Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Ликвидация планетарных центров наркопроизводства – стратегическая задача мирового сообщества

Выступление директора ФСКН Виктора Иванова на Московской антинаркотической министерской конференции

15 мая 2014

15 мая 2014 года в Конгресс-центре Центра международной торговли в Москве состоялась первая Московская антинаркотическая министерская конференция. На открытии конференции выступил председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов.

Выступление директора ФСКН Виктора Иванова на открытии первой Московской антинаркотической министерской конференции, 15 мая 2014, Москва

Уважаемые коллеги!

Позвольте открыть первую Московскую антинаркотическую министерскую конференцию.

Прежде всего, хочу выразить вам признательность за то, что нашли возможность принять участие в работе Московской антинаркотической министерской конференции.

Сегодня здесь присутствуют представители 56 государств мира, представители таких влиятельных международных объединений как ООН, ШОС, ОДКБ, ФАТФ, Комиссия глав полицейских органов стран Центральной Америки, Карибского бассейна, Мексики и Колумбии.

Уверен, сегодня нам удастся дать анализ мировой антинаркотической ситуации, поставить ключевые проблемы и наметить стратегические решения в интересах всего человечества.

Задача нашей Конференции – консолидировать усилия всего мирового сообщества и выработать принципиально новый и сбалансированный подход к глобальной проблеме незаконного оборота наркотиков.

По сути, мы должны сегодня сделать очередной шаг в формировании новой мировой повестки, где глобальная наркоугроза должна получить, наконец, адекватный статус и адекватные механизмы, консолидирующие мировое сообщество и достигающие задач по защите граждан наших государств, а, по факту, и всего человечества.

Для подготовки к Московской антинаркотической министерской конференции были проведены три масштабные международные экспертные встречи.

1-я встреча по теме "Сокращение предложения наркотиков через полицейское сотрудничество" 25 февраля т.г., 25 марта – 2-я по теме: "Альтернативное развитие для регионов производства наркотиков" и 24 апреля – 3-я по теме: "Декриминализация молодёжной среды через сокращение спроса на наркотики на основе реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков".

Структура данных трёх встреч отражает тот факт, что Российская Федерация в разработке антинаркотической проблематики строго следует сбалансированному и комплексному подходу ООН, поскольку, как мы все понимаем, только системными решениями и действиями человечество может победить новый и невиданный по масштабам и последствиям глобальный планетарный наркофеномен.

Итоговая декларация нашей конференции, которую мы сегодня должны принять, опирается на рекомендации, принятые по результатам каждой из экспертных встреч.

А теперь, коллеги, позвольте мне более подробно представить позицию России по ключевым антинаркотическим проблемам в мире.

Позиция России состоит в том, что стратегической задачей мирового сообщества должна стать приоритетная ликвидация планетарных центров наркопроизводства в Южной Америке и Афганистане.

Это определяется тем, что два указанных центра являются локомотивом всей мировой наркоэкономики, поскольку практически каждый второй наркодоллар куётся именно там.

Сегодня мы вынуждены констатировать очевидный и фундаментальный провал усилий мирового сообщества и честно признать, что международное сообщество потерпело фиаско.

Беспристрастная официальная статистика ООН однозначно свидетельствует, что абсолютно невыполненными оказались ключевые решения международного сообщества по проблеме наркотиков, принятые пятнадцать лет назад в 1998 году на 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеей ООН.

В частности п.19 Политической декларации гласил: "приветствуем глобальный подход Международной программы ООН по контролю над наркотическими средствами к искоренению незаконных культур и обязуемся осуществлять тесное сотрудничество с Программой в разработке стратегий, направленных на искоренение или существенное сокращение к 2008 году незаконного культивирования кокаинового куста, каннабиса и опийного мака".

Таким образом, ооновский политический процесс антинаркотической деятельности уже дважды в 1998 и 2009 годах обозначал императивы сокращения посевов и производства наркотиков.

Однако эти решения не выполнены.

Как хорошо видно на Слайде, объёмы и масштабы наркопроизводства с 1998 года не только не снизились, но и прямо обратны нашим декларациям.

В конечном счёте резкий рост наркопроизводства с неизбежностью дал заметный рост потребителей кокаина и героина в мире. То есть, объединённые нации по факту не смогли защитить население своих стран – прежде всего, молодёжь.

Вывод очевиден: рост масштаба наркопроизводства с неизбежностью вызывает рост числа наркозависимых.

Таким образом, без ликвидации наркопроизводства трудно ждать улучшения ситуации с наркотиками.

Особенно удручающая ситуация в Афганистане, где по-прежнему производится 90 % всего героина в мире.

Данные ООН с неумолимостью демонстрируют, что динамика состояния наркопроизводства в Афганистане за последнее десятилетие является исключительно негативной.

Напомню, коллеги, что с момента начала операции "Несокрушимая свобода" в октябре 2001 года ООН объективно зарегистрирован взрывной и катастрофический рост наркопроизводства в Афганистане.

Объёмы производства героина выросли более чем в 40 раз.

То же самое касается и площадей под опийным маком в Афганистане.

Согласно данным УНП ООН, площади посевов опийного мака в Афганистане только за два прошедших года выросли с 150 тысяч до 250 тысяч га, т.е. на 53 процента!

Исторически, при талибах посевные площади опиумного мака сократились в 8 раз, а за период операции "Несокрушимая свобода" они увеличились в 30 раз – до исторического максимума в 250 тысяч га!

Данный экспоненциональный рост, коллеги, и требует концентрации внимания всего мирового сообщества на этом зловещем феномене.

Поражение мирового сообщества требует от всех ответственных лиц, а это, прежде всего, касается министерского сообщества, отвечающего за антинаркотическую борьбу и политику, глубоко и заново осмыслить глобальный наркофеномен.

Прежде всего, коллеги, мы обязаны констатировать тот фундаментальный факт, что в своей основе наркоситуация в мире определяется наличием и, по сути, беспрепятственным функционированием двух невиданных по масштабу планетарных центров наркопроизводства.

На слайде показаны два центра производства наркотиков – героина в Афганистане и кокаина в Латинской Америке.

Они превратились де факто в глобальную проблему, единую для обоих полушарий, однако до сих пор не получили признание де юре, что, безусловно, дезориентирует мировое сообщество.

В данных центрах производство героина и кокаина за последние полвека приобрело поистине индустриальный характер и со всей очевидностью превратилось в мощный генератор всего спектра угроз, системообразующий фактор политической дестабилизации ситуации в обоих полушариях – в том числе, подрыва глобальной экономики, поскольку, повторю, каждый второй наркодоллар производится именно в этих центрах.

Негативные последствия существования планетарных центров наркопроизводства – колоссальны.

Достаточно указать, что, по свидетельству генерального секретаря ООН господина Пан Ги Муна, уровень насилия в странах Центральной Америки по причине кокаинового трафика в 400 раз выше, чем в среднем в мире.

Особенно очевидны негативные последствия, опять же, на примере Афганистана, ставшего главной жертвой масштабного наркопроизводства.

Так, за 14 лет – с момента начала операции "Несокрушимая свобода" – от афганского героина в Евразии погибло свыше миллиона человек, из которых минимум половина – граждане России.

Интенсивный транзит наркопродукции из Афганистана, оцениваемый в 100 и более млрд долларов ежегодно, обеспечивает размножение парамилитарных наркогруппировок, рост насилия, вовлечение миллионов жителей региона в транзит, что в целом деформировало политический ландшафт государств Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

Иными словами, производство наркотиков в Афганистане является фундаментальным фактором дестабилизации всей Евразии и гарантированного уничтожения будущего России и Европы в области безопасности, демографии, генофонда и экономического развития.

Анализ показывает, коллеги, что подобный индустриальный масштаб и региональная концентрация наркопроизводства – особенность последнего полувека.

Особенно это заметно на показателях взрывной динамики производства кокаина с 1950 года (как это видно на слайде).

Это означает, что в этот период, особенно в последние двадцать пять лет, наркопроизводство было, по сути, инсталлировано на Земном шаре и вследствие этого кардинально трансформировало характер и направленность негативных глобальных процессов.

Россия считает, что приоритетной задачей мирового сообщества должна стать направленная ликвидация планетарных центров наркопроизводства и их замещение нормальными некриминальными форматами социально-экономической жизни.

В этом принципиально новая модель, которую мы предлагаем мировому сообществу и которая противостоит как инерционной модели борьбы преимущественно с последствиями наркопроизводства, так и набирающей ныне оборот модели легализации наркопроизводства и наркоторговли – по сути отказа от борьбы с наркотиками и столетнего опыта человечества.

Каким же образом планетарные центры наркопроизводства могут быть ликвидированы без ущерба для стран, находящихся в ареале наркопроизводства, и для мирового сообщества в целом?

Мы утверждаем, что планетарный центр наркопроизводства может быть ликвидирован и переформатирован в позитивные формы организации жизни и хозяйства исключительно путем консолидации мировых усилий на форсированную индустриализацию и развитие региона.

В этом и состоит, с нашей точки зрения, целенаправленное движение ООН в направлении стимулирования современных программ альтернативного развития, где главным промежуточным итогом является принятие в декабре 2013 года в ходе 68-й сессии Генеральная Ассамблея ООН резолюции A/RES/68/196 "Руководящие принципы ООН в сфере альтернативного развития".

Это определяется тем фундаментальным фактом, что наркопроизводство вызывается и сопровождается тотальной социально-экономической депрессивностью, без преодоления которой невозможны позитивные преобразования.

Депрессивность, в свою очередь, определяется принудительным формированием социальной базы наркопроизводства, конституирующим депрессивный тип общества, с неизбежностью воспроизводящего производство наркотиков вновь и вновь.

Ситуация в Афганистане более чем показательна.

Рост площадей посевов мака в 30 раз по факту означает рост в 30 раз самой социальной базы наркопроизводства, то есть количества крестьян, вовлечённых в эту криминальную активность, которое на сегодня уже превышает 3 миллиона человек. Без предоставления этим людям некриминального и устойчивого вида занятости наркопроблему решить принципиально невозможно.

Но сделать это и покончить с депрессивностью могут только амбициозные экономические решения, безусловно, сопровождающиеся действенными полицейскими и социально-реабилитационными мероприятиями.

Коллеги!

Специально ещё раз акцентирую ваше внимание на необходимости при решении задачи по ликвидации планетарных центров наркопроизводства осуществления классического сбалансированного и комплексного подхода ООН, когда антинаркотическая политика одновременно реализуется по трём ключевым направлениям.

Первое направление – полицейское, выражаемое в уничтожении наркопосевов, планировании и проведении стратегических антинаркотических операций (САНО), под которые, в частности, в настоящее время ФСКН совместно с ОДКБ создаёт Центр стратегических антинаркотических операций.

Второе направление – организация альтернативного развития Афганистана на основе форсированной индустриализации Афганистана. Ниже я дополнительно конкретизирую содержание данного направления.

Третье направление – это консолидация усилий, выработка международных, межгосударственных и неправительственных механизмов развития сферы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков как ведущего механизма сокращения спроса на наркотики и декриминализации молодежной среды и оздоровления общества в целом.

Необходимость создания мощных национальных систем реабилитации и ресоциализации определяется тем фактом, что сопровождающая наркопроизводство депрессивность напрямую выражается и в колоссальном росте уровня наркомании в стране-производителе наркотиков. Показательно, что в последние пять лет сам Афганистан в итоге стал первым в мире потребителем героина и без интенсивных мер по реабилитации поражённой части населения развитие страны невозможно.

В России в настоящее время группой неправительственых организаций по итогам третьей экспертной встречи 24 апреля т.г. разрабатывается концепция создания единой национальной системы реабилитации и ресоциализации для Афганистана, которая будет представлена в Кабуле в июне т.г.

Второе ключевое направление в деле ликвидации планетарного центра наркопроизводства – организация альтернативного развития – хочу конкретизировать на примере Афганистана.

Россия считает, что мировому сообществу необходимо в период с 2015 до 2025 года организовать комплексное развитие Афганистана на основе программ альтернативного развития нового поколения, включающих форсированную индустриализацию и строительство опорных инфраструктур. Данный подход представляется единственно продуктивным для решения мировым сообществом приоритетной задачи – ликвидации планетарного центра наркопроизводства в "сердце" Азии.

В этих целях Россия приступила к разработке нового поколения программ альтернативного развития Афганистана, которые позволят на деле решить задачу ликвидации этого планетарного центра наркопроизводства и источника дестабилизации всей Евразии.

Как показывает передовой опыт альтернативного развития, современные программы для государств, в которых выращивается кока, опиумный мак или другие наркосодержащие растения, должны состоять из трех уровней.

Первый уровень – это создание инфраструктуры организации передового сельского хозяйства, включая формирование стабильных рынков сбыта, системы кредитования крестьян под низкие проценты, системы технического и технологического обеспечения сельского хозяйства (научное и промышленное семеноводство, удобрения, сельскохозяйственное машиностроение), системы обучения и подготовки агрономов и других профессиональных сельскохозяйственных кадров, а также жесткие протекционистские меры по защите крестьян, занимающихся возделыванием законных сельхозкультур.

Второй уровень – создание условий для диверсификации занятости населения с целью снижения доли семей, благосостояние которых напрямую зависит от успешности ведения сельского хозяйства, в частности, формирование национальной высокотехнологичной промышленности, в которую может быть вовлечено население. Примером является Малайзия, которая из отсталой аграрной страны за несколько десятилетий превратилось в одну из ведущих высокотехнологичных стран.

Третий уровень – суверенное развитие государств, обеспечиваемое финансовой и кредитной независимостью. Государства должны иметь право на суверенное развитие. Существующая мировая валютно-финансовая система, в условиях дефицита ликвидности охотно поглощающая наркодоллары, является одним из катализаторов наркоторговли в мировом масштабе.

Фундаментальное значение имеет при этом развитие электроэнергетики, электрификация и выход на энергетическую самодостаточность.

Подчеркну, что предлагаемый подход находится полностью в русле решений Токийской Международной конференции по Афганистану, состоявшейся в июле 2012 года и предложившей программу самообеспечения и экономического подъёма Афганистана. Решения Токийской конференции также исходили из фундаментальной установки, цитирую, что "существует крайняя необходимость сокращения объёмов производства наркотиков".

Похожие идеи в настоящее время разрабатываются и различными некоммерческими общественными организациями.

Так, коллеги, вам в раздаточные материалы предложен для рассмотрения инициативный проектно-аналитический доклад неправительственных организаций по проблеме "Новое поколение программ альтернативного развития для ликвидации афганского наркопроизводства".

В нём частично изложен прообраз российского плана альтернативного развития и подъёма Афганистана и Центральной Азии.

В целом новый подход к решению проблемы наркопроизводства был официально представлен Россией уже в 2010 году – в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Он также находится в Ваших раздаточных материалах.

В данном плане ясно и в конкретной форме представлены ключевые направления и механизмы усилий международного сообщества с выраженным акцентом на организацию консолидированного альтернативного развития Афганистана.

Уважаемые коллеги!

Суммирую, наш ключевой тезис состоит в том, что планетарный центр наркопроизводства может быть ликвидирован исключительно через индустриализацию и развитие. Для Афганистана – это безусловный императив.

Мы видим Афганистан в скором будущем как сильное и процветающее государство. Но для этого необходимо сделать ставку на развитие.

В связи с вышеизложенным предлагаю принять следующие меры по ликвидации планетарных центров наркопроизводства.

Первое. Ввиду масштабных негативных геополитических последствий индустриального производства наркотиков в двух планетарных центрах – Южной Америке и Афганистане, продвинуть в Совете Безопасности ООН постановку вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный и абсолютно приоритетный вопрос для мирового сообщества. Это является стратегической задачей.

Для этого квалифицировать в Совете Безопасности ООН масштабное индустриальное производство наркотиков как угрозу международному миру и безопасности. Принять до конца т.г. в качестве резолюции СБ ООН совместно разработанный международный комплексный План ликвидации планетарных центров наркопроизводства на основе организации национального и международного развития – План "Радуга-3".

Второе. Подготовить и представить на рассмотрение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков, которая состоится во второй половине 2016 года, отчёт об исполнении комплексного Плана ликвидации планетарных центров наркопроизводства на основе организации национального и международного развития (План "Радуга-3") и новую редакцию Плана для утверждения.

Сделать стратегическая задачу по ликвидации планетарных центров наркопроизводства ключевой в обновлённых Целях развития тысячелетия.

Третье. Создать международный штаб или офис по борьбе с планетарным центром наркопроизводства в Афганистане. Задача штаба – консолидировать разрозненные по сей день антинаркотические программы в Афганистане и создать действенный, подконтрольный международному сообществу механизм по ликвидации наркопроизводства.

Также усилиями международного сообщества помочь Афганистану в организации передовой национальной системы реаблитации и ресоциализации.

Четвёртое. Консолидировать усилия в направлении разработки программ альтернативного развития как ключевого инструмента ликвидации планетарных центров наркопроизводства, в том числе, создав Глобальный Альянс по альтернативному развитию и инициировав при Генеральном секретаре ООН комиссию по альтернативному развитию Афганистана на основе его форсированной индустриализации, сделав приоритетным проектом ООН.

Провести до конца т.г. специальную международную конференцию по альтернативному развитию Афганистана.

Пятое. С целью реализации вышеназванных пунктов предлагаю проводить Московскую антинаркотическую министерскую конференцию ежегодно в мае как современный многосторонний международный механизм высокого уровня по вопросам противодействия транснациональной наркоугрозе.

Просил бы вас, уважаемые коллеги, поддержать предложение по созданию постоянно действующей рабочей группы по подготовке ежегодной конференции.

Коллеги!

Я представил вам позицию России по выделению в качестве стратегической задачи для международного сообщества ликвидацию центров наркопроизводства в Южной Америке и Афганистане.

Уверен, работа нашей международной экспертной встречи внесёт достойный вклад в решение данной задачи.

Спасибо за внимание.

Брифинг Виктора Иванова. Первая Московская антинаркотическая министерская конференция, 15 мая 2014, Москва

По материалам источников: ФСКН России

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования