Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2016 год

21 марта 2017

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2016 год
(PDF, 1.4 MB)
Пресс-кит доклада Международного комитета по контролю над наркотиками за 2016 год
(PDF, 594 KB)

Предисловие

В предисловии к ежегодному докладу Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2016 год мне хотелось бы c признательностью отметить огромные усилия, которые были вложены в подготовку и проведение тридцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, состоявшейся в апреле 2016 года. В течение последних двух лет мы были свидетелями того, как мировое сообщество всесторонне анализирует успехи и вызовы в решении мировой проблемы наркотиков, и МККН может лишь поприветствовать результаты этой непростой работы, которые нашли отражение в заключительном документе тридцатой специальной сессии, озаглавленном "Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней".

МККН отмечает, что в заключительном документе государства-члены подчеркнули роль трех договоров о международном контроле над наркотиками как основы международного сотрудничества в обеспечении доступности наркотических средств и психотропных веществ для медицинских и научных целей, предупреждении незаконного выращивания наркотикосодержащих культур и производства запрещенных наркотиков и решении проблемы незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Правительства продемонстрировали готовность выполнять свои совместные обязательства в отношении сотрудничества в области сокращения спроса и предложения и предотвращения утечек. На специальной сессии Генеральной Ассамблеи мировое сообщество подтвердило центральную роль конвенций и вновь заявило о своей приверженности их осуществлению. Несмотря на это, все еще продолжаются разговоры о необходимости "модернизации" договоров и их положений, хотя, по мнению МККН, международная система контроля над наркотиками по-прежнему обеспечивает современный и гибкий механизм, вполне отвечающий потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня в области контроля над наркотиками.

В этой связи МККН призывает все заинтересованные стороны подходить к теме контроля над наркотиками с позиций науки и фактов. По мнению МККН, его роль, согласно международным договорам, состоит в контроле за тем, чтобы осуществление международных конвенций на национальном уровне не выходило за допустимые рамки. Как мы неоднократно отмечали, конвенции допускают определенную гибкость в отношении осуществления своих положений на национальном уровне, в частности в вопросах определения надлежащих правовых санкций, в том числе не связанных с наказанием и лишением свободы, за мелкие правонарушения, например хранение наркотиков для личного пользования. Однако такая гибкость имеет свои пределы и не подразумевает возможности регламентировать использование наркотиков в немедицинских целях. Сегодня перед государствами-участниками встает вопрос о том, как реагировать на развитие ситуации в некоторых странах, которые разрешают и регламентируют использование наркотиков в немедицинских целях вопреки положениям договоров. Одна из специальных тем, рассматриваемых в главе II настоящего доклада, посвящена анализу возможных последствий легализации каннабиса в ряде юрисдикций, в результате которой стало возможным его использование в немедицинских целях.

Успех дальнейшего международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками будет зависеть от осознания государствами-участниками того факта, что главной целью договоров о наркотиках является охрана здоровья людей и защита их прав. Как орган, уполномоченный следить за осуществлением международных договоров, МККН исходит из того, что государства-участники понимают, что в их обязанность входит профилактика злоупотребления наркотиками, лечение связанных с ними расстройств и уменьшение негативных последствий в соответствии с принципами и положениями конвенций и политических деклараций. Охрана здоровья и благополучия населения остается конечной целью системы международного контроля над наркотиками, а все стратегии и программы, направленные на решение текущих проблем в данной области на сбалансированной основе, в соответствии с положениями международных договоров и при уважении прав человека, будут и впредь пользоваться признанием и поддержкой МККН.

Тематическая глава доклада МККН за этот год посвящена теме "Женщины и наркотики" и содержит подробный анализ специфических потребностей женщин, потребляющих наркотики, и того вреда, который наносит им употребление наркотиков. В этой главе рассматривается эпидемиология злоупотребления наркотиками среди женщин и анализируются социально-экономические факторы, стоящие за такими явлениями, как употребление наркотиков путем инъекций. Изучению вреда употребления наркотиков для женщин и его последствий для остального населения нередко уделяется досадно мало внимания, а данные о потреблении

наркотиков редко дифференцируются по полу. Кроме того, государства-члены выделяют недостаточно бюджетных средств на проведение специальных мероприятий по профилактике и лечению наркотической зависимости и наркологических расстройств среди женщин, которые нередко не могут получить никакой помощи и обречены страдать в одиночестве. МККН надеется, что тематическая глава доклада за этот год позволит изменить сложившиеся представления и напомнить всем, особенно ответственным за разработку политики, о важности защиты прав человека женщин, потребляющих наркотики или совершивших связанные с наркотиками преступления, а также прав их близких.

В предисловии к ежегодному докладу МККН за 2015 год я говорил о духе конвенций в надежде на то, что при разработке оперативных подходов к решению локальных проблем в области контроля над наркотиками правительства будут стремиться совершенствовать систему общественного здравоохранения и внедрять практику и программы, основанные на полном уважении прав человека. Строгость уголовно-правовых мер борьбы с потреблением наркотиков должна умеряться неукоснительным соблюдением надлежащей правовой процедуры и сознанием того, что конвенции требуют применять к лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами или совершившим преступления, связанные с наркотиками, гуманные и соразмерные меры, в том числе не связанные с уголовным наказанием, а направленные на перевоспитание и лечение таких лиц, наблюдение за ними после окончания лечения, восстановление их трудоспособности и их возвращение в общество. В этом контексте сохранение смертной казни за связанные с наркотиками преступления представляется неуместным, тем более что жертвами несправедливых, неправомерных и несоразмерных действий правоохранительных органов и уголовно-правовых санкций чаще всего оказываются наиболее уязвимые члены общества. Обеспечение государственной безопасности и общественного порядка является одной из ключевых задач любого правительства, однако ее выполнение не должно происходить за счет пренебрежения достоинством человеческой личности. Это, разумеется, относится и к сокращению спроса: мерам сокращения спроса, нарушающим права человека во имя контроля над наркотиками, не должно быть места. Такие меры противоречат букве и духу конвенций о контроле над наркотиками и идут вразрез с провозглашенными в них целями, к которым относится охрана здоровья и благополучия всего населения и каждого отдельно взятого человека.

В докладе за этот год и ежегодном докладе о прекурсорах анализируются изменения в сфере контроля над наркотиками в мире и даются рекомендации для правительств и соответствующих международных и региональных организаций. С учетом обсуждений, проведенных в связи с тридцатой специальной сессией Генеральной Ассамблеи, в публикациях Комитета за 2016 год сформулированы рекомендации, которые должны помочь государствам в принятии эффективных мер и осуществлении комплексных планов по решению проблем в сфере контроля над наркотиками. В докладе о прекурсорах, например, содержатся рекомендации и сведения, призванные помочь государствам расширить обмен информацией, наладить многостороннее сотрудничество на оперативном уровне и принять меры для предотвращения утечки химических веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотиков.

Теперь, по окончании тридцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, мы активно готовимся к проведению в 2019 году следующего рубежного мероприятия, которое будет посвящено обзору осуществления Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков. В ближайшие три года и последующий период МККН намерен активно пропагандировать применение накопленных научных знаний на практике с целью оказания государствам последовательной поддержки в обеспечении охраны здоровья и благополучия их граждан. Надеюсь, что публикация ежегодных докладов поможет лучше понять работу и функции МККН. Как обычно, государствам-членам предлагается напрямую обращаться в Комитет по всем вопросам, связанным с осуществлением международных договоров.

Вернер Зипп
Председатель
Международного комитета
по контролю над наркотиками

Доклады Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) МККН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования