Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Наркотики и ценностный мир человека

Из книги Г. В. Зазулина "Антинаркотическая политика в России: Проблемы становления"

16 февраля 2016 :: Г. В. Зазулин

Печатается по: Ценностные миры современного человечества: Сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. С. 351–363 (в соавторстве с А.Н. Сунами).

Размышляя о ценностях1

Ценности – идеи или верования, воспринимаемые как ценные теми, кто их проповедует; действенный инструмент социального сплочения разрозненных индивидов (см.: Лоусон Т., Гэрод Д. Социология. А–Я. Словарь-справочник. М., 2000.); качества личности как основания для оценки человеком окружающей действительности (здесь и далее примеч. авт.).

и наркотиках2

Наркотики – лекарства, растения, грибы и другие психоактивные вещества, отнесенные Конвенциями ООН и Правительством РФ к наркотическим средством (психотропным веществам), потребление которых без назначения врача запрещено в РФ административным правом, а их незаконный оборот запрещен уголовным законом.

, мы должны иметь в виду, во-первых, предельную, но не всегда улавливаемую специалистами важность аксиологического аспекта в проблеме наркотиков, а во-вторых, многоуровневость и многозначность наших возможных рассуждений по данной теме.

Важность ценностей для борьбы общества с наркотиками и для ответной борьбы наркосистемы с обществом невероятна высока. Скажем больше, победа любой стороны в социальном наркоконфликте3

Наркоконфликт – противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы в отношении наркотиков, их немедицинского потребления (для опьянения) или свободной торговли.

без формулирования и манифестирования набора своих ценностей невозможна в принципе. Проблема заключается в том, что формально-ценностные ориентации, с помощью которых стороны в наркоконфликте аргументируют как свою позицию, так и сам факт своего участия в этом противоборстве, могут формулироваться абсолютно одинаково для любого из участников. Ценность свободы, личного выбора, независимости, прав человека, гуманизма – все это сторонами предъявляется, прежде всего, условно-нейтральным наблюдателям этого противостояния. При этом подразумеваться под этими словами могут совершенно противоположные вещи. Что здесь означает гуманизм? То ли это гуманизм, олицетворенный в популярной, но бесперспективной формуле "отстаньте от наркоманов, ловите наркоторговцев", или, может быть, гуманизм, заявляющий, что невыявленный наркоман – человек, оставшийся без помощи? Какое право у нас есть? Право на личный выбор потреблять наркотики или нет, или право людей на безопасную от наркотиков социальную среду? Набор этих противоречий в понимании ценностей можно продолжать долго. Многим может показаться, что этот спор о ценностях академичен и далек от тех, кто принимает реальные политические решения. Мы же убеждены, что в конечном счете тот, кто сможет убедительно доказать, что именно его понимание ценностей максимально соответствует целям достижения блага в современном цивилизованном обществе, тот и одержит итоговую победу в конфликте за власть устанавливать правила взаимодействия человека и наркореальности4

Наркореальность – четвертый тип реальности (после материальной, идеальной и виртуальной реальностей), для которой характерны отрицание социальной реальности, уничтожение социального в социуме посредством блокировки социализации наркотизацией и разрыва социальных связей между ее адептами и обществом. Наркореальность проявляется в таких асоциальных феноменах, как молодежный наркотизм, нелегальный международный рынок наркотиков, международное движение за легализацию марихуаны, наркопреступность и наркотическая контркультура.

.

Первый уровень толкования ценностного аспекта проблемы наркотиков состоит в том, что эффективную государственную антинаркотическую политику или неэффективную наркополитику все и везде реализуют на основе каких-то конкретных ценностей. Отличие ценностей, которые мы можем заложить в наш "антинаркотический" фундамент от других, "небазовых", как считается, состоит единственно в том, что необходимо достичь легитимной и консолидированной общественной позиции, т. е. добиться общественного согласия, что, дескать, эта мера в борьбе с наркотиками эффективна и, что немаловажно, справедлива.

Логично сделать вывод о том, что наблюдаемое на протяжении последних пятнадцати лет увиливание российских властей от прямых и нормативно оформленных ответов на наиболее сложные вопросы антинаркотической политики: применение административных санкций к наркопотребителям, принудительное лечение, реальный (не анонимный) учет наркозависимых, тестирование "групп риска" на наркотики и т. д., происходит только лишь по причине недостижения общественного согласия по этим неоднозначным позициям. Правда, достижение согласия в обществе, судя по многочисленным опросам, все-таки есть. Но, видимо, столь не современная позиция народа может только скомпрометировать "суверенную" российскую демократию перед просвещенной Европой. В итоге у нас получается достаточно уродливая политика борьбы с наркотиками, представляющая собой классическую реализацию мечты усидеть на двух стульях сразу. Законодательные цели, принципы и нормы ее, в угоду большинству избирателей, рестриктивны (сокращение количества наркоманов, уменьшение наркопреступности, запрет на потребление наркотиков и т. д.), технологическая же часть представляет собой реверанс либерально настроенной части электората и критикам из "цивилизованного" мира. Стоит отметить, что юридический запрет на немедицинское потребление наркотиков есть, но он компенсируется его массовым несоблюдением. Наличие в наших законах этой базовой рестриктивной части до недавнего времени позволяло настроенным на защиту запрета наркотиков экспертам и общественникам априори считать, что ценности Российского государства в данный исторический момент идентичны их собственным, а отсутствие их реализации в части конкретных антинаркотических технологий досадным и, без сомнения, временным недоразумением. Оправдывалось это молодостью и бесконечно продолжающимся процессом становления современной российской антинаркотической политики. Кажется, что теперь пришло время сказать, что вопрос о ценностях российского политического класса в борьбе с наркотиками рано считать решенным, за ценности "антинаркотических людей" еще нужно побороться и доказать их необходимость для эффективной политики. То есть, говоря словами В.И. Ленина, "прежде чем объединяться, надо решительно и определенно размежеваться"5

Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. 5-е изд. М., 1967. Т. 4. 1898 – апрель 1901. С. 354–360.

.

Второй уровень толкования ценностного аспекта проблемы наркотиков гораздо более сложен и неоднозначен. Если в первом случае речь шла о ценностях, с помощью которых общество или государство защищает своих членов от наркотиков, то во втором ценности понимаются как фактор наличия или отсутствия у человека индивидуальной защиты от посягательств наркореальности. Известно, что индивидуальный уровень гораздо меньше поддается обобщению, тем не менее попробуем наметить некоторые узловые точки понимания частного ценностного мира и его взаимоотношений с миром наркотиков, используя опыт психологов и социологов в объяснении причин, почему кто-то потребляет наркотики, а кто-то нет.

Существуют разные точки зрения на то, что толкает человека в проблему наркотиков, а что защищает от них. Среди психиатров и наркологов распространено мнение, что "для того, чтобы сделаться пьяницей, нужно, прежде всего, им родиться"6

См.: Рыбаков Ф.Е. Наследственность и алкоголизм // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1910. Т. 2–3. С. 1–13.

. Наличие связи генетических факторов с прогнозом потребления тех или иных веществ наркотического действия считается современной наукой бесспорным. Также бесспорным считается и то, что генетическая предрасположенность, например, к пьянству не является фатальной. Таким образом, мы не можем считать это главным фактором расширения наркотического в социальном.

Иной точки зрения по данному вопросу придерживаются люди, для которых абсолютная трезвость стала образом жизни. "Я буду говорить о тех веществах, которые все ученые мира считают наркотиками. Тем не менее правительства нашей и других стран отказываются официально признать это, поэтому такие вещества свободно продаются как "пищевые продукты". Речь пойдет об алкогольной продукции (водка, вина, пиво) и табаке"7

См.: Углов Ф.Г. Правда и ложь о запрещенных наркотиках. М., 2004. С. 6.

, – так считает сторонник движения за трезвость, формально относя к наркотикам все, что вызывает зависимость.

Многие справедливо обнаруживают сходство наркозависимости с другими негативными социальными явлениями, например, с зависимостью от тоталитарной секты. Приводятся универсальные причины попадания людей в секту, в игровую, нарко-, алкозависимость: одиночество, переломный возраст, боязнь ответственности, поиск легких путей, стремление вырваться из дома8

См.: Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. СПб., 2000. С. 156–160.

. Однако такая универсальность не дает нам практического знания для антинаркотической деятельности, ибо сложно представить, что любой человек в своей жизни сможет избежать стрессов, чувства одиночества или, тем более, переходного возраста.

В попытке ответить на вопрос, как человек становится пьяницей или наркоманом, Юрий Орлов корень проблемы видит не в существовании алкоголя и наркотиков, а в отсутствии культуры обращения с ними: "Вино является одним из прекрасных благ, созданных человеком. Когда оно рассматривается как яд, то радикалы из антиалкогольного движения совершают ошибку, считая вино дьявольским продуктом. Не только вино, но и любое благо превращается во зло при неправильном употреблении. Наркотик – чудесное средство обезболивания становится проклятием человека в результате неправильного его употребления. Жрецы в храмах Индии и Вавилона, ритуально употребляя наркотики, не становились наркоманами"9

Орлов Ю.М. Зависимость // Европейские города против наркотиков. Электронный ресурс: URL: http://www.ecad.ru/mn-kd6_28.html свободный.

. Давайте задумаемся: почему? Наверно, что-то их защищало. Возможно, это же "что-то" помогло Фрейду прекратить потребление кокаина, в который он был буквально влюблен. "Очевидно, что большая часть населения Земли, а не только жрецы или избранные, могут наслаждаться вином, не становясь алкоголиками. На Востоке курение естественных наркотиков было общеупотребительным, и от этого большинство жителей не становились наркоманами. Алкоголиком и наркоманом становятся люди, неправильно потребляющие эти средства и не знающие и не учитывающие особенностей привыкания собственного организма"10

Там же.

.

Отвечая на вопрос, почему человек спивается, Юрий Орлов в качестве объяснения предлагает, может быть, и важную, но, на наш взгляд, явно не главную причину: "Наши знания в этой области чрезвычайно деформированы под влиянием целенаправленной массированной антиалкогольной пропаганды, в которой алкоголь наделяется свойствами космического зла и дьявольского орудия. Всякая мысль о правильном употреблении алкоголя рассматривается радикалами движения трезвости как идеологическая диверсия, направленная на подрыв здоровья населения, вследствие чего люди теряют ориентиры в понимании подлинных источников алкоголизма и наркомании"11

Там же.

.

Установленная нами полярность взглядов Ф.Г. Углова (Общество трезвости) и Ю.М. Орлова на проблему пьянства и наркомании провоцирует подойти к ее решению с противоположной стороны и найти ответ на вопрос, как же человек "не спивается". Психиатр-нарколог, организатор лекций и тренингов по психологии наркозависимости и экзистенциальной психотерапии, Александр Данилин, отмечая очевидность наблюдаемого факта, что часть детей вырастает в неблагоприятных условиях "гетто" почти невредимыми, выделяет этот феномен под общим названием "жизнестойкие дети"12

Данилин А.Г. Человек зависимый. М., 2009. С. 272.

. Чем же такие дети отличаются от других детей? Автор выделяет пять общих качеств (ценностей), свойственных этим детям:

1) высокая адаптивность: умеют непринужденно вести себя в разном окружении, расположить его к себе;

2) уверенность в себе: трудности только подзадоривают, непредвиденные ситуации не смущают;

3) независимость: живут своим умом, т. е. слушают советы взрослых, но умеют не попасть под их вредное влияние;

4) стремление к достижениям: успех доставляет им радость, они стремятся успевать в школе, спорте и т. п.;

5) ограниченность контактов: дружеские и родственные связи немногочисленны, устанавливают лишь несколько устойчивых контактов с другими людьми.

Таким образом, опираясь на сказанное выше и собственный опыт, мы можем сделать первый вывод. Человек спивается не тогда, когда "неправильно употребляет эти средства", "не знает или не учитывает особенностей привыкания собственного организма", "теряет ориентиры в понимании подлинных источников алкоголизма и наркомании" (хотя и это имеет некоторое значение), а тогда, когда у человека отсутствует "ценность собственной индивидуальности". Поэтому мы допускаем, что общество содержит два типа людей, два "ценностных мира": 1) люди, которые осознают ценность собственной индивидуальности; 2) люди, которые не ценят свою собственную индивидуальность.

Как есть наркоман и те, кто наркоманом не становится, так есть и два общих типа ценностного мира человека. Иными словами, любой из нас принадлежит в большей степени либо к одному, либо к другому. Что это за ценностные миры? Попробуем интерпретировать в этом ключе взгляды известного философа и социолога Виктора Франкла. Смысл своей жизни Франкл видел в помощи другим увидеть свой собственный смысл жизни. В учении Франкла о стремлении человека найти смысл есть два основных тезиса:

  • "человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным";

  • "правильным является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент"13

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 11.

    .

Однако, как пишет Франкл, найти смысл – полдела, важно его осуществить. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла – процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Всей своей жизнью человек осуществляет собственную самоактуализацию, поэтому Франкл также говорит о смысле самой личности человека, его индивидуальности, его взаимосвязи с обществом14

Там же. С. 58–59.

.

Почему так важно обсуждать наркотики сквозь призму смысла? Франкл замечает, что "в мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками"15

Там же. С. 87.

.

Итак, мы можем сделать второй вывод. Один из выделенных нами ценностных миров – мир тех людей, кто реализует смысл своей жизни. Другой ценностный мир тех, кто не реализует смысл своей жизни. Вот как о связи внутренней духовной жизни человека (смысла) с алкоголем и наркотиками пишет Франкл: "Смысл страдания в том, что оно оберегает человека от апатии и духовного оцепенения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся духовно живыми. Мы растем и мужаем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее. Раскаяние и скорбь – оба эти чувства, связанные с нашим прошлым, служат для того, чтобы исправить наше настоящее. Нельзя гасить несчастья алкоголем или наркотиками. Наркомания – это духовная анестезия. Но духовная анестезия может привести к духовной смерти. Постоянно убивая наркотиками эмоционально значимые переживания, человек убивает свою внутреннюю жизнь. Страдание и горе являются частью человеческой жизни. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не нарушая ее смысла"16

Там же. С. 226.

.

Рассмотренные выше утверждения Франкла обладают статусом методологического правила и позволяют нам ответить на самый трудный вопрос, касающийся причин наркомании. Почему в одной семье, в одной уличной компании, в одном школьном классе один становится наркоманом, а другой нет? Наш ответ следующий. Потому, что в реальной жизни одни люди находят смысл своей жизни, реализуют его и поэтому не принимают наркотики даже в условиях собственного страдания, а другие люди не видят в своей жизни никакого смысла и в силу только этого легко становятся жертвами наркотизации. Этот ответ позволяет понять, какой должна быть в своей сути, а не в технологии государственная антинаркотическая политика, чтобы быть успешной. Очевидно, что не уголовной и не медицинской, как сейчас, а молодежной и культурной.

Попробуем понять, как складываются эти ценностные миры: людей, реализующих смысл своей жизни, и людей, которым это не удается. Мы можем предложить следующую гипотезу: смысл жизни реализует только тот человек, который все возрастные кризисы своей социализации "разрешил" в свою пользу, а не против себя.

Вслед за известным психологом Эриком Эриксоном мы считаем, что проблемы развития личности "распределяются" на протяжении всего жизненного пути. Напомним постулаты теории возрастных кризисов Эриксона. Каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный конфликтом развития "Я" личности. Каждый человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности (иными словами – ценности), он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста17

Об этом см.: Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 2000.

. Суть концепции Эриксона состоит в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса (ценность возникает), либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого. Как известно, Эриксон выделил восемь кризисов и соответственно восемь приобретенных или не приобретенных в ходе них качеств (ценностей): надежда, сила воли, целенаправленность, компетентность, верность, любовь, забота, мудрость.

Таким образом, мы считаем, что человек начинает потреблять наркотики, потому что высокое экспозиционное давление наркосреды "наполняет" наркотизацией каждого, точнее, почти каждого из тех, кто не "наполнен" выделенными Эриксоном ценностями и, следовательно, не обретает смысл жизни. Это объясняет, почему в Китае говорят о наркомане: "Пустой мешок стоять не может". Эта метафора и есть характеристика исследуемой связи наркотиков и ценностного мира человека.

Наш главный вывод и наше понимание анализируемого дискурса следующее: ценности, позволяющие человеку осознать смысл жизни, служат ему мощной защитой от потребления наркотиков. Это знание теоретически выводится трудно, но легко подтверждается жизненной практикой. Приведем только один пример: Шарль Бодлер в книге "Искусственный рай" живописно и образно показал, как Оноре де Бальзак в кишащем от гашиша Париже устоял перед соблазном попробовать этот наркотик. Учитывая сделанный вывод, какой должна быть государственная антинаркотическая политика?

Необходимо максимально формировать те ценности, которые позволят подростку ценить свою свободу, т. е. умение распознавать манипуляции тех, у кого есть выгода в том, чтобы он стал зависимым от веществ наркотического действия. Не стоит забывать, что на первом месте по легкости возникновения очень трудно преодолимого пристрастия к никотину стоит зависимость к курению табака! Для сравнения: "Три человека из 100, попробовавших алкоголь, попадут в зависимость, и 90 – закуривших первую сигарету"18

См.: Айвазова А.Е. Психологические основы зависимости. СПб., 2003. С. 100.

.

Проблема наркотиков имеет наложение с проблемами алкоголизма и табакокурения, которые, в свою очередь, имеют свой набор труднопреодолимых причин. "Здесь и беспредел рынка, стремящегося бесконтрольной, разнузданной рекламой навязать алкогольную продукцию, и политика государства, которая не должна основываться на получении дохода за счет спаивания народа или на самоустранении в решении такой сложной проблемы, и неустроенность социально-экономической жизни основной части населения"19

Оружие самоистребления // Информационно-публицистический ресурс "Нет наркотикам". – Электронный ресурс: URL: http://www.narkotiki.ru/ecolumn_5589.html, свободный.

. Понимая, что из комплекса задач антинаркотической политики нельзя делать "винегрет", добавляя в нее смежные проблемы: алкоголизм, табакокурение, в целом здоровый образ жизни; необходимо отметить принципиальный момент, суть которого в том, что только на фоне успехов общества и государства в борьбе с курением табака и пьянством имеет смысл уголовная политика борьбы с наркотиками. Только в этом случае возможна ее эффективность. Потому что только в этом случае возможна ее поддержка обществом, гражданами. Только в этом случае Россия избежит губительной для ее народа на современном этапе подмены программ "снижения спроса" на наркотики программами "снижения вреда". Об этом должно быть прямо сказано в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. А что в ней сейчас?

Сейчас в ней содержится ошибочное и совершенно не работающее, на наш взгляд, определение этой политики: "Государственная антинаркотическая политика – это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией"20

Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации № 690): офиц. текст // Офиц. сайт ФСКН России. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4114/9723/index.shtml, свободный.

.

Мы не согласны с приведенным выше пониманием государством данного направления своей деятельности и видим в этом понимании основу ее неэффективности, ведущей в отсроченной перспективе к легализации наркотиков. Мы считаем, что "государственная антинаркотическая политика – система политических мер на муниципальном, региональном и федеральном уровнях государства, обеспечивающая формирование негативного отношения граждан к участникам незаконного оборота наркотиков, это контроль запрета немедицинского потребления наркотиков, их рекламы и пропаганды, неотвратимость наказания за нарушение этого запрета и применение к нарушителям административных санкций, жесткость и интенсивность которых достаточны для уменьшения экспозиционного давления наркосреды на молодежь"21

См.: Зазулин Г.В. Правовые основы антинаркотической политики: коррекция понятийного аппарата // Государственная служба. 2011. № 3. С. 51–55.

.

Также в Стратегии должен был оказаться лучший опыт антинаркотических проектов. На практике весь этот опыт пока игнорируется. Вместо этого общество толкают на ложный путь "войны с наркотиками", а не на борьбу с причинами этого негативного явления.

Седьмого июля 2011 г. Борис Грызлов, на тот момент Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заявил, что "употребление зелья должно быть уголовно наказуемым, а наркотикам должна быть объявлена война"22

Грызлов Б. Употребление зелья должно быть уголовно наказуемым // Офиц. сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.duma.gov.ru/news/274/81548/, свободный.

.

Необходимо сказать, что если в Санкт-Петербурге, по официальным оценкам23

Об этом см.: Количество наркоманов в Петербурге может достигать 100000 // Интернет-газета Фонтанка.ру. URL: http://www.fontanka.ru/2010/03/11/080/, свободный; официальная статистика по АИС "Антинар СПб" содержится в сборнике материалов к расширенному заседанию Антинаркотической комиссии Санкт-Петербурга. 2011. 24 августа.

, ежедневно около 100 тыс. граждан участвует в незаконном обороте наркотиков и из них ежедневно привлекаются к ответственности всего 20, тогда при чем здесь новые законы? Разве это похоже на войну? Не пора ли стать честнее по отношению к тому, как декларируемые антинаркотические ценности, как защита общества в целом воплощены в сегодняшней практике? Необходимо задуматься о защите каждого в отдельности. Ибо механизм сдерживания заключается не только в "войне с наркотиками" (аресты, лечение и т. д.), но и в помощи в социализации (и ее контроле) каждому отдельному подростку, школьнику, студенту.

Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2018 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования