Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов: К новой национальной антинаркотической модели России

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Москва, 9 июня 2011

10 июня 2011

Мы публикуем доклад председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу "О мерах, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", прошедшем в Москве 9 июня 2011 года.

Уважаемые коллеги!

За последние три года нам удалось в результате целенаправленной совместной работы выйти на решения по формированию современной системы противодействия наркомании.

Серьезным этапом стало заседание Совета Безопасности Российской Федерации 8 сентября 2009 года, в решениях которого были очерчены основные проблемы и пути их решения.

Ровно год назад, Указом Президента Российской Федерации № 690 впервые в нашей стране была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

В настоящее время в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации идёт разработка Государственной программы противодействия незаконному обороту наркотиков, нацеленная на кардинальное снижение спроса на наркотики и развития системы медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.

Таким образом, консолидированными усилиями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и всех заинтересованных органов государственной власти в тесном взаимодействии с обществом противодействие незаконному обороту наркотиков поднято на качественно новый управленческий уровень.

В своём выступлении хотел бы сделать акцент не столько на уже сделанное, это изложено в представленной Вашему вниманию Справке, а на наиболее важные проблемы, которые планируется решить в ближайшие год – два.

Здесь нужны и ваше понимание, уважаемые сенаторы, и ваша помощь.

Противодействие незаконному обороту наркотиков к настоящему времени чётко выстроилось по четырём базовым направлениям, обусловленных необходимостью слома базовых факторов воспроизводства наркомании в Российской Федерации: оперативно-полицейское, антинаркотическая дипломатия, социальная реабилитация и ресоциализация, госрегулирование.

Первое направление – собственно полицейское, осуществляемое всем пулом правоохранительных органов.

В нём два органически связанных между собой сегмента.

Во-первых, – это ликвидация транснациональных и национальных преступных наркокартелей и группировок, организующих крупные каналы поставок наркотиков.

Здесь ключевым фактором являются наркобароны всех видов, воспроизводящие преступные сообщества и группировки.

Вторым полицейским направлением является уничтожение локальных наркорынков в регионах путем ликвидации дистрибутивных сбытовых сетей.

Именно здесь – на локальном уровне – и работает главный и самый мощный фактор воспроизводства наркомании – это уличное или дворовое распространение наркотиков преимущественно самими же наркопотребителями, так называемыми "бегунками".

В условиях отсутствия в РФ юридически закрепленного механизма мотивации наркозависимых сбытчиков к своему излечению, они же и являются базовым элементом воспроизводства себе подобных.

Иными словами, эпидемическое наркоинфицирование населения осуществляется именно здесь.

Оценивая реализацию репрессивной функции государством на полицейском направлении, достаточно указать на тот факт, что при общем существенном падении в последние годы преступности, количество пресеченных наркопреступлений имело неуклонную тенденцию к росту, достигнув цифры в 222 тысячи преступлений и свыше 100 тысяч привлеченных к ответственности в 2010 году.

Число молодых людей отбывающих наказание за наркопреступления в местах лишения свободы, по сравнению с 2005 годом, увеличилось вдвое, а в целом каждый восьмой заключенный в настоящее время осужден по наркостатьям,

Количество преступников из числа наркопотребителей, изолированных от общества по решению суда, за этот же период времени увеличилось более чем в два раза. В итоге, в мегаполисах каждый третий приговор выносится судами по расследованным наркопреступлениям, а в общем объеме пресеченных правонарушений наркопреступления занимают третье место после краж и экономических преступлений.

Совершенно очевидно, что это свидетельствует о повышении интенсивности реализации полицейской функции государства, однако, возникает вопрос: сколько ещё надо привлечь к ответственности и посадить преступивших закон людей, в основе своей молодых? Двести, триста тысяч или полмиллиона?

Представляется, что по этой линии мы достигли естественных пределов роста и здесь необходимо выходить на принципиально новые механизмы массовой социальной работы и базовой профилактики в виде опережающего развития образования, спорта, досуга молодёжи.

Хочу также обратить Ваше внимание на тот факт, что наркобизнес исключительно изощрённо выстраивает инфраструктуру распространения наркотиков в учреждениях досуга молодёжи, прежде всего в ночных клубах и дискотеках, подчеркну, через рядовых наркопотребителей, сами наркодилеры туда не идут, идут сами наркопотребители, выступая в роли как собственно торговых агентов, так и в роли своего рода модераторов стиля поведения.

И наряду с мерами уголовной ответственности за организацию распространения наркотиков в местах массового досуга мы продвигаем дальнейшее усиление ответственности юридических лиц, как за употребление наркотиков в развлекательных учреждениях, так и за нахождение там посетителей в наркотическом опьянении, активизировать в этом направлении работу органов по делам молодёжи.

Второе направление – антинаркотическая дипломатия.

Ключевым фактором наркодавления и воспроизводства наркомании по этому направлению является внешняя наркоагрессия, прежде всего это колоссальное давление на Россию опиатов, а в последнее время и гашиша афганского происхождения.

Афганистан продолжает оставаться центральным источником и звеном глобальной наркоиндустрии, и, к сожалению, действенных границ между Россией и этим наркогосударством практически нет.

То же самое касается и контрабанды в Россию преимущественно из европейских стран синтетических наркотиков и кокаина, перехват которого ежегодно растёт на 30 процентов.

В основе устойчивого существования этого фактора воспроизводства наркомании лежит крайняя разобщённость мирового сообщества и отсутствие единой стратегии по ликвидации глобальных наркотрафиков.

На примере Афганистана это особенно хорошо видно.

В связи с этим нам в последние три года фактически пришлось с нуля создать это новое направление антинаркотической дипломатии.

В начале прошлого года мировому сообществу был предложен не только оригинальный анализ причин афганского наркопроизводства, но и конкретный план ликвидации афганского наркопроизводства "Радуга-2".

Впервые этот план был заявлен на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе в марте прошлого года, далее – в Европарламенте в апреле, и затем на всех ведущих международных антинаркотических площадках.

Главным успехом по данному направлению стало российское влияние на европейских политиков, в результате чего в декабре прошлого года Европарламентом была принята новая стратегия Евросоюза по Афганистану, где были поддержаны все основные положения российского плана, включая предложения о создании специального агентства по ликвидации афганского наркопроизводства в пятилетний срок.

В ближайшее время планируется продвинуть создание такого российско-европейского агентства.

Действенным инструментом в сфере антинаркотической дипломатии стала деятельность Рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках двухсторонней российско-американской Президентской комиссии.

Зримым результатом стало проведение пяти совместных операций в Афганистане – самой громкой 28 октября прошлого года и 4-х операций уже в текущем году.

Ключевым регионом, на котором должны быть сегодня не просто сконцентрированы, но и в срочном порядке отмобилизованы все государственные силы России – это Центральная Азия.

В некотором смысле, с точки зрения наркотрафика, Центральная Азия для Российской Федерации становится тем же, чем Мексика для США, что несёт прямую угрозу самому существованию России.

К слову, обратил бы внимание на то, что ЦРУ в последнем выпуске "Мировой книги фактов" уже рассматривает Российскую Федерацию в категории государств Центральной Азии.

С одной стороны, геополитически нас вытесняют на периферию Евразии – к Северному Ледовитому океану, а с другой стороны, фиксируют как часть афганизируемой Центральной Азии, где осуществляется интенсивная картелизация территорий и всё большее сращивание наркокартелей с политикой.

Уважаемые коллеги!

В рамках антинаркотической дипломатии нами впервые сконструирован абсолютно новый механизм участия российского бюджета в поддержке деятельности зарубежных антинаркотических ведомств на путях транзита наркотиков в Россию, и 16 марта в Бишкеке подписан соответствующих протокол о финансовой и технической помощи Государственной службе по контролю наркотиков Кыргызстана.

Это – без преувеличения – прорыв. Однако этого абсолютно не достаточно. Необходима принципиально новая центральноазиатская политика с задействованием всех возможностей России и с серьезными инвестициями в регион.

Совершенно новой сферой консолидации мирового сообщества является организация противодействия глобальному уровню базовых транснациональных наркотрафиков.

Предметом российской антинаркотической дипломатии и безопасности являются два глобальных транснациональных наркотрафика – кокаиновый и героиновый.

Именно два этих трафика буквально оплетают Земной шар, являясь в последние десять лет фундаментальным фактором не только подрыва здоровья людей, но и экономической, политической и военной дестабилизации государств и целых регионов.

Наибольшую опасность для России представляет афганский глобальный наркотрафик, обеспечивающий процесс интенсивной картелизации организованных преступных группировок Центральной Азии и их сращивание с реальной политикой в регионе.

В октябре текущего года исполнится ровно 10 лет с начала военной операции США и НАТО в Афганистане.

Представляется, что этот своеобразный юбилей требует серьёзной оценки того, что собственно произошло за этот период в Афганистане и продолжает происходить в этой многострадальной стране, которую поэт точно назвал "сердцем Азии".

Так вот, при беспристрастном анализе этого сложного десятилетия, обнаруживается более чем странный парадокс.

Официальные данные ООН свидетельствуют о том, что с момента начала операции "Несокрушимая свобода" 7 октября 2001 года, объём производимого в Афганистане героина вырос в десятки раз, сделав эту страну абсолютным монополистом по производству этого смертоносного наркотика. Более 90 процентов всего героина в мире сегодня производится именно в Афганистане.

Одновременно осуществляется интенсивная милитаризация Афганистана. Если девять лет назад в этой стране не было ни одного иностранного солдата, то теперь почти полторы сотни тысяч иностранных военных, не считая 70-ти тысяч вооруженных сотрудников частных военных компаний. Эта армада расположена на нескольких десятках военных баз.

Замечу, что, согласно заявлению бывшего советника Президента США по национальной безопасности Джеймса Джонса, подтвержденного оценкой директора ЦРУ Леона Панетты, в Афганистане в позапрошлом году находилось не более 100 боевиков Аль-Каиды, которым, собственно, и противостоят иностранные легионы численностью свыше 200 тысяч иностранных хорошо вооруженных воинов.

Пропорциональность применения военной силы подсчитали эксперты – одному боевику Аль-Каиды в Афганистане противостоят две тысячи иностранных военных.

При этом наблюдается отчетливая корреляция между динамикой милитаризации и ростом наркопроизводства в Афганистане, что хорошо видно на шестом слайде.

Это обусловлено тем, что с ростом численности иностранных военных контингентов, задействованных, по сути, в борьбе с повстанцами, растет число боестолкновений – собственно геополитическая напряженность на базовом уровне.

Именно нескончаемые боестолкновения на сельхозтерриториях, трассах транспортировки сельхозпродукции, рынках сбыта ликвидировали необходимые условия для выращивания и реализации сельхозкультур.

Культивация же опиумного мака в этих условиях объективно является единственной альтернативой.

Таким образом, самая высокая концентрация вооруженных сил НАТО в мире за пределами североатлантического региона мирно уживается и сосуществует с самой высокой концентрацией плантаций опиумного мака, что ставит под сомнение не только антитеррористическую миссию, но и позволяет говорить о ее катастрофических гуманитарных последствиях.

Более того, три года назад Афганистан уверенно вышел на первое место в мире и по производству гашиша, значительно опередив Марокко. Только на российском направлении за это время объемы поставляемого афганского гашиша выросли в 12 раз.

При этом только по официальным заявлениям бывшего директора УНП ООН Антонио Косты ежегодно от афганского героина погибает до 100 тысяч человек – больше, чем при взрыве американской атомной бомбы в 1945 году в Нагасаки. То есть, за десять лет этот наркотический коллайдер убил в Европе и Азии минимум миллион человек.

Таким образом, говоря о десятилетнем юбилее, главным, наиболее заметным его итогом стал тот неоспоримый факт, что Афганистан, находящийся в зоне ответственности и патроната Международных силах содействия безопасности под руководством НАТО, произвел беспрецедентный объем наркотиков в Центральной Азии, обеспечив тем самым инвестиции в организованную преступность на сумму почти 1 трлн. долларов.

Очевидно, что многоплановость последствий глобальных наркотрафиков требует мультидисциплинарного подхода к решению проблемы их ликвидации.

Следует отметить, что именно в этих целях благодаря настойчивости России в повестку состоявшегося в Довилле Саммита "Большой Восьмёрки" была включена и обсуждалась на министерском уровне проблема глобальных наркотрафиков.

Хочу подчеркнуть, что сама глобальная природа наркотрафиков требует задействования в полной мере механизмов ООН и, прежде всего, ее Совета Безопасности.

Отсюда – важнейшей задачей на ближайший год видится инициирование в Совбезе ООН запуска правового механизма по квалификации афганского наркопроизводства, согласно 7-й главе Устава ООН, как угрозы международному миру и безопасности.

Первый шаг в этом направлении уже сделан – в феврале этого года Совет Глав государств ОДКБ принял серьезное заявление, зафиксировав, что распространение афганских наркотиков представляет угрозу международному миру и безопасности, и призвал Совет Безопасности ООН рассмотреть вопрос о квалификации наркопроизводства в Афганистане как угрозу международному миру и безопасности.

Третье направление – организация целостной национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Сегодня помощь наркозависимым, в лучшем случае, сводится преимущественно к чисто медицинскому вмешательству – прежде всего, снятию ломки и детоксикации организма в наркодиспансерах. При этом, к сожалению, система наркологических центров, существующая сегодня вне системы комплексной реабилитации и ресоциализации, работает во многом в режиме вспомоществования самим наркоманам.

Об этом свидетельствует статистика, отражающая лишь два процента снятых с учёта в связи с выздоровлением от всех прошедших курс лечения в наркологическом учреждении.

При этом основные организационные, управленческие и финансовые ресурсы сосредоточены на обеспечении именно узких медицинских задач, по существу детоксикации, в то время как в мировой практике за медицинскими мероприятиями (детоксикацией и лечением психопатологических расстройств) следует система реабилитации с прохождением специальных программ в реабилитационных центрах в течение полугода – года.

Это крайне важно для закрепления навыков здорового образа жизни и обеспечения ресоциализации, с одной стороны, а с другой стороны, – обеспечения в качестве необходимой страховки дистанцирования бывшего недавнего наркопотребителя от привычного ему наркотического эрзац-социума.

Четвёртое базовое направление вытекает из необходимости ликвидации распространения так называемой лекарственно-аптечной наркомании, старт которой был дан в 1999 году отменой рецептурного порядка отпуска некоторых кодеиносодержащих препаратов, а затем в 2003 году рецептурный отпуск всего ряда кодеиносодержащих препаратов был вовсе отменен.

Объемы реализации этих широко рекламируемых через СМИ препаратов возрос за последние годы в десятки раз, породив эпидемический характер роста дезоморфиновых наркоманов.

Объёмы ежемесячно изымаемого нами дезоморфина – самого токсичного наркотика, экстрагируемого из этих препаратов, – за последние два с половиной года возросли в 60 раз.

В отдельных регионах до 90 процентов впервые выявленных наркоманов – это дезоморфинщики.

Более того, рост продаж кодеиносодержащих препаратов абсолютно коррелируется с ростом числа ежегодно ликвидируемых нами наркопритонов, занятых переработкой этих лекарств в дезоморфин, преимущественно в квартирном секторе.

Анализ ситуации на этом направлении показывает, что до двух третей кодеиносодержащих препаратов, своего рода исходного сырья, востребованы именно наркопотребителями.

Так, в Ростовской области в 2006 году продано 2,4 млн. таблеток, в 2010 – уже 67,8 млн. В Свердловской области – соответственно 1,1 в 2006 году и 55 млн. – в 2010 рост в 50 раз!

Чем еще можно объяснить феномен динамики их продаж в регионах страны?

Объема реализуемых ежегодно в российских аптеках кодеиносодержащих препаратов достаточно для изготовления до 200 тонн дезоморфина, что почти в 5 раз превышает объемы ежегодно изымаемого нами героина, кокаина, гашиша, марихуаны и синтетики вместе взятых.

Первые сигналы об этом поступали еще 7 лет назад.

Так, Московская городская дума 30 июня 2004 года одной из первых ударила в набат.

В прошлом же году сигналы "SOS" подали руководители уже 73 субъектов федерации, поставив вопрос о незамедлительном установлении жесткого контроля над продажей кодеиносодержащих препаратов.

Уважаемые коллеги!

Суммируя сказанное, хотел бы подчеркнуть, что в Российской Федерации созданы доктринальные, концептуальные, законодательные и иные предпосылки для развёртывания полномасштабной антинаркотической работы.

В рамках разработки государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" проработаны ключевые направления, во многом созданы и действуют механизмы противодействия незаконному обороту наркотиков и сокращению спроса на них.

Президент Российской Федерации на Президиуме Госсовета в форме поручений практически сформулировал новую Национальную антинаркотическую модель, построенную с учетом передового мирового опыта.

В ее реализации особую роль должны играть российские регионы, где главы субъектов федерации по должности являются руководителями Региональных антинаркотических комиссий.

Представляется целесообразным в экспериментальном режиме отработать Национальную антинаркотическую модель на региональном уровне с опорой на сеть центров социальной реабилитации их поддержки и контроля в рамках государственно-общественного партнёрства.

Наша задача – в течение года отработать типовые модели и в целом создать на федеральном уровне новую Национальную антинаркотическую модель.

Наконец, возможно, имело бы смысл выходить на разработку единого системного закона в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств – к созданию своего рода Антинаркотического Кодекса Российской Федерации.

Благодарю за внимание.

По материалам источников: ФСКН России

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования