Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Главный наркополицейский Коми Сергей Раздерин: "Мы хотим вытеснить наркопреступность и заставить потребителей лечиться"

08 февраля 2018

Начальник управления наркоконтроля МВД по Коми, полковник полиции Сергей Раздерин в интервью пресс-службе ведомства рассказал о наркоситуации в республике в 2017 году, популярности дезоморфина в Воркуте и Усинске, а также поделился планами о том, как заставить потребителей наркотиков лечиться.

– Каковы общие тенденции наркоситуации в Коми в 2017 году. Какие задачи ставились перед вашим ведомством? Довольны ли вы результатами работы?

– По итогам прошлого года произошло общее снижение зарегистрированных преступлений. Мы этого ожидали, поскольку для нас основные задачи по линии противодействия незаконному обороту наркотиков – это борьба с групповыми и организованными формами наркопреступности. Для нас в приоритете – перекрытие как крупных каналов поступления наркотических средств на территорию республики, так и мелкооптовых.

Оказывая планомерное и постоянное давление на организованную наркопреступность, мы вытесняем ее из региона, создавая невозможные условия для осуществления противоправной деятельности и тем самым перекрывая кислород поставкам зелья конечному звену цепи – потребителю.

С самого начала прошлого года мы взяли в разработку деятельность организованных групп и сообществ, которые занимались массовым распространением наркотиков с большим географическим охватом территорий. Мы получили хорошие результаты. Перекрыли 16 крупных каналов поставки наркотиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Ярославля, Сочи, Перми, Ханты-Мансийска. 90% зелья у поставщиков перекрытых каналов составляли наркотики синтетического происхождения или так называемые дизайнерские наркотики. В начале года мы изъяли партию такой "синтетики" из 10 килограммов, а это более 19 млн разовых доз.

– Перекрытие такого количества каналов поставки наркотиков на территорию республики наверняка создало определенный "голод" у потребителей?

– Безусловно. У них образовался вакуум в приобретении "товара", и они перешли на потребление давно знакомого кустарного дезоморфина. В связи с чем в прошлом году в республике зафиксировано 11 случаев отравления дезоморфином с летальным исходом. Для сравнения, в 2016 году было шесть погибших от дезоморфина, в 2015 – пять.

Всего в прошлом году от потребления наркотических средств в Коми погиб 21 человек. В принципе количество погибших от потребления наркотиков в нашем регионе ежегодно колеблется в одних и тех же пределах – 20-22 человека. Но в 2017 году половина из погибших стали жертвами именно дезоморфина. Погибшие в основном – жители Усинска и Воркуты.

– Наверное, поэтому на заседании Антинаркотической комиссии в Коми в декабре прошлого года вы сделали акцент на необходимости усилить профилактику наркотизации в ряде городов республики, в том числе в Усинске и Воркуте?

– Да, Заполярье нас беспокоит количеством выявляемых наркопритонов, где изготавливается и потребляется дезоморфин. Что такое наркопритон? Это потребление зелья в группе. То есть, собираясь в таких злачных местах, одномоментно губят свою жизнь несколько человек – членов нашего общества. 12 из 26 наркопритонов, выявленных в Коми в 2017 году, ликвидированы именно в Воркуте и связаны с потреблением дезоморфина. На 1 декабря 2017 года в Воркуте на учете у нарколога состояли 122 человека, из которых 79 потребляют дезоморфин.

В Усинске ситуация с дезоморфином тоже непростая: в прошлом году там зарегистрировано 9 преступлений по фактам организации и содержания наркопритонов. Из 200 наркозависимых жителей Усинска, состоящих на учете у нарколога, большинство также являются потребителями кустарного зелья.

Одним из факторов высокой наркотизации в Усинске является широкий сбыт физическими лицами кодеиносодержащих препаратов, используемых для изготовления дезоморфина. В Усинск достаточно тяжело привезти дизайнерские наркотики. Если в Сыктывкаре автомобильные дороги, железнодорожный транспорт доступны, то в Приполярье с этим сложнее. И везти "товар" туда дольше и дальше. Соответственно, цена перевозимых наркотиков будет выше.

Дезоморфин изготавливается с использованием кодеиносодержащих препаратов. На территории России с 2012 года введен рецептурный отпуск таких препаратов. Мы проводили рейды по аптекам на предмет того, продадут нам без рецепта кодеиносодержащие препараты или нет. Фактов безрецептурного отпуска мы не зафиксировали. Но эту нишу заняли предприимчивые дельцы, которые привозят эти препараты из стран ближнего зарубежья, где на них нет рецептурного отпуска.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что наркозависимому жителю того же Усинска легче приобрести у барыги кодеиносодержащие препараты, в кустарных условиях приготовить дезоморфин и употребить его. Но не все из потребителей химики от бога, как вы понимаете. Отсюда – передозировки, отравления, летальные исходы.

– Какие районы республики, кроме Усинска и Воркуты, еще вызывают озабоченность у вас? Кроме синтетических, дизайнерских наркотиков и дезоморфина, какие виды зелья вам еще удалось изъять из незаконного оборота в прошлом году?

– С уверенностью могу сказать, что незаконный оборот наркотиков в том или ином объеме сегодня есть на территории каждого района Коми. Даже в таком отдаленном, как Ижемский. Но мы держим руку на пульсе и ведем последовательную работу по пресечению наркопреступлений.

В конце прошлого года мы перекрыли канал поставки крупной партии марокканского гашиша в Сосногорске. В Печоре пресекли канал распространения метамфетамина. То есть наркотики в Коми поступают самые разные и во все районы.

– Ни для кого не секрет, что многие виды преступлений сегодня, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаются через интернет. В погоне за легкими деньгами в наркобизнес втягиваются молодые люди, несовершеннолетние. Насколько актуальна эта проблема для Коми?

– С одной стороны, статистика свидетельствует о снижении общего числа расследованных преступлений с участием несовершеннолетних. С другой стороны, изменился характер таких преступлений. Изменился и социальный статус малолетних злоумышленников, добрую половину которых составляют учащиеся учреждений профессионального образования в возрасте 16-17 лет.

В прошлом году 4 подростка совершили наркопреступления в составе группы лиц по предварительному сговору, в 2016 году только одно преступление. 11 несовершеннолетних пошли на преступления в составе организованной преступной группы, в 2016 году – пять.

Преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением и сбытом наркотиков, совершили 23 несовершеннолетних жителя республики. Из 342 человек, привлеченных в прошлом году к уголовной ответственности за различные наркопреступления, 181 человек – это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, а 23 человека – несовершеннолетние.

Отмечу, что большинство из них сами не потребляют наркотики. Молодежь сегодня достаточно грамотна и понимает, к каким печальным последствиям ведет потребление наркотиков. Сегодня модно быть здоровым, богатым, успешным. Молодые люди смотрят друг на друга, в чем-то соревнуются. А социальный статус, материальный достаток в семьях, понятное дело, разный.

Чего греха таить, зачастую молодых людей, подростков на преступления толкает банальный мотив – получение легких денег. И причины совершения молодыми людьми и подростками наркопреступлений, как правило, имеют экономическую подоплеку. Вот почему у нас произошел рост преступлений, совершенных в организованных преступных группах. В них распределены роли, каждый знает свои задачи, выполняет их и получает за это деньги.

Но, к сожалению, никто этим молодым людям и подросткам не говорит о том, каковы последствия совершения таких преступлений. Это, по сути, сломанная судьба, исковерканная жизнь. Во-первых, отчисление из учебного заведения. Во-вторых – уголовное наказание, связанное с лишением свободы на долгие годы. В общем, пятно на всю жизнь.

Приведу пример из нашей практики. Задержали мы с поличным 17-летнюю девчонку, которая работала закладчицей наркотиков. Сама из района, из хорошей рабочей семьи. Приехала в Сыктывкар, поступила в одно из учебных заведений, прилежно училась, жила в общежитии. Родители обеспечивали необходимым минимумом.

Но у нее была подруга из городских, которая и одевалась лучше, и деньги карманные имела всегда. Этой 17-летней девчонке захотелось жить так же. В нашем с ней разговоре она призналась, что в первый раз толкнуло ее на преступную дорожку. Девочка увидела в одном из обувных магазинов Сыктывкара красные сапоги и буквально заболела ими. Стоили сапоги прилично. Понимала, что родители таких денег не дадут. Знакомый предложил подзаработать: заложить партию наркотиков в указанные места. Девочка соблазнилась.

Теперь ее ждет большой срок лишения свободы. Она искренне не понимает, что совершала преступления. Говорила: "Я же сама не потребляю, знаю, что наркотики – это смерть! Никому в руки их не давала, а кто их возьмет из закладки – неизвестно".

Те, кто вовлекает молодежь в наркопреступления, – хорошие психологи. Они знают, на чем сыграть. В данной ситуации отправной точкой стали злополучные красные сапоги. Кураторы, которые вовлекли девушку в наркобизнес, подкупили ее тем, что поначалу давали немного больше денег, чем другим.

У меня разрывается сердце, когда приходится сталкиваться с такими фактами и судьбами. Что такое 17 лет? Это ребенок еще! Самое удручающее во всем этом то, что нам трудно спрогнозировать таких вот преступников, когда вроде бы ничего не предвещает беды. Но, к сожалению, сломанные судьбы юных, молодых людей – уже не редкость в истории нашей службы.

– Подростки, молодые люди идут на преступления ради денег, порой до конца не осознавая последствия своих деяний. Но и достаточно взрослые соблазняются легким заработком. Почему их не страшит перспектива быть разоблаченными и наказанными по закону? Сегодня Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказания за наркопреступления до 20 лет.

– Психология человека такова: он думает, что может перехитрить всех и не попасться на своих черных делишках. Но народная мудрость гласит: "Сколь веревочке ни виться, а конец все равно будет". Вот так и получилось в прошлом году с двумя сыктывкарскими горе-бизнесменами. Близкие друзья, думали, что никто и никогда их не разоблачит, потому что решили организовать дело вдвоем, никого больше в него не вовлекая.

Открыли интернет-магазин и распространяли наркотики бесконтактным способом – через тайники-закладки. При этом у них была еще и лаборатория, где они разбавляли синтетические наркотики различными прекурсорами. То есть подельники сами привозили наркотики, прекурсоры в Сыктывкар, сами фасовали партии, сами раскладывали их в тайники.

Несмотря на предпринятые меры конспирации и осторожности, этих друзей мы вычислили и задержали. Изъяли имевшиеся в лаборатории прекурсоры, наркотики, весы и другие предметы, которые они использовали в своем бизнесе. Возбудили в отношении подельников уголовное дело. Вину признали, в содеянном раскаялись. По решению суда получили меру пресечения в виде домашнего ареста с учетом наличия малолетних детей.

Через некоторое время один из обвиняемых уехал в другой регион и открыл аналогичный интернет-магазин по продаже наркотиков там. Успел сбыть зелье трижды. Мы объявили его в розыск, и через несколько дней злоумышленник был доставлен в Сыктывкар. Сейчас он находится под арестом. О чем думал этот человек, у которого семья, который уже попался на совершении наркопреступлений? При этом сам не потребитель, а ведущий вполне здоровый образ жизни. Нам признался, что в другом регионе хотел заработать на адвоката. На самом деле им двигала элементарная жажда наживы.

– О профилактике наркомании и наркопреступности всегда говорится очень много на разных уровнях. Какой она должна быть на ваш взгляд?

– На последнем заседании Антинаркотической комиссии глава республики акцентировал внимание на том, что на местах антинаркотическую комиссию обязательно должен возглавлять руководитель администрации, то есть первое лицо. Профилактикой наркомании и наркопреступности обязаны заниматься все субъекты профилактики, начиная с глав муниципалитетов, заканчивая простыми гражданами. Профилактика должна быть адресной и индивидуальной в каждом районе республики.

Поэтому необходимо мониторить наркоситуацию в каждом районе с учетом его особенностей – географических, социальных и так далее. Одним силовым методом мы решить проблему наркомании не сможем.

На заседании комиссии мы озвучили инициативу, с которой вышли в прошлом году в Верховный суд Коми. Суть инициативы в том, чтобы обязывать потребителей наркотиков проходить соответствующую проверку у наркологов и при необходимости лечиться. И только в том случае, если потребитель не пожелает обращаться за медицинской помощью, давать ему 30 суток административного ареста, что предусмотрено административным законодательством.

Каждый административный материал, составленный в отношении потребителя наркотика, должен обрабатываться вручную и по каждому должно быть принято решение – дать человеку административный арест или дать шанс на выздоровление и избавление от пагубной привычки. Надо отметить, что мы нашли понимание в этом вопросе и у Верховного суда, и у министерства здравоохранения республики.

Источник: ИА БНК

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования