Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых. Идеи и размышления

 

17 августа 2010 года в Москве по решению комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых. Мы публикуем текст Концепции и первые отзывы представителей общественности и церкви.


В Москве состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

17 августа 2010 г. в конференц-зале Издательского Совета под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол, посвященный обсуждению проекта Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых.

Решение о проведении круглого стола было принято комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В мероприятии приняли участие члены Комиссии, представители епархий Русской Православной Церкви из России и Белоруссии, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Роспотребнадзора, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, представители духовных школ, церковно-общественных организаций, православных средств массовой информации.

В своем вступительном слове митрополит Климент, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности, коснулся проблемы распространения наркомании и преступности в обществе, задач, стоящих перед Церковью, в деле профилактики и лечения наркозависимости, а также необходимости тесного взаимодействия церковных, общественных и государственных организаций в этой сфере.

Участники круглого стола подробно обсудили проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых, подготовленный редакционной группой Комиссии. По итогам обсуждения редакционная группа внесет соответствующие изменения в текст документа и представит его на заседании Комиссии в сентябре этого года.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1256312.html .


Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности:

  1. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ – председатель
  2. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна – секретарь
  3. митрополит Воронежский и Борисоглебский СЕРГИЙ
  4. архиепископ Тираспольский и Дубоссарский ЮСТИНИАН
  5. епископ Горловский и Славянский МИТРОФАН
  6. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ
  7. архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)
  8. архимандрит ТИХОН (Шевкунов)
  9. протоиерей Николай СОКОЛОВ
  10. протоиерей Александр СТЕПАНОВ
  11. протоиерей Аркадий ШАТОВ
  12. священник Владимир ХУЛАП
  13. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко)
  14. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович
  15. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович
  16. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/sostav/ .


Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых обсуждался 17 августа 2010 г. на круглом столе, инициированном комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Участники круглого стола подробно обсудили проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых. По итогам обсуждения редакционная группа внесла соответствующие изменения в текст документа.

Проект Концепции будет представлен на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности в сентябре текущего года.

ПРОЕКТ

Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

«С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Актуальность проблемы наркотической зависимости. Масштабы наркотической угрозы в России

В конце XX века Россия вслед за многими странами мира столкнулось с эпидемией наркомании. Согласно оценкам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается до 2.5 миллионов наркозависимых. Абсолютное большинство из них, около 90%, составляют героиновые наркоманы. Наркомания с начала девяностых годов XX столетия приобрела характер эпидемии и является угрозой национальной безопасности страны. Страна ежегодно теряет от героина 30-40 тысяч молодых людей. Наркотизация населения является основной причиной распространения серьезных заболеваний: ВИЧ и вирусных гепатитов. Из 500000 официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в России около 60% составляют люди, заразившиеся через инъекционное употребление наркотиков. До 90% наркозависимых больны гепатитом В или С.

Наркомания: грех и болезнь

Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья, а также греховно.

Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что употребление психоактивных средств может иметь для его жизни трагические последствия, прежде всего, нарушение нормального функционирования организма, развитие неизлечимой болезни - наркотической зависимости, разрушение социальных связей. Таким образом, употребление наркотика является осознанным волевым поступком, направленным на разрушение собственной природы. Как таковой он подлежит ответственности и является греховным деянием.

Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем.

Употребление наркотиков также неразрывно связано с грехом лжи. Формирующаяся зависимость толкает человека на совершение все более тяжких греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает собственную жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек совершает преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится замыкающим звеном в цепочке преступного бизнеса.

На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить наркотизацию – нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь близких ему людей, также является грехом.

В 1953 году Всемирная Организация Здравоохранения определила наркоманию как прогрессирующее, неизлечимое, смертельное заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание. Она имеет вполне определенные симптомы и предсказуемые этапы развития. В процессе заболевания формируется как психическая, так и физическая зависимость от наркотика, а также синдром измененной реактивности. На конечном этапе болезни хроническая интоксикация вызывает поражение внутренних органов и систем, в частности, центральной и периферической нервной системы. Наркомания — это хроническое, прогрессирующее, неизлечимое заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Эту болезнь нельзя вылечить, но ее можно остановить. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей.

Наркомания является проявлением болезни не только отдельного человека, но также его семьи и общества в целом. Духовная опустошенность и потеря смысла жизни являются основной причиной бегства молодых людей в царство наркотических иллюзий. Это расплата за бездуховность, за идеологию потребительства и материального преуспевания, за культ удовольствий.

Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость

Потребитель наркотиков является грешником, но вместе с тем - это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца … Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Наркопотребитель, как и любой другой человек, способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Служители Церкви могут и должны оказать помощь решившемуся прекратить наркотизацию человеку, участвуя в реабилитационном процессе в качестве соработников Божиих.

Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласие на реабилитацию является необходимым условием для его вхождения в реабилитационный процесс. Бог, уважая дарованную Им человеку свободу, даже при злоупотреблении ею, не поможет страждущему, если тот отказывается принять помощь и имеет намерение продолжать употребление наркотиков. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости.

Памятуя предупреждение апостола Павла: «Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10), что в равной мере справедливо для людей зависимых от наркотиков, Церковь не может рассматривать в качестве варианта помощи применение заместительной терапии (использование метадона или других аналогичных препаратов). Данный способ является одним из вариантов снижения социального вреда, связанного с наркоманией, однако он препятствует решению главной, с точки зрения Церкви, задачи человека – исцелению, преображению его души для вечной жизни в Царствии Божием. Заместительная терапия является начальным этапом на пути к легализации наркотиков. Церковь выступает категорически против легализации любых видов наркотических веществ, в том числе, так называемых, «легких» наркотиков.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. На сегодняшний момент во многих епархиях существуют различные формы реабилитационной деятельности. В некоторых церковных и церковно-общественных реабилитационных центрах используются методологии, заимствованные из опыта государственной наркологии, и методологии, разработанные в других странах, например, «Терапевтические сообщества», «Программа 12 шагов»1.

В будущем возможно появление различных новых подходов и форм в церковной реабилитации, и это разнообразие форм надо приветствовать. Вместе с тем вновь создаваемые методологии церковной реабилитации должны находиться в согласии с православным богословием и антропологией, опираться на аскетическую традицию православной Церкви.

Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых

Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.

Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации наркологических больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности по реабилитации делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения.

Таким образом, церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ, начинающееся с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков, при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Члены общины, проводящей реабилитацию, являются соработниками Божиими, помогая зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщая их к внутрицерковной жизни, в которой соединяется перемена мировоззрения зависимых и максимально возможное участие в Евхаристической жизни.

Показателем успеха церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни.

Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Главным деятелем церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенного предстателя. Входящий в жизнь церковной общины основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника. С ориентацией на священника формируется коллектив специалистов, группа проходящих реабилитацию людей также признает его руководящую роль в реабилитации.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины.

Спаситель благовествовал Своим последователям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни для сторонних наблюдателей, является любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. В окружении и при помощи церковных людей легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви, проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми.

Воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации – участие в сакраментальной жизни Церкви может быть только добровольным. Но, выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие знакомиться с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях. Ознакомление с основами вероучения является обязательным при церковной реабилитации. Не все прошедшие реабилитацию в церковной общине становятся церковными людьми, но большинство из них меняет свои ценностные ориентиры. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют – понимание природы зависимости, знание процесса реабилитации наркозависимых людей, владение информацией о существующей региональной системе поддержки.

Наркотическая зависимость представляет собой сочетание греховной страсти и тяжелого заболевания. Учителя духовной жизни, православные монахи аскеты показали, что успешно бороться с какой-либо страстью можно только имея обстоятельные знания обо всех особенностях данной страсти, ее действий, оправданий, ее малопонятных проявлений, обладая пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Для того чтобы помочь наркозависимому человеку, необходимо также понимать его проблемы, связанные с зависимостью, как с болезнью, на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях. В процессе реабилитации помогающий должен вооружить всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления у наркозависимых людей, пришедших в Церковь в надежде получить помощь.

Желательно привлекать к деятельному участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Но специалисты-профессионалы могут допускаться к участию в реабилитационном процессе, организованном в православной общине при условии, что они являются воцерковленными людьми или, как минимум, разделяют христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения (единство духа) основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием, как внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса, так и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины.

Организация реабилитационного процесса

Реабилитационный процесс в Церкви, включает в себя:

  • первичное консультирование;
  • дезинтоксикацию;
  • мотивационный период;
  • основной период;
  • ресоциализацию;
  • постреабилитационное сопровождение;
  • работу с родственниками наркозависимых.
  1. Первичное консультирование. Очное консультирование проводится в кабинетах первичного приема. Заочное консультирование осуществляется по телефону доверия.
  2. Дезинтоксикация. Целесообразно проводить в медицинских учреждениях, с которыми следует заключать договоры о направлении к ним пациентов с целью адекватного медикаментозного лечения абстинентного синдрома и изоляции пациентов от наркотических веществ, с целью подготовки их к мотивационному периоду.
  3. Мотивационный период (проводится в мотивационном центре). В этот период необходимо настроить пациента на полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ, мотивировать на дальнейшее прохождение реабилитации.
  4. Основной период церковной реабилитации. Проходит внутри церковных общин, приходских или монастырских, с участием реабилитанта в церковной жизни. Реабилитация проходит эффективнее, если основной период церковной реабилитации проходит на значительном удалении от крупных городов.
  5. Ресоциализация. Проводится в центре (социальная гостиница, «дом на полпути»), расположенном в каком-либо из крупных городов. Прошедшему реабилитацию человеку предоставляется бесплатное или частично оплачиваемое им жилье, оказывается помощь с трудоустройством. У него имеется возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника.
  6. Постреабилитационное сопровождение. С согласия прошедшего реабилитацию человека с ним поддерживает связь проводившая реабилитацию церковная община, которая, в случае необходимости, может оказать ему поддержку. Священнослужитель храма, прихожанином которого он становится или продолжает быть, осуществляет его пастырское окормление.
  7. Работа с родственниками. Чаще всего проблема наркотизации молодого человека – это не только его личная проблема, но и проблема всей его семьи. При поступлении сына (дочери) или мужа (жены) на реабилитацию, важно помочь семье с помощью специалистов выйти из состояния созависимости, решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие человека к наркотикам, в его семье не решить, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает участие реабилитантов в Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, индивидуальное духовное руководство, трудовые послушания. В процессе реабилитации следует заниматься также культурным развитием наркозависимых.

Привлекать к участию в реабилитационном процессе специалистов следует на каждом из этапов церковной реабилитации. Во время первичного консультирования, мотивационного периода особо важно соработничество с наркологами и психологами. На этапах ресоциализации и постребилитационного сопровождения востребована помощь работников социальной сферы и психологов. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и беседы психологов.

Задачи организации церковной реабилитации на епархиальном уровне

  1. Создать в каждой епархии Русской Православной Церкви епархиального отдела по противодействию наркомании, будет работать по следующим направлениям:
    • осуществлять координацию профилактической, реабилитационной и постреабилитационной деятельности церковных организаций;
    • организовывать проведение семинаров для клириков и церковно-социальных работников епархии с целью повышения их компетентности в проблемах зависимости;
    • осуществлять на региональном уровне связь с общественными организациями и государственными структурами в деле противостояния наркотической угрозе;
    • поддерживать контакты с епархиальными отделами по противодействию наркомании других епархий.
  2. Открывать в крупных городах кабинеты для первичного приема наркозависимых и создавать службы телефонов доверия.
  3. Создавать церковные мотивационные центры, поблизости от больших городов (в первую очередь, в пригородах столичных городов), рассчитанные на одновременное проживание 20 - 25 наркозависимых людей2.
  4. Оказывать поддержку приходам и монастырям, которые начинают заниматься реабилитацией наркозависимых. В каждой епархии должно быть не менее двух-трех приходов, а также отдельные монастыри, с благословения епархиального архиерея принимающих наркозависимых людей для прохождения основного этапа реабилитации.
  5. Создать центры ресоциализации (социальные гостиницы, «дома на полпути», адаптационные квартиры), где прошедшие реабилитацию люди могут некоторое время жить под контролем специалистов и окормлением священника.
  6. На епархиальном уровне поддерживать связь и взаимодействие с учреждениями государственной наркологии, СПИД центрами, медицинскими учреждениями, помощь которых может потребоваться при работе с наркозависимыми.
  7. Ввести в учебных программах духовных школ – в курсах нравственного богословия и пастырской практики – разделы, посвященные проблемам зависимости от психоактивных веществ и работе с людьми, попавшими в зависимость.

Развитие церковной реабилитации на общецерковном уровне

Создание сектора по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, при котором будет действовать экспертная группа, состоящая из компетентных в вопросах реабилитации священников и специалистов.

Задачи сектора по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению:

  • осуществлять постоянный мониторинг деятельности по противодействию наркомании в епархиях. Создать и постоянно обновлять базу данных;
  • оказывать всестороннюю поддержку епархиальным отделам по противодействию наркомании, а также учрежденным при участии Церкви специализированным НКО;
  • осуществлять взаимодействие с епархиальными отделами по противодействию наркомании, а также с учрежденными при участии Церкви НКО, координировать взаимодействие между епархиальными отделами;
  • обеспечить подготовку сотрудников и волонтеров для работы с наркозависимыми в церковных общинах;
  • содействовать созданию ресурсных центров на базе церковных общин, успешно осуществляющих реабилитацию наркозависимых, где могли бы проходить стажировку приступающие к реабилитации служители Церкви и могли бы проводиться обучающие семинары;
  • на общецерковном уровне осуществлять и взаимодействие с государственными структурами, в сферу компетенции которых входит профилактика наркозависимости3;
  • взаимодействовать с авторитетными представителями научного сообщества в области развития реабилитации наркозависимых;
  • информировать общество о деятельности Русской Православной Церкви по работе с наркозависимыми через СМИ, в частности через Интернет и телевидение.

Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации

Залогом успешного противодействия наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость, является социальное партнерство Церкви и государства. В сфере церковно-государственного сотрудничества в деятельности по профилактике наркомании и оказанию помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость, Русская Православная Церковь признает приоритетным сотрудничество с национальными и региональными министерствами, ведомствами и другими организациями, их структурными подразделениями. В государствах, где Русская Православная Церковь имеет свои епархии, в числе министерств и ведомств, с которыми необходимо выстраивать взаимодействие, в первую очередь, следует упомянуть министерства здравоохранения, образования, а также ведомства по противодействию распространению наркотиков, по защите прав потребителей4.

Развивая социальное служение в этой сфере, Русская Православная Церковь считает необходимым свое участие в работе межведомственных и межсекторальных советов и комитетов по выработке и реализации государственной политики по вопросам противодействия наркотической угрозе.

Во взаимодействии с государственными структурами и общественными организациями Русская Православная Церковь может более эффективно решать следующие задачи:

  • лечение, реабилитацию и постребилитационное сопровождение людей, страдающих наркотической зависимостью;
  • оказание психо-социальной и духовно-нравственной помощи и поддержки больным наркотической зависимостью, нуждающимся в комплексной (психологической, социальной, медицинской) реабилитации, а также их близким;
  • развитие сети учреждений по реабилитации больных наркоманией, созданных Русской Православной Церковью, ее каноническими подразделениями либо с их участием;
  • поддержка деятельности существующих и вновь создаваемых при храмах Русской Православной Церкви групп самопомощи наркозависимых;
  • проведение мероприятий, способствующих распространению успешного опыта Русской Православной Церкви по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых лиц;
  • поддержка церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам наркомании;
  • создание благотворительных фондов с целью обеспечения финансовой поддержки проводимых Церковью мероприятий по профилактике употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых лиц5;
  • проведение общенациональных благотворительных акций антинаркотической направленности с привлечением к участию в них предприятий и организаций, в том числе коммерческих;
  • совместная организация добровольческих (волонтерских) программ в деле противодействия наркомании;
  • организация совместной информационно-просветительской деятельности среди подростков и молодежи, направленной на духовно-нравственное становление личности и профилактику девиантного поведения;
  • обмен информацией для координации деятельности в сфере противодействия наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую зависимость;
  • подготовка рекомендаций и методических материалов по распространению положительного опыта работы, предложений по развитию новых форм и видов совместной деятельности;
  • создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий и др.), осуществляющих свою деятельность на постоянной или временной основе в рамках реализации соглашений в этой сфере между Русской Православной Церковью, государственными структурами и общественными организациями, участие в совместной деятельности в уже существующих аналогичных органах;
  • подготовка и издание печатных материалов, информации, размещаемой на сайтах органов исполнительной власти, организаций Русской Православной Церкви, общественных организаций по проблемам противодействия наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую зависимость;
  • создание рабочих групп в целях разработки представляющих взаимный интерес проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся проблемы противодействия наркотической угрозе;
  • правовая консультация наркозависимых и их близких;
  • работа с наркозависимыми заключенными в заведениях пенитенциарной системы по мотивации их на участие в реабилитационных программах и полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ;
  • организация и проведение конференций, форумов, семинаров, совещаний, круглых столов и других мероприятий по вопросам, относящимся к сфере противодействия наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость;
  • реализация мероприятий, посвященных проведению Всемирного Дня борьбы с наркоманией;
  • организация системы подготовки и переподготовки священнослужителей, а также церковных социальных работников, занимающихся проблемами наркомании;
  • профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников реабилитационных центров, медиков, психологов, педагогов и специалистов социальной сферы для работы с наркозависимыми, разработка и реализация образовательных программ в этой области;
  • совместная разработка и реализация программ повышения квалификации сотрудников реабилитационных центров, медиков, психологов, педагогов, социальных работников, вовлеченных в оказание помощи наркозависимым и осуществление профилактических программ;
  • обеспечение медицинской, психологической, социальной и духовной помощи наркозависимым людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, проходящим реабилитацию, а также их близким;
  • иные формы и виды сотрудничества.

Церковь и СМИ

Средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могли бы стать важным средством борьбы с наркотической угрозой. В первую очередь, это касается первичной профилактики наркомании, но и в деятельности по реабилитации наркозависимых СМИ также могут внести существенный вклад. С их помощью можно дать надежду людям, попавшим в наркотический плен, и их отчаявшимся родственникам, что существует возможность освободиться от власти наркотиков. Можно мотивировать людей, попавших в зависимость, на полный отказ от употребления наркотических средств, на прохождение реабилитации. Рассказать о существующих методиках реабилитации, в том числе о церковной реабилитации наркозависимых и рассказать конкретные жизненные истории людей, сумевших преодолеть свою зависимость, выйти в устойчивую ремиссию. СМИ должны показать, что эти люди имеют шанс преодолеть зависимость и вернуться к здоровому образу жизни, стать достойными членами общества.

Информационные кампании по профилактике наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую зависимость, не смогут быть эффективными, оставаясь вне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам, пороку, культу наживы и наслаждений, бездуховности.

***

1 Вопросом, вызывающим острую полемику, является отношение Церкви к «Программе 12 шагов».

«Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни.
При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться.
[Вернуться]

2 Применительно к российским условиям достаточно одного мотивационного центра на несколько епархий, но не менее одного на каждый федеральный округ. [Вернуться]

3 В Российской Федерации это, в первую очередь, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития с входящей в него наркологической службой. [Вернуться]

4 В Российской Федерации — это Государственный антинаркотический комитет, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственная наркологическая служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. [Вернуться]

5 В Российской Федерации такой благотворительный фонд целесообразно создать при поддерже Государственного антинаркотического комитета (ГАК), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России и других ведомств, входящих в ГАК. [Вернуться]

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html .

Разработан проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

Документ одобряет практику использования «Программы 12 шагов»…

Сегодня, 6 сентября, официальный сайт Московской Патриархии «Патриархия.ru» опубликовал Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых . Проект обсуждался 17 августа 2010 году на круглом столе, инициированном комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Участники круглого стола, персональный состав которого «Патриархия.ru», к сожалению не приводит, обсудили проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых. По итогам обсуждения редакционная группа внесла соответствующие изменения в текст документа. Проект Концепции будет представлен на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности в сентябре текущего года.

Участники круглого стола, как сообщается, также обсудили вопрос, связанный с отношением Русской Православной Церкви к «Программе 12 шагов», вызывающей разные суждения в среде православных. В официальном сообщении круглого стола отмечается, что «Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе анонимные наркоманы (АН), «действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире». «Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни», - говорится в сообщении.

При этом, отмечают участники круглого стола, «Программа 12 шагов» «не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по "Программе 12 шагов", Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по "Программе 12 шагов", не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться».

Между тем, стоит напомнить, что у «Программы 12 шагов» есть много противников среди духовенства и представителей экспертного сообщества. В частности, по мнению члена епархиального совета Владивостокской епархии, председателя общества православных врачей города Владивостока протоиерея Александра Талько, «когда речь идет о борьбе с грехом, то, как известно, не все равно какими средствами, какой ценой достигается результат. Враг рода человеческого постоянно предлагает нам сделку именно под видом решения тех или иных проблем, но цель у него одна - погибель души человеческой. Поэтому, когда речь идет о существовании 12-тишаговой программы, то пусть она себе существует, но только вне церковной ограды, как любая ересь».

«Уже в наши дни современный опыт церковного душепопечения нарко- и алкогользависимых говорит сам за себя. В Православной церкви есть вся полнота необходимых средств и условий для освобождения из дьявольского плена и борьбы со страстями и пороками, которые с ним связаны. 12-тишаговая программа АА ничего нового в этом дать не может. По нашим наблюдениям, успех программы во многом обусловлен простой возможностью общения людей. Именно "общение" и является той "иглой", на которую садятся ее члены. С духовной точки зрения, это то что относится к понятию душевности, а спасение, как известно, связано с духовностью, то есть с жизнью в Боге», - отметил отец Александр.

Со своей стороны настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда священник Алексий Плужников считает, что «учение АА - заразно, его основное качество - стремление к распространению. А врачи знают, что когда эпидемия - больных изолируют, а не наоборот, не раскрывают им доступ всюду, не оказывают им поддержку. Поэтому Сообществу АА - не место в Церкви, а «православные 12 шагов» - это такое же логическое противоречие как «православные протестанты... В среде священнослужителей есть две категории людей, поддерживающих движение АААН. Это активные проповедники этого движения - два игумена - Евмений и Иона. Мышление этих лоббистов принимает всё более протестантское направление. Они, как и шаговики, напрочь отметают критику, а в случае таковой, готовы лишь оскорбляться и оскорблять в ответ. Они много шумят, не замечают логических противоречий в своих речах и книгах, готовы отвергнуть православное учение, если оно не совпадает с учением "12 шагов"».

По мнению руководителя Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, игумена Анатолия (Берестова), «программе "12 шагов" не место в Православии. Пусть они работают вне Церкви. Это будет справедливо и необходимо. Те зависимые, которые не захотят проходить реабилитацию в православных Душепопечительских центрах, на приходах и в монастырях, всё-таки имеют некоторый шанс спастись от проявлений болезни у "Анонимных Алкоголиков / Анонимных Наркоманов". Но если кто-то из церковников уж очень хочет работать по "12 шагам", я советую, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, "наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием". Иначе полного исцеления от подобных недугов не наступит никогда!».

Источник: http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/06/razrabotan_proekt_koncepcii_russkoj .


О проекте Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

Пишет Юрий Васильевич Крупнов (http://krupnov.livejournal.com)

В понедельник на официальном сайте Московской Патриархии был опубликован крайне важный и содержательный документ - проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых .

К сожалению, на его публичное обсуждение отведено, если я правильно понял, всего три дня (?) - уже завтра документ может перестать быть проектом. Вряд ли такая спешка целесообразна.

Наоборот. Как представляется, в связи с чрезвычайной важностью проблемы и высоким качеством документа необходима широкая общественная дискуссия и тщательная комплексная экспертиза.

На мой взгляд, в целом проект показывает понятное отсутствие на сегодня у профессионального сообщества и общественности двух базовых вещей: во-первых, теории наркомании - в плане, как её победить, как кардинально (и в разы) снизить спрос на психоактивные вещества, и, во-вторых, целостного православного взгляда на проблему.

Например, представляется, что нельзя концепцию сводить исключительно к реабилитации, так как все основные эффекты возникают ПОСЛЕ реабилитации, на этапе ресоциализации. Тем более, что на местах, в приходах, наработан уникальный, ждущий ещё своего адекватного обобщения и признания, опыт Русской Православной Церкви именно по ресоциализации. Поэтому имело бы смысл делать концепцию не по реабилитации, а ресоциализации наркозависимых. Это продвинуло бы не только внутрицерковную ситуацию, но и ситуацию с ресоциализацией в российском обществе в целом, позволило бы Церкви выступить с лидирующей, если хотите, управляющей и программирующей позиции.

В тексте проекта Концепции немало непроработанных моментов, которые недоброжелатели могут использовать против самой идеи данного важнейшего документа.

Например, чуть ли не провозглашаемый принцип разнообразия (модное в последние 20 лет diversity) крайне опасен в связи с его абстрактностью. Авторы проекта пишут "В будущем возможно появление различных новых подходов и форм в церковной реабилитации, и это разнообразие форм надо приветствовать".

Однако православный подход к разнообразию, как представляется, заключается не в самоценности разнообразия, а в том, откуда возникает разнообразие и кто его создает. Ведь в православной традиции именно личность, персона, создает единичное, особенное, уникальное, неповторимое, и, тем самым производит разнообразие. То есть разнообразие есть не самоцель, тем более, не самоценность, а следствие принципа личности, поэтому вторично. Если же мы кладем в основу принцип разнообразия, то всё делается непонятным, хотя, возможно, и будут цвесть все цветы - вот только нужно ли это кому либо?

Недоумение вызывает положение о неизлечимости наркомании, хотя среди священнослужителей-подвижников на ниве реабилитации уже отработана глубокая формула проблемы: наркомания не излечима исключительно медицинскими средствами, только духовными. Подобная слабая и опасная позиция в проекте Концепции обусловлена тем, что ключом отчего-то не делается положение о формировании новой ценностной системы (и требуется ещё и её предметное неназывное описание!) бывшего наркозависимого как основы православной реабилитации и ресоциализации.

Безусловным показателем недоработанности концепции является вынесение пункта о программе "12 шагов", да ещё с огромным примечанием, равным едва ли не десятой части объёма самой Концепции. Не очень понятно, во-первых, зачем вообще это делается и, во-вторых, почему этот подход противопоставляется терапевтическим сообществам - ведь очевидно, что вне создания терапевтических сообществ любой подход, любая метода не будут работать.

Далее. Фундаментальной основой реабилитации, что следует уже из этимологии и значения самого этого слова, является собственно абилитация, оспособление, постановка у зависимых способностей, навыков и умений быть "общественным действующим существом" (знаменитое аристотелевское "дзоон политикон") - нередко именно отсутствие способностей, инструментальная невооруженность делает человека беспомощным как перед наркотизацией, так и в дальнейшей жизни после реабилитации. То есть в проблеме реабилитации, как представляется, это составляет 90 процентов всего дела и требует соответствующей разработки - причем, опять же, в рамках и свете именно ресоциализации.

Таким образом, представляется целесообразным не торопиться с утверждением представленного проекта Концепции (ведь очень редко бывает подобная уникальная возможность мобилизовать общество на столь важное дело) и провести широкое обсуждение. Институт демографии, миграции и регионального развития готов предоставить одну из площадок для этого.

Источник: http://krupnov.livejournal.com/103312.html .


Наконец-то Церковь обратилась лицом к страшной проблеме века – наркомании!

Ещё в 90-е годы и в начале 2000-х годов многие Архиереи не признавали этой проблемы и не хотели ей заниматься. В эти годы мне пришлось много летать и ездить по России от Камчатки, Магадана, Владивостока до Санкт-Петербурга и Минска и от Салехарда, Норильска, Архангельска, Мурманска до южных границ России. В эти же годы удалось помочь организовать реабилитационные центры по реабилитации нарко- и алкозависимой молодёжи на Камчатке, в Магадане, Владивостоке, Норильске (который, к сожалению, потом перестал существовать) и некоторых других городах. В 2004 году наш Душепопечительский Центр совместно с Федеральной Службой по Контролю за оборотом Наркотиков провёл общероссийскую акцию «Москва-Владивосток: Россия без наркотиков». Результатом этой акции явилось широкое привлечение внимания Церковных кругов к проблеме наркомании и проблеме борьбы с нею. Это послужило толчком к тому, что Церковь обратила внимание на проблему наркомании и проблему борьбы с нею. В ноябре 2005 года так же по инициативе Душепопечительского Центра и ФСКН России с благословения покойного Патриарха Алексия II и митрополита калужского и боровского Климента была проведена всероссийская конференция «Власть, общество, бизнес, Церковь против наркомании». К участию в этой конференции были привлечены высокопоставленные государственные и общественные деятели, Архиереи, священнки, миряне и представители науки. Эта конференция имела широкий резонанс в России. В декабре 2007 года по инициативе московского общества православных врачей совместно с представителями НИИ наркологии и ГНИИ психиатрии им. Сербского был проведён круглый стол, на котором рассматривались различные методики реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков. На круглом столе присутствовали священники из многих епархий РПЦ, занимающиеся вопросами реабилитации молодёжи, страдающей от зависимости к алкоголю и наркотикам. Было высказано единодушное мнение о высокой эффективности Православных методик реабилитации и отрицательное мнение о целесообразности использования в Церкви протестантской программы «12 шагов». Резолюция круглого стола была напралена Патриарху Алексию II с пожеланием развивать и поддерживать Православные методы реабилитации.

В конце концов в Русской Православной Церкви появился проект концепции по реабилитации наркозависимых, который обсуждался 17 августа 2010 года на круглом столе, инициированном коммисией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Отрадно заметить, что в Концепции признаётся приоритет духовной поддержки страдающих от алкоголизма и наркомании. В концепции также говорится, что «на любой стадии зависимости человек с помощью Божией мажет прекратить наркотизацию». Отрадно читать такие слова: «Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения.». В первом принципе Концепции признаётся, что «главным деятелем Церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства». В церковной реабилитации особая миссия возлагается на Православного священника, как служителя Таинств. Пастыря, духовника и молитвенного предстоятеля… Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника.

Считаю очень важным второй принцип реабилитации: «Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины». Действительно, реабилитационная практика показала большую помощь общинного принципа реабилитации наркозависимых.

Всё это замечательно, но вдруг следующий абзац Концепции перечёркивает весь смысл церковной реабилитации. В нём говорится: «Воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации – участие в сакраментальной жизни Церкви может быть только добровольным. Но, выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие знакомиться с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях. Ознакомление с основами вероучения является обязательным при церковной реабилитации. Не все прошедшие реабилитацию в церковной общине становятся церковными людьми, но большинство из них меняет свои ценностные ориентиры. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается.». Если для наркозависимого не является обязательным условием участие в церковной реабилитации, то зачем нужна всякая церковная помощь нарко- и алкозависимым? Если первый принцип церковной реабилитации считает главным деятелем церковной реабилитации Бога, то данное заявление Концепции напрочь перечёркивает этот принцип реабилитации. Получается, правая рука не знает что делает левая. Третьим принципом реабилитации Концепция считает компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Но действительным является и то, что человек, составлявший Концепцию, не является компетентным в вопросах наркологии. Остаётся удивляться, почему составители Концепции не прибегли к помощи компетентных в данном вопросе священников и учёных, которых немало в Русской Православной Церкви. Почему воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации? Но мы это где-то уже слышали. Да, в самой же Концепции, в конце которой говорится о пользе программы «12 шагов». В Концепции говорится, что программа имеет прикладной, а не вероучительный характер. Зачем тогда затевать этот сыр-бор? В Концепции утверждается, что в программе «12 шагов» нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Действительно, адепты программы «12 шагов» считают, что их программа не имеет никакого отношения к религии и к Церкви. В ней нет места понятиям греха, покаяния, Бога, нет места для Спасителя Иисуса Христа. Они утверждают также о высокой эффективности данной программы, но это обман. В среднем, по статистике мировых центров, работающих по программе «12 шагов», среди алкоголиков её реальная эффективность составляет всего 5%. При наркоманиях же процент эффективности программы «12 шагов» ещё ниже, чем при алкогольной зависимости. Из компетентных зарубежных источников известно, что добровольно в неё входит не более 5% наркозависимых (а в России и того меньше – всего лишь от 1,5 до 5%), но уже в течение первого года 2/3 из них отсеиваются, и от общего числа реабилитируемых в программе «12 шагов» остаётся всего 1,5%! Выше процент добровольного вхождения в программу (до 10%) отмечается только при сочетании её с пресловутой «заместительной терапией» (т.е. с метадоновой, запрещённой в России!). Но при этом реабилитируемый «подсаживается» на метадон (жёсткий синтетический наркотик из группы опиатов, по своему действию на организм и последствиям от употребления – опаснее героина), становится зависимым от него практически пожизненно (если, конечно, выживет).

В своей работе «Сравнительный анализ методик реабилитации «12 шагов» и РПЦ», опубликованной на сайте «Русская линия» и в журнале «Наркология» в 2007 году мы дали подробный научный анализ этой программы и показали её неэффективность и нецелесообразность использования в Церкви. Безусловно она имеет право на существование в мирских, нецерковных реабилитационных центрах или в адаптированном к Православию виде. Но тогда это будет уже не «12 шагов» а православная программа. В чистом же виде её никак нельзя применять в Церкви.

Вызывает также сомнение в выполнимости всех пунктов организации церковной реабилитации, т.к. к настоящему времени Церковь не обладает силами и средствами для осуществления поставленных задач. Но начинать надо! Данный документ простимулирует деятельность Церкви в борьбе за молодёжную трезвость.

Я считаю, что Концепцию надо доработать с привлечением компетентных лиц!

Руководитель Душепопечительского Центра
святого праведного Иоанна Кронштадтского
игумен Анатолий (Берестов)


Сайт «Нет – Наркотикам», Москва, 2010 г.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования