Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Проектирование здорового общества в рамках деятельности добропорядочных социально-ориентированных некоммерческих организаций

Доклад на II съезде Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков" в Общественной палате РФ

14 мая 2018 :: Н. В. Каклюгин

г. Москва, 4 апреля 2018 г.

4 апреля 2018 года на площадке Общественной палаты РФ состоялась Всероссийская конференция "Социальные инновации в сфере снижения потребления наркотических средств и оздоровления населения Российской Федерации", итоговой задачей которой стала совместная проработка профильными государственными структурами и поддерживающими их добропорядочными общественными организациями предложений, направленных на снижение спроса и предложения на наркотики и их прекурсоров на территории Российской Федерации.

В Оргкомитет конференции вошли представители аппарата Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения и Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков".

Модератором конференции выступил Лео Антонович Бокерия – директор Научного Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, главный внештатный специалист – сердечно-сосудистый хирург Минздравсоцразвития России, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, член Комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья и экологии.

В процессе выступлений представителей федерального центра и регионов, в дискуссии обсуждались перспективы развития социального обслуживания населения, направленного на профилактику наркомании, реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей, была дана экспертная оценка роли социально-ориентированных некоммерческих организаций в указанной сфере, выработаны и предложены для внесения в итоговую резолюцию рекомендации по совершенствованию основных методов работы в данной сфере.

В Конференции приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Общественной палаты РФ, в частности, председатель Комитета по охране здоровья Государственной думы ФС РФ Дмитрий Морозов, председатель комиссии Московской городской думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, руководители общественных организаций и реабилитационных центров субъектов Российской Федерации, врачи психиатры-наркологи, специалисты и эксперты в области профилактики, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, в том числе председатели всех 55 региональных отделений Общероссийской общественной организацией "Матери против наркотиков".

Вторая часть мероприятия прошла в рамках II Съезда Организации, на котором решались организационные вопросы, вручались удостоверения наиболее активным руководителям в субъектах РФ, а также были заслушаны доклады с описанием эффективного опыта антинаркотической профилактической, мотивационной, волонтерской и реабилитационной работы наиболее активных представительств в регионах.

Подробнее см. здесь.

Публикуем полный текст подготовленного к мероприятию доклада Николая Владимировича Каклюгина, врача психиатра-нарколога, кандидата медицинских наук, члена Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу 2009-2011 гг., председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков" в Краснодарском крае по наиболее актуальным и злободневным вопросам, накопившимся в рамках реализации задач по данному социально значимому направлению.

Видеозапись основных моментов выступления эксперта с комментарием представителя Оргкомитета мероприятия размещена по ссылке.


Наркоситуация на территории Российской Федерации остается стабильно напряженной. За период с 1992 по 2013 гг. количество лиц с установленным диагнозом "наркомания" в России увеличилось более чем в 10 раз. С начала 2013 года и особенно, с середины 2014 года в России наблюдается резкий рост числа выявленных потребителей наркотиков других групп. При этом, благодаря успешным маркетинговым ходам наркодельцов и их кураторам из-за рубежа, не ослабевает интерес молодежи к наркотическим средствам и психотропным веществам, провоцирующим эти самые психозы – так называемой "синтетике": типа "спайс" и "соли" (ранее – "соли для ванн"). Все чаще нашим отделением в частности, как и в других регионах, а также правоохранительными структурами по всей стране фиксируются случаи, когда "закладчиками" высокотоксичных синтетических наркотиков, т.н. "спайсов" и "солей", и при этом далеко не всегда наркопотребителями, что отчасти могло бы объяснить их участие в дилерской цепочке сугубо проблемами болезненного состояния, являются несовершеннолетние лица, даже школьники в возрасте 11-13 лет.

В соответствии с информацией, изложенной в аннотации к Государственной программе "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утвержденной Правительством Российской Федерации 15.04.2014 г., несмотря на доступность оказания медицинской помощи по профилю "наркология" эффективность общегосударственных усилий в прекращении незаконного потребления наркотиков остается недостаточной. Согласно данным федерального статистического наблюдения в Российской Федерации в 2012 году число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет, составило 8,8 на 100 больных среднегодового контингента и только 2,3 больных наркоманией на 100 больных среднегодового контингента снимаются с диспансерного наблюдения в связи со стойкой пятилетней ремиссией. На сегодняшний день ситуация если и улучшилась, то незначительно. Эффективность оказания наркологических услуг крайне низка.

Доверие к нашей наркологии в реабилитационном контексте также не на высоте. В 2012 году число наркологических больных, ушедших в государственные наркологические реабилитационные учреждения, составило 28 383 человек или 4% от всех госпитализированных в течение года наркологических больных – 722 700. В 2011 году в реабилитационных программах российских государственных наркологических учреждений участвовало 30 299 больных или 5% от общего количества больных наркологического профиля. Ежегодные показатели остаются приблизительно на прежнем уровне, динамика данных показателей из года в год является несущественной и не меняет общей картины.

Безусловно, фон крайне тревожный и здесь у государственных служб нет иного выбора как часть своих функций переложить на социально-ориентированные некоммерческие организации. В апреле 2011 года премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Иркутске поручил правительству создать в стране национальную систему медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости. В перечне поручений была предусмотрена и разработка и утверждение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, в том числе и в области медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, а также разработка механизма государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью. Также в этом поручении одним из ключевых моментов было названо привлечение к решению важнейшей государственной задачи негосударственных реабилитационных центров. Именно тогда впервые прозвучало поручение развивать механизмы государственно-общественного партнерства в этой сфере. Вопрос лишь в том КТО может стать партнером профильных государственных служб, а с кем взаимодействия необходимо избегать.

Ряд зарубежных и отечественных научных исследований свидетельствует о том, что среди претендентов на такое партнерство присутствует огромное количество структур, подконтрольных так называемым новым религиозным движениям, представленным в первую очередь сетью разноименных структур, по сути же и вероучению, а также используемым технологиям реформирования мышления – единым на общероссийском пространстве тоталитарным деструктивным культом – филиалом международного неопятидесятнического движения, имеющего в России разветвленную сеть разноименных филиалов, подразделений и структур под различными вывесками. Никакого отношения к реализации программ реабилитации зависимых лиц их деятельность не имеет. Это переключение на новые формы зависимого поведения и инструмент геополитического влияния на Россию.

Объединены данные организации в России либо под эгидой общероссийских религиозных структур, именующих себя протестантскими, что не соответствует реальной картине. Пример – Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), РОСХВЕ(п), председательствующим епископом которого является до недавнего времени член Общественной палаты РФ С.В. Ряховский. Который, кстати говоря, считает "убийцу Донбасса" и одну из ключевых марионеток американского Госдепа в процессе уничтожения Украины как самостоятельного трезвомыслящего славянского (читай – пророссийского) государства, на момент второго киевского "укромайдана" 2014 года исполняющего обязанности украинского президента и по совместительству пастора неопятидесятнической псевдохристианской организации "Слово жизни" Александра Турчинова "верующим братом во Христе". См. по ссылке.

Либо второй вариант – реализуют программы вербовки новых адептов, неофитов под прикрытием созданных специально для этого на первый взгляд светских, нерелигиозных структур объединенных в ассоциации и союзы. Ярчайший и наглядный пример наших дней – практически полностью состоящий из неопятидесятнической лидерской верхушки во главе с председателем правления Н.В. Лушниковым Национальный антинаркотический союз, НАС. Вкратце история его захода на российскую землю изложена в авторской аналитической записке докладчика здесь, подробнее, со всеми историческими деталями и аналогиями в трех частях аналитика об этом масштабном деструктивном явлении российской современности размещена по ссылке. Наиболее свежий обзор общероссийской проблемы, словно раковая опухоль опутавшей Россию под торговой маркой "Национальный антинаркотический союз" подготовлен при поддержке волонтерских антисектантских групп в соцсетях и опубликован докладчиком в феврале этого года под названием "Нас атакует сектантская империя".

В настоящее время при участии коллектива нашего регионального отделения идет усиленная подготовка к съемкам документального фильма с рабочим названием "Национальный антинаркотический союз: Сектантская империя". На данный момент нами подготовлено и выпущено в свет уже несколько видеороликов с его главными героями. Ищем средства на профессиональное сведение и завершение проекта. Народ должен знать в лицо как своих героев, так и их антиподов – недругов нашей страны, нашей культуры.

Неоднократно в своих выступлениях, семинарах, вебинарах, на дискуссионных круглых столах мы также затрагивали эти вопросы с аудиторией. Как пример – видеозапись с детализацией разъяснений зрителям, почему духовно-ориентированные на православие реабилитационные проекты считаются здоровой альтернативой нетрадиционным религиозным движениям иностранного происхождения, маскирующим свои вербовочные проекты под стационарные реабилитационные учреждения. См. по ссылке.

Здесь невозможно не вспомнить слова, сказанные нашим Президентом шесть лет назад в Краснодаре, оставшиеся до сего дня крайне актуальными и злободневными. 12 сентября 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в городе Краснодаре на встрече с представителями общественности и государственных служб по вопросам патриотического воспитания молодежи отметил один очень важный момент, с которого хочу начать свое выступление: "Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, ... с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И ... искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам". Мы видим, что происходит сейчас в мире и всем нам необходимо понимать специфику тех процессов, о которых в двух словах сказал осенью 2012 года Президент.

Считаем явно недостаточной проводимую в России информационно-разъяснительную работу с населением на этот счет и уверены, что необходимо еще более активно информировать наших сограждан об опасности подобных структур для личности, общества и государства, приводя в качестве неопровержимых доказательств экспертные оценки психиатров, психологов, экспертов в сфере геополитики, а также представителей традиционных для Российской Федерации религиозных конфессий.

Экспертное совещание "Реабилитация наркозависимых – ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых", проведенное при активном участии нашего регионального отделения под председательством депутата Н.С. Валуева 21 ноября 2014 года на площадке Государственной Думы ФС РФ, позволило определить наиболее динамично развивающихся представителей данного направления, подавляющее большинство из которых являются сетями общероссийского масштаба, аффилированными так или иначе с международным неопятидесятническим движением:

Ассоциация "Родина без наркотиков", обслуживающая интересы признанной во многих регионах России экстремистской неопятидесятнической религиозной организации "Новое Поколение" (председатель – Вадим Харитонов),

Общероссийская благотворительная общественная организация "Преображение России", ликвидированная решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2011 г., в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, с его подтверждением оставлением 18 августа 2011 г. кассационной жалобы организации без удовлетворения, но продолжающая функционировать единой сетью со следующими филиалами: межрегиональная благотворительная общественная организация "Благодать" (Сибирский федеральный округ, председатель – Михаил Заднепровский), межрегиональная благотворительная общественная организация "Твой путь" (г. Новосибирск и ряд соседних регионов, председатель – Иван Киселев), межрегиональная благотворительная общественная организация "Путь преодоления" (Уфа, Поволжье, председатель – Иван Киселев), благотворительный фонд "Ника" (Екатеринбург и ряд других регионов Урала, ХМАО, председатель – Николай Бажин), межрегиональная благотворительная общественная организация "Берег Надежды" (Южный и Северо-Кавказский федеральный округа, председатель – Владимир Яркин), межрегиональная благотворительная общественная организация "Инициатива" (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, исполнительный директор – Алексей Тимофеичев, реальный руководитель – Даниил Гирич), межрегиональная благотворительная общественная организация "Возрождение" (Южный федеральный округ, председатель – Михаил Заднепровский), межрегиональная благотворительная общественная организация "Содействие" (Южный и Северо-Западный федеральный округа, председатель – Сергей Широких);

Автономная некоммерческая организация "Здоровый город", содержащая сеть неопятидесятнических религиозных общин – "реабилитационных" центров, функционирующих под эгидой неопятидесятнической религиозной организации Юга России "Исход" (директор – Игорь Божко);

Благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни "Центр здоровой молодежи", БФ "ЦЗМ", созданный в 2005 году лидерами харьковского неопятидесятнического религиозного объединения "Царство Бога", в настоящее время – Объединение церквей евангельских христиан, ОЦЕХ (президент БФ "ЦЗМ" – Сергей Едапин);

Некоммерческое партнерство содействия профилактике наркомании "Национальный антинаркотический союз" (президент – Юлия Павлюченкова, председатель правления – первый президент благотворительного фонда "Центр здоровой молодёжи" Никита Лушников), прошедшее процедуру ребрендинга и воссозданное в 2013 году с целью аккумуляции в своих рядах открытых по аналогии с фондом "Центр здоровой молодежи", тесно связанных с ним и "Царством Бога" (в России – Объединение церквей евангельских христиан, ОЦЕХ), организаций: благотворительных фондов "Во имя архангела Гавриила" (псевдоправославное направление, президент Алексей Долгих), фонда "Аль-Амин" (псевдомусульманское направление, президент Мурат Султанов), фонда "Наше Будущее" (псевдообщественное направление, президент Олег Афонюшкин), фонда "Свобода" (псевдообщественное направление в Кузбассе, связанной с неопятидесятниками религиозной организации "Источник Жизни", председатель правления Евгений Тарасов);

Общественное движение "Матери против наркотиков" (не путать с нашей одноименной адекватной Общероссийской общественной организацией!!!), создавшее с середины 90-х годов XX века на федеральном уровне разветвлённую сеть поставки наркологических больных в неопятидесятнические религиозные общины под прикрытием оказания им реабилитационных услуг в статусе общественных организаций. Подразделяется на региональные общественные движения с руководителями на местах. Пример – организация "Матери против наркотиков – Азария", место дислокации: город Санкт-Петербург.

А также ряд других. Сегодня количество подобных структур в виде на первый взгляд разрозненных учреждений, на самом деле объединенных в сеть единых по духу, целям и задачам неправительственных организаций, чрезвычайно велико. При этом в силу отсутствия правового поля и субъекта-контролера со стороны государства с делегированными полномочиями, они практически неподконтрольны государственным надзорным службам.

Здесь практически за каждой коалицией при создании и предложении своей версии критериев оценки деятельности таких организаций, прежде всего, учитывается интерес входящих в нее ассоциированных членов, будь то профессиональным образом организованные терапевтические сообщества для наркозависимых лиц, ширма для новых религиозных движений, тоталитарных деструктивных культов или попытка заявить о себе со стороны коммерческих структур, скрывающих свой корыстный интерес за идеей безвозмездной благотворительности и существования исключительно на добровольные пожертвования наркозависимых граждан и их родственников.

Подробнее эти моменты изложены в выступлении докладчика 18 июля 2017 года на экспертном семинаре-совещании на площадке Государственной Думы ФС РФ "Роль институтов гражданского общества в развитии духовно-нравственных основ российской государственности (религиозный экстремизм и деструктивные культы: эффективные стратегии противодействия в целях обеспечения здоровья нации)".

Этап вовлечения наркозависимых в реабилитацию является ключевым как для здоровых реабилитационных сообществ, так и для неопятидесятнических религиозных объединений, маскирующихся под таковые. Именно на этом этапе они стремятся завербовать адептов, прикрываясь благообразной личиной-вывеской некоего благотворительного фонда, автономной некоммерческой организации, иной общественно полезной структуры, по их словам, транслируемым родственникам страдающих наркоманией или алкоголизмом и ими самим ни коим образом не связнной с каким-либо религиозным движением и уж тем более сектой. Этот этап – мотивация наркологического больного на вхождение в лечебно-реабилитационную программу является и самым сложным. Но не для представителей новых религиозных движений деструктивного толка. У них "все методы хороши", включая неэтичные технологии манипуляции сознанием, откровенную ложь, подлог, передергивание фактами и даже предложение родственникам проблемного наркомана или алкоголика приехать и насильно вывезти его в их стационарный "реабилитационный" центр. Именно поэтому лидерами по возбуждению уголовных дел по статье 127 УК РФ "Незаконное лишение свободы" являются так называемые "реабилитационные" центры неопятидесятнических религиозных объединений, маскирующихся под светские некоммерческие благотворительные учреждения.

Председательствующий на экспертном рабочем совещании 20 апреля 2016 года в Государственной Думе РФ "Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых", которое также было проведено при активном содействии и координации нашего регионального отделения, депутат Н.С. Валуев справедливо отметил следующее: "Без поддержки общественными организациями, в первую очередь работающими во взаимодействии с традиционными религиозными конфессиями, направления реабилитации и ресоциализации, эффективно работать государственным службам самостоятельно, только своими силами в дальнейшем будет не под силу. А опираться на нетрадиционные религиозные движения, как показывает ситуация на Украине, о чем мы говорили в прошлый раз, государство просто не имеет права, если не хочет трагического повторения майдана в России. Проведено уже немало исследований, подтверждающих, что научно обоснованные комплексные программы социальной реабилитации, реализуемые некоммерческими учреждениями такого типа, присутствуют и здесь в недостаточной степени. И это мягко сказано. Их вообще практически нет, как нет и соответствующим образом подготовленных кадров, стандартов, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в этой сфере. Более того, что звучало на ноябрьском совещании практически в каждом докладе, подавляющее большинство таких "реабилитационных" организаций на самом деле являются представителями тоталитарных деструктивных культов зарубежного происхождения. Именно "благодаря" их действиям, понятия "реабилитация" и "вербовка в секту" наркоманов, к сожалению, становятся в нашей российской реальности синонимами". См. здесь. Безусловно, крайне важно предельно широко разъяснять на всех уровнях разницу этих действий и последствия проводимой с пациентами работы.

Особый акцент участники экспертного семинара-совещания в Государственной Думе ФС РФ сделали на упомянутом выше Национальном антинаркотическом союзе. Цитата из итоговой резолюции: "Считаем необходимым предупредить государственные службы о необходимости акцентирования внимания на работе различных структур, аффилированных с религиозными объединениями и группами нетрадиционной ориентации, законодателей способствовать внесению изменений в федеральном и региональном законодательстве, направленных на предотвращения развития деструктивных процессов в российском обществе, особенно тех, что все более явно наблюдаются в молодежной среде: в первую очередь введения в правовое поле понятий "психическое насилие", "психологическая манипуляция" и "тоталитарный деструктивный культ" как сообщество, использующие первые два действия в своей практической деятельности. При этом очевидно, что сегодня разложение исторической, культурной и духовной традиции народов, населяющих территорию РФ, распространяется по стране все чаще не через прозрачные для государства религиозные объединения, а через те самые, закрытые по закону, не обязанные предоставлять отчетность в органы юстиции религиозные группы, действующие с каждым годом все более активно через аффилированные с ними через сотрудников социально-ориентированные некоммерческие организации. И это помимо пресловутых "иностранных агентов", которые, несмотря ни на какие стигматизирующие ярлыки надзорных органов, продолжают получать и реализовывать свои инициативы, контроль над которыми осуществляют не государственные службы напрямую, а делегированные ими некие грантодателями. Какова степень компетентности таковых и чем она регламентирована, нам неизвестно... ... ... Считаем особо тревожным сигналом проникновение в российскую политику на уровне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выходцев из неопятидесятнических (харизматических) религиозных объединений, прошедших стажировку в соседней Украине. Сегодня в России эти организации, учитывая ужесточение российского законодательства в отношении зарубежных миссий, объединяются и получают административную и грантовую поддержку под видом нейтральных в религиозном отношении социально-ориентированных некоммерческих организаций. Наиболее яркий пример нашего времени – Национальный антинаркотический союз (подробнее см. здесь и здесь)".

Подобные действия реабилитацией никак назвать нельзя. С этим согласны как специалисты в области охраны психического здоровья: психиатры, клинические психологи, так и сотрудники государственных служб, курирующие в субъектах РФ этот блок. Протестантская "перезагрузка" прилегающих к России государств, реализуемая под прикрытием развития сети реабилитационных центров для алко- и наркозависимых, очень наглядно просматривается на примере соседней погрязшей в "фашиствующем" хаосе и правовом беспределе Украины. Описана, в частности, в большом аналитического материале докладчика, выпущенном в течение 2014 года в 13 частях под названием "Зависимое поведение и жажда страсти: из наркоманов в харизматы": часть 2 и часть 13.

Экспертному сообществу известен и основной заказчик наблюдаемой в стране на протяжении не одного десятка лет после распада СССР экспансии массы "миссионеров" с иностранными корнями, вербовщиков и "реабилитологов" новой волны. 7 августа 2013 года Государственный секретарь США Джон Керри в Вашингтоне публично объявил о создании в структуре правительства Управления по вопросам инициатив религиозных сообществ. Видеозапись выступлений всех главных действующих лиц этого мероприятия (на английском языке), крайне важного для усиления влияния Белого дома на геополитические процессы в мире, можно увидеть, пройдя по ссылке.

Новое управление создано с целью формирования политики Госдепартамента США в сфере взаимодействия с религиозными сообществами, тесного сотрудничества с ними для того, "чтобы их голоса были услышаны во внешнеполитическом процессе, в том числе путем продолжения сотрудничества с рабочей группой Госдепартамента США по вопросам религии и внешней политики". Созданная структура призвана взаимодействовать на регулярной основе с другими чиновниками и управлениями американского правительства, сосредоточенных на религиозных вопросах, в том числе с Послом по особым поручениям по вопросам свободы вероисповедания Сюзан Джонсон Кук и Управлением Госдепартамента по вопросам международной свободы вероисповедания. Таким образом, акцент во внешней политике США был публично сделан на поддержке нетрадиционных религиозных движений тех государств, на которых направлен интерес американского правительства и через них на влияние во внутриполитических процессах правительств этих стран.

Чтобы понять суть тревоги экспертного сообщества и снизить ее уровень до минимума, необходимо в первую очередь раз и навсегда разграничить понятия "реабилитация", "ресоциализация" и "вербовка", "индоктринация".

Реабилитация наркозависимого человека – это совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности приспособления к окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивных веществ, вызывающих наркологическое заболевание.

Реабилитацию в наркологии рассматривают как систему медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых и трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию наркологических больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ (см. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., 2000; Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., 2001).

То, что делают с попавшими в свои сети наркоманами и алкоголиками, например, представители таких новых религиозных (правильнее будет сказать – квази-, или псевдорелигиозных) движений деструктивного толка как неопятидесятники, сайентологи (подразделение для работы с наркоманами и их родственниками "Нарконон") – это не реабилитация, ни медицинская, ни социальная, ни духовная, а ИНДОКТРИНАЦИЯ в тоталитарный деструктивный культ. Это в классическом варианте означает передачу фундаментальных положений системы верований (англ. "indoctrination", от лат. "in" – внутрь, и "doctrina" – учение, теория, доктрина). Другая интерпретация: "Обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия" (Принстонский университет, Лаборатория по Изучению Восприятия "WordNet 2.0"). Или: "Систематическое изучение спорных идей; пропаганда" (The Henry Wise Wood High School). В данном контексте: приготовления перед получением эзотерических знаний, доступных немногим; приготовления перед инициацией в псевдорелигиозные, оккультные таинства. Ключевое здесь – подавление критического мышления, осмысления той обстановки и тех навязываемых правил поведения, нередко входящих в противоречие с действующим российским законодательством и Конституцией Российской Федерации.

Американский аналитик Джозеф Най, заслуженный профессор факультета государственного управления Гарвардского университета; автор книги "Наступил ли конец американского века?", разделяет мощь любого государства на две крупных составляющих: так называемую "жесткую силу" ("hard power") и "мягкую силу" ("soft power"). Говоря о природе "мягкой силы" применительно к США, автор данной концепции в первую очередь обращает внимание на роль американских образовательных центров, служащих точками притяжения для студентов из разных государств. Значительное число выпускников американских университетов, составляющих государственные элиты других стран, как было указано нами ранее, формирует крайне важный ресурс благожелательного отношения к Соединенным Штатам Америки за их пределами. Аналогичная роль, как мы понимаем, отводится и новым религиозным движениям, рожденным в США и постоянно направляющим к нам своих эмиссаров для работы с населением.

Предлагаю вниманию аудитории очень показательную и емкую цитату из очень свежей аналитики Джозефа Ная, опубликованную в русскоязычном сегменте интернета в январе сего года под названием "Как "резкая" сила угрожает мягкой силе": ""Мягкая сила" (термин, который я использовал в книге 1990 г.) – это способность оказывать влияние на окружающих силой примера и убеждения, а не "жесткой силой" принуждения и угрозы расплаты. Самой по себе мягкой силы редко бывает достаточно, но вкупе с жесткой силой, она превращается в реальную. Подобное сочетание, хотя и не ново (Римская империя полагалась на силу римских легионов и привлекательность римской цивилизации), оно всегда было орудием американского лидерства. Сила зависит от того, чья армия побеждает, а также и от того, чья история побеждает... Напротив, "жесткая сила" опирается на стимулы в виде денег или принуждения силой. Если кто-то приставляет пистолет к вашему виску, требуя отдать ему кошелек, тут уже не имеет значения, что вы думаете, или чего вы хотите. Это жесткая сила. Если этот человек пытается убедить вас добровольно отдать ему кошелек, то все зависит от ваших мыслей или желаний. Это уже мягкая сила."

При этом игнорировать и искусственно снижать степень влияния традиционной "жесткой силы" не торопятся ни эксперты-политологи, ни политики-практики. Она не теряет ключевого значения в современном мире, но "мягкая сила" обретает все большее значение для решения вопросов, требующих многостороннего сотрудничества. Особенно это касается сфер межкультурной и межрелигиозной коммуникации, в рамках которой сегодня действует немало самых разнообразных структур, в первую очередь западных – американских и европейских. В русле этой тенденции движутся и другие организации – представители так называемого глобального гражданского общества, несущие абсолютно чуждый российскому цивилизационный (идентификационный) код, дух религиозной всеядности и толерантности, уже поразивший словно вирус протестантский мир, который можно уже смело назвать постпротестантским. И все эти изменения сопровождает и соответствующее религиозное обрамление как некое оправдание, индульгенция, отпущение греха сребролюбия и гордыни – неопятидесятнический псевдохристианский "симулякр", так удобный активно "прокачиваемому" транснациональными торговыми корпорациями обществу потребления со своей харизматической "теологией процветания", где показателем успеха и "Божьего благословения" является финансовое процветание и материальные сверхблага, а не чистота духовного мира и житие по христианским заповедям, согласно которым во главу угла никогда не будет поставлен "золотой телец" и его культ никогда не будет воздвигнут на пьедестал. Практически все жизненные ценности в таких структурах сознательно переворачиваются "с ног на голову". Идет массированное информационное воздействие по всем фронтам. Системно, децентрализованно, но со своими мобильными маленькими штабами здесь, у нас, а органами координации и управления за пределами России. Таким образом уверенно и по-прежнему без особых препятствий (до сих пор нет соответствующей законодательной базы) создается альтернативное "государство в государстве".

Они точно знают, на какие точки в национальном самосознании граждан государства, попавшего на мушку прицела, необходимо влиять в первую очередь, чтобы трансформировать его в нужном ключе. И они это делают не эмпирически, методом проб и ошибок, а на основании научных изысканий, заказанных все в тех же "мозговых центрах", "think tanks" Старого и Нового света, Великобритании и США. Нашим госслужбам в противовес альтернативной "внешней силе" нужно обязательном порядке работать по этим же точкам на опережение! Но пока силы все еще неравны.

Ведь второй ключевой агент распространения "мягкой силы" США здесь, а именно она разливается наиболее широким потоком по земному шару – американская массовая культура, в которой заложены идеи свободы, раскрепощения и демократии, что, так или иначе, находит отклик у жителей разных стран и представителей различных культурных традиций. Одним из ключевых "агентов влияния" на этом поле являются как раз таки современные религиозные новообразования или как их называют иначе – нетрадиционные религиозные движения. И здесь следует подчеркнуть еще раз особо – лидеры таких структур, в первую очередь созданных на территории Соединенных Штатов Америки и привезенных к нам под видом гуманитарных миссий и благотворительных проектов, к финансированию и сопровождению которых сопричастно международное неопятидесятническое харизматическое движение, также являются представителями "мягкой силы" американского правительства. Мы знаем не понаслышке, на основании абсолютно достоверной доказательной базы, что одну из ключевых ролей в приведении к власти проамериканских президентов: Ющенко и Порошенко в соседней с нами Украине сыграли именно они – неопятидесятники и пятидесятники вместе с представителями иных, нетрадиционных ранее для данного региона религиозных движений.

То, что произошло не так давно, когда впервые наши братья-славяне вынуждены были всей страной отмечать исконно протестантский, американский праздник, День благодарения, в этом году еще и 500-летие Реформации, безусловно, печально. Но при этом весьма показательно – именно так, постепенно и навязчиво заокеанские программисты стараются стереть славянский православный код украинцам и подменить его на толерантный ко всему протестантский, удобный глобалистам код. На наших глазах над Украиной проводится глобальный чудовищный эксперимент. Причем абсолютно непонятно на самом деле, в какую сторону выкрутит в финале руль колесо истории наследников Киевской Руси. Пока его искаженная до неузнаваемости ориентация навевает чрезвычайно грустные мысли...

Феномен переключения на трезвый образ жизни с параллельным вхождением в зависимость от используемых в новых религиозных движениях технологиях манипуляции сознанием достаточно хорошо объясняется с точки зрения психологии, психиатрии и нейрофизиологии. К освобождению от зависимости в полном смысле слова он не имеет никакого отношения. Такого рода процессы называются манипуляцией личностью и используют технологии так называемого нейро-лингвистического программирования.

Профессор психологии из США Маргарет Сингер, работающая в области анализа методик программирования мышления людей, осуществляемого в тоталитарных деструктивных культах, так сформулировала шесть основополагающих принципов данного процесса:

держите человека неосведомленным в том, что происходит и как он меняется в течение времени,

контролируйте личное социальное и физическое окружение, особенно контролируйте личное время,

систематически создавайте чувство беспомощности в человеке,

манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы подавлять поведение, отражающее прошлую социальную идентичность человека,

манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы продвинуть групповую идеологию или систему представлений, а также поощряемое группой поведение,

работайте в закрытой системе логики и авторитарной структуры, не разрешающей обратной связи и неспособной к модификации без одобрения со стороны лидеров.

Все эти принципы совершенно четко просматриваются в неопятидесятнических харизматических религиозных группах, занимающихся в своих общинах вербовочной деятельностью под прикрытием, якобы, реабилитационных программ. В том числе и тех, о которых мы с вами сегодня говорим.

В результате использования этих принципов формируется преданная учению и воле лидеров ячейки личность. С точки зрения наркологии он трезв, с точки зрения психологии – приобрел зависимость иного рода. Значительно более тяжелую, от которой избавиться еще труднее, чем от алкогольной или наркотической.

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных культовых групп. Классической считается модель Р. Дж. Лифтона. Автор выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к стойкому резко выраженному измененному состоянию сознания с последующим искажением ценностных установок человека, попавшего под влияние таких группировок:

1. Контроль окружающей обстановки (среды) – жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

2. Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняется "нисхождением Святого Духа";

3. Требование чистоты – резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "светлый" и "темный", "хороший" и "плохой". Тоталитарный деструктивный культ – "хороший", "светлый" и "чистый", все остальное – "плохое", "темное" и грязное";

4. Культ исповеди – требование непрерывной исповеди и интимных признаний пред всей группой или ее руководящим звеном для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;

5. "Святая наука" – объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной;

6. Нагруженный культовым смыслом язык – создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

7. Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

8. Разделение существования – только члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет, то есть "цель оправдывает любые средства".

Необязательно все из вышеуказанных установок идеологии подобных нетрадиционных для нашей территории современных религиозных новообразований, какими являются объединения неопротестантов харизматического толка, должны быть зримо представлены их рядовым членам – с некоторыми из них могут быть ознакомлены лишь лица, приближенные к управляющему звену. И мы с вами как представители здоровых социально-ориентированных некоммерческих организаций, взаимодействующих с партнерами, также реализующими программы снижения спроса и предложения на наркотики, должны знать все это очень хорошо!

Ресоциализация, подготовка к возвращению завершающего программу реабилитации от химической зависимости человека в профессиональном словаре специалиста определяется как изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями (Мудрик А.В., 1994). Предписаниями макросоциума, "Большого общества", а не микросоциальной группы, провозглашающей нормой жизни чуждые традиционным культурным и религиозным институтам практики и доктрины (нетрадиционные религиозные движения). В отличие от индоктринации в деструктивные культы, ресоциализация ставит целью возвращение человека в общество, а не пребывание неопределенное количество времени в замкнутой, обособленной от общества системе, группе, исповедующей некие принципы, нередко противоречащие общечеловеческим нормам общежития.

По сути, новые религиозные движения, так называемые секты, в такой оригинальной разновидности "реабилитации" отрабатывают в практическом преломлении элементы жесткой психологической манипуляции с использованием определенных технологий реформирования мышления. Манипуляция определяется как тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Действия такого характера активно практикуются руководителями нетрадиционных религиозных движений (тоталитарных деструктивных культов) в отношении своих адептов, а также важных для продвижения их интересов государственных служащих, специалистов профильных министерств и ведомств, общественных и религиозных объединений.

Более подробно с этой проблематикой и ее научным обоснованием можно из статьи "От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к экстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой?", опубликованной в академическом научном журнале "Наркология" в нескольких частях в 2015-2016 годах:

Сообщение 1// Наркология. – 2015. – №2. – С. 87-104

Сообщение 2// Наркология. – 2015. – №3. – С. 92-108

Сообщение 3// Наркология. – 2015. – №5. – С. 88-102

Сообщение 4// Наркология. – 2015. – №6. – С. 88-102

Сообщение 5// Наркология. – 2016. – №1. – С. 79-98

В интернете этот же материал в несколько расширенном варианте размещен под названием "Зависимое поведение и жажда страсти: из наркоманов в харизматы" в 13 частях. О нем уже упоминалось несколько выше. Последняя часть размещена по ссылке, от нее можно пройти к любой ранее опубликованной части.

Между тем, задачи профессиональной реабилитации и последующей ресоциализации наркозависимых лиц, согласно позиции ведущего российского исследователя международного опыта реабилитационных программ, д.м.н., профессора Ю.В Валентика (2001), следующие:

1. Помощь в преодолении психической и физической зависимости;

2. Восстановление утраченных и развитие редуцированных психических функций;

3. Общая переориентировка ценностной ориентации личности на здоровый образ жизни;

4. Развитие коммуникативных и адаптивных навыков поведения.

Как правило, бОльшая часть из этих пунктов не выполняется в нетрадиционных религиозных движениях, тоталитарных деструктивных культах, обладающих не конструктивным, а деструктивным потенциалом как для личности зависимого человека, так и для общества в целом, присутствуя в профессиональных светских и духовно-ориентированных на традиционные для России вероисповедания программах.

При этом необходимо абсолютно четко понимать, что одну из ключевых ролей роль в профилактике различных форм зависимого поведения и экстремизма играет укрепление национальной безопасности через поддержку духовно-ориентированных подходов в воспитании подрастающего поколения с использованием ресурса созидательных и традиционных для России религиозных объединений.

В условиях расширяющейся гибридной войны против России, а также ее народов необходима конкретная помощь государственным, общественным и иным организациям в координации патриотических сил общества в их усилиях по противодействию деструктивным культам (сектам), содействие государству в сохранении единства духовно-религиозного пространства России, позитивных традиционных духовных и нравственных устоев общества.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г. указано следующее: "Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение ... духовных потребностей граждан... Угрозами национальной безопасности ... являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии. ... Укреплению национальной безопасности способствует создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику...".

Однако, сбор и систематизация сведений о реальном состоянии духовной безопасности в России чрезвычайно затруднены. Реальное положение дел определяется лишь громкими скандалами и трагедиями, где ключевую роль сыграли члены религиозных организаций экстремистской направленности, деструктивных культов. До настоящего времени в стране нет единой системы государственного мониторинга в этой области, позволяющей государству контролировать, учитывать и предотвращать социально опасные последствия деятельности тоталитарных деструктивных культов (сект), несмотря на то, что это является одной из основ охраны национальной безопасности России.

О том, каким образом в первую очередь нашу молодежь вводят в измененное состояние сознания, и не только молодежь, но и все возрасты, поколения и, воздействуя определенным образом, с использованием специальных технологий реформирования мышления на различные слои населения, социальные классы: от низших, маргинальных слоев, до высокопоставленных депутатов и чиновников, как это было на соседней Украине во время двух срежиссированных и спродюсированных извне двух "Евромайданов", автор доложил на секционном заседании "Мировоззренческая безопасность: профилактика негативных явлений в молодежной среде", прошедшем в рамках Международной научно-практической конференции "Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание" в Ростове-на-Дону 14 ноября 2016 года на площадке Донского государственного технического университета. См. здесь.

В связи со всем вышеизложенным, нашим ключевым предложением является подготовка законопроекта и последующее утверждение его на правительственном уровне в виде Федерального закона с рабочим названием "О комплексной реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью", где будут абсолютно ясно, четко и профессионально прописаны все требования к государственным и негосударственным реабилитационным учреждениям для данного контингента, условия лицензирования этих структур и сертификации всех специалистов, причастных к данной работе. Всех до единого. Наблюдать и дальше как избивают, убивают и насилуют, вводят в жесткую нехимическую зависимость, ломая жизни и судьбы оказавшихся в уже и без того трудной жизненной ситуации людей, далее просто невозможно.

Также считаем целесообразным экстренное введение в правовое поле, в Уголовный кодекс РФ суровой ответственности за психологическое насилие, психологическую манипуляцию лиц в трудной жизненной ситуации, наносящих ущерб физическому и психическому здоровью граждан. А те организации, их лидеры, члены, которые будут подвержены уголовному преследованию за такие противоправные деяния, должны быть ликвидированы органами юстиции. Пока такой меры в действующем законодательстве РФ не предусмотрено.

При этом целесообразно дать юридическое определение, введя тем самым в правовое поле в законодательство РФ и понятие "тоталитарный деструктивный культ", в действиях которого усматривается то самое психологическое насилие или психологическая манипуляция, повлекшая за собой вред психическому или соматическому (телесному) здоровью.

Не менее актуальна и насущна та мера, на возврате которой уже с самого момент ее упразднения, более 20 лет, настаивают практически все, кто работает на передовой с наркозависимыми и их родственниками. Это введение в правовое поле недобровольных мер госпитализации наркологических больных, представляющих угрозу для себя и окружающих. Поскольку наркологическая служба лишена уже многие годы такого права, эту функцию в нарушение действующего законодательства РФ взяли на себя некоторые общественные организации. Причем практически все они являются мошенниками в этой сфере и абсолютными непрофессионалами. Вспомните дело актера Дмитрия Марьянова, его гибель вследствие неверных действий персонала подобного учреждения в Подмосковье.

И, БЕЗУСЛОВНО, только создание федерального куратора данного направления, а не сброс функций координатора реабилитационной деятельности в регионы, в сферу ответственности региональных антинаркотических комиссий, способно поставить барьеры той вакханалии, тому правовому беспределу, который мы наблюдаем в этой сфере! По нашему мнению, это должна быть специальная структура в структуре Главного управления по контролю за наркотиками (ГУНК) МВД России и уж точно никак не Министерство здравоохранения, которое никакого отношения к контролю за сферой реабилитации алко- и наркозависимых, пресыщенной криминалом и незаконными экономическими схемами ухода от уплаты от налогов, иметь не может. Это здравоохранительное ведомство, а мы сейчас говорим о гораздо более широком поле деятельности, где во главе стоит массовые нарушения прав граждан. Поэтому только правоохранительный блок должен взять на себя функции контролера данного сегмента оказания социальных услуг населению. При этом спустить функционал координатора данного направления на региональные антинаркотическим комиссии, к чему сейчас пришел Государственный антинаркотический комитет, означает сразу на полную мощность включить коррупционную составляющую в субъектах РФ, где теперь будут решать кого поддержать из реабилитационных центров социально ориентированных НКО, а кого игнорировать – самостоятельно, без оглядки на Москву. И получится всё снова по басне Ивана Андреевича Крылова "Лебедь, рак и щука". Как мы все прекрасно знаем и понимаем, без жесткой вертикали власти у нас любая какая бы то ни было здоровая идея будет не реализована как должно. Другими словами – похоронена. И вместе с ней тысячи и тысячи неспасенных жизней молодых и не очень заблудших душ россиян останутся на нашей с вами совести...

В заключение хочу отметить следующее. В системе национальной безопасности России должна в обязательном порядке действовать система духовно-нравственной безопасности, неотъемлемо включающая в себя и религиозную составляющую. Негативный пример ее отсутствия – дестабилизация политической и социально-экономической ситуации на Украине и в ряде иных государств Ближнего и Дальнего Зарубежья, в которой деструктивные религиозные культы, современные псевдорелигиозные новообразования сыграли одну из ключевых ролей.

Сложившаяся однозначно неблагоприятная ситуация, наряду с отсутствием мощного координационного центра, способного вместо упраздненной 5 апреля 2016 года Указом Президента РФ В.В. Путина ФСКН России навести порядок в данном сегменте оказания столь необходимых российскому обществу услуг (аналитика по итогам ликвидации данной структуры подготовлена докладчиком и опубликована два года назад, в июне 2016 года под названием "Реквием по ФСКН. Регресс антинаркотической политики – 2016"), особенно в свете того, КТО пытается занять место государства, требует создания, разработки, отладки и реализации на регулярной основе механизмов поддержки альтернативных совместных государственно-общественных, государственно-церковных и церковно-общественных проектов. Со здоровыми во всех отношениях организациями и структурами.

Для позитивного развития духовных потребностей граждан, эффективного противодействия тоталитарным деструктивным культам в нашей стране, в том числе реализующим вербовочные проекты под прикрытием "реабилитационной" деятельности в сфере оказания медико-социальной и социальной помощи алко- и наркозависимым и их родственникам, жизненно необходима общегосударственная система обеспечения духовной безопасности, состоящая из трех гармоничных направлений:

1. Поддержка таких отношений между субъектами общественной жизни, которые обеспечивают благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового духовного развития;

2. Обеспечение защищенности жизненно важных духовных интересов и нравственных потребностей личности, семьи, общества и государства;

3. Формирование способности человека (личности), семьи, общества и государства сохранять и развивать позитивные, созидательные формы духовности, нравственности.

В настоящее время укрепление духовной безопасности России, поддержка добропорядочных социально ориентированных НКО должны перейти от теоретических размышлений и подготовительных планов к конкретным и скоординированным действиям всех государственных и общественных институтов, всех органов исполнительной и законодательной власти на всех уровнях. Если государство не занимается нашими подопечными, то ими занимаются те, кто стремится произвести распад нашего общества на куски, те самые тоталитарные деструктивные культы (секты) и субкультуры. И с каждым годом их влияние на умы и души наших соотечественников возрастает все сильнее и сильнее. Охват населения деструктивными технологиями перезависимости и формирования в таких структурах протестных настроений все шире. Так и до "русского майдана" недалеко. Уверен, никому из присутствующих в зале, как и всей здравомыслящей, патриотически ориентированной части нашего общества и государственных структур, это не нужно.

Рад, что я ваших рядах, и нас все больше Вместе мы – сила! Продолжим работать и оздоравливать тела и души, сознание наших сограждан, в целом наше государство, общество. При этом усиливая наши с вами связи между региональными отделениями, горизонтальные связи, параллельно постоянно предупреждая об опасности содействия иным, внешним, враждебным России силам, либо непозволительно равнодушного, спокойного созерцания их все более угрожающей российской государственности деятельности.

Фиксируя их, выявляя и предоставляя правоохранительным структурам возможность выкорчевывать все эти сорняки, подращивая при этом своими проектами новое, свободное от всяких деструктивных зависимостей поколение. Которое и будет строить новую, здоровую во всех отношениях и смыслах Россию.

Благодарю за внимание и очень рассчитываю на дальнейшее наше с вами, коллеги, тесное сотрудничество в рамках всего того, о чем мною было здесь сказано!

Н.В. Каклюгин – врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации "Матери против наркотиков" в Краснодарском крае, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу 2009-2011 гг.

Каклюгин Николай Владимирович
врач психиатр-нарколог

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2018 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования