Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Антонио Марио Коста: "С наркоторговлей должен бороться Афганистан, а не НАТО"

21 мая 2010

Причиной небывалого за последнее десятилетие распространения по всему миру афганского героина стали неконтролируемые границы между сопредельными среднеазиатскими государствами. Такое мнение высказывает Антонио Мария Коста, исполнительный директор управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Он также считает, что с выращиванием мака должны покончить власти Афганистана, а не НАТО. Почему он так думает, господин Коста объяснил в интервью нашим коллегам из Российского агентства международной информации "РИА Новости".

Господин Коста, что Вы можете сказать о вреде, который наркотики причиняют в мировом масштабе?

– Что касается вреда, причиняемого наркотиками, то он попросту огромен, хотя, конечно, и не настолько велик, как тот, что приносят легальные наркотические средства. Речь идет о веществах, которые законодательно отнесены к наркотикам и с оборотом которых ведется борьба, – это героин, кокаин, марихуана и т.д.

Разумеется, есть вещества, которые законом не запрещены, к примеру, алкоголь или табак. Купить их можно в любом магазине практически в любом уголке мира, и убивают они миллионы человек. Наркотики, в силу того, что их употребляет ограниченная часть общества, в зависимости от конкретных обстоятельств – от 1 до 2 % населения, приводят в мире к гибели 200 000 человек в год. Около половины из этого числа, как мы считаем, погибают от употребления наиболее опасных наркотиков, то есть от героина, получаемого из переработки опия, и я думаю, что эта цифра, пусть она и рассчитана скорее приблизительно, тем не менее, достаточно точно отражает действительность.

Как Вы думаете, почему афганские наркотики, и в первую очередь я имею в виду героин, идут преимущественно в Россию?

– Очевидно, что границы между Афганистаном и Россией, то есть то внушительное число границ, что их разделяют, недостаточно хорошо охраняются. Афганские наркотики с относительной легкостью попадают в Азию. Так, к примеру, граница между Афганистаном и Туркменистаном по-настоящему серьезно не охраняется. Граница с Таджикистаном охраняется плохо, поэтому наркотики вполне спокойно попадают в Среднюю Азию. И уже из Средней Азии доставить наркотики в Россию вообще откровенно легко, поскольку границы между бывшими среднеазиатскими республиками, входившими в Советский Союз, и Россией фактически не контролируются. Таким образом, есть проблема – это возможность беспрепятственных поставок и логистики. Граница с Ираном при этом охраняется очень плотно, и наркоторговцам становится все тяжелее перевозить наркотики в Западную Европу через эту страну.

Во-вторых, употребление наркотиков, я считаю, отражает приоритеты общества, его выбор. В США, например, употребляют кокаин и совсем в незначительных объёмах героин, а кокаин – уже длительное время. Всего тонн двести кокаина в год. Европа в прошлом страдала от героиновой зависимости, но сейчас его употребление там снижается, и употреблять стали больше кокаина. Таковы тенденции в обществе, и именно это сейчас и происходит в России, то есть выбор наркотиков объясняется культурными и иными причинами.

Как Вы думаете, почему в Европе обеспокоены героином не так сильно, как в России?

– Европа обеспокоена проблемой героина, поскольку в Европе гибнет очень много молодых людей, героиновых наркоманов. Может быть, не настолько много, как в России, но Европу это, тем не менее, беспокоит. Я на протяжении многих последних лет замечаю, что в Европе реализуется масштабная программа профилактики и, что особенно важно, лечения героиновых наркоманов, не кокаиновых, а именно героиновых. В Европе запущено внушительное количество программ, на которые отпускаются значительные средства. Особенно в северных странах, таких как Нидерланды, Швеция и другие. Я считаю, что европейские страны очень серьезно относятся к борьбе с героином. Сказал бы даже, что они не совсем серьезно относятся к марихуане, это да, и возможно даже к кокаину. Но к героину отношение серьезное.

Что Вы можете сказать о так называемом стратегическом запасе афганского опия?

– Это вопрос поставок. Афганистан на протяжении многих последних лет, предположительно, с 2006 года, производил опия гораздо больше, чем его потребляли в мире. Ежегодно в мире потребляют примерно 4000-4300 тонн опия; точную оценку здесь дать сложно, но порядок цифр примерно такой. При этом в Афганистане было произведено, например, в 2007 году, практически 8000 тонн. То есть вдвое больше, чем потребляется во всем мире. Таким образом, если суммировать избыточные объемы производства за 2006, 2007, 2008 и 2009 годы, и, что весьма вероятно, также за текущий год, вы обнаружите, что за пять лет Афганистан выработал опия в общей сложности на 10000 тонн больше уровня его мирового потребления. Это, разумеется, наводит на мысль, что в стране должны скопиться запасы, и они действительно есть. В ходе недавних очень масштабных операций НАТО, в частности, в провинции Гельменд, было обнаружено огромное количество наркотиков, часть из которых была конфискована. Где именно находятся эти запасы, в Афганистане, в Пакистане или в других странах, сказать трудно, но, несомненно, существуют большие запасы этого наркотика.

Есть ли связь между ростом производства наркотиков в Афганистане и ростом военного потенциала в регионе?

– Конечно, взаимосвязь между выращиванием мака и укреплением военной мощи боевиков есть, если вопрос был именно об этом. Более того, мы утверждаем, что с 2005 года мятежники оказывают поддержку и финансируют выращивание мака, содержат мощности по переработке сырья и занимаются экспортом. Будь то сами талибы или связанные с ними преступные группы, они в любом случае работают вместе с повстанцами. Мы можем однозначно подтвердить, что в этих провинциях ведется незаконная деятельность по выращиванию, переработке и экспорту. Эти провинции, так или иначе, находятся под контролем либо влиянием боевиков. Мы видим, что значительная часть доходов от наркотиков присваивается мятежниками – им нужны деньги, чтобы платить своей пехоте, приобретать снаряжение, закупать оружие, транспорт, легкие грузовики и так далее и тому подобное. Поэтому можно сказать, что опий способствует наращиванию боевиками военной мощи, а боевики разрешают крестьянам и местным жителям выращивать мак и производить наркотики в обход закона, поскольку подобная деятельность в Афганистане незаконна.

Что нужно сделать, чтобы Организация Объединенных Наций воспринимала борьбу с этими афганскими наркотиками как часть войны с терроризмом и пиратством?

– Организация Объединенных Наций ведет самую интенсивную работу, причем не только в лице нашего ведомства, управления ООН по наркотикам и преступности, где я занимаю должность директора. Народу Афганистана оказывается широчайшая помощь в организации выборов, обеспечении работы школ, снабжении продовольствием голодающих и так далее. Меры по содействию общего развития, поддержке органов власти, поддержке развитию Афганистана служат инструментом противодействия наркотикам. Управление ООН по наркотикам и преступности помогает правительству страны в разработке политики борьбы с наркотиками, в создании полиции по борьбе с оборотом наркотиков, помогает крестьянам переходить на выращивание законной продукции, и так далее. Я могу сказать, что наше Управление больше, чем кто-либо другой в мире обеспокоено тем, что в Афганистане необходимо сделать, что там можно сделать, оно осознает всю важность борьбы с производством наркотиков, которая лишит боевиков средств на дальнейшее наращивание своей мощи.

Существует ли взаимосвязь между наркотиками и уровнем преступности?

– Конечно, и это так во всем мире. По нашим оценкам, мировые объемы торговли наркотиками составляют несколько миллиардов долларов США. На эти деньги можно приобретать оружие и даже подкупать коррумпированных лидеров. В Афганистане происходит именно это, только в меньших масштабах, в масштабах одной страны. Я уже не говорю о насилии, творимом наркоманами, которые нарушают закон, стремясь найти деньги на наркотики. В данном случае я хотел бы рассмотреть проблему со стороны поставщиков, со стороны организованной преступности. Вполне очевидно, что наркобизнес во всем мире связан с насилием, преступностью и деятельностью мафии. Есть еще один момент, который в последнее время начал приниматься во внимание Советом Безопасности ООН, и заключается он в том, что в слабых странах наркоторговля поддерживает боевиков, насилие и терроризм. Имеются в виду страны, не обладающие возможностью контролировать свои границы, не имеющие возможности создать правоохранительные системы, не способные пресечь производство наркотиков, например, страны Западной Африки, Центральной Америки, Карибского бассейна, Мексика, и так далее.

Что означает "стратегия Радуга"?

– Это название комплексной программы, направленной на противодействие торговле наркотиками и исходным сырьем, на содействие альтернативных путей развития, поддержку ответственным представителям органов власти и так далее. За каждым направлением стратегии закреплен свой цвет, а вместе эти цвета составляют красивую радугу.

Что означает, например, синий цвет?

– Синий цвет означает борьбу с исходным сырьем.

Что Вы думаете о позиции Ричарда Холбрука, который сказал, что с учетом роста безработицы уничтожение афганских маковых плантаций не только бесполезно и неэффективно, но и контрпродуктивно, поскольку афганские крестьяне могут перейти на сторону талибов?

– Мы знаем о позиции, которую высказал посол Холбрук. Мы говорим о том, что уничтожение должно производиться правительством Афганистана, силами его полиции. Но не силами НАТО и иностранных войск. Подобным образом дела обстоят во всех странах, потому что политика в отношении наркотиков, как и в отношении любых иных вопросов, находится в ведении правительства.

Я поэтому с уважением отношусь к словам г-на Холбрука, ведь они адекватны логике, согласно которой наше Управление не разрабатывает и не проводит политику уничтожения наркотических веществ.

Что вы думаете о плане, предложенном российской стороной во время визита Виктора Иванова, главы ФСКН, в Брюссель?

– Я не знаком с предложениями г-на Иванова. Они были озвучены в другом учреждении, не в НАТО. С большим удовольствием обсудил бы с г-ном Ивановым его предложения. В завершение я хочу сказать, что нам известно, что Россия сильно страдает от афганского опия, и я не удивлен тем, что Россия, равно как и другие страны, привлекает внимание всего мира к трагедии, которую мы все хотели бы прекратить.

Справка

Предложенный Виктором Ивановым план сотрудничества России и ЕС в борьбе с наркопроизводством в Афганистане включает семь пунктов. В их числе: повышение через Совет Безопасности ООН проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности; создание не менее двух миллионов рабочих мест для афганцев (более трех миллионов крестьян в Афганистане втянуты в культивирование опиумного мака); ликвидация культивации опиумного путем искоренения посевов; включение в санкционный список ООН землевладельцев, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации; включение в мандат междунарожных сил содействия безопасности в Афганистане обязанности по уничтожению плантаций опиумного мака; обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества и обмена разведданными; совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских.

В марте глава ФСКН РФ предложил НАТО аналогичный план сотрудничества ("Радуга-2") по борьбе с наркопроизводством в Афганистане.

По материалам источников: РИА Новости

Коста Антонио Марио

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования