Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

О наркоситуации в Российской Федерации

Материалы к заседанию ПКПН, апрель-июнь 2001

15 июня 2001

Рассматриваемый вопрос – "О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими". Одной из главных причин ухудшения ситуации назван "низкий уровень профилактической работы и организации досуга населения".

Анализ криминогенной ситуации в стране свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы, связанной с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ за последние десять лет выросло более чем в 20 раз и продолжает увеличиваться. По данным органов здравоохранения, в России на 1 января 2001 года на учете состояло более 412 тысяч лиц, злоупотребляющих наркотиками, из них 249,5 тысяч – с диагнозом "наркомания". По экспертным оценкам, реальное количество потребителей наркотиков превышает данные показатели в 5-10 раз.

Ускоренными темпами происходит наркотизация в молодежной и детской среде. При этом уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 1,5 раза выше, чем у взрослого населения. Об этом свидетельствует тот факт, что по сравнению с 1999 годом количество подростков, больных наркоманией, в 2000 году увеличилось на 10,5%.

Поэтому, учитывая возрастную категорию большинства потребителей наркотиков – до 30 лет, можно констатировать, что под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения страны.

Одной из главных причин такого положения является низкий уровень профилактической работы и организации досуга населения. Практически не ведется работа с молодежью по месту жительства, исчезли кружки и секции по интересам. Свернута культурно-просветительская деятельность домов культуры, клубов, кинотеатров, которые в большинстве своем вынуждены заниматься коммерцией (сдача помещений в аренду, торговля, демонстрация бессодержательных фильмов и т.д.). Многие спортсооружения работают лишь на 40-50% своих возможностей, некоторые находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, иные перестали существовать.

За последние 5 лет более чем в 3 раза увеличилась смертность среди наркоманов, состоящих на учете в наркологических диспансерах, из них почти в 4 раза – от передозировки наркотиков.

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связано увеличивающееся заражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими сопутствующими заболеваниями. Три четверти ВИЧ-инфицированных граждан России – наркоманы. В связи с этим по прогнозу Минздрава России в ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди них и по этой причине.

Происходит интенсивная структурная перестройка наркорынка. Резко возрастает потребление высокоактивных, дорогостоящих и наиболее опасных для здоровья наркотических средств и психотропных веществ. Только за последний год количество изъятого героина возросло на 41,6 %, а число его потребителей – более чем в 4 раза.

Сегодня фактически нет ни одного населенного пункта, где бы не проживали лица, потребляющие наркотические средства без назначения врача. В связи с перенасыщенностью наркорынков Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов началась экспансия высококонцентрированных наркотиков на периферию.

Крайне тревожные данные поступают из Вооруженных Сил страны. Случаи потребления наркотиков и распространения их в армейской среде имеют место практически во всех военных округах.

Стремительно растет наркопреступность.

За последние пять лет количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось более чем в 2,5 раза. Анализ показывает, что если пять лет назад преступления, связанные с наркотиками, совершались, главным образом, в крупных индустриальных центрах страны мужчинами в возрасте 18 – 30 лет, то к настоящему времени наркопреступность проникла во все слои общества, распространилась практически по всей территории страны, как в городах, так и в сельской местности. Серьезное беспокойство вызывает то, что из числа лиц, привлеченных в минувшем году к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 17% составили женщины.

С повышением уровня организованности наркодельцов возрастает степень общественной опасности и законспирированности совершаемых ими преступлений, увеличиваются размеры партий наркотиков, объем преступных доходов.

В то же время, тяжелое материальное положение большинства населения, продолжающийся морально-нравственный и социально-экономический кризис на постсоветском пространстве, наряду с возможностью быстрого получения сверхприбыли от незаконных операций с наркотиками создают условия для вовлечения в них все более широкого круга граждан России и других стран Содружества.

Обострение наркоситуации напрямую связано с усилением взаимозависимости наркоторговли и общеуголовной преступности и завоеванием доминирующих позиций организованными группами наркодельцов, в том числе сформированными по этническому признаку. Создаются преступные наркосообщества. Повышается уровень профессионализма и организованности лиц, занимающихся этим преступным промыслом, что позволяет криминальным структурам совершать наркопреступления в размерах и объемах, которые несколько лет назад им были не под силу.

Не ослабевает острота проблемы, связанной с контрабандой наркотиков: маршруты контрабандной транспортировки постоянно меняются, усиливается проникновение на российский наркорынок международных организованных преступных группировок и сообществ.

Подтверждением тому служит то, что за контрабанду наркотиков в течение 2000 года задержано более 3 тысяч граждан из 34 государств, среди которых доминировали выходцы из Таджикистана, Азербайджана, Украины, других стран Содружества, а также Вьетнама, Афганистана и Нигерии.

В прошлом году происходило дальнейшее увеличение объемов контрабанды наркотиков, в первую очередь, высококонцентрированных (героин, опий, амфетамины).

Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, военно-политическая нестабильность и "прозрачность" границ в Центрально-Азиатском регионе, не позволяющие международному сообществу установить надежный заслон контрабанде наркотиков из стран "3олотого Полумесяца", крайне низкий уровень жизни населения бывших среднеазиатских республик СССР – все это привело к значительной активизации незаконных поставок наркотических средств опийной группы из Афганистана в Россию через территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана.

Кроме того, рост объема контрабанды героина обусловлен наличием объективных экономических условий для транзита этого наркотика через Россию в другие страны, в первую очередь, Западной Европы, поскольку средняя цена героина на российском "черном рынке" в 5-6 раз ниже, чем в европейских странах.

Из восточноевропейского региона (особенно с территории прибалтийских государств) продолжаются незаконные поставки в нашу страну синтетических стимуляторов амфетаминового ряда.

Одновременно в прошедшем году прослеживалась тенденция к увеличению объемов контрабанды кокаина, предназначенного для дальнейшей переправки в страны Западной Европы.

Большая протяженность границ Российской Федерации со странами – традиционными производителями наркотиков является негативным фактором, во многом определяющим обострение наркоситуации.

Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась на южных рубежах России. Продолжался интенсивный рост объемов контрабанды наркотиков из государств Центральной Азии, главным образом через российско-казахстанскую границу. 96,5% героина, изъятого из незаконного оборота российскими таможенниками и пограничниками, перехвачено именно на этом направлении.

Экспансия наркотиков опийной группы через южные границы влияет и на наркоситуацию в ряде других приграничных регионов. Так, в Дальневосточном регионе, благодаря активизации российских и китайских правоохранительных органов в борьбе с наркопреступностью, отмечается значительное снижение контрабандного ввоза из Китая наркосодержащих, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов. Это привело к реструктуризации дальневосточного рынка наркотиков за счет увеличения доли героина афганского производства. При этом территория региона используется международными наркогруппировками, значительную роль в которых играют представители российского криминалитета, для транзита контрабандных героина и опия центральноазиатского происхождения в Японию.

На границах с прибалтийскими государствами и в Калининградской области обстановка характеризовалась некоторым ростом объемов контрабандного вывоза наркотиков. Следует отметить, что ранее для этого участка границы наиболее характерным являлось интенсивное перемещение сравнительно небольших партий наркотиков растительного происхождения.

На границе с Республикой Беларусь определяющим фактором является отсутствие таможенного контроля. Наркодельцами налаживаются каналы транзита наркотиков через территорию республики из Украины в Россию, что подтверждается результатами проведения оперативных мероприятий в Смоленской области. Не прекращаются попытки незаконного ввоза из Западной Европы на территорию России, а также транзита через нее наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в формах медицинских препаратов. Партии медикаментов выявлены в коммерческих грузах и гуманитарной помощи.

С территории Украины по-прежнему продолжается контрабандный ввоз наркотиков растительного происхождения в Россию. Всего в 186 случаях таможенной и пограничной службами задержано около 200 кг наркотических средств и психотропных веществ. Основными предметами контрабанды являлись марихуана, солома мака и опий. Отмечены попытки ввоза более концентрированных производных конопли – гашиша и гашишного масла. В то же время, отмечаются единичные попытки вывоза героина и опия из нашей страны на Украину для дальнейшей переправки в Восточную Европу.

Анализ пресеченных фактов контрабанды показывает, что для перевозки и сокрытия наркотических средств чаще всего используется железнодорожный и авиационный транспорт. Наибольшее количество изъятий в истекшем году произведено сотрудниками таможенной службы у пассажиров, следующих именно этими видами транспорта.

Вызывает серьезную озабоченность невысокая эффективность обнаружения наркотических средств при досмотре грузов, обусловленная слабым оснащением подразделений ГТК России и ФПС России специальной досмотровой техникой.

Между тем, по имеющимся оперативным данным, активизируется контрабанда опиатов на "Балканском маршруте" с использованием грузовых транзитных автоперевозок с территории Турции. При этом наблюдается значительное отклонение данного маршрута контрабандной транспортировки наркотиков в северном направлении через Новороссийск (основной порт доставки паромом на территорию России турецких грузовиков) и ряд других городов Российской Федерации, а также Украину.

Далеко не полностью решены проблемы борьбы с незаконным изготовлением и производством наркотических средств и психотропных веществ.

Преобладание в незаконном обороте наркотиков каннабисной группы и маковой соломы связано с тем, что Россия располагает значительной природной сырьевой базой, используемой для незаконного изготовления и производства наркотиков. Свыше 1 миллиона гектаров площадей в регионах Дальнего Востока, Северного Кавказа, южных районах Сибири засорено дикорастущей коноплей.

Остро стоит проблема борьбы с незаконными посевами мака и конопли, особенно в регионах Северного Кавказа и Черноземной зоны России.

Начиная с 1996 года в результате эффективной деятельности правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств происходит неуклонное сокращение засоренных коноплей площадей. В истекшем году выявлено и уничтожено около 28 тысяч незаконных посевов на площади свыше 53 гектаров. Однако обширность территорий и слабость материально-технической базы не позволяют в полном объеме осуществлять своевременный контроль и принимать необходимые меры.

В минувшем году органами внутренних дел выявлено 816 подпольных нарколабораторий (в 1999 году – 959).

Снижение общего их количества произошло, в основном, за счет лабораторий, производивших в кустарных условиях ацетилированный опий из маковой соломы, так как себестоимость производимых мелкими партиями наркотиков этого вида выше оптовых цен на контрабандно поставляемые из Центральной Азии, где они производятся в промышленных масштабах. В то же время, по сообщениям, поступающим из регионов, значительно возросло число выявленных лабораторий, производивших синтетические наркотики.

Усиление борьбы с распространением растительных наркотиков опийной и каннабисной групп и относительная дороговизна героина создали условия для развития незаконного кустарного производства таких наркопрепаратов как эфедрон, первитин и катинон, пользующихся большим спросом в молодежной среде.

В сфере легального оборота наркотиков были предприняты меры по ужесточению контроля, что позволило существенно затруднить их утечку с объектов их производства, хранения и реализации.

По оценкам экспертов, несмотря на принимаемые меры, незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими в стране в ближайшие годы сохранит тенденцию к дальнейшему развитию, а наркоситуация будет определяться рядом факторов, среди которых можно отметить значительный рост спроса на наркотики (особенно среди несовершеннолетних и молодежи), увеличение числа лиц, больных наркоманией и связанными с ней сопутствующими заболеваниями, возрастающее влияние наркомании на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономику страны.

Кроме того, структура наркорынка и немедицинского потребления наркотических средств будет претерпевать дальнейшие изменения в сторону увеличения доли высококонцентрированных наркотиков, прежде всего, героина и амфетаминов (в основном, за счет роста их контрабанды).

Роль преступных сообществ, действующих в сфере наркоторговли, возрастет, Усилится их проникновение в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур.

В мелкооптовую и розничную наркоторговлю все в большей степени будут вовлечены представители малоимущего населения, прежде всего несовершеннолетние и безработная молодежь.

Определяющим фактором, обусловливающим дальнейший рост незаконного оборота наркотиков в России, явится продолжающаяся экспансия героина, опия, кокаина и амфетаминов в нашу страну, основанная на общности преступных интересов международных наркоструктур и российских наркодельцов.

Транснациональные криминальные структуры в поисках новых источников прибыли продолжат активное проникновение в Россию, так как традиционные наркорынки в странах Европы уже поделены.


В этих условиях органы власти Российской Федерации предприняли комплекс мер по совершенствованию борьбы с наркопреступностью и злоупотреблением наркотиками.

Последние годы информация о наркоситуации в стране и мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотиков неоднократно докладывалась руководителями правоохранительных органов Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Совещанием членов Совета Безопасности страны приняты, а Президентом утверждены разработанные МВД России с участием заинтересованных министерств и ведомств "Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года".

Организован федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотиков.

МВД России совместно с другими заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, а также негосударственными организациями и объединениями предпринимались усилия по реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1030.

Продолжено совершенствование системы подразделений правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: созданы Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России и Оперативно-розыскная часть УБНОН МВД России, Управление "Н" в структуре ФСБ России, Управление по борьбе с контрабандой наркотиков в структуре ГТК России.

В прошлом году удалось увеличить за счет перераспределения штатную численность службы УБНОН МВД России более чем на 1000 единиц, службы по борьбе с контрабандой наркотиков ГТК России – на 300 единиц.

Существенное внимание было уделено развитию нормативно-правовой базы противодействия незаконному распространению наркотиков. Разработаны в намеченные сроки и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в том числе об установлении административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков, за пропаганду их потребления, о внесении изменений и дополнений в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

В развитие федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" заинтересованными министерствами и ведомствами практически полностью обновлена правовая база регулирования легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих эту сферу деятельности, в том числе "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным". В развитие этого постановления издан межведомственный приказ, утвердивший инструкцию, установившую единый для всех правоохранительных органов порядок изъятия из незаконного оборота наркотиков, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, а также их учета, хранения, использования и уничтожения.

Предприняты меры по приведению Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в соответствие с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах". В частности, статьей 1 Федерального закона "О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации" "О средствах массовой информации" и в связи с принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" введен запрет на распространение в СМИ и в компьютерных сетях сведений о технологии изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, производства, а также иной информации, распространение которой действующим законодательством запрещено.

Организована охватывающая всю территорию страны система лицензирования объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотиков. В минувшем году пролицензировано более 85% таких объектов и помещений.

Многое предпринято для повышения уровня профессиональной деятельности антинаркотических подразделений правоохранительных органов. Так, определенное внимание уделялось подготовке методологических и учебных материалов, выявлению, обобщению и внедрению передового опыта работы, доведению методических разработок и новаторского опыта до оперсостава подразделений правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

МВД России разработаны и разосланы на места методические материалы по проведению ряда оперативно-розыскных мероприятий, таких как контролируемая поставка наркотических средств, проверочная закупка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент, по использованию специальных технических средств, выявлению лиц, перевозящих наркотики внутриполостным способом, пресечению деятельности подпольных лабораторий, по осуществлению контроля за легальным оборотом наркотиков.

Вышло в свет учебное пособие "Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ", подготовленное авторским коллективом, в который вошли ведущие специалисты России в этой области знания. Пособие охватывает законотворческие, медицинские, криминологические, международные и иные аспекты проблемы распространения наркомании и является первым в стране изданием подобного рода. В настоящее время идет работа по подготовке второго тома.

ФСБ России разработана и доведена до подразделений на местах типовая инструкция по проведению контролируемых поставок, учитывающая особенности национальных законодательств СНГ, которая была одобрена на заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств – участников Содружества (Санкт-Петербург, сентябрь 1999 года).

Федеральными правоохранительными органами оказывалась помощь своим региональным структурам в раскрытии преступлений, в создании региональных межведомственных комиссий и разработке целевых программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Приняты меры к организации системы совместного обучения специалистов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью российских правоохранительных органов и их коллег из стран Содружества. На заключительном этапе находится подготовка к подписанию соглашения между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН о создании на базе Всероссийского института повышения квалификации (ВИПК) МВД России Международного межведомственного учебного центра указанного профиля.

Основное внимание в текущем году уделялось совершенствованию оперативной работы.

Повысился уровень документирования деятельности преступных групп и сообществ, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков, прежде всего располагающих международными и межрегиональными связями. Шире стали применяться контролируемые поставки, проверочные закупки, оперативные внедрения.

Стал более эффективным оперативный поиск, направленный на выявление и пресечение незаконного производства наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров и их утечки из легального оборота, а также выявление и перекрытие каналов их контрабандного поступления.

Достаточно результативно в истекшем году проводились комплексные оперативно-профилактические операции "Мак" и "Допинг" и иные плановые мероприятия, направленные на обнаружение незаконных посевов наркокультур, уничтожение очагов произрастания дикорастущей конопли, выявление правонарушений в системе легального оборота наркотиков, перекрытие каналов их утечки, выявление и ликвидацию подпольных нарколабораторий.

К проведению этих операций привлекалось свыше 65 тысяч сотрудников различных служб органов внутренних дел, около 11 тысяч специалистов сельского хозяйства, здравоохранения и общественность.

В истекшем году выявлено более 243 тысяч наркопреступлений, в том числе более 12 тысяч совершенных преступными группами. Особый акцент делался на пресечение преступной деятельности организованных групп и сообществ. За прошлый год выявлено более 3 тысяч таких преступлений, что в полтора раза больше, чем 1999 году.

Значительно возросло количество преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их пресечено около 58 тысяч, что на 40,4 % больше, чем в предыдущем году.

К уголовной ответственности привлечено более 134 тысяч лиц.

Из незаконного оборота изъято около 48 тонн наркотиков, свыше 50 тонн прекурсоров, около 4,8 тысячи единиц инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотиков.

В 2001 году наркоситуация в Российской Федерации особых изменений не претерпела и остается сложной. Продолжается рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. В январе-марте выявлено около 68 тысяч наркопреступлений, что на 11,6 % больше, чем за аналогичный период 2000 года. При этом на 37,4 % больше пресечено тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных группами лиц и связанных со сбытом наркотиков.

Необходимо отметить, что повышению эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков в значительной степени способствовало укрепление межведомственного взаимодействия правоохранительных органов.

Трехлетняя деятельность Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России, в состав которого входят представители МВД России, ФСБ России, ФПС России, ГТК России, показала его эффективность. Поэтому сейчас, в условиях расширения наркоэкспансии извне, назрела настоятельная потребность в распространении этого опыта путем создания на постоянной основе в субъектах Российской Федерации, в первую очередь, граничащих с Казахстаном, подразделений межведомственного взаимодействия.

Такие подразделения уже действуют при ГУВД-УВД Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодарского и Приморского краев, Брянской, Волгоградской, Челябинской, Калининградской, Кировской, Мурманской, Омской областей. Работа в этом направлении продолжается.

В истекшем году Центром межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России совместно с ГТК России, ФСБ России и ФПС России на участках границы России с Беларусью, Грузией, Литвой, Латвией, Казахстаном, Украиной организовано и проведено 11 крупномасштабных оперативно-профилактических операций "Канал", направленных на выявление и пресечение каналов незаконного перемещения через границу наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Осуществляются организационные мероприятия по проведению в нынешнем году аналогичных операций на границе с Азербайджаном, Таджикистаном, Китаем.

При содействии Секретариата ООН в рамках достигнутого соглашения завершается работа по созданию телекоммуникационной автоматизированной информационной системы (ТАИС) – интегрированного банка данных межведомственной информации правоохранительных органов.

Одним из основных условий успешной борьбы с наркоманией в России является уничтожения сырьевой базы производства наркотиков растительного происхождения. В связи с этим необходимо совершенствовать систему выявления, картографирования и учета площадей произрастания наркотикосодержащих растений, в том числе дикорастущей конопли.

Значительный объем работы проделан в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

Вопросы предупреждения злоупотребления детьми и молодежью психоактивными веществами, в том числе наркотиками, в соответствии с приказом Минобразования России о 17 декабря 1999 г, № 1226 признаны приоритетными и в системе образования.

В связи с этим разработана Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (одобрена решением ПКПН от 22.05.2000 г.), предусматривающая комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании среди детей и молодежи в образовательной среде.

Для обеспечения единого подхода к формированию принципов и механизмов антинаркотической работы создан Федеральный экспертный совет при Минобразовании России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, к основным задачам которого относятся экспертная оценка антинаркотических материалов и программ; определение единой позиции по вопросам взаимодействия с общественными, религиозными и иными негосударственными организациями, СМИ.

Завершается работа по подготовке пакета нормативно-методических документов для принятия разработанной Минобразованием России Концепции реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, в том числе наркотиками.

Важное практическое значение имеет решение о создании в России сети региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими и иными психоактивными веществами. Предполагается, что в текущем году такой центр начнет функционировать в Московской области.

Одним из необходимых условий эффективности антинаркотической деятельности в системе образования является обучение и повышение квалификации специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и работников образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании среди детей и молодежи. В этой связи Минобразованием России разработана специальная программа и организованы учебно-факультативные курсы.

Для решения круга проблем, касающегося профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией, продолжается развитие психолого-педагогической службы в образовательных учреждениях и укрепление наркологической служ6ы. В этих целях, прежде всего, необходима организация сети межрегиональных лечебно-реабилитационных центров для лиц, больных наркоманией, в том числе и несовершеннолетних, а также материально-техническое обеспечение на должном уровне наркологических учреждений страны.

Практика показала, что в тех субъектах Российской Федерации, где хорошо организована физкультурно-спортивная профилактическая работа, в том числе по месту жительства, уровень наркотизации среди подростков в 3-5 раз ниже, В этой связи следует отметить Башкортостан, Татарстан, Чувашию, Карелию, Самарскую, Смоленскую, Нижегородскую, Калужскую и другие области.

В целях формирования у молодежи отрицательного отношения к потреблению наркотиков, вовлечения в активный и здоровый образ жизни Госкомспорт России инициировал заключение с МПТР России договора о совместной деятельности по производству, распространению и прокату видеороликов и других материалов на темы "Олимпийские чемпионы против наркотиков", "Я выбираю спорт", "Спорт против наркотиков", проведение под аналогичными лозунгами массовых спортивных мероприятий.

Для эффективного использования средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании были созданы специальная комиссия Госкомспорта России и фонд "Спорт без наркотиков".

Российские печатные и электронные средства массовой информации стали чаще обращаться к проблемам наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В результате объявленного МПТР России в 2000 году конкурса были выделены гранты в системе электронных СМИ на создание в "Интернете" информационно-публицистического сайта "Нет – наркотикам", телевизионного цикла передач "Мир без наркотиков: преодоление". Кроме того, начал осуществляться телевизионный показ социальной рекламы, затрагивающей темы борьбы с наркопреступностью и терроризмом, охраны материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни.

Организационно-правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту принимались и на региональном уровне.

В ряде республик, краев и областей были созданы межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, приняты и реализуются местные законодательные акты и специальные комплексные программы, направленные на усиление антинаркотической деятельности. Наиболее последовательно эта работа ведется администрациями Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

По решению Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (протокол № 1 от 28 августа 2000 года) в ноябре 2000 года на базе ВИПК МВД России проведено совещание-семинар ответственных секретарей региональных межведомственных комиссий, в котором приняли участие 79 представителей из 66 субъектов Российской Федерации.

Осуществлялись меры по укреплению международного сотрудничества в борьбе с транснациональной наркопреступностью.

Являясь участником всех международных конвенций в области контроля над наркотиками, Российская Федерация последовательно выполняет свои обязательства в этой области.

В настоящее время Россия имеет рабочие отношения с 57 странами мира на основе соглашений по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Продолжалась работа по формированию международно-правовой базы сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Основное место в этой деятельности занимает сотрудничество с Программой ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП).

Принято участие в 43 сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН (КНС). Помимо уже реализуемого Соглашения между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН начата работа по подготовке проекта ООН по созданию "пояса безопасности" вдоль российско-казахстанской границы.

Первоочередное внимание уделялось взаимодействию в рамках СНГ и Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в области контроля за незаконным оборотом наркотиков в Центральной Азии.

30 ноября 2000 года в Минске заключено многостороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках СНГ.

Продолжена работа по унификации уголовно-процессуального законодательства стран Содружества. Существующие различия зачастую препятствуют успешному проведению международных контролируемых поставок наркотиков, других оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, осуществляемых совместно правоохранительными органами этих государств.

Министрами внутренних дел Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана утверждено положение "О межгосударственных постоянно действующих рабочих группах по организации и проведению контролируемых поставок наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров".

Помимо участия России в работе международных организаций и многостороннем сотрудничестве большое значение придается взаимодействию на двусторонней основе.

В настоящее время Россией заключены 30 межправительственных соглашений, полностью посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Только за последние четыре года подписаны межправительственные антинаркотические соглашения с 16 государствами (Беларусь, Боливия, Вьетнам, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нигерия, Пакистан, Панама, Узбекистан, Украина и Эквадор).

Прорабатывается вопрос о подписании аналогичных соглашений с Ираном, Лаосом, Малайзией, Венесуэлой, Перу, Уругваем, Камбоджей, Туркменией, Гватемалой и другими.

Вопросы взаимодействия между правоохранительными органами по антинаркотической проблематике включаются и в межправительственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Кроме этого, прямые договорные отношения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков существуют между российскими правоохранительными органами и аналогичными ведомствами зарубежных государств.

В частности, МВД России имеет прямые контакты с более чем 70 подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков зарубежных правоохранительных органов; ФСБ России в рамках межправительственных и межведомственных соглашений взаимодействует с правоохранительными органами и спецслужбами более чем 70 государств; ФПС России сотрудничает с пограничными и другими органами 35 зарубежных государств.

Вместе с тем, в деятельности органов исполнительной власти, направленной на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, имеется ряд существенных нерешенных проблем.

Из-за недостаточного финансирования под угрозой срыва находятся многие из запланированных мероприятий по выполнению федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы".

Безусловно, на результаты борьбы с незаконным оборотом наркотиков отрицательно влияет малочисленность специализированных подразделений правоохранительных органов, которые не могут справиться со все возрастающим объемом работы. Почти в половине ГРОВД страны такие подразделения отсутствуют.

Негативную роль играет и слабая материально-техническая обеспеченность подразделений правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с наркоугрозой, наркологической службы Минздрава России, психолого-педагогической службы Минобразования России, подразделений других министерств и ведомств, участвующих в антинаркотической деятельности.

В целях повышения эффективности работы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в ближайшее время следует устранить недостатки и пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации, разногласия в правоприменительной практике.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г, № КА-П4-05441 необходимо в сжатые сроки завершить подготовку проектов нормативных правовых актов в развитие положений Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" по вопросам лицензирования видов деятельности, связанной с оборотом наркотиков, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, разрешения культивирования, уничтожения растений, содержащих наркотические средства, и лицензирования видов деятельности, связанных с культивированием, установления правовых и организационных основ выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, потребляющих наркотики без назначения врача.

Заинтересованным министерствам и ведомствам предстоит разработать комплексный законопроект в сфере профилактики наркомании, а также завершить разработку проектов федеральных законов "О недобровольном лечении лиц, больных наркоманией", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Не приняты федеральные законы "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", "О коррупции", "Об организованной преступности", а также новая редакция Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса. Блок "антинаркотических" статей действующего Уголовного кодекса по настоящее время не приведен в соответствие с федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".

До сих пор не начата работа межведомственной рабочей группы, созданной во исполнение решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 3 ноября 2000 года для выработки единой позиции по существующим проблемам правоприменительной практики, сложившейся в сфере борьбы с наркопреступностью, которой поручено разработать совместные указания в регионы, выйти с предложением в Верховный Суд Российской Федерации о рассмотрении на его Пленуме указанного круга вопросов, а также при необходимости рассмотреть возможность внесения в установленном порядке предложений об изменении действующего законодательства.

В сфере международного сотрудничества требуется укрепление "первого пояса безопасности" вокруг Афганистана, и организация "второго пояса безопасности", проходящего по российско-казахстанской границе, для пресечения каналов контрабанды героина и опия из Центрально-Азиатского региона.

В настоящее время в рамках их создания вокруг Афганистана реализуется проект ООН "Об оказании содействия со стороны Программы ООН по контролю над наркотиками (ЮНДКП) пограничной группе ФПС России в Таджикистане".

Кроме того, требует решения вопрос об участии России в реализации проекта ООН по созданию на российско-казахстанской границе "второго пояса безопасности". Конкретные предложения МВД России по этому вопросу вошли в подготовленную ФПС России российскую часть проекта ООН.

Нуждается в расширении институт офицеров связи МВД России в наиболее наркоопасных регионах (Центральная Азия, Латинская Америка, Европа).

Для решения указанных проблем заинтересованными министерствами и ведомствами намечен комплекс мероприятий, направленных на активизацию противодействия наркоугрозе.

В этой связи определенные надежды возлагаются на федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", реализация которой при условии надлежащего целевого финансирования будет способствовать решению главных задач – снижению спроса на наркотики и минимизации их незаконного поступления в Россию.

ПКПН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования