Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

О результатах реализации республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

17 марта 2010

В Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан состоялось оперативное совещание под председательством заместителя начальника Управления полковника полиции Магомеда Калантарова с участием заместителей начальника Управления, руководителей подразделений и личного состава.

На повестке рассматривались два вопроса:

  1. О результатах реализации республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".

  2. О состоянии оперативно-служебной деятельности подразделений управления за январь 2010 года и аналогичный период прошлого года.

О результатах реализации республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" доложила начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики подполковник полиции Х. В. Валиева.

В своем выступлении Валиева Х.В. отметила, что Программа была утверждена законом Республики Дагестан от 1 ноября 2005 г. № 45, государственным заказчиком является Министерство здравоохранения РД.

Целью принятия данной Программы, было создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.

Основной программной задачей было определено создание системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками.

Современная ситуация характеризуется расширением незаконного распространения и употребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью дагестанской нации, демографической ситуации, экономике, правопорядку и безопасности.

Что касается наркоситуации в Республике Дагестан, на учете в республиканском наркодиспансере на 01 января 2010 года состоит 6110, из них: 4097 человек с диагнозом "наркомания" (в т.ч. шприцевые – 2165), наркопотребителей – 1525 чел., токсикоманов – 130 чел., токсикопотребителей – 358 чел.

Показатель распространенности наркомании на 100 тыс. чел. населения – 151,1 человек (за АППГ – 152,2), по РФ – более 250. Заболеваемость наркоманией на 100 тыс. чел. населения – 14,1 (за АППГ – 17,2).

Обеспеченность наркологическими койками на 10 тыс. населения в республике – 0,8 (по РФ – 2), кадрами – 0,12 (по ЮФО – 0,28, по РФ – 0,3). В целях улучшения качества оказания медицинской помощи наркологическим больным до всех ЛПУ доведены новые стандарты диагностики и лечения наркологических больных, открыты кабинеты анонимного приема граждан.

В результате исполнения программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.":

1. Укрепляется лечебно-диагностическая база наркологических учреждений. В целях укрепления материально-технической базы учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правовых нарушений среди несовершеннолетних, МВД по РД произведен ремонт здания Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, выделена необходимая мебель, оборудование. Министерством труда и социального развития РД проведена работа по созданию в учреждениях социального обслуживания семьи и детей соответствующих условий для проживания, реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в специализированных учреждениях, обеспечиваются в соответствии с нормативами одеждой, обувью, питанием. Осуществляется ресурсное обеспечение указанных учреждений автотранспортом, оборудованием, инвентарем. Все эти мероприятия финансируются и реализуются в рамках федеральной программы "Дети России".

2. Ежегодно проводится работа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Каждый год в 48 стационарных оздоровительных учреждениях и 123 лагерях дневного пребывания летним отдыхом и оздоровлением охватывается более 70 тысяч детей. Кроме того, приглашаются дети из соседних республик РСО-Алания, КБР, Ингушетии и Чечни. Финансирование указанных мероприятий производится в соответствии с Программой в пределах текущего финансирования Министерства молодежи РД.

3. Министерством образования и науки РД совместно с УФСКН России по РД ежегодно проводится мониторинг распространения наркомании в Республике Дагестан. Программой на проведение мониторинга распространения наркомании и ее влияния на состояние преступности в Республике Дагестан предусмотрено ежегодное выделение 50,0 тыс. рублей. За период с 2005 по 2008 гг. средства на эти цели не выделялись. Анализ мониторинга показывает, что уровень потребления наркотических средств не снижается.

По данным министерства здравоохранения РФ, возраст приобщения к наркотикам у подростков в стране снижается вплоть до 8 – 10 лет, а по Республике Дагестан этот возраст составляет 15 лет и выше.

Принимаемые меры по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи в образовательной среде по-прежнему сопряжены со многими трудностями. Многие педагоги, а также родители признают свою неосведомленность в вопросах наркомании и ее профилактики, что свидетельствует о необходимости постоянной, целенаправленной профилактической работы в образовательных учреждениях республики.

4. Министерством образования, науки и молодежной политике РД изданы и доведены до всех управлений образования методические рекомендации по осуществлению антинаркотической работы, проведены научно-практические конференции по теме "Проблемы профилактики наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних" и "Подростковая наркомания: её причины и следствия". Также проведен зональный семинар, на котором рассмотрена "Работа образовательных учреждений Республики Дагестан по профилактике наркомании, преступности и безнадзорности среди учащихся".

Управлением ФСКН России по РД за отчетный период изданы и распространенны листовки, плакаты, буклеты для подростков, педагогов и родителей, календари, закладки для книг по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни в количестве 5 тысяч экземпляров.

Совместно с Администрацией г. Махачкалы растиражировано, в количестве 2 тысячи экземпляров, учебное пособие "Уроки профилактики наркомании", для учащихся 1-4, 5-8 и 9-11 классов общеобразовательных школ.

В марте 2009 года Управлением ФСКН России по РД совместно с Министерством образования и науки РД проведена акция "Скажи жизни "ДА"" в образовательных учреждениях республики, в ходе которой розданы книги "Скажи жизни "ДА"" и методические рекомендации "100 вопросов и 100 ответов", "Правда о наркотиках и наркомании", брошюра "Правила независимости – как победить в войне против современной формы рабства", а также компьютерные игры "Антинаркомания" и "Боец спецназа ФСКН России" в количестве по 500 экземпляров, отпечатанные на средства федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.".

В образовательных учреждениях республики (ВУЗах, СУЗах, школах), при участии органов наркоконтроля оформлены информационные стенды антинаркотического содержания. Практикуется проведение конференций, круглых столов, бесед и лекций, направленных на формирование у детей и подростков представления о негативном воздействии наркотиков на здоровье, социальное положение человека и стимулирование мотивации к здоровому образу жизни.

5. 2003 году Управлением ФСКН РФ по РД, специально для наркологической службы республики, разработано и внедрено программное обеспечение для ведения учета наркозависимых лиц. Все лица, состоящие на учете в РНД до 2004 года, силами сотрудников УФСКН РФ по РД были внесены в указанную выше базу. Дальнейший учет и пополнение базы данных по лицам, выявленным при потреблении наркотиков, для более точного осуществления эпидемиологического контроля в республике, ведется работниками наркологической службы.

В настоящее время единая база данных о наркозависимых лицах республики ведется в республиканском наркологическом диспансере, где учитываются все лица, поставленные на наркологический учет в республике, а также наркопотребители и токсикоманы, в т. ч. с разбивкой по городам и районам республики. Данная база ежемесячно обновляется и идет работа по ее совершенствованию.

6. Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД совместно с редакциями печатных и электронных СМИ проводит постоянную работу по профилактике распространения наркомании, формированию в обществе негативного отношения к потреблению наркотиков.

Печатные и электронные СМИ регулярно освещают меры, предпринимаемые УФСКН России по РД и МВД по РД, сообщая об акциях, носящих обобщенное название "За здоровый образ жизни", содержании пресс-конференций с участием руководства УФСКН России, других мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркомании. В целом активизировались усилия прессы по формированию негативного отношения к потреблению и незаконному обороту наркотиков.

В частности, в газетах "Дагестанская правда", "Махачкалинские известия", "Елдаш", "Лезги газет", "Зори Табасарана" было опубликовано более 300 материалов по различным направлениям борьбы с наркоманией, многочисленные официальные сообщения о задержании лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, и изъятии наркотических средств и психотропных веществ.

В газете "Дагестанская правда" действует постоянная рубрика "Нет – наркотикам!", в которой размещаются материалы, разъясняющие степень угрозы, которую несет потребление наркотиков и информирующие о мерах по пресечению этого зла, сообщается об антинаркотических акциях с участием молодежи. Ряд республиканских изданий на национальных языках также ведут аналогичные рубрики.

Освещение актуальных проблем пропаганды здорового образа жизни и противодействия наркозависимости находится и в поле зрения дагестанского телевидения. В программе "На виду" неоднократно выступали руководители и сотрудники республиканского наркологического диспансера, УФСКН России по РД. В новостных выпусках ГТРК "Дагестан" постоянно присутствует тема, связанная с освещением конкретных мер правоохранительных структур по выявлению и ликвидации очагов выращивания, путей распространения наркотических средств. РИА "Дагестан" на постоянной основе информирует о мероприятиях антинаркотической направленности в городах и районах республики.

В целом, средства массовой информации проявляют определенную активность и заинтересованность в освещении социальной проблемы номер один, хотя до планомерной и по настоящему результативной работы все еще далеко.

Управлением ФСКН России по Республике Дагестан за отчетный период 2009 года размещено в печатных и электронных средствах массовой информации 1939 материалов различного жанра, из них на телевидении – 781, на радио – 479, в печатных изданиях – 232, в информационных агентствах – 330, в Интернет изданиях – 58 и на Интернет сайте ФСКН России и территориального органа – 59. Состоялось 138 выступлений руководства Управления на форумах, конференциях, семинарах, акциях, заседаниях "круглых столов" антинаркотической направленности.

Регулярно на Дагестанских телеканалах демонстрируются видеоролики антинаркотического направления, которые также транслировались в маршрутных такси и на светодиодных мониторах в г. Махачкала.

Силами сотрудников ОМВП и ГИОС УФСКН России по РД и коллектива республиканской радиостанции "Авторадио-Дагестан" подготовлена и еженедельно (каждый четверг) выходит в эфир радиопередача "Наркостоп".

7. В тематику курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров включены программы по "Профилактике употребления учащимися сильнодействующих веществ" и вопросы, связанные с "Коррекционно-развивающей работой с девиантными детьми". На базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров организованы курсы по профилактике наркомании среди учащихся для педагогических кадров образовательных учреждений. По сведениям Министерства образования и науки Республики Дагестан в 2007 – 2008 гг. курсы прошли 208 классных руководителей, 142 социальных педагога, 105 вожатых, 61 воспитатель интернатских учреждений и 170 педагогов дополнительного образования. На курсах проведены специальные семинары с демонстрацией видеоматериалов и слайдов по проблеме наркомании с приглашением работников наркологических служб.

Выполнение работы курсов обеспечивалось за счет средств текущего финансирования. (Программой предусмотрено 459 тыс. рублей).

8. Ежегодно среди учреждений образования республики проводится конкурс на лучшую организацию работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних "Работа образовательных учреждений по профилактике наркомании, преступности и беспризорности детей и подростков". В образовательных учреждениях проведены различные акции, конкурсы: "Кавказ без наркотиков", "Победили фашизм, победим наркоманию", "Права человека глазами ребенка", "Я – гражданин России" и другие.

В частности в текущем 2009 году в целях реализации вышеуказанного пункта Управлением ФСКН России по РД совместно с Управлением образования г. Махачкалы проведены следующие мероприятия:

  • Республиканский фестиваль "Искусство против наркотиков" (февраль 2009г.);

  • конкурс детского рисунка "Наркотикам – нет!" (март 2009 года);

  • конкурс "Работа образовательных учреждений по профилактике наркомании" (февраль 2009 года, на базе лицея № 8).

В апреле-мае 2009 года совместно с Министерством труда и социального развития РД организован и проведен республиканский конкурс антинаркотического рисунка среди воспитанников социальных приютов Республики Дагестан, приуроченный ко Дню защиты детей. По итогам конкурса победители награждены призами и грамотами Управления ФСКН России по РД, Министерства труда и социального развития РД.

9. Ежегодно свой профессиональный уровень повышают врачи наркологи, а также медицинские сестры, работающие с наркобольными. В целях улучшения качества оказания медицинской помощи наркологическим больным до всех ЛПУ доведены новые стандарты диагностики и лечения наркобольных. В НИИ наркологии г. Москвы подготовлен специалист для имплантации препарата "Протедаксон" – антидота опийных наркотических средств. Открыты кабинеты анонимного наркологического приема граждан во всех лечебно-профилактических учреждениях.

10. При Республиканском наркологическом диспансере создана передвижная диагностическая наркологическая лаборатория.

Кроме того, в УФСКН России по РД имеется передвижная криминалистическая лаборатория на базе микроавтобуса "Газель", полученная в централизованном порядке из ФСКН России в 2005 году.

11. Министерством здравоохранения РД закуплено оборудование для открытия отделения реанимации и химико-токсилогической лаборатории на базе республиканского наркологического диспансера.

12. Регулярно проводятся проверки в лечебно-профилактических учреждениях по соблюдению правил учета, хранения, отпуска, перевозки и пересылки в местах их легального оборота наркотических средств. Разработаны рекомендации по техническому укреплению и оборудованию двухрубежной защиты объектов хранения наркотических средств и доведены до всех ЛПУ и аптечных учреждений республики. Все объекты хранения наркотических средств технически укреплены и оборудованы. Обеспечен контроль за централизованной доставкой наркотических средств в ЛПУ через прикрепленные государственные аптеки. Контролируется лимит по утвержденным нормативам, поквартально проверяются все документы по приходу и расходу наркотических средств. Разработан и утвержден приказ, в соответствии с которым осуществляется контроль за выполнением инструкций о порядке назначения и использования наркотических средств больным на дому.

Однако наряду с вышеперечисленным остаются нерешенными такие пункты Программы:

  • "Проведение республиканского конкурса на лучшую телерадиопрограмму о проблемах наркомании, ее предупреждении и последствиях" не реализован в связи с тем, что проведение конкурса на лучшую телерадиопрограмму о проблемах наркомании требует определенных финансовых средств из республиканского бюджета.

  • "Открытие в Махачкале реабилитационного центра (на 50 коек) для лиц, потребляющих психотропные вещества" и "Открытие в городах Дербенте и Кизилюрте межрайонных наркологических диспансеров с реабилитационными центрами на 25 коек каждый" были рассмотрены на заседании Антинаркотической комиссии в Республике Дагестан 14 июля 2008 года, где главам администраций городов Махачкала, Кизилюрт и Дербент, а также Министерству здравоохранения РД и Минфину РД были даны соответствующие указания о выделении земельных участков для строительства указанных объектов и обеспечении выделения финансовых средств на подготовку проектно-сметной документации. Однако работа в этом направлении не продвинулась и указанные пункты остались неисполненными.

  • Не открыты кабинеты анонимного приема граждан в городах Южно-Сухокумске, Дагестанские Огни, в Ахтынском, Акушинском, Ботлихском, Бабаюртовском районах РД и не приобретены медикаменты, одноразовые шприцы и тест-системы для определения содержания наркотических веществ у лиц, потребляющих психотропные вещества, в наркологических учреждениях республики, поскольку финансирование указанных мероприятий осуществлялось в пределах текущего финансирования Министерства здравоохранения РД.

  • Из-за отсутствия врачебных штатов остался открытым вопрос введения в городских образовательных школах штатных единиц врачей наркологов.

Как показал анализ выполнения Программы, работа по реализации программных мероприятий органами исполнительной власти РД проводится в основном по направлениям, не требующим привлечения дополнительных финансовых средств. За период действия Программы не удалось достичь основных заявленных целей. Не приостановлен рост злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а перспективы поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений остаются относительно далекими. Показатели, характеризующие динамику наркопотребления и наркопреступности, за истекший период, свидетельствуют о неуклонном росте негативных тенденций. Несмотря на принятые меры, общее количество наркоманов, поставленных на учет, неуклонно растет.

Основными причинами невыполнения указанных в Программе мероприятий являются:

  • отсутствие надлежащего финансирования;

  • отсутствие должного контроля за выполнением мероприятий Программы;

  • отсутствие требовательности и настойчивости заказчика Программы (Минздрав РД).

Одной из главных причин такого положения стал недопустимо низкий уровень реализации предусмотренных программой мероприятий. Неисполнение целого ряда пунктов, в основном, объясняется отсутствием достаточного финансирования.

Министерством финансов Республики Дагестан, в нарушение закона РД от 01.11.2005г. № 45, при планировании бюджетов на 2005 и последующие годы, в бюджет заложены средства меньше, чем предусмотрено законом. Так, на 2005 год законом предусмотрено выделение средств на программные мероприятия в объеме 1526 тыс. руб., а в бюджет заложено было только 471 тыс. руб. (30% от намеченных Программой), из которых 450 тыс. руб. направлено на издание журнала "Наркомат" и 21 тыс. руб. на прочие расходы. На 2006 год было заложено выделение 1559 тыс. руб, запланировано в бюджет – 775 тыс. руб. (49,7%). На 2007 год заложено 7665 тыс. руб., а выделено 1165 тыс. руб. (15%). На 2008 год заложено 6620 тыс. руб, а заложено в бюджет и профинансировано 1120 тыс. руб. (17%). На 2009 год заложено в Программе 2416 тыс. руб, реально выделено на сегодняшний день 1903,7 тыс. руб. (78,7%).

Всего Программой за весь период действия было заложено выделение 19786 тыс. руб., а реально выделено 5434 тыс. руб., что составляет 27,5 %.

По утверждению Министерства финансов РД, такое положение складывается из-за того, что бюджет республики является дотационным и финансирование производится исходя из реальных возможностей республиканского бюджета РД. Однако, по нашему мнению, причины кроются не только в этом. Безусловно, ограниченные объемы финансирования серьезно тормозят работу по отдельным направлениям Программы.

Ссылки на недостаток финансовых ресурсов не могут быть приняты во внимание в отношении ряда пунктов:

  • пункт 2.5 "Организация регулярного выпуска экспресс информации о результатах работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и противодействию злоупотреблению наркотическими средствами" – исполнитель Миннацинформвнешсвязи РД;

  • пункт 2.8 "Проведение республиканского конкурса на лучшую телерадиопрограмму о проблемах наркомании, ее предупреждению и последствиях" – исполнитель Миннацинформвнешсвязи РД и Министерство здравоохранения РД;

  • пункт 3.4 "Открытие кабинетов анонимного наркологического приема граждан в городах Южно-Сухокумск, Дагестанские Огни, в Ахтынском, Акушинском, Ботлихском, Бабаюртовском районах" – исполнитель Министерство здравоохранения РД, исполнение которых, по крайней мере, на первоначальном этапе, не требовало дополнительного привлечения бюджетных средств.

Весомый вклад в решение поставленных задач, особенно в части работы в среде молодежи, должны были внести местные органы власти. Однако их потенциал не был реализован в полной мере.

На должном уровне работа Администраций в направлении профилактики и организации досуга молодежи поставлена лишь по городам Махачкала, Хасавюрт и Избербаш.

Одной из причин такого положения дел на местах является то, что в подавляющем большинстве муниципальных образований не работают комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и не приняты целевые программы по реализации комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, которые могли бы стать эффективным рычагом для координации работы муниципальных образований в данном направлении.

В некоторых муниципальных образованиях (МО "город Махачкала", МО "город Южно-Сухокумск", МО "город Каспийск") если и приняты целевые программы, то эти программы не обеспечены финансами.

В ряде случаев не обеспечивалось должное взаимодействие органов здравоохранения, образования, социальной защиты и соответствующих структур правоохранительных органов, как в центре, так и на местах.

О пассивном отношении исполнителей к решению поставленных задач свидетельствует и тот факт, что ни одним из них не был задействован механизм внесения в Правительство РД предложений об изменении сроков реализации мероприятий, либо снятия их с исполнения, по причине отсутствия финансирования.

Несмотря на целевой характер Программы, Министерство финансов РД практически самоустранилось от исполнения и контроля за выполнением закона и использованием выделенных из республиканского бюджета средств.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Управлением ФСКН России по РД, вопрос исполнения Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.", рассмотрен на коллегии с участием всех заинтересованных министерств и ведомств. Выполнение Программы обсуждалось на заседаниях Антинаркотической комиссии в Республике Дагестан и Координационного совета при Управлении ФСКН России по РД, а также на Коллегиях, оперативных совещаниях у начальника Управления, где вырабатывались меры, направленные на повышение эффективности ее реализации.

Необходимо отметить, что Программа ставит своей целью обеспечение своевременного и полного выполнения заявленных задач на всех стадиях, от открытия финансирования до их практической реализации и нацелена на эффективное взаимодействие правоохранительных и других заинтересованных государственных органов республики. Особое внимание уделено информационно-пропагандистской и разъяснительно-профилактической работе среди населения республики.

Несмотря на то, что полностью добиться намеченных Программой целей не удалось, однако, анализ обстановки в сфере НОН показывает, что выполнение подобных программ, их финансирование в полном объёме, в целом положительно сказывается на стабилизации наркоситуации, способствует снижению уровня наркотизации населения и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Поэтому считаем целесообразным в новой Программе на 2010-2014 годы уделить первостепенное внимание вопросам своевременного и полного финансирования всех намеченных мероприятий, в целях недопущения их срыва из-за отсутствия денежных средств.

По второму вопросу выступил и.о. начальника ИАО капитан полиции Буттаев А.И., который отметил, что За отчетный период текущего года Управлением наркоконтроля по Республике Дагестан возбуждено 48 уголовных дел по 63 преступлениям.

Из числа зарегистрированных преступлений 29 относятся к тяжким и особо тяжким, 16 преступлений связаны со сбытом наркотиков, 15 преступлений – с хранением подконтрольных веществ, 3 преступления совершенны группой лиц по предварительному сговору.

Незначительное улучшение показателей наблюдается по таким направлениям как пресечение незаконного оборота сильнодействующих веществ – 20 преступлений, пресечение контрабанды наркотиков – 3 преступления, а также выявление фактов легализации денежных средств полученных преступным путем – 4 преступления.

Из незаконного оборота за отчетный период изъято 6 кг 800 гр. наркотиков и 72 гр. СДВ. Из числа изъятых в отчетном месяце наркотиков более 6,72 кг составляет марихуана, 69 грамм – героин и 10 грамм – гашиш.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования