![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() Об опыте работы Кемеровской и Новокузнецкой епархии в сфере противодействия наркотизации населения. Реабилитация на сельском приходе. 18 апреля 2012 :: Протоиерей Дионисий Пучнин Сегодня Россия переживает период экономической и социальной нестабильности, разрушение традиционной системы ценностей. Общество, которое отреклось от Бога, поставило целью достижение материального и психологического комфорта и в наслаждениях видит высшую ценность человеческого существования, пытается найти временную иллюзию безопасности, успеха и благополучия, употребляя психоактивные вещества. Наркотики – родное дитя гедонизма, философии современной цивилизации. Задача моего выступления – показать, что церковной реабилитацией наркозависимых может заниматься любой церковный приход при желании настоятеля и небольшой материальной базе. Знакомство с наркоманией, как проблемой у меня началось около 6 лет назад с близкой встречи с бывшим наркоманом. Он к тому времени прошел "реабилитацию" в сектантском центре и искал возможности применить полученные там знания для помощи таким же заблудшим братьям и сестрам. Несколько бесед с ним убедили его в необходимости прийти с покаянием в Православие, а меня в необходимости помогать попавшим в беду ребятам. Мы стали изучать разные программы. Задача перед нами стояла одна: найти эффективную методику помощи наркозависимым, которая могла бы обойтись без помощи дополнительных специалистов, т.к. в условиях сельской местности это весьма проблематично. Мы увидели решение данной проблемы именно в контексте двухтесячелетнего опыта Церкви в борьбе с грехом. Более всего для нас оказался приемлемым опыт Санкт-Петербургской епархии, изучив который и получив благословение Владыки Аристарха 6 мая 2007 года мы начали свою работу. В 2008 году состоялась наша первая встреча с руководителем Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму и Епархиального центра "Саперное" – протоиереем Сергием Бельковым, который указал нам на некоторые недочеты в нашей работе. Надо сказать, что наше сотрудничество продолжается по сей день, как по телефону, так, по возможности, и в личных встречах. Подготовка к реабилитации Перед тем как попасть на реабилитацию в центр, наркозависимый или его родственники звонят руководителю центра священнику Дионисию Пучнину для получения первичной информации о методах и условиях реабилитации, задают интересующие их вопросы и, при желании, согласовывают время встречи. Во время встречи, на которую наркозависимые обычно приезжают с родителями, выясняются мотивы, приведшие человека к нам. Его знакомят с программой реабилитации и основными положениями работы Реабилитационного центра. Те, кто согласны на предлагаемые условия совместной работы, пишут заявление на прием в центр "Возвращение", получают и заполняют анкету. В зависимости от готовности человека определяется время поступления его в центр. В случае если реабилитацию по каким-либо причинам невозможно начать сразу, наркозависимым людям даются рекомендации: ежедневно совершать молитвенное правило утром и вечером, пусть даже краткое; по совету со священником читать Евангелие и Псалтирь (хотя бы понемногу); в субботу и воскресенье ходить в храм, стоять, сколько хватит сил; по возможности вместе с родителями посещать акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша" или читать его самим; обращаться к священнику за духовной поддержкой и советами; На наш взгляд опыт молитвы и воцерковления наиболее эффективный метод помощи наркозависимым еще до их отъезда в православный стационарный реабилитационный центр. Чем раньше человек получит подобный опыт, тем раньше у него появится возможность повернуться лицом к Богу, тем легче и естественнее он сможет влиться в жизнь общины в реабилитационном центре. Родители наркозависимых также должны включиться в реабилитационный процесс. Если у родителей происходит душевное и духовное оздоровление, то это позитивным образом сказывается на состоянии их детей. Вхождение в программу реабилитации Этап вхождения в реабилитационный процесс длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока предоставляется каждому поступившему на стационарную реабилитацию возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать, как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать. Правилами проживания в православных обителях исцеления не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Кроме того, в нашей обители действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра. При необходимости выход возможен только со старшими ребятами. Существует и еще одно немаловажное условие, о котором вновь напоминается всем прибывающим в наш реабилитационный центр: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине. Общие положения по реабилитации Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмыслении прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в нашем реабилитационном центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Продолжительность реабилитации в среднем один год. Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей. Компоненты реабилитационной программы Коррекционно-педагогический компонент В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия и духовности, а также навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности. Коррекционно-педагогический компонент программы реализуется для наших воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и священником. Взаимодействуя со средой (социальной и природной), реабилитируемые молодые люди проходят "терапию средой", которая осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха. Образовательный компонент Все реабилитируемые являются читателями приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе два раза в неделю по Закону Божию и ежедневно по Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины. Социально-терапевтический компонент Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины. Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, чтобы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания. Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки. Духовно-психологический компонент Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами, наши воспитанники понемногу начинают осознавать высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя первая личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию. Ключевым словом ,лежащим в основе духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем два три раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь у реабилитантов по необходимости, может приниматься еще чаще. Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитантами во все посты. Во время проскомидии каждую литургию, а также на сугубой ектинье, непременно поминаются имена всех воспитанников когда-либо проходивших реабилитацию и проходящих в настоящее время. Традицией нашего храма, в которой ребята принимают активное участие, является проведения в канун престольного праздника 40-километрового Крестного хода с иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" с молитвой о людях, страдающих алкогольной, наркотической и другими зависимостями. Постреабилитационная поддержка По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационного центра предоставляется возможность продолжить общение со священником и братией, участвовать в богослужении. Главные задачи на этом этапе максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество. Выпускникам нашего реабилитационного центра и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи священника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии. При желании Реабилитант может остаться в центре для оказания помощи руководителю в работе с новыми ребятами. Как было ранее отмечено, важной составляющей нашей работы является работа с окружением зависимого – родителями и женами. В психологии есть такой термин "созависимость". И опыт показывает, что изменение отношения к своему состоянию, коррекция созависимых отношений в семье составляют важную составляющую процесса реабилитации и социализации наркомана. Поэтому для родных проводятся занятия для исправления искажений мышления и ложных суждений. Наш реабилитационный центр развивается и следующим шагом станет создание в скором времени (открытие намечено на февраль 2012г.) в г.Юрга мотивационного и адаптационного центров. Наша работа заключается не только в третичной профилактике наркозависимости (т.е. реабилитации). Мы также работаем на профилактику употребления наркотиков среди молодежи. По приглашению директоров и завучей школ, лицеев, ПТУ, институтов мы встречаемся с учащимися этих учебных заведений. Везде встречаем живой интерес среди учащихся (хотя и не всех) и учителей. Несмотря на кажущуюся легкость, церковная реабилитация – это ежедневный тяжелый кропотливый труд. Но когда видишь плоды своих трудов: ребят, ставших нормальными членами общества, восстановленные или созданные семьи, слезы благодарности, а не отчаяния, в глазах родителей, понимаешь, что твой труд не напрасен. Протоиерей Дионисий Пучнин руководитель ПРЦ "Возвращение" святого прав. Иоанна Кронштадтского д. Зеледеево, Кемеровская епархия |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|