Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Духовно-нравственное и спортивно-патриотическое воспитание молодежи с отклонениями в поведении как фактор профилактики наркотизма на территории Российской Федерации (окончание)

 

Часть I

Н. В. Каклюгин – врач-психиатр; эксперт Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу Российской Федерации; аспирант ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; методист социально-идеологического отдела ГОУ «Дворец пионеров и школьников им. А. П. Гайдара» Окружного Юго-Восточного управления образования Департамента образования г. Москвы, г. Москва.


В данном контексте закономерен вопрос И. В. Силуяновой, на который она же сама и отвечает в уже частично процитированной выше статье «Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости»: «В связи с этими ориентациями могут возникнуть вопросы о соответствии подобных программ реальному мировоззренческому состоянию и духовным потребностям молодежи. Не будут ли данные ориентации некой формой насилия? Будут ли они «стрелой, бьющей в цель»? Ответы на эти вопросы мы можем найти в конкретных социологических опросах.

Сами за себя говорят данные социологического опроса, проведенного среди сегодняшних студентов-медиков.

На вопрос «Ваши религиозные убеждения» – 70,7% студентов ответили – Православие. На вопрос «Какое место занимает религия в вашей жизни?» последовали следующие ответы – главное – 4,7%, значительное – 45,5%, незначительное – 35,5%, никакое – 7,4%.

Результаты опроса свидетельствуют, что духовно-нравственное состояние нашей молодежи – это, скорее, состояние поиска и пробуждения, нежели твердой осознанной позиции. Такое состояние в принципе характерно для молодежного, по сути своей «поискового» сознания, когда вопросов и исканий больше, чем стойких убеждений. Тем не менее, проведенный опрос выявил высокую степени заинтересованности молодых людей к духовно-нравственным традициям Отечества. И здесь как никогда важна позиция и поддержка старшего поколения в просвещении российской молодежи. Особенно учителей, политиков, ученых, преподавателей, законодателей, писателей, научной и художественной интеллигенции, консолидация сил которых действительно может способствовать духовно-нравственному и физическому здоровью наших детей, что, безусловно, является основанием возрождения российского общества» [11].

Чтобы улучшить текущую ситуацию с употреблением наркотиков в молодежной среде, провоцирующих криминализацию данной группы риска, необходимо признать, что для грамотного осуществления первичной и вторичной профилактики наркомании имеет большое значение организация детей, подростков и юношества в специальную Всероссийскую молодежную детскую организацию типа пионерской и комсомольской. Практика показала, что при работе с группами риска, очень хорошее воздействие оказывает военно-патриотическая работа с ними в сочетании с духовно-нравственным компонентом, проводимая в детских лагерях. Очень хорошо подростки воспринимают патриотическую деятельность святых Русской Церкви преподобного Сергия Радонежского, святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Даниила Московского и других святых [3]. Поэтому каждая местная (школьная) и другая подобная организация должны иметь в штате священнослужителя или специально подготовленного православного мирянина. В этом детско-молодежном объединении молодые люди в обязательном порядке воспитывались бы в идеалах традиционной русской нравственности, веры и культуры. Должна прививаться любовь к близким, толерантность к верующим других традиционных религий, патриотизм, формироваться навыки здорового образа жизни в духе целомудрия. Необходимо восстановить детские учреждения типа Дворцов пионеров. В советской России они были одними из наиболее популярных среди молодежи досуговыми центрами, но в начале 90-х годов оказались на грани уничтожения. Сегодня из них сохранились по всей стране считанные единицы.

Для восстановления старой высокоэффективной системы учреждений дополнительного образования необходимо придать им новые идеологию и статус, а также, учитывая кризис духовности, культуры и образования, строить работу с детьми, развивать при участии членов Русской Православной Церкви высокую духовность и культуру на традиционных наших основах, в прошлом лучших в мире духовности, культуры и образования. Работа в этих детско-юношеских организациях обязательно должна строиться и на массовом введении в быт элементов физической культуры и спорта при поддержке федерального бюджета. Нельзя на это жалеть денежных средств и усилий. Эти шаги впоследствии обязательно отразятся в падении уровня наркотизации и алкоголизации детей, юношества и всего общества. Можно в чем-то урезать бюджет, но не жалеть бюджетных средств на развитие этого чрезвычайно важного дела.

В 2001 году Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов, выступая на Съезде православной молодежи в Москве, заявил, что «воспитание молодежи – общее дело государства, общества и Церкви». Понимают это и на уровне российского правительства. В настоящее время принята и уже работает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в разработке которой приняли участие практически все министерства и ведомства, координирующие деятельность молодежных общественных организаций, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума. Деятельность институтов государственной власти способна активизировать данное чрезвычайно важное направление, способное отвлечь молодежь от улицы, ее развращающего влияния, которое может в будущем привести к развитию у нее такого пагубного пристрастия как наркомания. Проводимая на уровне администраций субъектов Российской Федерации работа осуществляется на основе концепции патриотического воспитания граждан через межведомственные координационные советы, городские районные программы. Реализовываться они должны через опорные зоны и экспериментальные площадки для накопления и распространения опыта патриотического воспитания, семинары и совещания по подготовке специалистов, разработку моделей центров традиционной культуры, этнографии, боевых единоборств, военно-исторического моделирования, организацию лагерей, проведение военно-спортивных игр, фестивалей, соревнований, слетов и конференций, создание молодежных отрядов волонтеров, учебных центров для призывников. Сегодня необходимо сосредоточить усилия на формировании научно-методических основ патриотического духовно-нравственного воспитания – издании методических пособий для специалистов, работающих в этой области, книг по военно-исторической тематике, проведении тематических научных конференций.

Проблема формирования мировоззрения подрастающего ребенка всегда была основополагающей в теории воспитания. В философском словаре находим следующее определение понятия «мировоззрение»: <[>«система представления о мире и о месте в нем человека, об отношенш человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [19]. Можно сказать, что мировоззрение – это общее принципиальное осознание сущности мира, его начала начал и конца, положения человека в нем. Мировоззрение выступает как способ осмысления, понимания и оценки окружающего нас мира. Оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями и понятиями. Мировоззрение определяет характер личностного отношения человека к миру и себе подобным, смысл его жизни, нравственные установки человека. Мировоззрение является ядром структуры личности, и, следовательно, без знаний о мире, о человеке, без жизненного идеала, без оценки всего происходяшего с точки зрения ценностей и убеждений, а, главное, без деятельности в соответствии со своими убеждениями нет и личности как таковой.

Многие современные авторы отмечают, что выработке мировоззрения способствует собственный жизненный опыт человека. Однако необходимо заметить, что жизненный путь человека содержит в себе случайности, и мировоззрение, построенное только на таком опыте, оказалось бы отрывочным и малосистемным. Поэтому воспитатель, имея цель способствовать становлению мировоззрения воспитанника, должен вести соответствующую деятельность целенаправленно, используя различные пути и средства. Формирование мировоззрения – это процесс ориентации детей в жизненном пространстве, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей, нарушить которую при качественном ее запечатлении им будет практически невозможно [5]. Это касается, в том числе, и формирования аддиктивного (зависимого) поведения, способствующего в дальнейшем вовлечению молодого человека в потребление наркотических средств и психотропных препаратов.

Не случайно спортивно-патриотическое воспитание молодежи в настоящее время является одним из приоритетных направление государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и могут рассматриваться как один из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Однако воспитание, направленное в сторону развития гражданственности и патриотизма у молодых людей, не является гарантией их воздержания от потребления наркотиков. Сложные социально-экономические процессы начала 90-х годов прошлого века связанные с реформированием российского общества, повлияли, в том числе, и на то, что в условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко у подрастающего поколения резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана. Значительной части современной молодежи не присущи такие традиционные некогда для нашего общества морально-нравственные и психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личностных, но и социально значимых интересов и целей. Статистика свидетельствует о росте негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом и старшим поколением, размывании патриотических, гражданских ценностей и смысложизненных приоритетов, в прошлом считавшихся незыблемыми. Между тем известно, что одна из основополагающих характеристик истинного гражданина своего Отечества – чувство патриотизма, любви к Родине закладывается и развивается вместе с развитием, становлением самой личности с юных лет.

Проведенные недавно Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации среди юношей – москвичей призывного возраста социологические исследования наглядно демонстрируют: в современной молодежной среде отсутствует четкое понимание существующих угроз национальной безопасности и территориальной целостности России. Каждый третий из опрошенных призывников вполне откровенно выразил явное нежелание проходить военную службу. Это свидетельствует о том, что с самого раннего возраста необходимо воспитывать в личности высокие духовно-нравственные принципы, понимание преобладания ценностей общественных, государственных над корпоративными и личными, прививать уважение к духовному и культурному наследию своего народа, готовность к самопожертвованию на благо Отечества, приверженность национально-конфессиональным традициям, Православию, которое было в течение почти тысячелетия общенациональной государственной идеологией России.

Одной из причин создавшегося положения является практическое свертывание военно-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи после распада Советского Союза, хотя оно является одним из ведущих направлений воспитания, и должно выступать неотъемлемой составной частью всей деятельности по формированию у подрастающего поколения готовности к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. Вспоминая деятельность трудовых коммун под руководством А. С. Макаренко, занимавшихся перевоспитанием беспризорников, в том числе с наркотической (кокаиновой) зависимостью, следует отметить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества этого удивительного человека – воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. Намеченная цель – воспитание гражданина – требовала конкретизации. Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции («правовая эмоция», «этическая эмоция») тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) – необходимое условие правового государства. Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А. С. Макаренко стали достойными гражданами своего Отечества, проявили героизм во время Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. [16].

С учетом данного факта вызывает научный интерес точка зрения Д. Лаутера, пастора по работе с молодежью (Людвигсхафен-на-Рейне, Германия), о значении наследия А. С. Макаренко для современности. «Ответственная политическая педагогика в духе Макаренко не может быть нейтральной, – считает Лаутер, – Она живет, вдохновляется социально-политической перспективой создания лучшего мира... Всем педагогам должно быть ясно: нужна политическая работа, она начинается с «мелочей» повседневной жизненной практики. Если педагогика этого не делает, она не способствует решению назревших социально-педагогических проблем, в лучшем случае подготавливая детей и юношество лишь к сегодняшнему состоянию нашего общества, ограниченному интересами материального производства и потребления» [8].

Особого внимания заслуживает и утверждение академика Российской академии образования Г. Н. Филонова о том, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества» [13]. В современном обществе дотрудовой стадии социализации в ее школьный период соответствуют такие институты как семья, школа и учреждения дополнительного внешкольного образования, представленные не единой государственной системой, а, скорее, набором различных секций, кружков, курсов, выбранных родителями, чтобы куда-то «пристроить» ребенка с пользой для его развития. Детские лагеря, к сожалению, представляют собой не более чем каникулярный вариант кружка или секции, куда ребенка отправляют на каникулы, чтобы он не «болтался» дома или на улице.

На самом деле, социализирующий потенциал временного грамотно организованного детского коллектива, которым является лагерь, огромен. В условиях детского лагеря ребенок учится выстаивать свое взаимодействие со взрослыми и другими детьми на совершенно иных основаниях, нежели в семье и школе. Сам характер взаимоотношений в коллективе лагеря коренным образом отличается от семейных отношений и отношений в рамках школы.

Основанием для семейных отношений в современных семьях все чаще становится совместное проживание на определенной территории, необходимость решать бытовые вопросы с учетом интересов всех членов семьи. Крайне редко встречаются семьи, объединенные какой-либо общей деятельностью, общим интересом, общей целью. Современные семьи нечасто собираются вместе даже на ужин перед телевизором. В ситуации, когда более трети современных детей растут в неполных семьях, семья зачастую не является даже пространством освоения гендерных и возрастных ролей и элементарных бытовых навыков.

Взаимоотношения в школьном коллективе так или иначе сгруппированы вокруг учебной деятельности. Основанием для системы личных симпатий и антипатий, а также статусно-ролевых отношений служат те качества личности, которые связаны с учебной деятельностью. Личностный потенциал, не вписывающийся по тем или иным причинам в структуру учебной деятельности, оказывается невостребованным или даже становится источников проблем. Отношения со взрослыми дистанцированы и формализованы, а в подростковом возрасте часто конфликтны – большей частью из-за неумения раскрыть и поддержать интерес учащихся, учесть их возрастные психологические особенности.

Совершенно справедливо, что большая часть воспитательной работы в советской России традиционно отводилась системе детских каникулярных лагерей. К несомненным достоинствам такой работы следует отнести ее систематичность, профессиональную работу с кадрами, идеологическую согласованность с линией школы и общества, опору на педагогическую методологию и практическую направленность, выстроенную в соответствии с предлагаемой системой ценностей. Эти особенности делали систему детских лагерей полноценным институтом социализации, отличным от семьи и школы. По сравнению с учреждениями дополнительного внешкольного образования детские лагеря несут дополнительную психологическую нагрузку. В отличие от кружков, факультативов и секций, акцент в воспитательной работе лагеря стоит не на освоении деятельностью как таковой, а на способах организации этой деятельности. Главные навыки, вырабатываемые в условиях детского лагеря – это навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия со взрослыми и детьми разных возрастов в обстановке менее формальной, чем в школе, но более структурированной, чем на улице.

Исследование оснований и возможностей принципиально новых взаимоотношений в условиях детского лагеря само по себе может оказать психотерапевтическое и психопрофилактическое воздействие на ребенка, попавшего в неблагоприятную обстановку в семье или не сумевшего адаптироваться к требованиям школы, что может способствовать его вовлечению в наркотизацию как способ уйти от окруживших его проблем взаимоотношения с обществом.

Именно детский патриотически ориентированный военно-спортивный лагерь с программами духовно-нравственного просвещения способен взять на себя крайне важную функцию значимой для ребенка группы, занимающейся интересной для него, хорошо организованной, общественно-полезной и одобряемой деятельностью, под руководством заинтересованного, понимающего взрослого. Такая группа способна стать транслятором личностных идеалов и ценностей, учащим жить и выстраивать свою деятельность в соответствии с творческими, нравственными и духовными потребностями личности. В то же время эта группа становится своего рода безопасным пространством поиска и апробация новой линии поведения, новых убеждений, новых качеств, то есть, полем самопознания и познания другого человека и общества в целом, являясь по своей сути терапевтическим сообществом.

Многократно модифицированные версии метода терапевтического общества нашли свое место и в психиатрическом лечении, хотя сам метод вызывает на сегодняшний день много споров и сомнений. Главное – в связи с многозначительностью слова «сообщество», его не вполне медицинский характер и недостаток проверенных добросовестных источников информации на тему специфики и эффективности метода.

Английский психотерапевт Мелвин Роуз писал: «Основное различие между специальной школой (прим. авт. – для детей с девиантным, отклоняющимся от нормы поведением) и терапевтическим сообществом лежит в понимании причин эмоциональных отклонений и неустойчивого поведения. Терапевтический подход выдвигает на первый план задачу выявления подсознательных устремлений детей и подростков. Специальная школа пытается провести изменения путем насильственного улучшения социального поведения воспитанников – насилие неизбежно поддерживает правонарушительную субкультуру».

Корни существования терапевтических сообществ следует искать в условиях организации общественного устройства социальной жизни людей. Люди издавна проживали в общинах. В общине формировались устойчивые морально-нравственные и этические ценности. Существовали иерархия и разделение обязанностей. Для решения важнейших вопросов проводились собрания общины. Если взглянуть на современное общество, то можно заметить, что некоторые социальные группы в своих нормативных правилах и ценностях противоречат друг другу. Люди, которые вынуждены существовать в нескольких социальных группах, могут находиться в состоянии фрустрации, обусловленном ущемлением тех или иных сторон личности. В этой ситуации человек либо ищет такие социальные группы, морально-нравственные ценности которых не противоречат друг другу, либо, неосознанно включается процесс, называемый адаптивным приспособлением. Происходит трансформация ценностей и формирование новых установок или изменение старых.

Достаточно часто человек утрачивает способность к приспособлению или, не принимая нормы данной группы, лишь делает вид, что приспособился. Результатом такого дезадаптивного поведения становится осознанный или неосознанный личностный кризис, который может толкать молодого человека к поиску субкультурной группы с деструктивными и ненормативными ценностями. Извлекая его из этой среды и помещая в условия терапевтического сообщества, высока вероятность возврата его в социально желательное состояние.

Теперь немного истории. После Декабрьского вооруженного восстания 1905 года известный российский психиатр и общественный деятель В. П. Кащенко задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, трудных и нервных детей. В 1908 году он отправился за границу для изучения опыта лучших учреждений соответствующего профиля. Вернувшись в Россию, Кащенко создал уникальное учреждение «санаторий-школа», решавшее педагогические, лечебные и исследовательские задачи. Подобного «санатория-школы» в то время не было не только в России, но и за рубежом.

В советский период в системе образования для детей, имеющих отклонения в поведении, длительное время было только два основных типа учебных учреждений: школы для умственно отсталых и школы для несовершеннолетних правонарушителей. Опыт Кащенко, а также великолепного педагога Антона Семеновича Макаренко на протяжении многих десятилетий изучался специалистами многих стран и в итоге был реализован в виде терапевтических сообществ. Другими словами, прообраз терапевтического сообщества существовал в России в первой половине прошлого века. Именно его опыт и послужил основой для создания подобных структур: «Школа Макаренко могла бы быть для нас примером одной из наиболее успешных организаций терапевтического сообщества», – пишет упоминавшийся выше английский психотерапевт Мелвин Роуз.

Основные цели терапевтических сообществ следуют из довольно простой предпосылки, что группа, находящаяся какое-то время вместе, является своего рода моделью общественной действительности, дающей всем ее членам единовременные возможности модернизации, нормализации и изменения порочного облика и поведения, решения индивидуальных и групповых проблем. Не требует специального обоснования тот факт, что только конкретные, реальные жизненные ситуации, в которых человек участвует и которые переживает, могут предоставить ему значительный опыт и возможность обучения.

Цели, которые ставит перед собой детский военно-спортивный лагерь с обязательным духовно-нравственным наполнением, подобны тем, что являются приоритетными для терапевтических сообществ, равно как и для трудовых коммун для малолетних правонарушителей, созданных педагогом А. С. Макаренко в 20-е годы прошлого века, и отражают два основных направления, в которых разворачивается процесс социализации.

Первое направление – формирование социально-психологических качеств личности, то есть тех уникальных свойств, которыми обладает лишь человек и лишь благодаря тому, что рождается и развивается в человеческом обществе. Как уже было отмечено, к социально-психологическим качествам относятся жизненные цели и мотивы, определенные потребности, система духовно-нравственных ценностей, самосознание личности и т.д.

Второе направление – овладение конкретными навыками общения и взаимодействия с людьми, построения отношений, участия в общественной жизни.

Оба направления тесным образом взаимосвязаны и их выделение является, скорее, условным, поскольку формирование личности происходит в процессе овладения всеми социально-психологическими навыками.

Первому направлению соответствует та часть работы лагеря, которая направлена на приобщение ребенка к культурным, общественным, духовным ценностям, на раскрытие его творческого и общественного потенциала. В связи с этим направлением работы можно обозначить следующие задачи:

  1. Включение детей в состав группы с гражданскими ценностями и нормами поведения, заданными в виде правил и критериев оценки поведения, методов воспитания, используемой символики, примеров взрослых с целью усвоения участниками группы этих норм и ценностей;
  2. Проведение культурно-просветительской работы в соответствии с военно-патриотической направленностью лагеря;
  3. Включение детей в активную, творческую деятельность, а также поощрение творческого подхода к любой деятельности, внимание к индивидуальным способностям и возможностям ребенка;
  4. Организация совместной деятельности таким образом, чтобы смысл ее стал личностно значимым для участников, а вклад в общее дело мог служить критерием самооценки.

Другой, не менее важный комплекс задач, нацелен на организацию взаимодействия со взрослыми и другими детьми на основе общей коллективной деятельности. К данному комплексу относятся такие задачи:

  1. Приобщить детей к опыту построения межличностных отношений на основании участия в совместной деятельности;
  2. Приобщить детей к опыту существования во временном детском коллективе (группа высокого уровня развития), позволяющему освоить и закрепить новый групповой статус, новую роль, выработать определенную социальную интуицию;
  3. Способствовать выработке навыков более эффективного общения при решении общегрупповых задач;
  4. Способствовать овладению и закреплению навыков более глубокого тематического межличностного общения;
  5. Способствовать развитию навыков адекватного восприятия партнера по взаимодействию (эмпатии, идентификации, рефлексии).

В основе постановки задач стоит стремление научить детей двум важнейшим социально-психологическим навыкам: навыку свободного и глубокого общения и навыку совместной деятельности. Если учесть, что многие дети лишены полноценного общения в семье (дети из неполных семей, единственный ребенок в семье) и в школе (конфликтные отношения с педагогами и одноклассниками), и что большинство детей демонстрирует те или иные проблемы в общении, становится понятно, что временный детский коллектив обладает уникальными возможностями в этой сфере. Дети любят общаться, но не умеют использовать общение для самораскрытия, сближения, организации совместной деятельности. Зачастую дети не умеют говорить о том, что их интересует, боятся говорить о том, что их волнует, раскрываться в общении и даже не подозревают, что можно получать удовольствие от познания другого человека. Поскольку в школьный период общение более чем в каком-либо другом возрасте, влияет на психическое развитие, перед лагерем стоит задача научить детей полноценно общаться, а также чувствовать и познавать других людей. Учитывая временную ограниченность лагерных смен, в полной мере осуществить поставленную задачу невозможно, однако следует стремиться к тому, чтобы дети почувствовали интерес и оценили качество предложенного им в лагере общения.

О навыках сотрудничества можно сказать практически то же самое: современные дети теряют чувство коллективных ценностей, в массовом сознании преобладают ценности индивидуалистические, поэтому попытки организовать совместную деятельность часто наталкиваются на неумение идти на компромисс, учитывать общие, а не личные интересы, жертвовать своими потребностями во имя общего дела. В результате подростки чувствуют себя невостребованными, ненужными, страдает их потребность ощущать свою причастность к чему-то большому, общезначимому. В пространстве лагеря, с его организованной деятельностью и направленностью на интересы группы, становится возможным научить детей делать что-то вместе, привить вкус к совместной деятельности, дать ощутить чувство смысла бытия в соработничестве, во взаимодействии с окружающими сверстниками в едином душевном порыве.

Этот чрезвычайно важный педагогический момент может быть объяснен в соответствии с учением о «логотерапии», то есть буквально – терапии смыслом жизни, основоположником которого является австрийский ученый Виктор Франкл (Viktor Frankl, 1905-1997), чья позиция очень близка христианскому мировоззрению. Согласно прописанной в данном учении позиции, существуют три основных дороги, по которым можно придти к смыслу жизни [14].

Первая – творчество, полезная работа или совершение доброго поступка.

Вторая – переживание чего-нибудь или встреча с кем-то. Другими словами, смысл можно найти не только в творчестве, но и в любви.

Однако еще важнее третья дорога к смыслу жизни: даже беспомощная жертва безнадежной ситуации, столкнувшись с жестокой судьбой, которую нельзя изменить, может подняться над собой, вырасти за свои пределы и этим изменить себя. В свете того, что возможно найти смысл в страдании, смысл жизни существует при любых условиях, по крайней мере, потенциально. Рядом с этим безусловным смыслом жизни Виктор Франкл располагает безусловную ценность каждого человека. Именно эта безусловная ценность гарантирует неотъемлемость его человеческого достоинства. Так же, как и у жизни остается потенциальный смысл в любых условиях, даже в самых ужасных, так и ценность человека остается с ним при любых условиях, потому что оно основана на ценностях, созданных им прошлом, и не зависит от «полезности» или «бесполезности», которую он представляет в настоящем. Если говорить точнее, «полезность» человека обычно определяется в терминах его функционирования на благо общества. Но сегодняшнему обществу свойственно ориентироваться на успех, и оно чаще всего выделяет людей, которые преуспевают и счастливы, и особенно – молодых и сильных. Оно фактически не признает ценность всех остальных, игнорируя таким образом важнейшую разницу между ценностью в смысле достоинства и «общественной полезностью».

На основании этого, определяя формы работы с молодежью, следует учитывать, что интерес к прошлому и настоящему истории воинской славы России, к богатой истории духовно-нравственной культуры нашего Отечества, к одобряемым формам социальной активности можно пробудить, используя стремление детей и подростков к личному участию в организованной определенным образом общественной деятельности, то есть деятельности во благо общества. Это позволит сориентировать их в направлении, противоположном тому, которое способно впоследствии привести их к употреблению наркотических средств и психотропных препаратов.

В наше сложное время революционных политических, экономических и социальных преобразований государства перед обществом и педагогической наукой стоит сложная проблема – воспитание достойных граждан в социуме, имеющем явные симптомы антигражданской направленности. Давно назрела необходимость решения следующих вопросов: каковы показатели гражданственности молодежи? Какими воспитательными методами и средствами поддержать гражданственность в условиях падения авторитета взрослых, родителей, детского одиночества, неумения ребенка жить в группе, в коллективе, в условиях убыстряющего роста детской беспризорности и подростковой наркомании? Как избежать падения культуры и насилия субкультуры, убивающей истинное искусство и пагубно влияющее на молодых граждан? Как сегодня силами государства, общества создать у школьников социальный (гражданский) оптимизм? Каким образом сохранить лучшие традиции гражданского, правового и нравственного воспитания? Эти и другие вопросы требуют действенного практического решения, а не словесных дискуссий [16].

Сегодня уже практически никто не станет отрицать, что православная педагогика является частью национальной русской культуры и традиции, способствующей росту духовно-нравственного уровня нации и, соответственно, формирующей своеобразный иммунитет к соблазнам современной гедонистической цивилизации, к которым относятся и наркотики. И на сегодняшний день православие может предложить российскому обществу целостную, позитивную воспитательную систему, апробированную на протяжении тысячелетия.

Здесь будет уместно процитировать еще один фрагмент выступления игумена Анатолия (Берестова) на третьем заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: «Если мы не создадим для подрастающего поколения благоприятных во всех отношениях условий, мы не сможем управлять воспитанием детей в духе созидания нравственности, духовности и добродетели, и совершим грубейшую и непоправимую в историческом отношении ошибку. Мы разрушили детский мир, теперь наша задача восстановить его. Если общество, Президент, Правительство, Члены Государственной Думы и Совета Федерации не поймут это и не пойдут по этому пути, то настоящей профилактической работы, ставящей перед собой задачу снизить наркотизацию населения России, нам не создать. Хорошо если мы не только поймем и своевременно осознаем такие, казалось бы, простые вещи, но и приступим к реализации вышеупомянутых проектов» [3].

Работа уже начата в нужном направлении – готовится методическое обеспечение для преподавания в школе дисциплины «Основы православной культуры». Однако не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо постепенно расширять данное направление, акцентируя внимание на создании и дальнейшем развитии в системе учреждений дополнительного образования сети спортивно-патриотических летних лагерей для учащихся общеобразовательных учреждений с обязательным духовно-нравственным компонентом, базирующемся в большей степени на традиционном для России православном вероисповедании. Это даст нашей молодежи, уже частично пораженной окружающей разлагающей мораль и нравственность информационной средой, понимание происходящих в современном мире деструктивных процессов, сформирует навыки защиты от них и определит для нее способы возрастания в исключительно созидающем крепость духа, здоровье души и тела направлении, которое сократит до минимума вероятность их наркотизации и алкоголизации.


Список литературы:

  1. Аксаков К.С. О русском воззрении. // М.: Русская идея, 1992;
  2. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. // Сб. научных трудов и материалов по итогам научной конференции, г.Волгоград, 27-30.09.2004 г., Волгоград, 2005 ч. I;
  3. Берестов А. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения наркотизации российского сообщества. Доклад на 3-м заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 20.09.2008 г. Электронный адрес доклада: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113549;
  4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д, Педагогика и психология: Учебное пособие. // М.: Гардарики, 2001. С. 102;
  5. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. // М.: Издательство ПСТГУ, 2008. – С. 139-140;
  6. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / Составители Е.Г. Осовский, О.Е. Оссовский // Саранск, 2003. (Педагогическая библиотека российского зарубежья, т.2);
  7. Кривцова Л.Н. О некоторых вопросах правового обеспечения духовно-нравственного здоровья семьи, детей и молодежи в Московской области. // Доклад на Всероссийском семинаре родителей «Родители за доступность и качество образования», г.Москва, 29.01– 3.02.2006 г. Электронный адрес доклада: http://www.r-komitet.ru/events/razdel/seminar-5;
  8. Лаутер Д. В защиту успешной и социально активной педагогики // Международные макаренковские исследования. Макаренко на Востоке и Западе / Под ред. 3. Вайтца /Марбург, Германия/ и А. Фролова /Н. Новгород, Россия/. Т. 3. Ред. русского изд. А. Фролов. Н. Новгород, 1994. С. 121;
  9. Невский И.А. Во что обходится обществу неэффективное образование // Магистр, 1995. - №3. – С. 29-30;
  10. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. 2-е издание, исправленное и дополненное // Чебоксары: Издательство Чувашского ун-та, 2001. С. 19-20;
  11. Силуянова И.В. Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости // Электронный адрес материала: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38067.php;
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. // М., 1948-1952. Т.2;
  13. Филонов Г.Н. О достоверности педагогических исследований // Педагогика, 2004. - №4.- С. 35;
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла. // М.: Прогресс, 1990. – 368 с. Электронный адрес размещения: http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=116&article_id=9;
  15. Шестун Е. Православная педагогика. – М., 2001. – 560 с.;
  16. «Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч.». Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. // М.; Академический Проект; Альма Матер, 2006. – C. 11
  17. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. №561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» // Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/jrussia_5991.html;
  18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Гл. ред. В.В. Давыдов. Т. 1. // М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 224;
  19. Философский энциклопедический словарь. Составитель: Губский Е.Ф. // М., 2000. – 576 с.

Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №6, 2010 г., с. 58-73 .


Сайт «Нет – Наркотикам», Москва, 2010 г.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования