности групп "Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы" в лоне Русской Православной Церкви, а также проекта "Альфа-курс", духовно-профилактической программы "Путь", использующих в своей практике методику нейролингвистического программирования, а также "эриксоновского" гипноза.

Перед закрытием заседания его участниками было особо отмечено, что впервые за всю советскую и постсоветскую историю нашего государства мероприятие, задуманное и организованное при активном взаимодействии медицинских работников с представителями Русской Православной Церкви, состоялось в стенах ведущего Национального научного наркологического центра России при поддержке и с участием ведущих отечественных психиатров и наркологов, сотрудников правоохранительных органов. Этот факт, по словам организаторов круглого стола, позволяет почувствовать определенную надежду на благополучную реализацию тех идей, которые были переданы в письменном виде в Организационный комитет и впоследствии легли в основу направленных в заинтересованные государственные службы и на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II документов.

Круглый стол "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в РПЦ", 15 декабря 2007

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования