Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Основной принцип лечения наркомании – отказ от употребления наркотиков

19 марта 2012 :: Константин Галузин

Национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития России является ведущей научной организацией России по изучению проблем наркомании и алкоголизма. На вопросы журнала отвечает директор Центра, профессор, доктор медицинских наук Евгения Анатольевна Кошкина.

– Евгения Анатольевна, какова ситуация с наркоманией в нашей стране сегодня? Что необходимо сделать, чтобы наркологическая помощь населению стала более эффективной?

– Национальный научный центр наркологии уже многие годы осуществляет проект по оценке распространения наркомании в России. Это данные медицинской статистики, а также школьные исследования по Европейскому проекту, в котором участвуют 35 стран Европы, задача проекта – оценить распространенность употребления наркотиков среди школьников. Мы наблюдаем, что постоянно, год от года, данные свидетельствуют о снижении уровня потребления психоактивных веществ в молодежной среде. Это связано с тем, что государство стало обращать на эти темы внимание, идет обсуждение на уровне президента и правительства, принимаются и финансируются государственные программы.

В 2010 году в стране приняты два основополагающих документа: "Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" и "Концепция государственной алкогольной политики в Российской Федерации". Они включают в себя государственный подход, планы действий, контроль за исполнением и финансирование обеих программ. Но для более эффективной работы наркологов необходимо продолжать совершенствовать основы правового и экономического обеспечения организации оказания специализированной наркологической помощи населению, уделив специальное внимание проблеме альтернативного и принудительного лечения. Работать над разработкой новых медико-биологических технологий по выявлению групп риска для профилактики болезней зависимостей. Разрабатывать и внедрять инновационные методы диагностики, лечения и реабилитации наркологических больных. Совершенствовать качество и повышать доступность наркологической помощи, уделив специальное внимание несовершеннолетним пациентам. Разрабатывать инновационные технологии профилактики наркоманий. Развивать и совершенствовать различные формы реабилитации наркологических больных, способствующих увеличению продолжительности течения ремиссии и повышению качества их жизни.

– Что вы считаете главным в работе Национального научного центра наркологии?

– Проблема наркомании комплексная и такой альянс, как у нас в Центре, – это и биологическое, и клиническое и профилактическое направление – не часто встречается в практической деятельности.

Сегодня можно говорить о некоторых достижениях профилактического направления Центра. Разработана концептуальная модель профилактики наркоманий среди детей, подростков, профилактические программы и методики оценки их эффективности. Получены данные о распространенности употребления ПАВ среди учащихся различных образовательных учреждений по стране и отдельным регионам. Разработаны теоретические основы профилактики парентеральных инфекций, вызванных употреблением ПАВ. Разработаны методики проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

В медико-биологическом направлении создана теория патогенеза наркологических заболеваний и концепция о единстве механизмов развития всех видов болезней зависимости. Выявлены нейрофизиологические и нейрохимические основы врожденной предрасположенности к злоупотреблениям ПАВ. Показано, что длительная алкогольная интоксикация родителей приводит к серьезным нарушениям функции мозга у потомства. Созданы основы для разработки вакцины с целью профилактики и лечения опийной наркомании. Разработаны два лекарственных препарата.

В клиническом направлении изучена клиника наркологических заболеваний. Разработаны принципы и методики фармакотерапии алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

– Расскажите, пожалуйста, о биологическом направлении.

– Биологическое направление – одно из ведущих направлений Центра. Это фундаментальная наука, а наш Национальный научный центр наркологии является единственным головным институтом в стране по изучению проблем наркологии, ее теоретического, биологического и клинического аспектов. В Центре идут исследования биохимических, электрофизиологических, молекулярно-генетических и фармако-экономических аспектов болезней зависимостей.

В настоящее время усилен акцент в сторону генетики. Смысл исследований заключается в выявлении определенных генов, ответственных за формирование болезни зависимости. Исследования используются для изучения предрасположенности к возникновению наркологических заболеваний. Ведь лечить людей с генетически обусловленными заболеваниями значительно сложнее, чем пациентов, чья болезнь возникла в связи с социальным окружением. Изменение социальной ситуации может способствовать снижению потребления наркотиков, чего не происходит с людьми, у которых это биологически обусловлено. Поэтому сейчас все больные, поступающие в нашу клинику, будут проходить генетическое обследование, это новая ступень развития науки. У больных алкоголизмом и наркоманией берут кровь и на основе результата генетического исследования предлагают новые методы лечения. Молекулярно-генетические исследования проводят в лабораториях, где выявляются генетические маркеры для определения предрасположенности в раннем возрасте у детей из семей, где есть эта предрасположенность. По результатам исследования мы можем дать рекомендации семье, например, как контролировать формирование личности ребенка, его поведение, как и каким специалистам надо заниматься с этими детьми и подростками, где должны включиться психологи, на что необходимо обратить внимание родителям. Это психокоррекционные методики для формирования личности на разных этапах развития ребенка, причем начинать эту работу нужно как можно раньше. Необходимо вырабатывать у ребенка определенные модели поведения, при этом родители должны понимать свою ответственность за их формирование. Методики работы с таким контингентом сейчас разрабатываются и формируются профилактическим направлением нашего Центра. Это будет инновационным подходом в профилактике, но, конечно, развитие широкой сети генетических консультаций остается очень важным делом.

– Допустим, у ребенка определили генетическую предрасположенность к наркотикам. Что дальше?

– Все, что касается любого диагноза, подпадает под закон о врачебной тайне, тем более данные о предрасположенности к наркотикам. Эта информация делается достоянием семьи, и семья принимает решение. Безусловно, идеально было бы проводить генетическое консультирование до вступления в брак, до появления общих детей: это ведь связано не только с наркологией, но и другими генетическими заболеваниями. Правильно каждому иметь генетический паспорт, где содержится информация о рисках, причем и мужа, и жены, важно, чтобы не было совпадений этих генетических рисков. Риск есть всегда, если существует генетически обусловленное заболевание. Ответственные люди, вступая в брак, должны хорошо понимать, на что они идут и где есть риск.

– Каковы цели и задачи центров здоровья?

– Еще одна возможность проведения генетического обследования появилась в созданных недавно центрах здоровья. Сегодня в России действуют чуть более 500 таких центров для взрослых и 197 – для детей и подростков. В обязанности центров здоровья входит работа по раннему выявлению заболеваний населения. Часто в основе наших проблем стоит позднее обращение к врачу. В наркологическую службу обычно приходят, когда проблема уже сформировалась, человек болен и часто болен тяжело, со второй, третьей стадией болезни. Поэтому наша главная задача – ранее выявление. Ранее выявление – это обязанность не столько наркологов, которые в принципе не имеют доступа к здоровому населению, сколько врачей общей практики: участковых врачей, педиатров и, конечно, врачей центров здоровья. Идеология центров здоровья основана на том, что туда обращаются не больные с уже поставленным диагнозом, а люди, обеспокоенные своим здоровьем, у которых специалисты обнаружили какие-либо отклонения.

Мы внедряем методики раннего выявления групп риска среди детей и подростков. Если ребенок активно употребляет табак, если он еще не злоупотребляет, но уже употребляет алкоголь, экспериментирует с наркотиками, то наши методики, которыми будут вооружены врачи центров здоровья, позволят это определить. И тогда ранее психокоррекционное, психотерапевтическое вмешательство будет более результативным, чем вмешательство на поздних стадиях.

– Ранее выявление потребителей с использованием иммунохроматографических тестов сегодня актуально?

– Постепенно, исходя из тех тенденций, которые сейчас существуют в обществе, тестирование (ранее выявление) находит себя, оно начинается с молодежи и уже проводится во многих регионах России. Теперь оно должно прийти в профессии, связанные с повышенным риском. Человек, вступая в профессию, должен осознавать, что тестирование начинается на этапах обучения и, где бы он ни работал, в любом контракте-договоре на работу тестирование будет всегда присутствовать. Причем, заключая договор – контракт на работу, договор-контракт на обучение, он должен понимать, что неупотребление психоактивных веществ, в первую очередь наркотиков и алкоголя, является одним из его ведущих обязательств. Это та идеология, которая сейчас сложилась в обществе и которой мы следуем в нашем Центре.

– С чего начинается лечение наркомании?

– Лечение не начинается с реабилитации, лечение начинается с лечения в наркологическом учреждении: сначала идет детоксикация, потом – фармакотерапия, затем – реабилитация. Это единый процесс, и начинать его надо с первого этапа лечения. А их, как видите, три.

Любая реабилитационная деятельность должна отвечать стандартам, ее должны выполнять люди, имеющие сертификат на осуществление этой деятельности. Реабилитация сегодня – это узкое место в наркологии. Мы прекрасно понимаем, что только снятие интоксикации не результативно: люди снимают дозу полученного вещества, получают какое-то облегчение и замечательным образом возвращаются к употреблению наркотиков. Это связано в первую очередь с тем, что наркологические больные часто не осознают у себя наличие болезни. Существует такой симптом – анозогнозия, когда больные не считают себя больными. (Я курю, как все, я бью, как все, а наркотики, ну, я попробовал, подумаешь, эксперимент, я всегда легко от них откажусь!) Если нет осознания болезни, лечить ее очень трудно. Ни одну болезнь принудительно вылечить нельзя. Н-и од-ну, и болезни зависимости также! Поэтому наркологические заболевания требует использования в лечении психотерапевтических методик, которые позволят больным осознать свою болезнь и принять решение, что им надо лечиться. Это очень трудоемкий процесс. Он лежит в основе работы нашей клиники.

– Поэтому в федеральные кардиологические, онкологические центры такая большая очередь на лечение, а к вам нет?

– Да, наркологические больные не хотят лечиться, они не считают себя больными. Поэтому инициировать, мотивировать их на лечение бывает очень не просто.

– Как выработать мотивацию на обращение за помощью?

– Мотивация на реабилитацию – это важный вопрос. Что включает в себя понятие "реабилитация"? Это, конечно, полный отказ от наркотиков. Это ведущий принцип лечения. Второй очень важный принцип – согласие на лечение. Есть документ, который всегда присутствует в медицинской карте, – это информированное согласие на лечение. К сожалению, очень часто согласие бывает дано под каким-то прессингом: или социальным, или родственным. Добровольно отказываются от употребления наркотиков и соглашаются на лечение лишь единицы. В этом сложность нашей проблемы, сложность лечения. Главное для нас сейчас – разработка мотивационных методологий: если заболевание выявлено, человека необходимо мотивировать на обращение за помощью.

Если человек обратился в наркологическое учреждение, его там регистрируют, и возникает социальный шлейф последствий: он может быть ограничен в своих правах, ему отказывают в праве вождения автомобиля, приобретения оружия. В конце 2010 года был значительно увеличен перечень профессий, в которых не может работать наркоман – это и учителя, и врачи, и водители, и шахтеры, и т.д. Поэтому многие, имеющие проблемы с наркотиками, не идут в наркологическую службу, и это большая беда, так как их заболевание формируется, утяжеляется, что очень часто приводит к различным авариям. Это печальная ситуация. Поэтому сейчас остро встал вопрос о проведении организациями предрейсовых осмотров.

– Тюрьма или лечение, есть ли выбор?

– Надо понимать, что каждый наркоман – это преступник, потому что он приобретает и хранит наркотики, а за это у нас предусмотрена уголовная ответственность. Если преступление выявлено и предполагает невысокий срок, то лучше предоставить человеку возможность лечиться. Ему предлагается выбор – или идти в тюрьму и отбывать наказание или идти лечиться. Я думаю, это сработает.

– Некоторые наркологи предлагают применять метод заместительной терапии для наркозависимых. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Единственный зарубежный опыт, который не используется в нашей стране, – это заместительная терапия. В федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" прописано, что у нас запрещено использовать наркотики для лечения зависимостей. Разрешено использование наркотических средств по медицинским показаниям для онкологических больных, больных с тяжелой травмой, и мы пока не обсуждаем проблему использования наркотиков для лечения наркоманов, потому что отказ от психоактивных веществ – это основной принцип лечения зависимостей. Если мы начнем лечить наркоманию психоактивными веществами, то и алкоголизм тогда придется лечить водкой. Это все понимают. Заместительная терапия появилась за рубежом из-за не желания больных быть включенными в реабилитационный процесс, и поэтому там пошли по пути наименьшего сопротивления, включив заместительную терапию, которая и не терапия вовсе, а метод социальной поддержки. Это не лечение. Надо называть вещи своими именами, это не помощь больному, а помощь обществу.

– Как и когда происходят первые пробы наркотиков?

– Чаще всего первые пробы (это статистические данные) начинаются, как только ребенок оторвался от дома. Вот он уехал из дома учиться в вуз, техникум, колледж, уехал из семьи, стал жить в общежитии, самостоятельно, и тут начинаются первые пробы. Потому что молодой человек оказался не готов сказать "Нет!". Родители не подготовили его к отрыву от семьи, к ответственности за себя, а к этому тоже надо готовить. Хотя методики, как сделать правильный выбор, употреблять или нет, в наше время существуют. Дать ребенку деньги, еду, квартиру – это, безусловно, хорошо, но важнее научить его принимать самостоятельные, правильные решения.

– Что должны делать родители, чтобы их ребенок не стал наркоманом?

– Любить детей, элементарно обращать на них внимание, уделять им время. Не откупаться от ребенка, а отдавать свою душу, заниматься им. И, конечно, при необходимости консультироваться с психологом, поскольку у детей существуют кризисные периоды и родителям надо знать, как преодолеть эти риски.

Важна не директивная родительская гиперопека, а психологическая помощь ребенку, основанная на доверии. Очень часто о своих детях мы узнаем из других источников информации: учителей, приятелей, соседей. А сами мы не знаем, что с нашим ребенком происходит. В этом основная беда. Есть вещи, которые в руках у социума, у ближайшего окружения ребенка, а оно не всегда оказывается позитивным.

По материалам источников: Журнал "НаркоНет" № 7, 2011

Принудительное лечение наркоманов Кошкина Евгения Анатольевна
Национальный научный центр наркологии Минздрава РФ

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования