Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Круглый стол "Противодействие наркомании – важнейший элемент безопасности России". Часть I

24 марта 2011

22 ноября 2010 года комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был проведен круглый стол "Противодействие наркомании – важнейший элемент безопасности России".

< предыдущая часть
следующая часть >

Н. В. Гончаров, член комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

9 июня текущего года Указом Президента была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. В основе концепции содержатся предложения, имеющие особое значение для повышения эффективности мер, направленных на сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной, реабилитационной работы, за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и организаций.

Сегодня мы видим отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации или ее недостатки, следствием чего является недостаточно эффективная профилактическая деятельность, медицинская помощь, медико-социальная реабилитация больных наркоманией. Более того, в настоящее время недостаточно используется потенциал общественных организаций. В разных регионах России все выглядит по-разному, начиная от статистики, связанной с этой проблемой, заканчивая усилиями федеральных и региональных властей, различных общественных организаций.

Нам необходимо в определенной степени пересмотреть отношение к системе реабилитации лиц, больных наркоманией, необходимо разработать механизмы социального партнерства между государственными структурами, российскими корпорациями и компаниями, общественными объединениями. Возможно, найти более прогрессивный метод, дав возможность общественным объединениям приступить к некоторым саморегулируемым процессам. Не всегда законодательным путем можно обеспечить достаточный уровень контроля за системой реабилитации лиц, больных наркоманией. В связи с этим – это мнение, необходимо ввести в этой области институт саморегулируемых организаций. Это также необходимо и для того, чтобы такие организации имели свои стандарты и совершенствовали свое воздействие на институты в сфере реабилитации больных наркоманией, что, в будущем, как мы рассчитываем и надеемся, будет способствовать созданию современной системы лечения и современной системы реабилитации, приближающейся по соответствующим показателям к странам Европейского Сообщества. Так, процент потребляющих опиаты в Швеции, Финляндии, Германии – а это, практически, центр Европы, как минимум в 8 раз ниже российского.

Наркомания связана и с проблемами демографии – сокращением рождаемости, увеличением смертности. Как подсказывает клиническая практика, "подсевшие" на героин умирают через 5-7 лет после начала его систематического приема. Это означает, что Россия, только по официальным данным, от приема наркотиков ежегодно теряет до 10 тысяч человек. Однако, по экспертным оценкам, эта цифра составляет около 30 тысяч человек, а возможно, учитывая разброс, мы достаточно четкой цифры на сегодня в этой сфере не имеем. Но, тем не менее, цифра очень внушительная. В подавляющем большинстве случаев это – молодые, работоспособные, активные люди.

Угроза растущей наркотизации населения страны проявляется в различных международных сферах. Транснациональная преступность, международный терроризм, структура государственного управления – все несет серьезный ущерб и общество теряет и в экономике, и в системе государственного управления, а также в социальной сфере. Это рост смертности, рост заболеваний, сопутствующих употреблению наркотиков, углубление социального расслоения общества, демографический спад и ряд других вопросов, которые очень ощутимо влияют на сегодняшнюю жизнь в России.

Отсутствие единого подхода к системе учета распространенности наркомании и ее последствий мешает объединить усилия ведомств и организаций, призванных вести борьбу с ней, сконцентрировать все силы на реализации антинаркотической политики. Основная тяжесть борьбы с наркоманией пока что ложится на плечи государства. Оно осуществляет правовые санкции против преступников – наркопроизводителей, наркоторговцев, сбытчиков, предпринимает меры по обнаружению мест производства наркотических средств и их локализации, перекрывает транши поставок. За последние 5 лет за незаконный оборот наркотиков в нашей стране осуждалось около полумиллиона человек.

Вместе с тем, реализация такого подхода к антинаркотической борьбе возможна лишь при интенсивном взаимодействии органов государственной власти и общественных структур. Ни одна глобальная проблема не решается одними лишь запретительными мерами. Мы все это знаем и понимаем, что такую задачу нам надо решать в комплексе, с учетом высказываемых на круглом столе предложений и замечаний. Я думаю, что мы рекомендуем Государственной Думе – это можно рассматривать как предложение – обеспечить подготовку законопроекта, который не только предусмотрит ужесточение административной, а также уголовной ответственности за правонарушения и преступления в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также их прекурсоров, но и законодательно закрепит регулирование деятельности общественных объединений в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков, реабилитации больных наркоманией, в том числе обеспечит возможность их добровольного объединения в саморегулируемые организации общественных объединений. России есть такие примеры, вы слышите о них, читаете в средствах массовой информации, а некоторые, возможно, имели прямое отношение к этим вопросам.

Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, совместно с Государственным антинаркотическим комитетом, необходимо провести мониторинг деятельности общественных объединений в сфере борьбы с наркоманией, профилактики и реабилитации больных наркоманией. Совместно с общественными объединениями обеспечить направления совершенствования системы профилактической и реабилитационной работы в рамках Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации. Она достаточно долгосрочна – практически на 10 лет, до 2020 года. Вопрос очень серьезный и требует серьезных консультаций и обсуждения.

Уважаемые коллеги, в нашей работе участвуют представители и федеральных структур, и общественных организаций, средств массовой информации. Я хотел бы сейчас дать возможность высказаться Селезневу Валерию Сергеевичу.

В. С. Селезнев, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член фракции ЛДПР, член комитета Государственной Думы по международным делам:

Жаль, конечно, что мне приходится начинать, но так, видимо, сложилось. Насколько я понимаю, на выступление мне отводится пять минут. Я постараюсь, конечно, уложиться в них, но прошу аудиторию не обижаться, если прозвучат некие резкие оценки ситуации, которая, на мой взгляд, сложилась по проблематике "круглого стола".

Почему я не мог не прийти на этот "круглый стол"? Потому что меня эта проблема беспокоит как минимум дважды: как члена комитета по международным делам, который видит, что предпринимается в международно-договорной сфере, и что мы с этого имеем, и как сопредседателя межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов. Понятно, что наркомания ведет к двум последствиям – это смертность и инвалидность с последующей смертностью. Я хочу начать с того, что почитал статистику и понял, что количество наркоманов в стране не увеличивается. Почему? Потому что наркоманы долго не живут. Они умирают, и, поэтому, за последний год нам с радостью доложили, что количество наркоманов в стране не увеличилось, и эта "лукавая цифра" дает ощущение того, что мы эффективно боремся с наркоманией. Нет, просто увеличилась смертность наркоманов и снизился возраст умирающего наркомана.

Средний возраст умирающего наркомана по данным на 2009 год – 28 лет. Представьте себе, если бы ежегодно не умирало 30 000 наркоманов – это официальная статистика, а я думаю, что она немножко лукавит, то тогда у нас средняя продолжительность жизни по стране была бы не 60-65 лет, а гораздо выше. Мы, наверное, должны перестать говорить о том, как хорошо было бы бороться с наркоманией и какие положительные эффекты это бы дало с точки зрения экономической, социальной и демографической ситуации.

Что касается принятия действенных законов, то здесь я с основным докладчиком совершенно согласен. Потому что у нас сейчас есть некая раздробленная, не связанная между собой последовательностью действий инициатива, которая не превращается в ту госполитику, о которой говорил Президент и о которой говорил основной докладчик. Что меня волнует? Это системность подхода наших "друзей" к уничтожению нашей нации. Я сейчас приведу некоторые примеры. Первый пример – Афганистан. Наших парней за всю так называемую "афганскую кампанию" там погибло порядка 20 000 человек. На сегодняшний день, по оценкам различных экспертов, в стране от афганского наркотрафика ежегодно умирает до 30 000 человек – то есть, в полтора раза больше, чем за всю афганскую войну.

Что мы делаем, как мы препятствуем афганскому наркотрафику? Да никак. На сегодняшний день мы не используем те возможности, которые нам дают страны НАТО. Страны НАТО время от времени запрашивают у нас все новые и новые послабления для своих воздушных и наземных коридоров, чтобы можно было транспортировать в Афганистан своих военнослужащих и грузы. Буквально на этой неделе мы будем обсуждать в Комитете по международным делам ратификацию двух очередных соглашений по воздушному транзиту Франция-Афганистан и Испания-Афганистан, и ничего мы с этого не получаем. Они не борются в Афганистане с тем наркотрафиком, который потом идет к нам через Узбекистан. Мы спрашиваем – почему не борются? Это достаточно закрытая информация, но к чему ее скрывать? Они говорят: мы не хотим бороться с тамошними наркобаронами, потому что не хотим, чтобы они потом стреляли в спину нашим солдатам. Послушайте, но если вы не хотите бороться, почему мы должны там вам помогать? Что вы в конце концов делаете в Афганистане? Устанавливаете там свой режим или помогаете восстанавливаться экономике Афганистана? Если вы помогаете восстанавливаться экономике Афганистана и боретесь с двумя основными вещами – наркотрафиком и терроризмом, то у нас не видно эффекта от этой борьбы.

Второй международный пример. Это может показаться странным, но я улавливаю какую-то тенденцию. БАДы. Откуда у нас идут БАДы? В основном из Китая, Таиланда и других стран, которые контролируются так называемой "китайской ОПГ". БАДы своей целью имеют достижение здоровья и красоты, чтобы девушки были худенькие. Да простят меня присутствующие здесь женщины и девушки – все они в основном красивые. Известна теория, что от красивых рождаются красивые и умные дети. Так вот, это целенаправленная акция с тем, чтобы наши красивые девушки, пытаясь сделать себя еще красивее, употребляли эти БАДы. Наша медицина и ФСКН знают, к чему приводит употребление БАДов. Оно приводит к постепенному привыканию, дальше к наркозависимости и употреблению более стойких наркотиков.

Третье: энергетические напитки. Сколько мы с вами говорим о таких напитках, как "Ягуар"? Каждый день с различных площадок о том, что такие напитки надо запретить. Уже зафиксированы многочисленные случаи, в больнице Боткина умирают люди от напитка "Ягуар" и других энергетических напитков. Мы их почему-то все равно приветствуем и реклама от них идет. В то же время мы принимаем закон о социальной рекламе, в первом чтении у нас прошел закон о социальной рекламе и ее поддержке в плане благотворительности. Я не удивлюсь, если под эту рекламу попадут такие напитки как "Ягуар". Под брендом "Ягуар" напишут "За здоровый образ жизни" и это будет считаться социальной рекламой.

Что я предлагаю? Более эффективно бороться не на словах, а на деле. Недаром "круглый стол" организован именно Комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Это не "круглый стол" комитета по здравоохранению. Во вступлении, да простит меня Николай Владимирович, прозвучало больше о медицине, о реабилитации и о последствиях. Надо бороться и пресекать на корню. У нас где начинается наркомания? Слава Богу, в детском садике еще нет, но в школе начинается. Потом она культивируется в средних и высших учебных заведениях. У нас с вами включено наличие у преподавателя и вообще у всех тех, кто работает с детьми в школах и вузах, справки из наркодиспансера о том, что он не является наркозависимым, о том, что он не имел судимостей, связанных с этими статьями? Нет у нас такого положения. А между тем, днем он может преподавать, вечером он может через любимых студентов распространять эту заразу. Всем известно, что наркотик – это высокодоходный товар, и люди ни перед чем не остановятся. Поэтому я предлагаю рассмотреть этот вопрос на "круглом столе" и внести это в законодательном порядке в обязательные условия.

Далее – создание негосударственных фондов, которые бы могли реально действовать, может быть на базе предлагаемых СРО – это хорошая идея. Саморегулируемые организации, на мой взгляд, скорее позволят навести порядок в этой сфере, потому что кто стоит у истоков саморегулируемых организаций? Надеюсь и знаю, что у истоков саморегулируемых некоммерческих партнерств и организаций стоят люди, которые столкнулись с проблемой наркомании в жизни. Это могут быть мамочки, которые видят, как они теряют, или уже потеряли, не дай Бог, своих детей, это те люди, которые пропускают через себя боль наркомании каждый день, и кому, как не им, дать возможность бороться с этим явлением. Но, когда я говорил с Каландой из Госнаркоконтроля, и спросил у него, куда деваются деньги, которые они получают от конфискатов, он сначала даже не понял моего вопроса и сказал, что они конфискаты не продают, а уничтожают. Неужели он думает, что в Государственной Думе не понимают, задавая этот вопрос, что конфискаты в виде наркотиков уничтожаются? Понимаем прекрасно. Он не понял моего вопроса. Я ему потом объяснил, что речь идет о деньгах, которые они получают за конфискованное имущество ненаркотического типа, которое конфискуется по результатам судебных решений у тех, кто вовлечен в незаконный оборот психотропных и наркотических веществ. Он сказал, что эти деньги уходят в бюджет.

У меня есть конкретное предложение, которое надо законодательно закрепить. Все штрафы, все сборы и все деньги, получаемые от этого ненаркотического конфиската, должны идти в бюджет и расходоваться целевой строкой на профилактику и реабилитацию наркомании. Вот тогда мы чего-то будем добиваться на деле. Насколько я понимаю, мое время истекло, благодарю за то, что мне предоставили слово, и прошу извинения за столь резкие оценки. Наболело.

Н. В. Гончаров:

Спасибо, Владимир Сергеевич. Та "красная линия", которая вызывает тревогу, понятна всем, кто сегодня принимает участие в нашем "круглом столе". Мы прекрасно понимаем, что одними правоприменительными мерами избавиться можно только от закоренелых наркоманов, сбытчиков, распространителей. А есть механизмы, которые вовлекают в это дело незаметно и плавно – не зря сегодня упомянули об энергетических напитках, которые вызывают зависимость у сегодняшней молодежи. Учитывая возможность для развлечений, танцев до утра и подпитки организма, чтобы выдержать этот марафон, они просто заставляют молодежь употреблять то, что позволяет им чувствовать себя уверенно в этом бешеном темпе. Проблема, к сожалению, на сегодня носит совершенно безобидных вид в виде красивых баночек и бутылочек. БАДы, которыми сейчас многие увлекаются, тоже, не исключено, ослабляют иммунитет, влияют на состояние молодежи. Потому что среди взрослых потребителей наркотиков, тех, кто начал таким образом, найти достаточно сложно. Мы их, как правило, находим в самом юном возрасте. Все начинается от того, что мы не замечаем возможностей влиять на эти негативные процессы с начальных классов. У нас нет того "25 кадра", который не вовлекает, а, наоборот, отталкивает, опережает и останавливает всех, у кого есть желание что-то попробовать. У нас сегодня собрался достаточно представительный круг и специалистов, и людей, которым небезразлична эта проблема, поэтому давайте предоставим возможность высказаться тем, кто хотел бы поделиться своими соображениями по этой проблеме.

Г. В. Зазулин, к.ю.н, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ:

Я более 20 лет занимаюсь проблемой наркоугрозы для нашей страны, и для меня далеко не одно и то же слова "наркомания", "наркопреступность", "наркотическая субкультура/контркультура", "молодежный наркотизм". Мы это все уже давно раздифференцировали, чтобы лучше понимать друг друга. И поэтому, если мы сегодня говорим о наркомании, то я не думаю, что нам стоит говорить о том, что называется "снижение предложения". Не надо сегодня говорить о внешних угрозах – иначе нам просто не хватит времени, которого у нас всего 2 часа. Если мы сейчас начнем все мешать в кучу, то мы мало что сумеем обсудить.

Давайте говорить о внутренних проблемах. Я считаю – очень плохо, что в современной Стратегии, которую только что приняли, нет дифференциации антинаркотической политики на федеральную, региональную и муниципальную. В результате мы не можем сразу сказать, о каком именно сегменте мы будем говорить. Гораздо удобнее говорить против Афганистана, чем критиковать неэффективность деятельности губернаторов, многие из которых так и не включились, как того хотел Президент, с точки зрения оценки и дифференциации по эффективности своих муниципальных образований. Ведь этого сегодня практически нет, а почему? По ряду причин. В частности, мне бы очень хотелось сказать, чего нет в мониторинге, потому что о мониторинге уже говорили до меня. В мониторинге есть все, что угодно, кроме мониторинга достижения объективных целей. Достижения результатов государственной антинаркотической политики. Это, собственно и есть цель моего выступления. Я приехал для того, чтобы услышать, что неправильно в моем понимании целей. Статья об этом уже была мной опубликована в сборнике ФСКН, но дискуссии пока не получается, так что, может быть, именно здесь было бы уместно услышать ответ.

Я считаю, что, кроме мониторинга наркоситуации, надо, прежде всего, мониторить цель государственной антинаркотической политики. Где она изложена? В Стратегии, к сожалению, она изложена размыто. Она изложена там в виде процесса. А как результат она изложена в статье 4 "Закона о наркотических средствах и псхиотропных веществах". Фактически она, если говорить не юридическим языком, а смыслосодержательно, звучит очень просто – это постепенное сокращение числа активных наркоманов и уменьшение наркопреступности. В связи с этим чрезвычайно важно в мониторингах любого субъекта Российской Федерации в первую очередь мониторировать именно эти две вещи: приближаемся мы к заявленным целям или отдаляемся от них. И тогда все что мы высказываем, стремясь к системе, образуется само собой. Потому что у нас будет элемент, центрирующий все вокруг себя, и все займет свое место согласно этой системе.

Афганистан – это проблема федеральной политики России, а сегодня мне хотелось бы поговорить о другом. Конечно, с учетом латентности эти показатели нельзя напрямую заложить в мониторинг, но, когда мы подумали, есть ли таки индикаторы, которые прямо пропорционально связаны с теми показателями, которые указаны в законе, то, действительно, такие данные есть. Первое – если мы хотим, чтобы наркопреступность у нас уменьшалась, а не увеличивалась, то, в конечном счете, надо закладывать административную ответственность. Потому что каждый человек, привлеченный к административной ответственности, прежде всего за потребление, да еще с арестом на 5-10 суток, что сегодня позволяется законодательством – сколько он не совершит приобретений и сбытов, пока он вырван из незаконного оборота? Вот оно, реальное поражение наркопреступности, вот ее предупреждение. Это первый критерий, который сегодня не учитывается. Он совершенно игнорируется МВД. И ФСКН, а особенно ГАК смирился с этим, и не критикует МВД, что совершенно неправильно, за такую позицию, отсутствие предупреждения наркопреступности.

Второй показатель – это прирост количества наркозависимых, не потребляющих наркотики – прирост устойчивой ремиссии. Как только этот показатель будет заложен, так Минздравсоцразвития понадобятся общественные организации, которые этим занимаются. А пока он не заложен в мониторинг, пока мы этого не наблюдаем – они ему чужды. Минздравсоцразвития ни денег не хочет давать этим организациям, ни работать с ними не желает. У Черлина будет, я считаю, великолепный доклад по созданию системы борьбы со спросом – вдобавок к тем структурам по борьбе с предложением, которые у нас уже есть. Надо создать структуры по борьбе со спросом. Создадим. Не заработают. Начнем сейчас деньги вкладывать в снижение спроса – эффекта не получим и будем еще сильнее деморализованы. А нам надо подумать, на каких условиях давать деньги. Если губернатор включает у себя критерий оценки эффективности антинаркотической политики – давайте дадим ему денег на снижение спроса. Это – наша последняя возможность, мы очень сильно запаздываем в строительстве системы.

Знаете, отчего это происходит? Сначала Черкесов руководил ФСКН, у которой была задача всех координировать, но полномочий на это не имелось. Однако в том, что у него нет таких полномочий, он Президенту не признавался. Ему эти полномочия достались только уже, так сказать, на излете своей деятельности, удалось провести пару заседаний ГАК. Что происходит сегодня, когда, на мой взгляд, ГАК работает более эффективно? Мне хотелось бы высказать "взгляд из общества". Мне кажется, что Минздравсоцразвития, и, прежде всего, Минобр, просто саботируют работу в ГАК. Мы прямо должны сказать: саботируют. К чему это привело? Иванов не может это признать – ни один руководитель не хотел бы это признать. В результате он начинает говорить, что ГАК – это совещательный орган. Обществу не нужен ГАК как совещательный орган. Обществу ГАК нужен, прежде всего, как руководящий орган. И таким он может стать только с нашей поддержкой – если мы станем ареной обсуждений и открытого обсуждения вопросов.

Посмотрите, ни один серьезный, актуальный и острый вопрос не обсуждается публично. Я имею в виду не только площадки Государственной Думы. Полно мест, где можно это обсуждать, но это не обсуждается – вот основная проблема. Перестанем обсуждать – на всем можно ставить крест. Будем так собираться и обсуждать – выйдем из этого положения. Текст своего доклада я прислал, мне бы очень хотелось, чтобы эти показатели по итогам нашего "круглого стола" были рекомендованы для включения в мониторинг – прежде всего, на региональном уровне. Спасибо.

Н. В. Гончаров:

В соответствии с действующим законодательством, Георгий Васильевич, у нас ФСКН и является основным государственным представителем в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, и они эту работу выполняют. Может быть, не всегда это получается так, как хотели бы вы, или мы все, решительно влиять на те процессы, которые беспокоят и нас, и вас, но, тем не менее, вся программа их деятельности и государственной политики в этой сфере имеет четкие параметры и очертания. В том числе она затрагивает и ту наркоугрозу, которую озвучил Валерий Сергеевич, потому что у нас ввоз героина происходит именно из Афганистана. Мы все это прекрасно знаем. Россию мировые наркодилеры избрали основным путем поставок этого зелья, поэтому мы не можем этот вопрос обходить и не можем его не затрагивать. Он все время будет дышать нам в спину, избавиться от него мы не сможем. А давать оценку деятельности Госнаркоконтроля? Есть масса всяких параметров, за которые их можно покритиковать, но нельзя отрицать то, что сегодня основным проводником государственной политики является именно эта федеральная служба.

Вопрос деятельности антинаркотической комиссии – это как раз тот вопрос, по которому можно высказываться, разъяснять друг другу свою позицию и требовать исполнения тех или иных направлений от всех участников этой комиссии. Возможности для беседы там есть достаточно широкие. Хотелось бы также, чтобы в этом обсуждении принимали участие достаточно просвещенные и грамотные, глубоко окунувшиеся в эту проблему если не специалисты, то энтузиасты, потому что проблема, действительно, очень серьезная. Мне хотелось бы предоставить возможность высказаться Евлановой Ольге Александровне.

О. А. Евланова, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере оборота наркотических средств Академии Генеральной прокуратуры РФ:

В связи с тем, что время для выступления весьма ограничено, я хочу очень коротко остановиться на пяти основных, на мой взгляд, проблемах противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств. Безусловно, большинство проблем, которые я сейчас здесь озвучу, касаются правоохранительной деятельности.

Первым, и, на мой взгляд, самым серьезным недостатком страдает противодействие организованным формам наркобизнеса. В 2009 году из общего числа расследованных преступлений, производство по которым закончено, всего лишь 11,4% составили те, которые совершены организованной группой либо преступным сообществом. Правоохранительные органы до настоящего времени выявляют в основном те организованные преступления, которые совершены группами по предварительному сговору. Как всем известно, это наиболее простые формы преступной деятельности. Меньше выявляется организованных групп, и еще меньше – преступных сообществ. До сих пор сохраняются эти недостатки. Так как все мы знаем, что наркобизнес носит транснациональный организованный характер, то, пока мы не наладим противодействие этим формам организованной преступности, мы не добьемся существенных результатов.

Следующее – сбыт наркотиков. Обычно принято при оценке эффективности деятельности правоохранительных органов ориентироваться на показатели выявления сбыта наркотиков. Да, безусловно, это преступление справедливо признается одним из самых опасных в анализируемой совокупности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков вообще. За последнее время показатели выявления сбыта значительно выросли и они достаточно высоки. Однако, если мы посмотрим более внимательно на цифры, то мы увидим, что значительная часть этих преступлений в конце года приостанавливается по различным основаниям статьи 208 УПК РФ, среди которых преобладает неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Это связано с тем, что правоохранительные органы исполняют указание Генеральной прокуратуры – есть совместное указание ФСКН и Генеральной прокуратуры, этот вопрос разрабатывался достаточно долго. Существует указание выделять в отдельное производство дела на неустановленных сбытчиков. По этим неустановленным сбытчикам материалы выделяются, дальше они просто лежат, никаких оперативно-разыскных действий по ним обычно не производится, лицо остается неустановленным и, по итогам года, дело приостанавливается за неустановлением того, кого привлекать в качестве обвиняемого. Таким образом, для иллюстрации могу сказать, что, например, в 2009 году преступлений, квалифицированных как сбыт наркотических средств окончено расследованием было меньше половины, а именно 48,3%, а в суды направлено еще меньше – 47%.

Третий момент, о котором я хочу сказать – контрабанда. Да, безусловно, афганский наркотрафик – это большая проблема, с этим сложно не согласиться, но, с другой стороны, территория Афганистана – это территория Афганистана, а у нас своя достаточно большая территория, и проблем на ней достаточно много, чтобы заниматься решением этих вопросов внутри собственной страны. Да, за последние годы с контрабандой есть некоторый рост, улучшение выявления. Например, в 2009 году по сравнению с 2008 выявлено на 19% больше преступлений, связанных с контрабандой наркотиков. Однако, если мы с вами посмотрим по центральным федеральным округам, какова же доля выявленной контрабанды в общем числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то мы увидим, что она очень маленькая. Например, в Северо-Западном федеральном округе за 2009 год доля контрабанды составила 0,7% от всех выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в Приволжском – 0,2%, в Сибирском – 0,4%. И везде показатели примерно такие. Даже если мы с вами возьмем приграничные регионы – такие, например, как Калининградская область, то в 2009 году зарегистрировано 40 случаев контрабанды, то есть преступлений, предусмотренных статьей 188, части 2, 3 и 4. Это очень мало, поэтому, констатируя рост усилий правоохранительных органов в противодействии контрабанде наркотиков, трудно сказать, соответствуют ли они той масштабности контрабанды, о которой неоднократно заявляло и заявляет руководство ФСКН, в том числе и в связи с афганской наркоугрозой.

Четвертый момент – легализация преступных доходов. Все мы знаем, что основой для подрыва деятельности любой организованной преступной группы, тем более транснациональной организованной преступности, является подрыв их финансовой базы, а именно выявление фактов легализации преступных доходов. В том, что касается легализации преступных доходов от незаконного оборота наркотических средств, все тоже весьма непросто. Так, внесенные в апреле 2010 года изменения в Уголовный Кодекс по существу декриминализировали большой объем действий, ранее подпадавший под признаки части 1 статьи 174.1 Уголовного Кодекса. Увеличили сумму легализованных средств, подпадающих под уголовную ответственность с 1 миллиона до 6 миллионов рублей. Но, дело в том, что, как все мы знаем, по уголовным делам, связанным со сбытом наркотиков, обычно материальный доход по тем фактам сбыта, которые удается доказать правоохранительным органам, составляет весьма незначительные суммы. Поэтому криминализация только за крупный размер, указанная в части 1 этой статьи, создала еще большие сложности в привлечении этих лиц к уголовной ответственности. Здесь получается двоякая сложная ситуация. Если раньше у нас не было ограничения по размеру для части 1 этой статьи, то тоже были перегибы, уже в другую сторону – легализацией признавали покупку пачки сигарет после продажи дозы героина. Это, конечно, тоже совершенно недопустимо, но внесение в Уголовный Кодекс подобных изменений имеет двоякие последствия – как положительные, так и отрицательные.

И, наконец, пятое, о чем я хотела бы сказать. Об этом уже много говорилось, и еще будет говориться – об огромном масштабе наркотизации населения и росте числа преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. Да, официально у нас зарегистрировано в учетах 357 759 человек, но уже пять лет назад общее количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, оценивалось экспертами почти в 6 миллионов человек, и такая позиция нашла официальное признание в постановлении Правительства РФ по Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия" о которой здесь уже говорилось. При этом статистические данные и информация врачей-наркологов, о которой, наверное, они здесь еще будут говорить, показывает, что излечивается 5-6% наркоманов. Да и то, по данным Минздравсоцразвития излечившимися считаются лица, которые не употребляли наркотики в течение года. Еще не факт, что они не вернутся к этому потреблению позднее. К тому же, эти 5-6% – это показатель крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Что же касается регионов, то там отсутствие реабилитационных центров не дает возможности достичь даже таких небольших показателей.

Подводя итог, хочу сказать, что, учитывая специфику преступности рассматриваемого вида, нельзя не сделать вывод о том, что залогом успеха и основой противодействия незаконному обороту наркотиков выступает комплексный подход к решению проблемы, о чем здесь уже говорилось. Это совокупность трех направлений: во-первых, это борьба с преступностью с акцентом внимания на ее организованные формы, во-вторых – это профилактика потребления наркотиков – старая профилактическая система разрушена, а новая фактически еще не создана, третье – лечение и реабилитация лиц, уже имеющих диагноз "наркомания". Обеспечение этого подхода может быть только с привлечением органов государственной власти и общественных структур в совокупности. Силами одной правоохранительной системы решить эту проблему невозможно. Спасибо.

Н. В. Гончаров:

Мы как раз и собрались, чтобы на основе всей устрашающей статистики выработать некоторые другие меры и подходы, сформировать другую концепцию, которая, на наш взгляд, работает недостаточно эффективно. Это профилактика, это медицина, это поведенческие вопросы, просвещение, профессиональное образование – вообще воспрепятствование тем дырам и лазейкам, которые, к сожалению, естественным путем образовались сегодня в вопросах вовлечения в наркоманию нашей молодежи. Эти вопросы нас, конечно, беспокоили и будут беспокоить.

И. И Гильмутдинов, заместитель председателя комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту:

Скажу кратко, всего несколько предложений. Я и в том созыве был автором ряда законопроектов, связанных с ужесточением мер ответственности в отношении тех, кто распространяет наркотики. Я до сих пор стою на этой позиции и считаю, что в отношении таких людей – я вообще даже не могу назвать их людьми, а также оргпреступности, которая этим делом занимается, и в уголовном и в административном плане необходимо усилить меры ответственности – вдвойне, втройне, вплоть до пожизненного заключения. Я считаю, что к имеющемуся блоку законопроектов надо вернуться. Подобные законы имеются в разных вариантах, внесенные не только нами, но и другими авторами, поэтому я бы попросил Комитет еще раз вернуться к ним, рассмотреть и ужесточить эти меры, потому что иначе будет неправильно.

Второе. Я считаю, что, к сожалению, государство пока мало поддерживает те организации, и, особенно, общественные формирования, которые стараются и борются с этим явлением. В том числе, необходима конкретная поддержка, в том числе финансовая, через грантовый механизм, самих молодежных организаций, которые этим процессом занимаются. Им это удобнее, сама молодежь к таким организациям тянется больше, чем к каким-то взрослым организациями. К сожалению, никакого реального механизма их поддержки сегодня нет. Я надеюсь, что с принятием наших законов, связанных с поддержкой некоммерческих организаций, будет реальная поддержка и со стороны федеральной, и со стороны, как здесь было совершенно верно сказано, муниципальных организаций и региональных властей будут конкретные меры такой поддержки, потому что одному государству это не по плечу.

Третье. Я считаю, что необходимо усилить всю материальную базу тех учреждений, которые занимаются и реабилитацией, и лечением наркозависимых. Направить туда лучших специалистов и дать хорошую заработную плату. Мы же нашли решение, когда у нас была проблема с семейными врачами? Увеличили им заработную плату – существенно ее повысили, и врачи туда пошли. Почему мы не можем дать именно этим специалистам столько, чтобы у них не болела голова о том, как заработать себе на жизнь? Чтобы лечили, занимались этой проблемой день и ночь. Хорошие специалисты у нас есть, только они работают где угодно, но не там, где они нужны.

Четвертое. Обязательно во всех школах и высших учебных учреждениях необходимо провести тесты на употребление наркотиков. В обязательном порядке. Я понимаю – нарушение прав. Но когда речь идет о жизни и судьбе ребенка, тут уже не до меркантильности. И выявлять таких людей. Если мы их не выявляем, то мы заранее закладываем в эту группу – студенческое и школьное сообщество, таких людей, которые их потихоньку привлекут, и понятно, что будет. Таких людей надо изъять, убрать и лечить. Не допускать их к школьным и студенческим сообществам.

Пятое. Понятно, что я, как представитель профильного комитета по физкультуре и спорту не могу не сказать, что надо нам усилить работу по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Особенно в школах и в студенческой среде. То, чего, я считаю, мы не делали. Возьмем материальную базу наших школ и спортивных залов. Далеко ходить не надо, школа есть здесь рядом. Зайдите в спортзал и посмотрите – там практически ничего нет, кроме оборванного каната. Да и сам зал не стандартный, а какого-то половинного размера. Чем там можно заниматься? И это – в Москве. А как в других городах? Или мы думаем, что родители покупают детям спортинвентарь? Особенно в сельской местности – там ни залов нет, ничего нет, чтобы привлечь молодежь к занятиям физкультурой. То же самое и в высших учебных заведениях. Во многих ВУЗах очень слабая материальная база. Понаоткрывали мы ВУЗов, а занятий по физкультуре не проводим, никаких зачетов по этой дисциплине нет, на нее можно не ходить. Практически у нас свыше 50% студентов не посещает занятия физкультурой. Это ненормально. Поэтому ведется работа по созданию целостной системы – это, наверное, не предмет для сегодняшнего разговора. Можно сказать о многом, что на сегодня есть, но, к сожалению, и о еще большем, чего сегодня нет. Нет ни нормальной системы школьного физкультурного воспитания, ни такой же системы для высших учебных заведений. Работы еще много. Спасибо за внимание.

< предыдущая часть
следующая часть >

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования