Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов о проделанной работе во исполнение решений Правительства РФ от 20 ноября 2014 года

Выступление на расширенном заседании Государственного антинаркотического комитета, Совет Федерации РФ, 30 июня 2015

30 июня 2015

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги!

Во исполнение решений Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 года осуществлена следующая работа.

С целью создания механизмов контроля и администрирования деятельности социально ориентированных негосударственных организаций, работающих в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации.

Указанным проектом постановления предусмотрено утверждение правил предоставления грантов из федерального бюджета таким организациям по итогам ежегодного конкурсного отбора. Принятие Правительством Российской Федерации данного постановления зафиксирует юридические механизмы, обязывающие неправительственные структуры работать по государственным заданиям и стандартам.

Кроме этого с целью законодательного регулирования системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей разработан проект федерального закона, направленного в первую очередь на нормативное закрепление глоссария и понятийного аппарата в этой сфере.

Таким образом, доработаны все необходимые условия для реализации принятой Правительством Российской Федерации в апреле прошлого года специальной подпрограммы по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Роль социальной реабилитации как фундаментального инструмента реализации государственной антинаркотической политики была закреплена на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июня текущего года.

В своем выступлении на этом заседании Президент России Владимир Владимирович Путин однозначно определил, цитирую: "Исключительно медицинскими мерами, конечно, здесь не справиться. Нужна последующая социальная реабилитация, возвращение к нормальной полноценной жизни". Для этого "необходимо включить" порядка 500 негосударственных реабилитационных центра, действующих в регионах, "в формируемую национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей".

Очевидно, что базовым уровнем реализации данных поручений являются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, и только полномасштабное задействование потенциала регионов позволит добиться поставленной руководством страны цели.

Поэтому сейчас, в рамках создания национальной системы реабилитации крайне важно задействовать уже выстроенную организационную антинаркотическую вертикаль: Государственный антинаркотический комитет, координирующий федеральные органы исполнительной власти, антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и муниципальные антинаркотические комиссии.

Основной акцент следует сделать на разработке и утверждении программ реабилитации в субъектах Российской Федерации, что придаст необходимое ускорение и кратно повысит потенциал реализуемых и готовых к реализации программ реабилитации субъектов Российской Федерации.

Именно для этой задачи необходим административно-политический ресурс Совета Федерации, который позволит набрать необходимые темпы для организации Национальной системы реабилитации с задействованием потенциала всех уровней и ветвей власти.

Следует отметить, что в процессе организации работы выявлены основные проблемы, затрудняющие движение вперед.

Первое. Это инерционное восприятие наркомании как исключительной медицинской проблемы. Никакими изолированными медицинскими усилиями наркопотребление не остановить, поскольку здесь требуется коррекция социального поведения этих людей.

Второе. Неготовность пока ещё сделать ставку на существующие институты гражданского общества в системной работе по возврату потребителей в социум.

Третье. Есть определённая недооценка возвратного экономического эффекта от реабилитации – к слову, кратно превышающего возможные госбюджетные затраты на эти цели.

Четвёртое. Отсутствие понимания социальной реабилитации как важнейшего инструмента правоохранительной деятельности, декриминализации молодёжной среды и разгрузки пенитенциарной системы.

Именно поэтому решением Президента ФСКН России определена координатором работы по реабилитации и ресоциализации в стране.

Анализ уголовной практики государства свидетельствует, что ежегодно 100 тысяч человек, привлекаемых к уголовной ответственности за наркопреступления, а это 85 процентов всех привлекаемых за наркотики, сами являются наркоманами, хранившими при себе одну-две дозы без цели сбыта. Именно поэтому представляется целесообразным работать с этим контингентом не через пенитенциарную систему, а через специализированные программы реабилитации. Это и дешевле, и эффективнее, и гуманнее.

По нашим подсчётам, в действующей пока практике, суммарные затраты пенитенциарной системы, правоохранительных, судебных органов на привлечение к уголовной ответственности только рядовых наркопотребителей составляют 96 миллиардов рублей ежегодно. Социальная же реабилитация такого же количества наркопотребителей обойдётся государству в 10 раз дешевле. Эти расчёты полностью корреспондируются с оценками Международного комитета по контролю над наркотиками Организации Объединённых Наций.

Следует подчеркнуть, что запуск программ реабилитации позволит за счет сэкономленных средств перенацелить усилия правоохранительных органов с преследования рядовых наркопотребителей на еще более интенсивную ликвидацию организованной преступности и каналов поставки наркотиков на территорию страны.

Более того, по данным Министерства внутренних дел России, две трети всех неквалифицированных мелких краж и грабежей, а это 340 тысяч преступлений ежегодно, осуществляют именно наркопотребители, которые осуществляют преступления для того, чтобы добыть себе деньги на вожделенную дозу.

Поэтому, изымая многочисленный пласт наркопотребителей из общества, локализуя их в реабилитационных центрах, мы решаем одновременно три задачи.

Вопервых, снижаем реальный уровень общеуголовной и наркопреступности и финансовые затраты на борьбу с криминалом.

Вовторых, защищаем наши школы, институты и молодежь от свободного асоциального и криминального поведения наркопотребителей в обществе.

Втретьих, даём наркопотребителям и их семьям надежду на освобождение от зависимости, снимая тем самым напряженность в существенном сегменте социума, который составляет порядка 30 миллионов человек.

В конечном итоге это даст ещё и рост национального валового продукта, потери которого от незаконного оборота наркотиков, по экспертным оценкам, составляют до 3 процентов. Поэтому представляется исключительно важным, активизируя борьбу с организованными формами преступности, в то же время заменить массовое этапирование наркоманов в тюрьмы – на альтернативное направление их в специализированные реабилитационные центры.

С упразднением системы ЛТП в 1994 году функция освобождения от наркотической зависимости, как обязательство государства, полностью исчезла, в то время как потребность общества в этой деятельности только возрастала и продолжает возрастать, тем более что в полную силу уже заработал механизм правового побуждения наркопотребителей к реабилитации – и в текущем году дополнительно 100 тысяч наркопотребителей в регионах будут решениями судов направлены в практически не функционирующую на сегодня систему реабилитации.

Именно поэтому необходимо за пять лет решить следующие задачи.

Первое. Существенно, в 5-10 раз, увеличить количество наркопотребителей, вовлекаемых в программы комплексной реабилитации от нынешних примерно 20 тысяч в год до хотя бы 150 тысяч в год.

Второе. Повысить эффективность системы освобождения от наркозависимости, в настоящее время основанной исключительно на наркологической помощи по детоксикации и снятию ломки. За счет реализации программ социальной реабилитации абсолютно реально поднять эффективность в 3-5 раз.

Третье. Сформировать единую общерегиональную инфраструктуру реабилитации, когда каждая мать будет знать, к кому и куда обращаться в случае беды.

Четвертое. Выделить подростков как абсолютно приоритетный и самый уязвимый сегмент общества. Важно, чтобы в каждом федеральном округе появилось хотя бы по одному центру подростковой реабилитации на принципах общественно-государственного партнёрства. Необходимо уйти от повального увлечения тестированием к организации сложной социально-педагогической работы с подростками, включая повышение роли семьи и школы.

Одной из ключевых основ социальной реабилитации зависимого человека является труд. Поэтому полагаем целесообразным создавать в каждом регионе на базе сельскохозяйственных и иных производств пилотные кластеры реабилитации, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства и софинансирования федерального центра и регионов. Такие кластеры сегодня уже организуются в Псковской и Костромской областях, Ставропольском крае и других регионах.

Весьма важно активно задействовать муниципальные антинаркотические комиссии, чтобы эти структуры, по образцу комиссий по делам несовершеннолетних, занимались конкретными наркопотребителями и проблемными семьями.

Также было бы целесообразно создать специальный телеканал для реабилитации. Без мощной медийно-информационной составляющей трудно достичь поставленных целей.

И еще одно важное направление работы на перспективу – это переформатирование и актуализация действующего законодательства в антинаркотической сфере.

Уважаемая Валентина Ивановна! Хочу обратиться к Вам с просьбой рассмотреть и поддержать на ближайшем пленарном заседании Совета Федерации наши сегодняшние решения и принять соответствующее Постановление Совета Федерации.

Спасибо за внимание.

По материалам источников: ФСКН России

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования