Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Духовно-ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга

27 ноября 2012

 

Уровень алкоголизма и наркомании по-прежнему вызывает тревогу у специалистов всех учреждений, как государственных, так и негосударственных, как общественных организаций, так и религиозных.

Низкая эффективность реабилитации наркологических больных создает необходимость поиска адекватных подходов к терапии данной патологии.

Русская Православная Церковь допускает возможность использования новых методов и форм терапии, не противоречащих православной святоотеческой традиции, как инструментов, с целью наиболее успешного служения ближнему, для развития и достижения целостности – духовного, душевного и телесного здоровья. Так как речь идет о наркологических больных, учитывается опыт клинической наркологии и нейрофизиологии, объясняющих дезинтеграцию рефлекторных, нейрохимических механизмов, вегетативных, эмоциональных и психических функций влиянием наркотических средств на таламо-гиппокампальные и неокортикальные структуры мозга, точнее – на дофаминергические нейромедиаторные системы. Сначала под воздействием наркотика происходит их активация, затем – истощение, и синтез норадреналина из дофамина становится невозможен. При наркотической зависимости происходит нарушение регуляции и других нейромедиаторных систем (гамма-аминомасляной кислоты – ГАМК, серотонинэргических), а также нейрогормональных и нейропептидных систем [21].

Из немедикаментозных методов коррекции нейромедиаторных и нейропептидных систем корково-лимбических образований, в том числе опиатных систем мозга, в настоящее время используются различные варианты. Наиболее часто применяемыми методами являются микрополяризация слабыми токами структур мозга, транскраниальная электростимуляция и метод биологической обратной связи или нейробиоуправление [23].

Метод биологической обратной связи определяется как ведущий, поскольку обучение этой методике является хорошей моделью эффективного реагирования, построенной на базе современной компьютерной технологии [7, 8]. Здесь больной сам активно участвует в процессе терапии и может планировать свое поведение, применять выбранную совместно со специалистом стратегию своей деятельности, что способствует научению возможности самому контролировать и управлять ранее неосознаваемыми функциями организма с помощью сигналов внешней обратной связи. Конечная цель этого реагирования – формирование и закрепление новых поведенческих реакций, способствующих стабилизации эмоционально-волевого фона у пациентов с той или иной формой зависимого поведения [23]. Как известно, ведущими звеньями в клинической картине любого наркологического заболевания являются аффективные и психические расстройства и на их дезактуализацию и направлены усилия различных специалистов, работающих в сфере лечения наркологических расстройств и реабилитации наркологических больных.

Целью настоящего исследования было выявить динамику психологического и психофизиологического состояния пациентов, обратившихся за помощью в Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского (далее – ДПЦ), при использовании в качестве психотерапевтического метода сигналов обратной связи стимульного аудио – и видеоматериала с содержанием православного характера, специально разработанным в ДПЦ.

Результаты многочисленных зарубежных и отечественных исследований показали, что если человеку дать дополнительную информацию о работе его органов и систем в доступной и наглядной форме, он становится способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромный функциональный потенциал организма с целью восстановления, сохранения и укрепления своего здоровья. Подход, реализующий это, называется методом биологической обратной связи (Biofeedback) или, сокращенно – БОС. Цикл сеансов БОС называется БОС-тренингом.

Теоретическое обоснование метода биологической обратной связи опирается на представления об условно-рефлекторной деятельности, разработанные русскими физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и их идейными продолжателями. Пионерами в разработке метода в России стали ученые Института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук (г. Санкт-Петербург) [7, 8].

Описание метода БОС

Составляющей индивидуальной психотерапии в рамках реабилитационного процесса в ДПЦ стал специально разработанный православный БОС-тренинг.

Основной принцип процедуры БОС состоял в том, чтобы с помощью применяемых в медицинской практике датчиков зафиксировать электрокардиограмму – ЭКГ, электроэнцефалограмму – ЭЭГ (отслеживается электроволновая активность головного мозга), электромиограмму – ЭМГ (измерение напряжения-расслабления надбровной или трапециевидных мышц) и амплитуду диафрагмального дыхания, – и косвенно предоставить пациенту объективную информацию о его психофизиологическом состоянии.

Пациенту, поступающему на реабилитацию, предлагалось одновременно с посещением богослужений и привлечением к Таинствам Русской Православной Церкви, консультациями психолога и психиатра-нарколога, посещать с кратностью от 1 до 3 раз в неделю кабинет биологической обратной связи. Общее количество сеансов варьировало от 10 до 20 в зависимости от тяжести поражения и специфических особенностей организма пациента. Во время сеансов прием любых психоактивных веществ запрещался, потребление в рамках курса лечения психотропных препаратов по согласованию с лечащим врачом снижалось до возможного минимума.

Сеанс БОС проводился следующим образом. Пациенту предлагалось занять удобное положение в кресле. Накладывались датчики. Получаемые датчиками биоэлектрические сигналы, проходя через приемное устройство, обрабатывались в системном блоке компьютерного комплекса (см. рис.1). Компьютерная программа, отслеживающая состояние пациента в режиме реального времени, как только пациент обрел состояние покоя (пациенту давались дополнительные соответствующие разъяснения), начинает показ видеосюжета или слайдов (например, пейзажи, виды храмов, иконопись) на мониторе компьютера, и/или проигрывание предварительно им самим отобранных мелодий и православных песнопений через акустическую стереосистему. По мере утраты пациентом найденного состояния покоя, представление программой видео – и аудиоматериала прекращается.

Рис. 1. Механизм биологической обратной связи

Таким образом, пациент получает не только косвенную информацию о своем фактическом состоянии, но и положительное эмоциональное подкрепление своего когда-то утраченного, но вновь найденного в себе самом состояния покоя в трезвости, без приема психоактивных веществ. Научается распознавать, и, что особенно важно, сохранять его.

Существует несколько типов сеансов метода БОС:

  • ДАС-БОС тренинг – для волевого управления дыхательной аритмией сердца Дыхательная аритмия сердца (ДАС) – естественная разница между количеством ударов сердца (т.е. частотой сердечных сокращений) при вдохе и выдохе, присущая человеку от начала жизни. Величина ДАС служит интегральным показателем функциональных возможностей организма. С возрастом этот показатель снижается (см. табл. 1).

  • ЧСС-БОС используется для устранения кардио-респираторных и вегетативных нарушений, уменьшения тревожности, снятия психоэмоционального напряжения путем формирования навыка диафрагмального дыхания. Это приводит к повышению величины ДАС.

  • ЭМГ-БОС – для волевого управления активностью поверхностно расположенных мышц. В режиме непрерывного контроля мышечного состояния, пациент обучается навыку расслабления-напряжения мышечных групп, и, в результате, уменьшения и избавления от проявлений психосоматических и других нервно-психических расстройств.

  • ЭЭГ-БОС – для волевого управления самим пациентом функциональным состоянием головного мозга через управление характеристиками биоэлектрической активности головного мозга.

Таблица 1. Возрастные значения величины ДАС

В своей работе специалисты ДПЦ используют ДАС-БОС и ЭЭГ-БОС.

Далее следует вкратце затронуть вопросы нейрофизиологии.

Работа мозга сопровождается выработкой электрических потенциалов, которые можно снять специальной аппаратурой в виде электрических волн. При этом различным режимам работы мозга соответствует различный характер биоэлектрических потенциалов. Мозг здорового человека (активное внимание, решение задач, т.е. активное бодрствование) функционирует с преобладанием альфа – и бета-электрических волн. В состоянии покоя преобладают альфа-волны. В состоянии сна доминируют более медленные тэта – и дельта-волны. В состоянии бодрствования и покоя их доминирование свидетельствует о неправильной работе мозга или наличии патологии (дельта-волны).

При балансе между возбуждением и торможением процессов в коре головного мозга, синхронно разряжаются большие группы нервных клеток, этому соответствует альфа-ритм (как регулярная последовательность колебаний одной частоты), что выражается в комфортном спокойном состоянии человека. Во время активной работы мозга каждая нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме (асинхронно) и образуют – бета-ритм (волны высокой частоты и малой амплитуды). Изменение альфа-индекса отражает уровень восходящей активации, необходимый для организации адаптивного поведения, и в то же время – степень эмоциональной напряженности, тревоги [7, 8].

Предпосылками для использования ЭЭГ-БОС в лечении больных с алкогольной и другими видами зависимости стали данные ЭЭГ исследований Ю. Пенистона и П. Кулкоски (2000). Они предположили, что если существует дефицит альфа (a)-мозговых волн (которые еще называются "спокойные", "мирные") у алкоголиков, то, получая тренировку по методу альфа-тета(q)-БОС-тренинга, будет наблюдаться увеличение амплитуды альфа-волн и альфа-активности в целом. Кроме того, вместе с этими изменениями ЭЭГ могут произойти изменения в нейрохимии головного мозга, что приведет к его оптимальному функционированию и предотвратит рецидив. Первоначальное исследование показало: значительное увеличение альфа – и тета-волн в ЭЭГ после тренинга; значительное уменьшение депрессии и тревожности, более низкий процент рецидивов, низкий уровень бета-эндорфина в сыворотке крови во время лечения [18].

Отечественные исследования (1-е подростковое отделение 3-й городской психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова г. Санкт-Петербург; Душепопечительский православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, г. Москва) показали, что позитивный результат достигается без целенаправленного увеличения тета-волн (медленноволновой активности мозга), который появляется в записях мозговых волн так же в состоянии глубокой медитации, что также отмечают Ю. Пенистон и П. Кулкоски. Известно, что в состоянии сна доминируют тета – и дельта-волны. В состоянии бодрствования их доминирование указывает на аффективную вовлеченность, либо измененное состояние сознания. В случаях, обнаруженных нами при поражении после пребывания под воздействием манипулятивных техник изменения состояния сознания, алко – и наркозависимости, свойственна не только повышенная тета-активность, но и выраженная асимметрия работы полушарий головного мозга.

Результаты наших наблюдений соотносятся с исследованием А.В. Муравьевой (2002). В статье "Использование метода биологической обратной связи в лечении пациентов, пострадавших от применения "психологических" техник оккультного воздействия" она пишет: "Парапрофессионалы используют самое простое, не требующее особых усилий и времени, но эффективное воздействие – вовлечение висцерального мозга с избирательно направленным угнетением корковых функций (в частности левого полушария головного мозга). При таком воздействии активируются структуры лимбической системы, в частности гиппокамп, где вырабатываются эндорфины (1 молекула эндорфина в 100-200 раз активнее 1 молекулы экзогенного наркотика), которые, в свою очередь, являются мощными блокаторами восходящих активирующих влияний на кору: на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) это проявляется в снижении мощности бета-ритма и нарастании активности медленных ритмов. Человек, испытавший эйфорию во время измененного состояния сознания, становится "физиологическим наркоманом" [14].

Асимметрия работы полушарий наблюдается и у лиц, с зависимостью от приема так называемых "аптечных" препаратов, содержащих кодеин (пероральное потребление).

Слайд 1. Пациент Д., 26 лет. Злоупотреблял кодеинсодержащим препаратом "Терпинкод" на протяжении 11 месяцев.

На слайде представлен один сеанс, который проходил на фоне злоупотребления "Терпинкодом", и состоял из восьми минисеансов,

Первая пара цветов в каждом из минисеансов: Альфа-ритм (левое, правое полушарие, соответственно), вторая пара: Бета-ритм; третья пара: Тета-ритм (θ-ритм). Наблюдается выраженная тета-активность (третья пара цветов – коричневая) и межполушарная асимметрия. К концу сеанса и асимметрия, и уровень тета-волн снижаются.

В нашей практике работы с зависимыми лицами, например, в процессе ЭЭГ-БОС-тренинга отрабатывается навык сохранения своего сознания в состоянии "здесь и сейчас" и от вторжения навязчивых мыслей об употреблении, в Православии именуемых помыслами. Насколько успешно пациент научается этому – видно по сигналам обратной связи, которые он получает в режиме реального времени в ответ на изменение биоэлектрической активности головного мозга, реагирующей на тот или иной нервно-психический процесс.

Так как процесс восприятия – это процесс возникновения сопряженного взаимодействия [23] между воспринимающим (субъектом восприятия, реципиентом) и воcпринимаемым (объектом восприятия, перцепции), нечто подобное "психологическому полю" [10]. Процесс познания вообще – это не раскрытие сущности через форму (то, что выявляется благодаря внешнему освещению), а общение с "самосвечением" объекта восприятия, способное вовлечь субъекта в работу по регуляции самого механизма восприятия, по изменению всей системы координат восприятия, представляющей субъекту сущность объекта [24]. С точки зрения православной традиции здесь уместно употребить вместо термина "самосвечение" более широкое понятие "духовность" (позитивного или негативного содержания), т.к. ей присущи вышеуказанные свойства.

Как уже было указано выше, во время сеанса православных БОС-тренингов в качестве аудио-визуального ряда использовались иконопись и церковное пение, помогающие восстановить/развить фокальное (предметное) внимание, связанное с идентификацией отдельных предметов, высшую форму внимания, чувствительную к вниманию другого человека. Функционально именно этот вид внимания задействован в борьбе с навязчивостью (в отведении от нее и удержании внимания на молитве). В результате, значительно уменьшается рассеянность и мыслительная активность навязчивого характера.

На основании теоретических трудов зарубежных и отечественных экспертов попытаемся выявить и объяснить механизмы этих изменений.

Обоснование использования в БОС-тренинге материалов православного содержания

С точки зрения Православия человек, осуществляя произвольную внутреннюю активность по "собиранию" себя синергийно (с Божьей помощью и одновременно своим усилием), осуществляет процесс, когда на смену одержимости страстью приходит переживание мира и покоя. Выражая этим основную методологию подхода реабилитации в Русской Православной Церкви, пациентам (людям не воцерковленным, то есть, не приобщенным к православной традиции) были предложены в качестве обратной связи материалы православного содержания, что было ими воспринято с повышением фона настроения и усилением мотивации на участие в дальнейшей терапии.

Поскольку проведение БОС – тренинга подразумевает использование видео и звуковой обратной связи (в том числе художественных произведений), то особое внимание обращается на качество используемого материала – его смысловое и духовное содержание.

В 1956 г. в своей работе "Кино, или воображаемый человек" признанный международный авторитет в разработке общей теории систем, французский социолог и философ Эдгар Морен писал: "Художественное произведение – это радиоактивный стержень проекций-идентификаций Оно есть продукт "мечтаний" и "субъективности" своих авторов, объектизированный в ситуациях, событиях, персонажах, актерах, овеществленный в произведении искусства.<...> Эстетическое воображаемое, как и всякое воображаемое, есть царство потребностей и надежд человека, воплощенных отлиться в ситуацию, принятых на себя вымыслом. Оно питается самыми глубокими и самыми мощными источниками аффективной партиципации (от part-часть – эмоциональная вовлеченность, соучастие. – примеч. авторов). Тем самым оно и само питает наиболее мощные и глубокие аффективные партиципации" [13]. Как компонент структуры художественного произведения – это те его элементы, которые способны транслировать человеку определенный настрой, установки, делающие для него восприятие каких-либо сторон данного произведения возможным в принципе, вообще, и приводящие к самоизменению человека, изменению свойств личности либо в сторону их развития, либо деградации.

Подтверждение необходимости внимательного отношения к выбору объектов восприятия в жизни человека мы находим и в других исследованиях.

На базе Санкт-Петербургского института экспериментальной медицины проводились исследования с применением сеансов БАК (биоакустической коррекции), которые заключались в прослушивании текущей звуковой картины биоэлектрической активности головного мозга с помощью компьютерного преобразования путем транспонирования спектра ЭЭГ в область звуковых частот. Все обследуемые получали единственное задание: "Слушать работу собственного мозга". "При данных условиях транспонирования форма волн ЭЭГ в группе больных в начале курса процедур выражалась преимущественно в инструментальных и многоголосных тембрах акустического образа (АО) ЭЭГ. Тембры АО ЭЭГ практически здоровых испытуемых и больных в конце курса процедур были ближе к одноголосным и вокальным звукам, чем тембры АО ЭЭГ больных в начале курса процедур. Изменение тембра (АО) ЭЭГ, отражающее изменение формы колебаний биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствует об изменении функционального состояния центральной нервной системы. Реальным механизмом этого процесса может быть положительное эмоциональное подкрепление процесса ауторегуляции центральной нервной системы, где ключевым моментом является степень благозвучия воспринимаемого акустического образа ЭЭГ [9]. Г. Гельмгольц в своей работе "О физиологических причинах музыкальной гармонии" отмечал, что закон благозвучия "действует независимо от нашего сознания, поскольку он касается обертонов, о которых мы не имеем сознательного представления, хотя они и ощущаются нашим нервом, – о приятности или неприятности которых нам говорит наше чувство, хотя мы не знаем их причин" [5].

Человек, находящийся в условиях биоакустической коррекции, стремится к большей гармоничности звучания или, по крайней мере, к меньшей какофоничности, что приводит к формированию навыка отбора тех паттернов ЭЭГ, транспонированный образ которых обладает положительными подкрепляющими свойствами.

То, что физиологически здоровый мозг "звучит" подобно одноголосному вокальному пению, неслучайно. В нашей русской традиции ему соответствует знаменное (не нотное) пение, о котором святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Знаменный напев написан так, чтоб петь одну ноту (в унисон), а не по началам (partheses), сколько бы певцов ни пели ее, начиная с одного певца. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое и от пристального зрения на старинную икону..." [2].

Именно поэтому в качестве звукоряда в Душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского для биологической обратной связи использовались знаменный напев и сербское традиционное православное пение. Они являются противопоставлением популярным сегодня формам деструктивной музыки [1].

В настоящее время музыкальные предпочтения современной молодежи, живущей идеологией гедонизма, происходят из иного жизненного мира (инфантильного). Ему присущи неприятие ответственности, обвинение других, а не себя, в ошибках, совершаемых от порывистой необдуманности и высокой эмоциональности. Осознанность смысловых и ценностных ориентиров, как и критичность, рефлексия, регулирующая роль мировоззрения у современной молодежи, существенно снижены. Ценностным эмоциональным модусом и критерием этого мира является удовольствие и наслаждение [16]. Все это – психология девиантов, проявляющаяся и в том, что присущие им ценности с содержательной стороны часто "дублируют" потребности. Музыкальные предпочтения молодежи описанного жизненного мира на современном этапе общественного развития, как правило, отдаются агрессивной электронной музыке с частым асинхронным ритмом, более 100 ударов в минуту (хардкор, транс, drum’n’bass и пр.) или рок-музыке с мощным низкочастотным ритмом.

Увлечение перечисленными видами музыки способствует поддержанию измененного состояния сознания по инфантильному или наркоманическому типу (жизнь как сплошная эйфория, которую наблюдаем также при воздействии наркотика, при завышенной тета – и дельта-активности головного мозга) [4]. Известно, что достижение цели по типу "все и сразу" есть реализация инфантильной установки личности. Она же – главная установка гедонизма и наркоманического склада личности. Психологически такая установка означает отказ от целеполагания, которое является безусловной предпосылкой планирования, принятия адекватных взвешенных решений в жизни и участия в ежедневном рабочем процессе, переживание состояния иллюзорной вседостигнутости и всереализованности, когда все, к чему можно стремиться, уже дано непосредственно. Остается только обеспечить доступ к наркотику одновременно с музыкальными фестивалями с гигадецибеллами звука, выступлениями музыкантов в окружении толпы поклонников при наличии соответствующего описанного выше музыкального сопровождения, и мы имеем потенциального потребителя психоактивных веществ, в перспективе – алкоголика и/или наркомана [1].

Таким образом, человек дает право на существование в своей жизни фатальному парадоксу: то, что по своей природе хорошо для него (в том числе и для его физиологии), не принимается данным типом личности, вызывает раздражение и протест. И наоборот: то что деструктивно – очаровывает. Cоответствие или несоответствие индивидуальному шаблону синхронизации биоритмов, вызывает те или иные виды эмоций [11]. У зависимого человека свой, так называемый, шаблон синхронизации, по сути "приемник" ориентированный на определенную частоту. Но, если человек искренне желает избавиться от зависимости, его восприятию становятся доступны и церковные песнопения, и иконопись, – своеобразные окна для преображающегося человека. И те музыкальные или визуальные формы, которые еще недавно были приятны, за которыми стоит дух деструкции, со временем вызывают неприятие и отторжение.

Следует сказать несколько слов о визуальном (зрительном) восприятии и внимании.

Наиболее примитивное внимание – амбиентное (пространственное), связанное с локализацией объектов в пространстве, оно работает в динамических условиях. Чем больше движущихся объектов, тем больше вероятность того, что будет доминировать именно эта форма внимания. Бегающие зрачки зависимого человека, развивающего в поисках удовлетворения потребности в удовольствии сверхактивность; состояние внимание игромана в игровом зале (полутемное помещение, бегающий цветной свет, характерная монотонная музыка, звон монет и т.д.) – здесь работает данный вид внимания.

Второй вид внимания – фокальное (предметное), связанное с идентификацией отдельных предметов, высшая форма внимания, чувствительная к вниманию другого человека. Этот вид внимания не развивается при различных видах аддиктивного поведения.

Исследователь нейрофизиологических механизмов произвольного внимания Р.К. Наатанен в монографии "Внимание и функции мозга" признает важность предстимульного периода произвольного внимания [15]. Он отмечает, что в то время как непроизвольное внимание может оперировать только в настоящем времени, произвольное внимание может быть обращено к будущим стимулам или событиям.

В экспериментах Т.Малхоланда и Е.Пепера было обнаружено, что альфа-ритм может усиливаться при высоком уровне зрительного внимания. Представления об альфа-ритме как показателе инактивированного состояния нервной сети опровергается данными о вызванной ритмической ЭА альфа-диапазона, регистрируемой в процессе реализации различных видов когнитивной деятельности [12]. То есть, в процессе православного БОС-тренинга происходит тренировка произвольного внимания и освоение технологии борьбы с навязчивыми мыслями о потреблении психоактивных веществ. В результате пациенты успешно овладевают навыком волевой регуляции своего психофизиологического состояния, что и подтверждается результатами нашего исследования.

Материал и методы исследования

Материал исследования. В исследовании принимало участие две группы пациентов:

  • Группа 1: Лица, зависимые от наркотических средств (50 чел.), средний возраст – 21 год. Стаж зависимости от 3 до 12 лет. У большинства из них в анамнезе черепно-мозговые травмы различной степени тяжести, некоторые совершали суицидальные попытки.

  • Группа 2: Лица, зависимые от алкоголя (5 чел.). Средний возраст – 22 года. Стаж зависимости от 2,5 до 8 лет. Черепно-мозговые травмы, повышенное внутричерепное давление – основные данные анамнеза пациентов этой группы.

Методы исследования. Для оценки динамики психологических особенностей пациентов до и после БОС-тренинга нами были использованы следующие методики:

  1. 1. Методика "Шкала самооценки реактивной и личностной тревожности" Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) [19].

  2. Методика "Метод цветовых выборов" (далее – МЦВ), в адаптации Л.Н. Собчик [12].

Для оценки динамики психофизиологических особенностей пациентов до и после БОС-тренинга использовались следующие методики:

  1. Электроэнцефалография.

  2. Измеритель частоты и глубины дыхательных движений.

Результаты исследования и их обсуждение

Во время процедур БОС (без учета ценностно-смысловой аудио-визуальной составляющей), на начальном этапе реабилитации, нам довольно часто доводилось встречаться с тем, что состояние спокойствия пациентом было найдено, но повышения настроения не наблюдалось (по результатам тестов "Метод цветовых выборов"). В связи с этим психофизиологическое сопровождение человека с помощью БОС, который глубоко переживает изменение образа жизни и обретение ее смысла, важно проводить согласно его запросу – запросу его души. Так как ситуация зависимого человека – ситуация невозможности жизни, вызывая переживание (работа души в ответ на ситуацию невозможности) предрасполагает душу и к молитве, то то православно ориентированная методология проведения процедуры БОС во главу угла ставит создание условий для поддержания этого феномена. При этом переживание человека обращено и на самого себя и на мир его смыслов, потому что феноменологически субъект непосредственно идентифицирует себя через смыслы своей жизни [3]. Таким же образом ситуации невозможности показывают и направление выхода.

В соответствии с методологией проведения процедур БОС, после диагностики начального состояния, пациенты (в обстановке психологически комфортных условий и безусловного принятия их со стороны душепопечителей) вырабатывали устойчивый навык ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания) в ДАС-БОС тренинге, в процессе которого происходила синхронизация ритма дыхания и работы сердца, увеличение ДАС (дыхательной аритмии сердца), что, в свою очередь, способствовало повышению стрессоустойчивости. Православный стимульный материал позволял пациенту легко переключиться с переживаний негативного характера (обычно преобладающих на данном этапе и формирующих негативизм) на позитивные, произвести переориентировку в ценностной системе жизненных координат. Таким образом, создавалось также (как отмечалось ранее) и положительное эмоциональное подкрепление нового навыка, который уже на первом этапе реабилитации способствовал со стороны физиологических механизмов и духовной сферы процессу целостной адаптации тогда еще неустойчивых (в проблемном плане) пациентов.

Здесь следует коснуться вопросов нейрофизиологии.

Работа мозга сопровождается выработкой электрических потенциалов, которые можно снять специальной аппаратурой в виде электрических волн. При этом разному режиму работы мозга соответствует разный характер биоэлектрических потенциалов. Мозг здорового человека (активное внимание, решение задач, т.е. активное бодрствование) функционирует с преобладанием альфа – и бета-электрических волн. В состоянии покоя преобладают альфа-волны. В состоянии сна доминируют более медленные тэта – и дельта-волны. В состоянии бодрствования и покоя их доминирование свидетельствует о неправильной работе мозга или наличии патологии (дельта-волны).

При балансе между возбуждением и торможением процессов в коре головного мозга, синхронно разряжаются большие группы нервных клеток, этому соответствует альфа-ритм (как регулярная последовательность колебаний одной частоты), что выражается в комфортном спокойном состоянии человека. Во время активной работы мозга каждая нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме (асинхронно) и образуют – бета-ритм (волны высокой частоты и малой амплитуды). Изменение альфа-индекса отражает уровень восходящей активации, необходимый для организации адаптивного поведения, и в то же время – степень эмоциональной напряженности, тревоги [7, 8].

Биологическая обратная связь с использованием православных аудио-, видео – или фотоматериалов, в сравнении с типовым (повседневным) стимульным материалом, заметно больше способствовала умиротворению пациентов, выражавшемуся в росте показателей α-ритма и увеличению продолжительности сохранения вновь найденного состояния. Показатели же β-ритма, как эквивалент навязчивой напряженной мыслительной деятельности и θ-ритма снижались.

Следует отметить, что о повышенном θ-ритме у зависимых лиц свидетельствовали и другие авторы.

Так, сотрудники Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева в статье "Фрактальная динамика электроэнцефалограммы у больных алкоголизмом в условиях эксперимента индукции влечения к алкоголю" замечают, что на фоне объективизации патологического влечения к алкоголю отмечали повышение индекса низкочастотных флуктуаций мощности тета-ритма в лобных, затылочных и задневисочных отведениях обоих полушарий, что свидетельствует об уменьшении неупорядочности и непредсказуемости ЭЭГ тета-диапазона, что в свою очередь связано с возрастанием синхронизации активности нейронов структур, принимающих участие в генезе и регуляции тета-активности – лимбической системы мозга (в частности, гиппокампа, гипоталамуса), а также ретикулярной формации ствола мозга, и является признаком высокой вероятности появления пароксизмальной активности, а по распространенному в настоящее время мнению пароксизмальный процесс в лимбических структурах мозга является нейрофизиологической базой патологического влечения к алкоголю у больных алкоголизмом" [22].

Это соотносится и с результатами наших исследований.

Слайд 2. Случай алкогольной зависимости. Состояние негативизма ("предсрывное" состояние)

По спектру мощности ЭЭГ наблюдается межполушарная асимметрия во всем диапазоне, но особенно выражена в диапазоне тета-волн (4-8 Гц.)

Слайд 3, этот же случай и этот же сеанс по времени существования ритма (ВСР): 7 сеанс, где тета-волна превышает альфа-волну. В последующих сеансах она снижается.

Слайд 3

На слайде 4 показано, что как раз в 7 сеансе самая минимальная ДАС, что свидетельствует об обратной связи этих параметров.

Слайд 4

Рассмотрим слайд 5, пациентка А., 20 лет, стаж героиновой зависимости – 6,5 лет. Данный график иллюстрирует позитивные изменения как по спектру мощности – это выраженная мощность в диапазонах 8-10 Гц, что соответствует альфа-волнам ЭЭГ, так и по времени существования (слайд 6) где мы видим преобладающую устойчивую альфа-активность (изображается синим и голубым цветом – левое и правое полушарие, соответственно). И следующие попарно: бета – и тета-ритмы уменьшаются на протяжении практически всех сеансов.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

На слайде 7 видно, как на протяжении одного сеанса происходит уменьшение тета – и рост альфа-активности).

Слайд 8

Слайд 8: Наркозависимый 23 лет, стаж потребления – 5 лет. Ярко выражена бета-активность, отражающая повышенную возбудимость, неспособность сосредоточиться и продуктивно мыслить. Уже к 6 сеансу и далее происходит спад этого явления и на этом фоне рост, в основном, альфа – и тета-активности в необходимой мере.

По результатам клинической беседы с пациентами было выявлено, что их состояние на фоне рецидива усугублялось переживанием ощущения препятствия к реализации потребности в сохранении собственной позиции, переживанием негативизма, иррациональных страхов, а также выраженной потребностью избавиться от ситуации повторного потребления, что внешне выражалось в импульсивном поведении, необдуманных высказываниях и аутоагрессии при значительном снижении инстинкта самосохранения.

Таблица 2. Результаты диагностики психофизиологического и психологического состояния пациентов на момент начала православного БОС-тренинга

По результатам применения психодиагностических методик к моменту вхождения в реабилитационную программу у большинства пациентов наблюдалось состояние недоверия к психотерапевтическому процессу с проявлением таких психологических защитных механизмов как "отрицание", "аутизация", "интеллектуализация". Также для пациентов был характерен высокий уровень алекситимии – неспособности находить в себе и вербализировать свои чувства. В целом, наблюдалось активное ограждение пациентом своего внутреннего мира с выраженными внешнеобвиняющими реакциями.

Результаты по тесту МЦВ (код профиля 32605147) выявили у лиц, зависимых от наркотических средств, выраженную активно-оборонительную позицию, циничный тип реагирования на большинство ситуаций, высокий уровень поисковой активности, ригидность установок и упорство в достижении цели, стремление к доминированию, склонность к вспыльчивости в конфликтной ситуации, обидчивость, напряженность, настороженность, высокий уровень притязаний, стремление избавиться от любых ограничений. Согласно анализу профиля диагностируется группа с высоким уровнем психопатии.

Результаты по тесту МЦВ (код профиля 21705643) выявили у лиц, зависимых от алкоголя, выраженные ригидность и упорство в отстаивании собственной позиции, повышенную ранимость в отношении критических замечаний в свой адрес, значимость социального престижа, потребность в уважении со стороны других, эгоцентризм, обидчивость (см. таблицу 2).

Таблица 3. Результаты психофизиологического и психологического состояния пациентов после проведения БОС-тренинга

Результаты по тесту МЦВ после проведения БОС-тренинга (код профиля 14326750) выявили у лиц, зависимых от наркотических средств высокую ориентацию на внешние воздействия, зависимость от значимых других, повышение уровня самоконтроля, повышение требований к окружающим, эмоциональную лабильность. Значимыми другими здесь могут являться священники и психологи, ведущие пациентов по программе. В сравнении с результатами первого тестирования по МЦВ на момент начала процедуры БОС-тренинга, где для пациентов были характерны циничный тип реагирования на большинство ситуаций, высокий уровень поисковой активности, стремление избавиться от любых ограничений, повышение уровня самоконтроля является благоприятным прогностическим признаком высокой вероятности сохранения ремиссии.

Результаты по тесту МЦВ (код профиля 53426107) выявили у лиц, зависимых от алкоголя повышенную эмотивность, стремление привлечь внимание окружающих, экзальтированность, неустойчивость мотивационной направленности, высокий уровень притязаний. Выраженные ригидность и упорство в отстаивании собственной позиции, эгоцентризм становятся менее значимыми.

В целом в обеих подгруппах пациенты демонстрируют повышение уровня самооценки (см. таблицу 3), укрепление воли, формируется трезвость суждений в сочетании со стремлением к системному подходу в решении жизненных задач. В отношениях с окружающими отмечается повышение эмпатии, стремление к установлению гармоничных отношений и преодолению дистанции в общении с желанием разделить трудности. Психологическое состояние пациентов улучшается: повышается стрессоустойчивость и способность сопротивляться негативным внешним воздействиям; повышается личностная активность. И что очень значимо, развивается способность к позитивному целеполаганию. Как известно, центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности. У лиц с зависимым поведением серьезные проблемы в этой сфере и работа в структуре духовно ориентированной программы ДПЦ с использованием метода БОС позволяет значительно улучшить вышеуказанные показатели.

Следует отметить, что на момент исследования по результатам теста Спилбергера в обоих подгруппах был выявлен низкий уровень тревожности. Уровень меньше 12 с точки зрения секулярной (светской) психологии требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. С точки зрения Православия данный результат объясняется упованием на помощь Божию верующего, что снижает тревожность и придает уверенность в том, что дело его свершится. В аскетике есть понятие синергии – совместного Бого-человеческого действия. Согласно ему, человек полагается и на Бога в своих поступках, и сам активен в достижении своей цели. И такое совместное действие способно придать человеку уверенность в своих поступках, снизив до минимума тревогу.

Благодаря техническим возможностям аппаратуры БОС, позволяющей наиболее органично предлагать пациентам используемый материал, изменилось и качество процесса коррекции психоэмоционального состояния. Изучая психологию восприятия человеком образов-символов православного духовного содержания, мы получили экспериментальное подтверждение аналогичных результатов научной работы, проводимой в данном направлении Яновским М.И. [24].

В процессе ЭЭГ-БОС тренинга у пациентов формировался навык самостоятельной регуляции биоэлектроволновой активности головного мозга. Осуществлялся тренинг увеличения времени существования α-ритма, и его мощности с опорой на сформировавшийся навык диафрагмального дыхания.

Общие тенденции, зафиксированные в результате работы БОС, следовательно, таковы: ДАС увеличивается в среднем в два раза, частота дыхания понижается до 6-8 дыхательных циклов в минуту. По данным ЭЭГ α–ритм показатель спокойствия) возрастает в среднем на 10 – 30%.

Пациенты испытывают мирное состояние – влечение к алкоголю и наркотикам дезактуализируется. При этом ДРД (диафрагмально-релаксационное дыхание) и опыт мирного состояния в стрессовых ситуациях воспроизводятся не только благодаря навыку, но и как проявление сформировавшейся в ходе духовного развития личностной позиции и выбранного искреннего отношения к православной вере и принципам ее вероисповедания [17]. Психофизиологические же навыки способствуют укреплению и усилению мотивации к дальнейшему активному участию в реабилитационной программе и успешной ресоциализации пациентов.

Таким образом, в результате комплексной реабилитации с применением православного БОС-тренинга (аудиозаписи православных песнопений византийского, знаменного, распева, изображений православных храмов, иконописи и т.п. символики), соматическое и психологическое состояние пациентов гармонизировалось. Следует напомнить, что БОС-тренинг проходил на фоне общего процесса воцерковления с участием пациентов в Таинствах Русской Православной Церкви.

Выводы

Реабилитация с применением БОС-тренинга при использовании материалов обратной связи православного содержания влияет на структуру биоэлектрической активности головного мозга, способствует желательному приросту интенсивности и времени существования средне-волновой активности (a-диапазон) и выраженной синхронизации активности полушарий головного мозга, позволяет исключить инертные состояния сознания (т-диапазон).

Реагирование тела не в тон негативному переживанию (например, с помощью диафрагмального дыхания), – является неспецифической телесной реакцией. А это означает, что на телесном уровне не происходит подкрепления душевного негативного переживания. Перемещение внимания от греховного помысла на молитву, и на способствующее ей православное содержания обратной связи, не дает привычным образом (соответствующий доминирующей страсти) реагировать духовно-душевному уровню (по сути – первичному в иерархии реагирования), – нарушается стереотипная ассоциативная связь. При регулярности участия в процедурах изменяется стереотип реагирования (страстные волнения угасают).

Происходит овладение собой через умение использовать в своих целях энергию и динамику мотивов, где решающим является не непосредственная сила этого побуждения, а его содержание, его соотнесённость со всем смысловым, ценностным слоем сознания. Обнаруживаются силы для свободного выбора и таким образом реализуется стратегия эмоционально-волевого совладания.

Использование БОС – тренинга с "православной" обратной связью в реабилитации позволяет эффективно вырабатывать устойчивые навыки психофизиологической регуляции своего состояния, снижает уровень реактивной и личностной тревожности, что на фоне позитивных эмоциональных переживаний способствует обретению пациентами состояния устойчивой ремиссии.

Авторская группа

  • игумен Анатолий (Берестов) – доктор медицинских наук, руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии, г. Москва;

  • Грачёв В.П. – психолог, специалист по биологической обратной связи Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии, г. Москва;

  • Желобанов А.В. – психолог, специалист по биологической обратной связи Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии, г. Москва;

  • Каклюгин Н.В. – врач психиатр-нарколог, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской патриархии, г. Москва;

  • Зенцова Н.И. – к.психол.н., заведующая отделением психотерапии, психологической коррекции и ресоциализации отдела реабилитации ФГБУ "Национальный научный центр наркологии" Министерства здравоохранения РФ, г. Москва.

Литература

1. Берестов А. Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании, наркомания и право. // М.: ДПЦ св. праведн. Иоанна Кронштадтского, 2002, 304 с.

2. Свят. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Черноморский. Понятие о ереси и расколе. Выдержки о певческом искусстве и иконописи // Православный христианин, С. 5-7

3. Василюк Ф.Е. От переживания к молитве // Московский психотерапевтический журнал. 2002, №1, С. 76-93.

4. Вуйма А.Ю. Основные принципы воздействия музыки на человека. // Электронная версия на сайте vuima.ru

5. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. – СПб: "Общественная польза", 1875. – XVI, 594 (1) с.

6. Зинченко В.П. Проблема "образующих" сознания в деятельностной теории психики. // Вестник МГУ. Сер. 14. "Психология", 1988. №3, С. 25-34.

7. Ивановский Ю.В. Применение метода биологической обратной связи в медицинской реабилитации. // Биологическая обратная связь. 2002, том 4, №2, C. 23.

8. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. // Биологическая обратная связь. 2000, том 2, №3, C. 2.

9. Константинов К.В., Клименко В.М., Сизов В.В., Есимбаева В.Н., Мирошников Д.Б., Бурова В.В. Саморегуляция функционального состояния центральной нервной системы человека методом биоакустической коррекции. // Биологическая обратная связь.
2000. – №4. – С. 7-14

10. Левин К. Теория поля в социальных науках. // СПб: Сенсор, 2000.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. // М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 15-160.

12. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор). – Журнал высшей нервной деятельности, 2003, том 53, №2, С.133-151

13. Морен Э. Кино, или воображаемый человек. // Париж: Антропология и социология, 1956. С. 97-132.

14. Муравьева А.В. Использование метода БОС в лечении пациентов, пострадавших от применения "психологических техник" оккультного воздействия // Биологическая обратная связь. 2002. № 2. С. 53–54.

15. Наатанен, Р.К. Внимание и функции мозга. – Москва: МГУ, 1998, 560 c.

16. Николаева О. Православие и свобода. // М., 2002, C. 265-270, C. 352-362.

17. Новый Завет (на славянском и русском языках). // М.: Синодальная типография, 1902.

18. Пенистон Ю., Кулкоски П. ЭЭГ-БОС по альфа-тета волнам и уровни бета-эндорфина у алкоголиков. // Биологическая обратная связь. 2000, том 2, №4, с. 23-30.

19. Райгородский Д.Я./ Ред.-сост. Практическая психодиагностика Методика и тесты. Уч. пособие. – Шкала самооценки реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптирована Ю.Л. Ханиным) – Самара: издат. lом "Бахрах-М", 2001. С. 59-63

20. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов (модифицированный тест Люшера). СПб: Речь, 1999.

21. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. – СПб., Изд-во "Лань", 1998. – 362 с.

22. Шульц Е.В., Слезин В.Б., Дубинина Л.А., Крупицкий Е.М. Фрактальная динамика электроэнцефалограммы у больных алкоголизмом в условиях эксперимента индукции влечения к алкоголю. // Наркология, 2008, №11 – С. 57-61.

23. Яковлев Н.М., Иванов P.P., Косицкая З.К. Взгляд на проблему лечения наркомании у подростков на основе принципов биологической обратной связи // Биологическая обратная связь. 2000. – №4. – С. 2-7.

24. Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопросы психологии, 2002 г., №6. С. 84-92.

Опубликовано в журнале РАМН "Наркология", №10, 2012 г., с. 82-96

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования