Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Круглый стол "Противодействие наркомании – важнейший элемент безопасности России". Часть III

15 апреля 2011

22 ноября 2010 года комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был проведен круглый стол "Противодействие наркомании – важнейший элемент безопасности России".

В. К. Доронкин, сотрудник Синодального отдела Московской Патриархии по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, эксперт Общественной Палаты:

У нас сегодня идет достаточно хороший, содержательный разговор касательно снижения спроса на наркотики, очень приятно видеть здесь специалистов, с которыми мы все время встречаемся, видимся, друг друга знаем, знаем, что каждый из нас скажет. К сожалению, здесь пустуют кресла представителей других секторов нашего общества – к сожалению, ушли Валерий Сергеевич и другой представитель Государственной Думы.

В разговоре, который мы ведем, я целиком поддерживаю Владимира Александровича и Георгия Васильевича Зазулина по поводу критериев эффективности. Но мы все вместе замечательно описываем некий камень, который все мы, здесь присутствующие, столкнуть не можем. Здесь в кулуарах мы со всеми специалистами говорим, и Владимир Александрович тоже говорит, что должна быть создана какая-то структура, которая сможет. И все говорят, что пока Президент такую структуру не возглавит, ничего не изменится. Мы будем говорить о снижении спроса, о наркоугрозе, наркотрафике и так далее, но надо констатировать, что в обществе сейчас эта тема становится все более и более горячей. Пример – дело Егора Бычкова, другие подобные дела. Я думаю, что это будет нарастать все больше и больше.

По сентябрьским опросам ВЦИОМ, 57% граждан нашей страны основной опасностью для себя видят не голод, не войну, не разруху, а алкоголизм и наркоманию. И против этого, как говорится, никуда не попрешь. И абсолютно точно можно констатировать, что у нас в стране отсутствует социальный заказ на результат деятельности по снижению спроса. Как сказал Георгий Васильевич, нет мониторинга достижения целей. Абсолютно. И прозвучавшие категории увеличения числа наркозависимых с большей ремиссией, уменьшения числа потребляющих наркотики – за эти показатели никто не спрашивает и никто за это не отвечает. Нет субъектов, которые бы этим занимались. За это не отвечает Государственная Дума – это не ее дело. Некому спросить с Государственной Думы за то, что не приняты законы, о которых мы тут все говорим – то есть, существует некая пустота. Я во всех аудиториях, где мы выступаем, обращаю внимание на отсутствие в нашей понятийной правовой базе понятия социальной реабилитации людей, зависимых от наркомании, алкоголизма. Почему это важно? Почему важно разделять медицинскую и социальную реабилитацию, почему это – разные понятия? Потому что общество не волнует состояние здоровья наркомана, не волнует, как он себя чувствует. Общество волнует место наркомана в обществе и его отношение к этому обществу.

Мое глубокое убеждение, что акцент в работе с зависимыми людьми должен быть смещен в законодательной базе на закон о социальном обслуживании. В нем должен появиться термин "социальная реабилитация", понятие, что это такое. Тогда, как говорит Георгий Васильевич, мы сможем говорить, есть социальная реабилитация или ее нет, сколько социально прореабилитировано. Также сегодня Татьяна Юрьевна будет говорить о методах общественной саморегуляции, и Николай Владимирович сказал о том, что нужно эти методы развивать и усиливать. Но у нас саморегуляция ни в здравоохранении не работает, ни даже в строительстве, с железяками мы не можем эту саморегуляцию ввести. Чего уж тут говорить о душах и судьбах людей – какая там саморегуляция может быть? То есть, ключевые вещи: отсутствие понятия социальной реабилитации, отсутствие системы правового принуждения к этой самой социальной реабилитации, отсутствие мониторинга достижения цели, и, в итоге, отсутствие социального заказа.

В заключение хотел бы сказать, что в раздаточных материалах к сегодняшнему "круглому столу" есть наши предложения – проекты поправок к законодательству по социальному обслуживанию, по альтернативному наказанию. На наш взгляд, они могли бы способствовать преодолению правовых пробелов в нашем законодательстве. Причем они не носят радикального характера, и, на мой взгляд, не ведут к увеличению бюджетов и прочим подобным последствиям. Нам нужно хотя бы введение понятий. Спасибо.

Н. В. Гончаров:

Спасибо, Валерий Константинович, вы внесли достаточно подробный проект поправок, конечно концентрация или оттачивание тех или иных позиций, их совершенствование, требуются в любом вопросе. Мы, по окончании нашего "круглого стола", конечно, соберем узкий круг специалистов, обменяемся мнениями, сфокусируем все эти вопросы и соберемся вновь. Конечно, нам надо будет это обсуждать.

Т. Ю. Тагиева, Президент Свердловской областной общественной организации "Центр поддержки гражданских инициатив "Открытое общество", г. Екатеринбург, к.ю.н.:

Здесь уже упомянули о проблеме саморегулирования, мне хотелось бы немного рассказать о практическом опыте запуска этого механизма. Здесь очень много говорилось о том, что нужно изменить, и я с этим полностью согласна, но мы пытались сделать то, что можно, в той ситуации, которая существует сегодня. Нам хотелось понять, можно вообще что-то сделать, если не меняются принципиальные параметры? Мы исходили из следующего. В рамках модернизации страны в настоящее время взят официальный курс на сокращение участия государства в тех сферах, где его присутствие во всей полноте не является необходимым. Так неоднократно формулировал эту мысль Президент России. И мейнстрим этого курса – развитие системы саморегулирования. С учетом этого сформировавшегося тренда – его, кстати, пытались уже запускать многие – и в банковской сфере, и в строительной отрасли, и в сфере ЖКХ, а сегодня об этом очень много говорят медики.

Мы попытались разработать и реализовать проект, который мы назвали "Развитие саморегулирования в сфере деятельности АННКО, занимающихся социальной реабилитацией". В качестве исходных точек мы опирались на следующие посылы. Механизм саморегулирования осуществляется, основываясь на разработке правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, которые исходят от действующих субъектов соответствующего сообщества и ими же утверждаются. Государство, в случае развития саморегулирования, в лице уполномоченного органа, об отсутствии которого тут много говорили, формирует национальные стратегии, осуществляет общий надзор за результатами деятельности – о критериях, опять же, говорил Георгий Васильевич, и следит за легитимностью протекающих процессов, обеспечивая, тем самым, единство национальной системы, о чем здесь, опять же, уже было сказано.

Второй посыл, на который мы опирались. Услуги по социальной реабилитации обладают существенной спецификой, они относятся к разряду так называемых "доверительных благ", то есть тех благ, оценка качества услуг по предоставлению которых не может быть произведена сразу после их окончания. Это делает принципиальным то, что для повышения уровня эффективности такого рода услуг принципиально важно, чтобы организации, их производящие, ориентировались не просто на предоставление услуг, но на решение проблем клиентов.

Третий посыл, который был для нас очень важен. Мы понимали суть социальной реабилитации как услуги, которая состоит в создании в ходе реабилитационной программы условий, позволяющих человеку не просто отказаться от употребления наркотиков, а выйти из сферы влияния наркотической субкультуры и вернуться в большой социум. Другими словами, в основе социальной реабилитации лежит процесс изменения ценностных ориентиров наркозависимых через воздействие субкультуры восстанавливающих сообществ.

В рамках первого этапа проекта, который завершился у нас в октябре 2010 года проведением второй ежегодной конференции российских АННКО, мы ставили следующие цели. Первое – это формирование сообщества антинаркотических некоммерческих организаций, которые заинтересованы в процессе развития саморегулирования. Второе – разработка стандарта АННКО и регистрация соответствующей системы добровольной сертификации. Третье – создание сообщества внутренних аудиторов системы добровольной сертификации, как основы формирования профессионального сообщества сотрудников ННКО и проведение пилотной добровольной сертификации. Четвертое – это развитие системы взаимодействия с заинтересованными сторонами, в которой мы, в свою очередь, среди этих заинтересованных сторон видим органы власти.

Результаты реализации этого этапа сегодня выглядят так. В орбиту нашего проекта в той или иной мере вовлечены лидеры и сотрудники не менее 100 российских антинаркотических организаций. Это те, кто уже в том или ином виде заявили о своем желании участвовать. Разработан стандарт ННКО. В разработку новых фрагментов стандарта в последнее время активно включились другие организации, он стал реальным инструментом обобщения передового опыта сектора. Зарегистрирована в установленном законом порядке система добровольной сертификации. Сегодня 120 сотрудников ННКО из разных регионов России получили сертификаты внутренних аудиторов системы СДС АННКО. Проведена первая сертификация – это центр "Спасение" в городе Асбесте Свердловской области. Региональная антинаркотическая комиссия Свердловской области положительно оценила опыт применения системы сертификации на основе стандарта АННКО. Инициировано создание региональных координационных советов АННКО в семи регионах. Проведена кампания по ликвидации "закрытых детоксов" в АННКО. Сегодня эта практика у АННКО, вовлеченных в проект, отсутствует. Это то, о чем говорил фонд "Город без наркотиков" как о единственной технологии осуществления реабилитации.

В регионах, включившихся в проект, развиваются механизмы взаимодействия АННКО с властными структурами и другими заинтересованными сторонами. Скоординированы усилия имеющихся в сообществе обучающих центров с целью повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников АННКО, выработке профессионального стандарта образования для сотрудников АННКО, мне это представляется очень важным. Проведено две научно-практические конференции российских АННКО. Тема первой – "Нормативно-правовое регулирование АННКО", второй – "Стратегический план развития российских АННКО". Разрабатывается партнерский проект со свердловским региональным отделением "Опоры России" по развитию частно-государственного партнерства в социальной сфере в целом. Мне кажется, что развитие процессов социальной реабилитации должно идти не отдельно, но в русле реформ в социальной сфере в целом. Реализуется партнерский проект с консалтинговой фирмой "Новые коммуникационные системы", которая работает в 70 регионах России, по поддержке проекта в сфере внедрения IT-технологий. Но если говорить об итогах, мы считаем самым ценным итогом то, что в сфере деятельности АННКО удалось инициировать достаточно масштабный и живой процесс, нацеленный на профессионализацию и модернизацию данного сектора.

В настоящее время мы приступили к формированию второго этапа. В связи с этим была подготовлена стартовая версия стратегического проекта "Социальные инновации – 2020", которая сегодня разослана участникам проекта по онлайн-сети с целью получения замечаний и предложений. Поскольку времени мало, я не буду подробно рассказывать об этом проекте, коснусь только некоторых принципиальных моментов. В частности, хочу отметить, что данный стратегический проект разработан в рамках положений Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года. В то же время он имеет своей целью конкретизировать то, о чем говорил господин Зазулин, а это очень важно – ввести конкретные критерии исполнения и механизмы исполнения. Общая стратегия не дает необходимой детализации. Цель проекта определена так: "Инновационное развитие реабилитационного пространства, обеспечивающее высокую эффективность помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с употреблением наркотиков и расширение участия ННКО в государственной системе профилактики наркомании во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами".

Отмечены следующие стратегические направления проекта: создание унифицированной системы подготовки сотрудников – без участия государства это вообще вряд ли возможно сделать; развитие взаимодействия с заинтересованными сторонами; укрепление материальной базы; развитие системы обмена опытом; развитие регионального и межрегионального оперативного взаимодействия в рамках сектора ННКО; формирование инновационных площадок социальной реабилитации; разработка и внедрение эффективных технологий профилактики. Кроме того, подчеркну еще раз, в проекте сделана попытка подробно представить критерии оценки и механизмы реализации стратегии.

По истечении двух лет работы в проекте мы пришли к выводу, что, может быть, самыми важными секторами развития саморегулирования АННКО в данной сфере могут стать, конечно же, регионы, при условии формирования в них в инициативном порядке следующих институтов: центров сертификации; центров профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников АННКО; координационных советов АННКО; советов по взаимодействию АННКО с властными структурами и многопрофильных экспертных сообществ, находящихся в оперативном взаимодействии с АННКО. При этом легитимность и стратегическая нацеленность процессов должна, безусловно, обеспечиваться государством. Спасибо за внимание.

Н. В. Гончаров:

Спасибо, Татьяна Юрьевна, можно вам как профессионалу задать один вопрос? Скажите пожалуйста, какой слой общества вы считаете на сегодняшний день наиболее важным, чтобы хоть немного потрясти наркозависимость, рожденную на территории Российской Федерации? Что нужно для этого слоя? Я считаю, что основная масса и основная наша боль на сегодня – это школьный возраст. Туда нацелены усилия наркосбытчиков, где легче всего вовлечь, нанести удар по нашему обществу и нашей социальной базе. Но, в то же время, ничего там организовывать не надо. Есть дом, в котором все это находится. И вокруг него у нас не развито того, о чем мы все сейчас говорим. И мы что, не можем ринуться туда все?

Т. Ю. Тагиева:

Вы знаете, мне кажется, что здесь ключевой вопрос – о субкультурности того, что происходит. Вот есть субкультура наркомании – это определенная очень устойчивая вещь, за счет того, что есть четкое ценностное ядро. У нас, к сожалению, не сформирована субкультура, которая могла бы очень эффективно противостоять этой субкультуре. Большой социум сегодня, к сожалению, этого не делает, иначе у нас бы не было такого роста наркомании. И мне представляется, что это развитие антинаркотического сектора как раз и может внести очень большой вклад в формирование того, что мы называем "восстанавливающей субкультурой". Она будет способна вытеснять ценности наркотической субкультуры, и вот с этим вот уже можно будет идти в школу. А до тех пор, пока мы не сможем предъявить очень яркий ценностный набор и с его позиций организовать работу в школе, мне кажется, что работать со школьниками довольно трудно. Таков, во всяком случае, мой практический опыт.

Н. В. Гончаров:

Я скажу еще пару слов. Если тридцать-сорок лет назад школа-тысячник была своего рода глобальным достижением в обучении детей, то сегодня я считаю, что школа-тысячник это место, где губят детей. Тысячу детей отвлечь от того, что мы сегодня обсуждаем, практически невозможно. Мы не сможем на них влиять. У них рождается собственное массовое психологическое восприятие того, что им более интересно, и мы никак его не разобьем. Кого бы мы туда ни сажали – пять психологов, десять школьных участковых и так далее. Мы только будем выявлять отдельные болевые точки, наказывать их, чуть-чуть разобщать, а нас снова будет накрывать, как зыбучие пески.

Может быть, государственная программа и должна строиться сегодня так, чтобы избавиться от этих огромных сборищ детворы, где невозможно регулировать процессы, которые сегодня наносят удар по тем вопросам, которые мы заостряем. Может быть наоборот, нужно заставить общество пойти по другому пути? Что такое 150-200 учащихся в нормальных условиях при наличии достаточного количества педагогов? Все дети под контролем, причем под реальным контролем. Ведь вы знаете, что когда дети попадают в закрытые школы, где учится 50 детишек, у них от скверных привычек очень быстро, через месяц-два не остается и половины? Они не курят, они не пьют, они вовремя ложатся спать, они идут, учатся готовить, учатся, как правильно себя обслужить, как погладить себе одежду и так далее. Через месяц вы с ними разговариваете другим языком. Вот, наверное, какая государственная программа должна быть изучена и предложена.

Т. Ю. Тагиева:

Я допускаю, что да, но когда мы рассуждали как работать со школьниками, то говорили, что мы должны сформировать для них ценностный противовес. Давайте смотреть, где сегодня формируются ценности наших детей школьного возраста. Во многом это происходит, извините, "онлайн". И сегодня без привлечения IT-технологий невозможно влиять на этот процесс формирования ценностей. В то же время, у нас получается, что реабилитационное пространство или те, кто занимается первичной профилактикой, не связаны с IT-технологиями. Они сегодня не обладают тем уровнем умения работать в этом пространстве, которым обладают наши дети, школьники. Мне кажется, что это сложная система, но она требует разработки особой программы с четким пониманием, где происходят эти процессы, с кем они происходят, по каким технологиям они происходят.

Г. В. Зазулин:

Хотел бы очень коротко поддержать ваш диалог. Тот факт, что ценности важны, никто не отрицает. Почему не происходит их становления? Мне кажется, что надо все-таки понимать конфликт государства и рынка. Обычного рынка. Потому что в данном случае, действительно, ведь очень велик рынок товаров, вредных для здоровья. И, в конечном счете, школа – это большая семья, а в обычной семье как защитить ребенка? Нам здесь проще понять друг друга, чем в остальных вопросах, потому что многие из нас были родителями. Вот за что я боролся? Я защищал своих детей, чтобы они не закурили. Если бы я здесь не победил, и мой ребенок начал бы курить, значит, первый барьер наркобезопасности я уже потерял. Школы сегодня этой позиции не занимают. Они до сих пор играют в "некурящие классы". Хотя уже в 2001 году принят Федеральный закон об ограничении курения.

Когда я захожу в книжные магазины, я вижу сотни книжечек с различными федеральными законами. Я ни разу не встречал публикации с текстом этого закона. Почему? Задумайтесь. Ведь это можно даже специальное исследование сделать. В Белоруссии в административном кодексе есть статья – если люди курят в запрещенном месте, то получают штраф в несколько МРОТ. Почему же мы норму федерального закона, где определяются шесть мест, где запрещено курить, забыли довести до административного кодекса? Давайте подумаем, может быть, это еще не поздно сделать. А то дети как бы не понимают, что им нельзя курить. Вот если бы нам удалось показать наше взрослое общество таким, где все, кто курит, делают это в стеклянной клетке, тогда дети сразу бы это сообщение поняли – их можно высмеять. Сегодня это встретишь только в аэропорту. А во всех остальных общественных местах они курят почти рядом с нами, ничем не отделенные. И вы думаете, что мы сможем сформировать ценности, если мы не можем обезопасить своих детей, так изменить отношение к этому. Да кури на здоровье, только не мешай другим! Поэтому надо оснастить места досуга этими аквариумами – пусть в них сидят и травятся. Вот тогда детям не надо будет объяснять, что общество курение не принимает – сами сразу поймут. А если еще добавить в административный кодекс статью, как в белорусском – вообще всем все понятно станет. Спасибо.

Т. Ю. Тагиева:

Я хочу Георгия Васильевича поддержать еще вот в каком плане. Я недавно была в школе, общалась с ребятами, и создается такое впечатление, что у нас с ними идет очень несерьезный разговор. Они у нас все время дети, а потом оканчивают школу и сразу становятся взрослыми. Значит, с ними надо намного раньше начинать говорить на взрослом языке, предъявлять им требования и требовать от них ответственности. У нас же какая-то психология "детскости" поразительно устойчиво сохраняется прямо до окончания школы. Ну не могут они потом в один день стать взрослыми. Надо делать их взрослыми и социально ответственными гораздо раньше.

Н. В. Гончаров:

В то же время у них через интернет уже внутри все взрослое. Только они об этом не говорят.

Т. Ю. Тагиева:

Если мы не даем им другого взрослого, то они получают именно это.

Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования