Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Виктор Иванов об антинаркотических программах РФ как инструменте российского и мирового развития

Выступление на заседании Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, 14 декабря, Москва

15 декабря 2015

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на заседании Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации, 14 декабря, г. Москва, Дом Правительства РФ

Уважаемые коллеги!

За четыре года деятельности Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации, в стране впервые возникла система международных программ, предоставляющих государству эффективные инструменты для проведения глобальной антинаркотической политики практически во всех регионах Земного шара.

Это обусловлено критической необходимостью ликвидировать инфраструктуру наркобизнеса не только внутри Российской Федерации, но и на дальних подступах к нашей стране. Необходимо понимать, что более 90 процентов наркотиков, прежде всего тяжелых (героин, гашиш и кокаин) поставляются в Россию транснациональными организованными преступными группировками, малыми и большими картелями. И ликвидация таких группировок требует нанесения целевых ударов по всему пространству их обитания и действия.

Особенно это актуально в ситуации непрерывно усложняющейся международной ситуацией для России и в связи с активной наступательной внешней политикой Российской Федерации. Не всем это нравится.

К настоящему времени определилось два главных направления организации антинаркотических программ.

Первое – полицейское сотрудничество, включающее как проведение совместных операций, так и финансовую, техническую и кадровую поддержку профильных служб в государствах, на территории которых имеется производство или транзит наркотиков.

Второе – альтернативное развитие как наиболее перспективный метод конверсии (преобразования) экономики наркопроизводства в позитивную экономику, позволяющую занять местное население, переместить его занятость из сферы переработки растительного наркосырья в легальные сферы деятельности.

По первому – полицейскому – направлению к настоящему моменту уже активно работают две флагманские программы антинаркотического содействия ГСКН Киргизии и АКН Таджикистана.

Нам нужно сегодня выявить назревшие проблемы и наметить перспективы дальнейшей работы по этим программам.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации ФСКН России в качестве реализации мер превентивного характера начиная с марта 2011 года оказывает донорскую помощь Государственной службе по контролю наркотиков при Правительстве Киргизской Республики, а с октября 2012 года – Агентству по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. Координаторами Программ содействия, советниками и консультантами являются сотрудники ФСКН России.

Основной составляющей материально-технической помощи является, по сути, обеспечение полноценного функционирования упомянутых мной партнерских спецслужб. И, в первую очередь, обеспечение недостающей оргтехникой, средствами связи и специальными техническими средствами, а так же поддержка по командировочным расходам, а также на приобретение и содержание специального автотранспорта.

Необходимо также отметить такую немаловажную составляющую Программ содействия как выплаты дополнительного материального стимулирования сотрудникам ведомств, которые позволяют существенного уменьшить отток кадров и снизить уровень коррупции среди личного состава.

За время реализации программ ведомствам удалось добиться значительного повышения эффективности деятельности по выявлению и ликвидации международных преступных группировок, занимающихся оптовыми поставками афганского героина с территории Киргизии и Таджикистана в Российскую Федерацию. В разы увеличилось количество изымаемого героина, как на территории самих республик, так и в России. С учетом нашего плотного взаимодействия.

Еще одним направлением взаимодействия с партнерами стали проведенные в августе – сентябре 2013 года на территории Киргизии международные оперативно-тактические учения подразделений антинаркотических ведомств и служб государств-членов ОДКБ под условным наименованием "Гром-2013" и в мае 2014 года в Республике Таджикистан международной антинаркотической операции "Канал – Южный капкан". Учения и операция проходили под эгидой ОДКБ, и именно Программы содействия, улучшившие материально-техническое обеспечение антинаркотических служб Киргизии и Таджикистана, позволили организовать и провести мероприятия на необходимом уровне.

Следует отметить, что заключение международных договоров с этими государствами сыграло и положительную роль в повышении имиджа России как страны-донора в реализации антинаркотических программ в Киргизии и Таджикистане. Хочу сказать, мы не единственные, кто оказывает донорскую помощь. Этим государствам оказывают донорскую помощь также ООН и США, используя возможности бюджета Пентагона в эти государства поставляется спецтехника. Поэтому для того, чтобы нам сохранять паритет и баланс и активную внешнюю политику, конечно, целесообразно продолжать и наращивать, тем более что они являются нашими партнерами по ОДКБ.

Бюджет киргизской Программы составляет 7,2 млн. долларов США, таджикистанской Программы – 5,4 млн. долларов США.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 июня 2015 года № Пр-1439ГС в настоящее время также разработаны и готовы к утверждению антинаркотические программы содействия компетентным органам Афганистана и Пакистана.

Прошу Минфин России в краткие сроки рассмотреть вопрос и принять положительное решение о включении в бюджет Российской Федерации на 2017 год соответствующих бюджетных ассигнований на финансирование программ помощи МВД Афганистана и Антинаркотическим силам МВД Пакистана. Это существенно поднимет эффективность по проведению совместных операций и перехвату партий наркотиков.

Отдельной программой, являющейся критически важной для повышения эффективности борьбы с наркотиками на дальних подступах является создаваемая ФСКН России планетарная сеть учебных курсов повышения квалификации по программе "Борьба с незаконным оборотом наркотиков". То есть мы уже не ограничиваемся Центральной Азией.

Такие курсы показали свою высокую эффективность в последние пять лет в Латинской Америке, что в итоге привело к строительству в г. Манагуа Республики Никарагуа Учебного центра ФСКН России. Надеемся, что в следующем году работа по строительству этого центра будет завершена.

Курсы ФСКН России получили высокую оценку со стороны руководства силовых структур Республики Никарагуа, лично президента Никарагуа Д. Ортеги, а также глав государств Мексики, Колумбии и Карибского бассейна. Более того, по мнению Генерального секретаря Центральноамериканской интеграционной системы Хуана Алемана, открытие курсов ФСКН России – "весомый вклад в укрепление региональной безопасности и один из наиболее удачных, своевременных и успешных проектов". Тем более Россия подала заявку, которая сейчас рассматривается, на получение статуса наблюдателя в Центральноамериканской интеграционной системе. ФСКН России и антинаркотические программы идут в контексте нашей внешнеполитической линии.

Также сегодня идут переговоры с нашими партнёрами о расширении данной сети подготовки кадров на государства Африки, которые в последние годы были превращены транснациональной наркопреступностью в страны интенсивного транзита латиноамериканского кокаина и афганского героина. Соответствующие переговоры проведены с Африканским союзом и получена поддержка. Эта работа будет усилена.

Совместно с ГСКН Киргизии сегодня рассматривается вопрос о создании на его базе Центра по обучению сотрудников антинаркотических ведомств государств Центральной Азии (г. Бишкек Киргизской Республики) с перспективой распространения его функций на сотрудников антинаркотических ведомств стран всего региона, а также Афганистана, Пакистана и Ирана. Финансирование проекта предусматривается включить в третью фазу Программы содействия ГСКН Киргизии.

Создание центра позволит решить широкий спектр задач, в том числе осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов антинаркотических ведомств не только стран Центральной Азии, но и Афганистана, Пакистана, Ирана. В этих целях планируется и предусматривается использование специально подготовленных преподавателей и инструкторов, имеющих соответствующую квалификацию.

По второму направлению – в сфере альтернативного развития – работа нашей Правительственной комиссии ещё только начинается.

По сути в функции организации новой антинаркотической программы следует рассматривать решение Правительства РФ о назначении директора ФСКН России председателем российской части российско-пакистанской межправительственной комиссии (МПК).

20 ноября в Исламабаде состоялось очередное заседание МПК, где был впервые за двадцать лет урегулирован вопрос взаимных финансовых претензий и предложены десятки проектов экономического сотрудничества, предусматривающих включение в российско-пакистанские инфраструктурные проекты составной частью так же и Афганистана, что создает возможности по переорганизации экономики Афганистана в нужном нам направлении, имея ввиду вытеснение наркоэкономики.

Предельно важное значение для трансформации экономики Афганистана и Центральной Азии в антинаркотическом направлении имеет создание российской Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии в форме дочернего общества Внешэкономбанка.

Деятельность Корпорации по реализации социально-экономических и антинаркотических проектов альтернативного развития на территории стран Центральной Азии по сути могла бы стать ещё одной антинаркотической программой, позволяющей практически замещать наркопроизводство на созидательную позитивную экономику.

К сожалению, Корпорацию, несмотря на положительные решения Президента России, организовать пока не удаётся.

Создание Корпорации было инициировано в соответствии с поручением председателя Правительства РФ В.В. Путина ещё в 2012 году и полностью поддержано Администрацией Президента Российской Федерации (№ мк2726 от 9 июля 2014г.), Правительством Российской Федерации (№ 778-с от 28 мая 2014г.), а также Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. То есть все органы высшей власти поддержали идею создания и проект создания самой Корпорации. Идея создания Корпорации также высоко оценивается и поддерживается руководством стран Центральной Азии, рассматривается ими как стратегически значимая для процессов евразийской интеграции, что является приоритетом российской политики.

Надеюсь, что 22 декабря на очередном заседании Наблюдательного совета Внешэкономбанка будет сделан принципиальный шаг к организации Корпорации.

В организации альтернативного развития помимо финансово-инвестиционного инструментария ключевую роль играет создание системы подготовки кадров для базовых сфер экономики. На сегодняшний день мы выходим на возможную организацию подобной программы уже в следующем году.

Общепризнано, что стратегия сдерживания наркопроизводства в любой стране базируется как на укреплении органов государственной власти и управления, так и на повышении эффективности механизмов социально-экономического развития (включая различные формы и направления альтернативного развития), а также максимальным продвижением русского языка и культуры.

Здесь большую и, подчеркну, инициативную работу проводит Сибирский институт евроазиатского научно-образовательного сотрудничества и развития Томского государственного педагогического университета.

Представляется целесообразным создание на территории Сибирского и Уральского федеральных округов, тесно связанных с Центральной Азией, системы подготовка инженерных и иных кадров для государств Центральной Азии.

Представляется необходимым расширить уже ведущую деятельность и организовать в обозначенных федеральных округах на базе 3-4 наиболее крупных, компактно расположенных научно-образовательных центров (прежде всего – Томского, Екатеринбургского и Красноярского) разработку и апробацию перспективных форм, механизмов и технологий сотрудничества по подготовке кадров для Центральной Азии.

В следующем году представляется целесообразным организовать с помощью Минобрнауки и Росссотрудничества на базе Сибирского института евроазиатского научно-образовательного сотрудничества и развития Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) целевую антинаркотическую программу кадрового обеспечения реализации программ альтернативного развития и общих потребностей социально-экономического сотрудничества России со странами Центральной Азии. Еще раз повторю, это критически важно, для того, чтобы создавать рабочие места в соседнем регионе – Центральной Азии, содействовать подъему экономики, естественно, на взаимовыгодных условиях.

На Томский государственный педагогический университет в рамках деятельности данного центра в качестве первоочередной должна быть возложена задача разработки и пилотной реализации в 2016 г. сетевого проекта по созданию комплексной системы содействия молодежи стран Центральной Азии в получении математического и естественнонаучного образования на русском языке с учётом национально-культурных особенностей населения стран Центральной Азии.

Томский научно-образовательный комплекс традиционно являлся одним из ключевых элементов обеспечения кадрами высшей квалификации обширных пространств Центральной Евразии. В дореволюционный и советский период данная деятельность имела вполне системный характер; в настоящее время в большинстве случаев каждая организация комплекса реализует ту или иную политику сотрудничества с партнерами из данного региона без взаимной увязки и совместного использования потенциала других членов комплекса.

От имени Правительственной Комиссии мы обращаемся к Министру образования и науки РФ и губернатору Томской области, а также к Министру финансов РФ с предложением рассмотреть вопрос об организационной, материально-технической и финансовой поддержке проектной деятельности ТГПУ по обеспечению и развитию сотрудничества с организациями и ведомствами стран Центральной Азии. Также хочу отметить постоянное и существенное организационное содействие со стороны Министерства иностранных дел РФ усилиям данного университета.

Коллеги, в результате нашей слаженной межведомственной работы целостная система антинаркотических программ РФ выстраивается. Это принципиально новый результат, позволяющий нам действовать глобально, при этом точечно и с наивысшей эффективностью в целях реализации государственной антинаркотической политики нашей страны.

Благодарю за внимание.

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования