Директор ФСКН Виктор Иванов принял участие в работе круглого стала в Государственной Думе РФ 22 ноября 2012 года в Государственной Думе РФ прошёл круглый стол на тему "Законодательное обеспечение создания и функционирования нацсистемы реабилитации и ресоциализации наркозависимых". Предлагаем Вашему вниманию выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН Виктора Иванова: – Прежде всего, хочу поблагодарить Государственную Думу за крайне своевременную инициативу по проведению данного круглого стола. Сразу четыре комитета Госдумы проявили искренний интерес, и уверен, сегодня будет положено начало новому этапу сотрудничества Государственного антинаркотического комитета и ФСКН России с Госдумой. Не буду Вас стращать цифрами, тем более что я их неоднократно озвучивал, а в июле этого года мы впервые провели целостный и детальный мониторинг наркоситуации и в специальном докладе доложили Президенту России. Наркоситуация в России крайне тяжёлая, достаточно сказать, что среди нас живут более 8 миллионов наркопотребителей, и именно они обеспечивают до 80 % всей уличной преступности в стране и одновременно образуют как рынок спроса, так и инфраструктуру сбыта наркотиков. Из этого в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики и указаний Президента России следует необходимость в ближайшие три-пять лет кардинально сократить уровень и масштаб наркомании, тем самым, защитить как самих наркопотребителей, так и всё население от наркопотребителей, которые, к несчастью, являются основой дистрибутивной сети, создают общий криминальный фон, и опасны в повседневной жизни – речь идёт о профессиях, связанных с риском, водители, лётчики, военные, диспетчеры АЭС и другие. Для этого необходимо ясно понять корень проблемы и выработать правильную стратегию по созданию практически нового законодательства в антинаркотической сфере. В полицейской сфере в законодательном плане всё достаточно чётко определено, нами подготовлены многочисленные законопроекты, идёт нормальный рабочий процесс. Тем не менее, хотел бы обратить внимание и просить Вашей поддержки на два момента. Во-первых, необходимо срочно вооружать ГАК и ФСКН России полномочиями временно приостанавливать гражданский оборот новых, доселе неизвестных веществ, в отношении которых появились существенные основания признавать их наркотическими. По действующим регламентам требуется до 2-х лет на процедуры, связанные с официальным признанием таких веществ наркотиками, а новые синтетические наркотики – так называемые дизайнерские – сегодня появляются каждую неделю и основную прибыль с их оборота снимают за полгода-год. В этой ситуации без права оперативных решений, мы попросту не адекватны, так как за время бюрократических согласований большой процент молодёжи приобщается к новым наркотикам. Во-вторых, серьёзнейшей проблемой является законодательное разрешение вопроса конфискации имущества наркодилеров. Считаю целесообразным провести по этой проблеме отдельное совещание с ведущими комитетами Госдумы. Но полицейская работа по отношению к такой сугубо социальной проблеме как наркомания не может вестись изолированно от базовых процессов в обществе. Уровень интенсивности полицейских усилий по борьбе с наркоманией ярко виден из одной только цифры – текущее количество сограждан, наказанных решениями суда или находящихся под следствием за преступления, связанные с наркотиками, составляет 550 тысяч человек, что, вне всяких сомнений, запредельно, и свидетельствует о серьёзном изъяне в самом государственном подходе к борьбе с наркоманией. Более того, весь этот пятисоттысячный контингент, при крайне высоком уровне рецидивности, более 40 процентов, и латентности – является основным фактором интенсивного воспроизводства наркомании в России. При этом сами наркопотребители образуют костяк, основу уличной торговли наркотиками и выступают посредниками, связующими звеньями, между откровенным криминалитетом и здоровой молодёжью. Таким образом, очевидно, что одной полицейской дубиной общество от наркомании не спасти. Изложенное выше диктует необходимость приступить к реализации политики, направленной на денаркотизацию, а по сути – на декриминализацию общества через кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательно выдавливая наркопотребителей из свободного обитания в обществе в специализированные центры социальной реабилитации для прохождения обстоятельного и долгосрочного курса освобождения от наркозависимости. Но на сегодня в стране нет национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, а имеющиеся примерно 500 негосударственных реабилитационных центров действуют, как умеют, на свой страх и риск, практически вне государственной поддержки и абсолютно вне правового поля. Осознать проблему позволяет следующий факт: количество выявленных полицией в порядке административной практики наркопотребителей за последние пять лет превышает миллион человек, но ни медицине, ни органам социальной защиты эти люди неизвестны. Хотя по логике, и в интересах общества, ими давно уже должны бы заниматься специалисты. Перед нами по сути миллион пропавших без вести, и никому до них дела нет, кроме родственников и близких, а также подвижнических центров социальной реабилитации, старающихся вытаскивать людей из бездны. Государственная медицина видит только 650 тысяч, обратившихся за наркологической помощью, а государственная социальная защита не видит ни тех, ни других. По сути гигантская армия наркопотребителей в России существует вне государства, свободно воспроизводя себя и наркоманию, а существующие системы оказания государственной наркологической помощи по освобождению от зависимости попросту не работают. При заявляемом наркологической службой количестве стоящих на учёте 650 тысяч наркопотребителей лишь 2 % прошедших курс детоксикации в наркодиспансерах возвращаются в общество. С учетом того, что реальное число лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях оценивается в 8,5 млн человек, получается, что фактическая эффективность государства в освобождении от наркозависимости составляет менее 0,2 %. А почти все 100 % обреченно ходят по кругу, регулярно обращаясь в наркологические диспансеры и, в конце концов, погибая от морфологического разложения организма. Таким образом, лечение как бюджетно обеспеченная наркологическая услуга производится, а результатов освобождения от наркозависимости нет. В обществе, в регионах и на местах это уже давно стало абсолютно очевидным для порядка 40 млн человек, непосредственно столкнувшихся с проблемой с учетом самих наркопотребителей и их близких, – о чем свидетельствуют многочисленные письма практически из всех регионов России. В итоге, в своем сегодняшнем состоянии государственная система оказания наркологической помощи не только не справляется с поставленной Президентом России задачей сбережения народа, но и по своей сути выступает идеальной платформой для воспроизводства наркомании в стране, способствуя процветанию теневого рынка наркологических услуг и наркокриминализации общества. Фильм, который мы просмотрели перед началом нашего круглого стола, ясно обозначает эту главную проблему. Не только ко мне, но и Президенту России буквально ежедневно обращаются граждане, матери и родственники наркозависимых с просьбой дать им ответ, куда пойти, чтобы спасти попавших в эту беду. Потому что сегодня – и в самом деле – некуда пойти. Даже ещё хуже: уже ходили и пять и семь раз в разные дорогостоящие диспансеры и клиники, но пользы от этого в большинстве случаев не было никакой. Автора одного из таких последних писем – Веру Михайловну Кононову, председателя родительского комитета реабилитационного центра в станице Темнолесской Ставропольского края мы специально пригласили на Круглый стол. Попрошу её в своём выступлении рассказать о фактическом положении дел. Кстати, я был в этом центре, а также в ростовском центре, которые созданы Николаем Новопашиным. Их опыт полностью соответствует всем мировым стандартам. А главное что я увидел, то что не видел в наркологических клиниках это живые глаза, люди не затуманены нейролептиками, а живые красивые и молодые, в их глазах горит желание жить и работать. А вот что им делать – это зависит от нас с вами, уважаемые законодатели. После наркологии наркоман практически гарантированно возвращается в старую среду, а в центрах социальной реабилитации, если им дать миниальный бюджет, они готовы возделывать землю, выращивать скот, птицу и содержать себя и свои семьи. Знаете, здесь нельзя не вспомнить проникновенный монолог Мармеладова в "Преступлении и наказании" Фёдора Михайловича Достоевского, который так и говорил, как будто подслушал плач российских матерей в ситуации, "когда уже некуда больше идти". Процитирую: "Ибо некуда было идти. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете...". Что это в итоге означает? Нельзя сводить помощь наркозависимым исключительно к медицине, необходимо по сути с нуля создавать сквозную федеральную практику долгосрочной социальной реабилитации. Использование подтвержденных мировой практикой методов социальной реабилитации, реализуемых преимущественно неправительственными организациями, но в условиях организации мощной разнообразной грантовой и бюджетной государственной поддержки, позволит поднять эффективность освобождения от наркозависимости в 10 и более раз и кардинально изменит ситуацию в стране. Действующие же на данный момент в стране порядка 500 стихийно возникших центров немедицинской социальной реабилитации, созданных некоммерческими неправительственными организациями, в совокупности обладают ничтожной пропускной способностью, ибо никак не поддерживаются государством. При этом наличной пропускной способности данных центров абсолютно недостаточно, поскольку минимально необходимое число наркопотребителей, которых необходимо, и уже сейчас возможно вовлекать в программы социальной реабилитации, составляет не менее 150 тысяч человек, то есть почти в 10 раз больше, чем сегодня. Мы в настоящее время стимулируем создание нового для нашей страны института альтернативной ответственности, когда наркопотребителю, совершившему незначительное преступление, предлагается вместо отбывания наказания пройти полный курс реабилитации. И у нас уже есть первый опыт (порядка 200) подобных приговоров суда, однако, как эти 200 человек, так и двести тысяч выявляемых в ходе привлечения к административной ответственности по факту не имеют возможности проходить эффективные реабилитационные программы – их попросту недостаточно, да и влачат они жалкое существование без поддержки государства. Также как сегодня некуда идти отдельным наркозависимым, некуда направлять и тех, кто по решению суда, уже сегодня, должен государством направляться на эффективную систему реабилитации с последующей интеграцией в общество. В настоящее время нами готовится внесение в Думу законопроекта, который будет давать возможность выбора альтернативной ответственности в массовом порядке. Уже через год-полтора будет сформирован настоящий поток направляемых на освобождение от зависимости, но инфраструктуры для реализации действительно эффективных программ реабилитации в стране нет. Давайте смотреть правде в глаза. Двадцать лет назад мы по разным причинам ликвидировали систему ЛТП – лечебно-трудовых профилакториев – как класс. На это были разные причины, но, чем бы это не оправдывалось, ликвидировав ЛТП, мы оставили проблему без решения. Три года назад Советом Безопасности и Государственным антинаркотическим комитетом принято решение создавать новую целостную систему социальной реабилитации и ресоциализации. Решение было закреплено в Стратегии государственной антинаркотической политики, а затем в качестве прямого поручения президента России на Президиуме Госсовета в апреле прошлого года. На сегодня удалось выйти на проект такой системы и добиться существенных успехов – сегодня мы услышим об этом. Но этого абсолютно недостаточно. В чем суть спроектированной и создаваемой в настоящее время Национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации? Условно систему можно определить как реабилитирующе-восстанавливающее сообщество, три ступени и три ключа. В основе освобождения от зависимости, прежде всего, лежит введение бывшего наркопотребителя в терапевтическое и восстанавливающее сообщество, которое не только отказывается от приёма наркотических веществ, но и культивирует ценности достойной и полноценной жизни, служения стране и обществу, активного жизнестроительства. Это ключевой момент. Без переворота ценностей в сознании от наркомании не избавиться. Именно поэтому такую важную роль во всём мире играют негосударственные неправительственные реабилитационные центры – ведь в их основе всегда лежит личностный и общинный фактор, закваска, которые в итоге и позволяют осуществлять таким сообществам сверхнагрузку и решать сверхзадачи по вытаскиванию людей из наркомании. Не случайно ряд священнослужителей, и не только православных, чётко формулируют, что как болезнь, включая органическое поражение мозга и организма, наркомания практически неизлечима, и освободиться от наркомании можно исключительно духовно, через полную смену ценностного плана созидания. Три ступени освобождения наркопотребителя от наркомании определяют последовательное восхождение через медицинскую наркологическую помощь, социальную реабилитацию и постреабилитационный персональный патронат. Продолжительность лечения на первой ступени – от нескольких дней до месяца, реабилитации и восстановления на второй ступени – от полгода до полутора лет, третьей ступени – комплексной ресоциализации – много лет. В финансовом плане третья ступень наименее затратная, но и наиболее сложная, требующая сложной координации усилий и восстанавливающего сообщества, и семьи, и всех служб по месту жительства. Три ключа определяют тех, кто должен со стороны государства отвечать за эффективное прохождение бывшего наркопотребителя по указанным трём ступеням. Здесь три ключевых игрока: полиция, здравоохранение и социальная защита. Первый ключ – полицейский – позволяет, помимо добровольно обратившихся за наркологической и социальной помощью, выявить среди правонарушителей наркопотребителей, причём, в больших количества, как я уже сказал, за пять лет более миллиона, которых затем мотивировать к социальной реабилитации и ресоциализации Второй ключ – медицинский, наркологическая помощь, когда выявленные наркопотребители подлежат направлению в органы здравоохранения для постановки диагноза и оказания первой помощи (детоксикация, психотерапевтическая помощь, сопряжённые с наркоманией заболевания и т.д.). И третий ключ – социальная защита, когда для данного оказавшегося в трудной жизненной ситуации наркопотребителя организуется долгосрочная программа социальной реабилитации и ресоциализации, в ходе которой происходит восстановление стандартов социального поведения, всего набора базовых способностей (коммуникативных, понимания, рефлексии, мышления) и трудовых навыков, самой готовности и способности к трудовому усилию. Специально хотел бы отметить приоритетную роль региональных систем социальной защиты и всей федеральной вертикали социальной работы. Здесь передовым на сегодня является Ханты-Мансийский автономный округ, где по итогам выездного совещания председателя ГАК и по инициативе Губернатора автономного округа Натальи Владимировны Комаровой Департамент социального развития организует целостную региональную систему социальной защиты наркозависимых через введение соответствующего регионального Государственногой стандарта социального обслуживания"Социальная реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ", а также введение специального сертификата на реабилитацию. Об этом подробно расскажет сегодня лидер данного направления первый заместитель директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ирина Александровна Уварова. Таким образом, серьёзные заделы и отработанные элементы для создания единой национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации в стране созданы. При этом очевидна главная проблема: практически вся эта гигантская, колоссальная деятельность сегодня находится вне правового поля. Законодательный механизм в стране отсутствует. Иными словами: общество остаётся в незащищённом от пребывания массы наркопотребителей во всех его порах, да и сам наркопотребитель, остающийся один на один с улицей и глубоко страдающими родственниками и близкими. Даже казалось бы административное побуждение – в законодательном плане является проблемой, ведь наказывают для того, чтобы взять штраф, а не направить на программы реабилитации и социальной интеграции. То есть мы мощью закона изо дня в день добиваемся по сути извлечения прибыли из совершающих административные наркопреступления, а не пресечение самих причин преступности и возвращения данных лиц в социум. Более того, из существующего законодательства изымаются и те крохи, которые на сегодня имеются. Так, в настоящее время в Госдуме начинается рассмотрение проекта новой редакции федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", из которой из числа оснований признания граждан (семей) нуждающимися в социальном обслуживании вообще выпала категория граждан или членов семьи, у которых устойчивая наркотическая или алкогольная зависимость. Это означает, что закрывается последняя возможность для регионов развёртывать на государственном уровне программы социальной реабилитации наркозависимых лиц в системе социального обслуживания. В российском правовом пространстве вообще отсутствует само понятие социальная реабилитация, причём, не только наркозависимых. Работают тысячи центров социальной реабилитации, десятки тысяч студентов ежегодно получают в зачётную книжку оценки по предмету "Социальная реабилитация", издаются учебники и защищаются диссертации, но с точки зрения законодательства это всё является у нас своего рода партизанской деятельностью, что, понятно, всегда легко перевести и в прямо незаконную. Прошу уважаемых депутатов обратить внимание на данную вопиющую ситуацию и исправить её. И самое главное – отсутствует система законодательно закреплённых и чётко прописанных правовых норм, которые бы задавали ясную и понятную схему освобождения наркопотребителей от зависимости, а общества – от опасности наркопотребления и уменьшения числа наркозависимых. Базовый федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", принятый ровно 15 лет назад (8 января 1998 г.) определяет в Статье 54, что "Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию", но по факту государства хватает только на исключительно медицинскую часть (а это 5 – максимум 10 процентов всего дела), но и вся помощь сводится однозначно к медицинской помощи, которая сама по себе, в отрыве от социальной реабилитации и ресоциализации, имеет практически нулевую эффективность. А правильный, казалось бы, термин "медико-социальная реабилитация", вместо задания комплексного процесса по указанным трём ступеням – лечение, социальная реабилитация и постреабилитационный патронат – сводится в подавляющем большинстве случаев к медицинской составляющей. Медицина финансируется – и это хорошо, а всё остальное – нет. Ну, и на законодательном уровне вообще не прописана сама схема освобождения от наркозависимости. Делается жизнеутверждающая декларация – "Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи", но как эта помощь оказывается и где и в чём гарантии того, что эта помощь состоится на деле, а не окажется очередным обманом – этого в законодательстве нет. Уважаемые коллеги, настоятельно требуется законодательное творчество, которое бы оформило существующую передовую практику освобождения от зависимости в полнокровной системе законодательных норм. Здесь существуют три возможных стратегии. Первая – принимать отдельный новый ФЗ "О социальной реабилитации и ресоциализации". Вторая – кардинально переработать существующий базовый 3-й ФЗ Третья стратегия, которую я уже озвучивал на парламентских слушаниях в Госдуме и Совете Федерации в этом и прошлом году – вообще выйти на создание простого и ясного Антинаркотического кодекса. У каждой из стратегии есть свои плюсы и минусы, просил бы обсудить. Главное – должна появиться простая и ясная схема для любого российского гражданина, попавшего в трудную жизненную ситуацию, его родных и близких. Сегодня, повторю, человеку попросту некуда пойти – вся система законодательства создана исходя из предположения, что можно всю проблему наркомании свалить на наркологическую медицинскую службу, но мировой опыт и практика организации освобождения от зависимости в России говорят о прямо противоположном – нужна долгосрочная немедицинская социальная реабилитация. Уважаемые коллеги! Время не ждёт! Предлагаю следующий 2013 год сделать годом окончательного создания Национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых и осуществить не только практические меры на местах, но и коренной пересмотр всего антинаркотического законодательства. Считал бы целесообразным также отработать эти проблемы со всеми законодательными собраниями в регионах – вместе с региональными антинаркотическими комиссиями, которые по должности возглавляют в субъектах Федерации губернаторы. Критически необходимо законодательное творчество на всех уровнях управления, начиная с муниципального. Прошу также участников круглого стола поддержать нашу совместную с Минздравом России инициативу по организации межведомственной президентской программы "Комплексная реабилитация наркозависимых". Также прошу Сергея Владимировича Железняка, как представителя Государственной Думы в Государственном антинаркотическом комитете на очередном заседании ГАК 19 декабря выступить с систематизированными предложениями по развитию антинаркотического законодательства. Примерный план возможных законодательных актов нами подготовлен, надо провести его инвентаризацию и существенно усилить. Возможно, для этого следовало бы создать целевую рабочую группу ГАК. Уважаемые коллеги! Мы понимаем, что основная тяжесть практической работы ложится на регионы и муниципальные образования, на неправительственные организации. Но без ясной позиции государства и чёткого законодательного оформления новой для нашей страны практики социальной реабилитации кардинального изменения в наркоситуации мы не получим. Спасибо за внимание. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|