Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов об основных направлениях разрабатываемой Стратегии государственной антинаркотической политики

Доклад на Парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ, Москва, 18 декабря 2009

18 декабря 2009

Предлагаем вашему вниманию доклад Председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В. П. Иванова на Парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Противодействие распространению наркотиков: новые вызовы и угрозы национальной безопасности России".

Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемые коллеги!

За прошедшие с момента распада СССР двадцать лет уровень наркомании в нашей стране вырос также в двадцать раз и приобрел характер национальной эпидемии.

В итоге фактическая численность наркозависимых в Российской Федерации составляет от 2 до 2,5 миллионов человек, причем, преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет.

Особая тяжесть российской наркоситуации предопределяется ее структурой, в которой более 90 процентов всех наркобольных являются потребителями афганского героина.

Процент населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в нашей стране в среднем в 5-8 раз превышает соответствующий уровень в странах Европейского Сообщества. По данным ООН, Россия по этому показателю входит в тройку лидирующих стран, вместе с Ираном и Афганистаном.

Несмотря на запредельный для нашей страны уровень наркопотребления, наркодавление на российское население продолжает нарастать, об этом свидетельствует рост объёмов изъятий опиатов и гашиша афганского происхождения.

Это свидетельствует не только о существенном повышении эффективности работы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, но и, к сожалению, об эскалации наркодавления со стороны транснациональной наркомафии.

Более того, колоссальный рост наркотизации общества является по сути оборотной стороной упущенных возможностей для развития страны, своего рода страшной платой за стагнацию и дезинтеграцию в 1990-е годы.

Сырьевая антиинтеллектуальная ориентация нашей экономики вытеснила на социальную периферию значительные сегменты отечественных специалистов, лишив их и вступающую в жизнь молодежь возможности профессиональной самореализации и сформировав, тем самым, армию наркопотребителей, то есть своего рода гигантский рынок сбыта производимых за рубежом тяжелых наркотиков.

Показательно, что наш Президент в интервью журналу "Шпигель" определил, что "торговля сырьём – это как наркотик". В связи с этим очевидно, что экономика иглы является прямым продолжением экономики трубы.

Сложившаяся беспрецедентная наркоситуация руководством страны признана неприемлемой и в ближайшие годы от государства и общества требуются мобилизация и консолидированные систематические усилия по кардинальному снижению наркотизации населения страны.

В этих целях решением Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября, прошедшего под председательством Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, Государственному антинаркотическому комитету поручено разработать проект Стратегии государственной антинаркотической политики.

Через десять дней такой проект после широкого, без преувеличения, всенародного обсуждения будет внесен на утверждение Президента России.

В первом квартале 2010 года проект Стратегии будет утвержден Президентом России. К этому времени губернаторам, являющимися руководителями антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, необходимо разработать проекты региональных программ и местных планов, чтобы в кратчайшие сроки после принятия федеральной Стратегии их доработать и принять.

Разрабатываемая Стратегия государственной антинаркотической политики строится на своего рода трех "китах":

первое – на снижении спроса, то есть комплексе мер, направленном на обнуление наркорынка;

второе – на ликвидации предложения наркотиков – как наркодавления из-за рубежа тяжелых наркотиков (афганского героина и европейской синтетики), так и производимой внутри страны марихуаны;

третье – на создании новых инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.

Ключевым в этой триаде является снижение спроса, что прямо зависит от качества жизни в стране и наличия полномасштабных возможностей для личности каждого молодого человека реализовать себя.

Именно поэтому мы убеждены, что основой Стратегии должна быть система мер по организации социально-экономического развития и укрепления регионов как административно очерченных ареалов проживания населения. При всей важности полицейско-силовой функции, следует исходить из социальных корней, социально-экономической природы наркомании и соответственно действовать всей совокупностью государственных и общественных сил.

В ситуации глубокой трансформации ценностных ориентиров в обществе, когда значительной части молодежи хочется той красивой жизни, что не сходит с экраном телевизоров, отсутствие в регионах перспективной и интересной работы ведет к асоциализации молодежи.

Воспеваемые в СМИ ценности подчас уводят инженеров и иных специалистов реального сектора как сферы приложений интеллектуальных усилий, воли и целеустремленности личности, – к менее ясным, но лидирующим в листингах и рэнкингах профессиям девелопперов, менеджеров, брокеров, промоутеров и офис-менеджеров и прочему офисному планктону.

Наркоэкономика и наркомания в стране зиждутся, прежде всего, на недопустимо высоком уровне расслоения и дифференциации общества по доходам, что в сочетании с дефицитом достойной, по определению Международной организации труда, занятости и высоким уровнем бедности стимулирует маргинализацию и криминализацию населения, когда нередко единственной возможностью для молодого человека "выбиться в люди" становится участие в преступном промысле незаконного оборота наркотиков в целях получения доступа к рекламируемым псевдоценностям.

Это наглядно видно на примере местной сельской наркоэкономики, которая определяется ненадлежащим использованием сельскохозяйственных земель.

Анализ показывает, что заготовкой и переработкой конопли с целью получения марихуаны и более концентрированных гашишных наркотиков занимаются в подавляющем числе случаев безработные граждане в депрессивных регионах, хронически не обеспечивающих занятость населения.

А фундаментальную возможность для бесконтрольного произрастания конопли предоставляет тот вопиющий факт, что в стране брошено и не обрабатывается до четверти, по данным Счетной Палаты, пахотных, т.е. наиболее качественных, земель.

Как сказал на одном из последних заседаний Совбеза России Президент Дмитрий Анатольевич Медведев: "У нас сегодня свыше 30 миллионов гектаров земель сельхозугодий не используется... За последние десятилетия в целом посевная площадь сократилась более чем на треть".

Абсолютным лидером на сегодня в этом плане стала Тыва, где под дикорастущей коноплей занято не менее 30 тысяч га, общий вес только уничтоженной в прошлом году конопли составил 2 204 тонны.

Но и другие южные районы Сибири, а также юга Дальнего Востока ненамного от Тывы отстали.

В связи с тем, что в ряде южных европейских, сибирских и дальневосточных регионах наркотическая конопля расплодилась до масштабов национального бедствия, ГАК предлагает следующий 2010 год сделать годом искоренения наркотической конопли.

Показательной в плане основ сельской наркоэкономики является ситуация в Свободненском районе, где 9 декабря я проводил Выездное Совещание Председателя ГАК по теме "Развитие Дальнего Востока в ситуации нарастающей наркоопасности".

Размер посевных площадей за последние 17 лет там снизился в четыре раза – со 107 тысяч до 25 тысяч га. Закономерным следствием деградации сельского хозяйства стала безработица: из 9 тысяч экономически активных жителей района в последние годы работает всего тысяча, то есть занятость составляет десять процентов.

Остальные 90 процентов реализуют себя в лучшем случае в натуральном хозяйстве, а в худшем – через заготовку и сбыт конопли как возможности прокормить себя. Заработная же плата счастливых работающих в среднем не превышает 7 тысяч рублей в месяц, что также толкает людей, особенно молодежь, к преступным способам заработка.

Амурская область 20 лет назад удовлетворяла 80% потребностей СССР в сое, а сегодня она вместо соевого превратилась по сути в конопляный кластер, что во многом также обусловлено уменьшением за последние двадцать лет посевных земель более чем в 2 с половиной раза. Если в 1985 году в обработке было 1,7 миллиона гектаров, то сейчас не засевают и 700 тысяч га.

Ежегодно там выявляется до 2,5 тысяч га дикорастущей конопли с исключительно высоким содержанием алкалоида ТГК. При таких тенденциях бывшая житница Дальнего Востока рискует стать нашим российским Афганистаном.

Представленная на этом примере ситуация является типичной и с теми или иными вариациями повторяется в других регионах.

Вкупе с социальной катастрофой, когда большинство сельского населения лишилось рабочих мест, это привело к зарастанию брошенных земель коноплей и возникновением вокруг неё по сути альтернативного сельского хозяйства.

Ситуация в сельском хозяйстве отражает ситуацию в реальном секторе в целом. И в первую очередь, это касается молодежи, которая, в значительном числе оставаясь невостребованной обществом и не получая реализации своих талантов и образования, подталкивается к суррогатным формам существования и аномальной активизации своего сознания – и здесь прямой путь к наркотикам.

В ходе Выездного Совещания ГАК в Томске, в городе, где каждый пятый, а то и четвертый, житель является студентом, молодым ученым или молодым специалистом в инновационной сфере, это положение получило детальную проработку.

Обеспечение адекватной востребованности и капитализации интеллекта требует серьезного пересмотра социально-экономических подходов и методов, кардинального изменения экономической политики государства.

Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Анатольевич Медведев четко определил, что фундаментальной задачей является "повышение доли добавленной стоимости, производимой внутри страны".

Курс на рост добавленной стоимости является основой и антинаркотической политики.

Добавленная стоимость создается не только ресурсами или деньгами, а интеллектом и личностью участвующих в трудовой цепочке людей.

Именно ДС – это исключительно продукт развития общества, результат приложения интеллектуальных усилий.

Но действующие сегодня экономические условия хозяйственной деятельности преимущественно работают против этого.

Во-первых, администрирование вопросов, связанных с ДС, изъято из компетенции руководителей регионов, где непосредственно и проживает население и, таким образом, не дает экономических рычагов управлять процессом стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью. А собранный налог с ДС возвращается в регион из федерального бюджета в обезличенных трансфертах, что тормозит создание рабочих мест достойной занятости.

Во-вторых, действующее законодательство по-прежнему обеспечивает наивысшие рентабельность и прибыли в сырьевом секторе и сфере обращения, что оставляет за скобками доходность, а соответственно и экономическую целесообразность деятельности работников науки и образования, а именно здесь и концентрируется интеллект.

Именно разумная трансформация действующих экономических условий в направлении обеспечения равной доходности добывающих и торговых секторов – с высокоинтеллектуальными и высокотехнологическими производствами, во многом обремененными длительными производственными циклами, – позволит реально перейти от слов к делу и обеспечить режим наибольшего благоприятствования умной экономике, как того требует Президент.

Отсюда, главная профилактика наркомании лежит в фундаментальной структурной перестройке российской экономики.

Если говорить о проблеме профилактики по-государственному, то нельзя ее сводить исключительно к антинаркотической пропаганде, тем более что эффективность её нередко сомнительна.

Суть профилактики базируется на становлении своего рода общественного иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию, путем формирования во всех регионах большой страны востребованности личности молодых людей и предоставление им возможности для реализации своего творческого потенциала.

Необходимо совместными усилиями создавать в стране систему интенсивного вовлечения молодежи в программы развития, в современную умную экономику, построенную на современном сложноорганизованном труде, требующем уникальных профессиональных характеристик.

Уважаемые коллеги!

В ситуации депопуляции страны борьба должна вестись в прямом смысле слова за каждого человека, персонально.

Привести наркозависимого человека к лечению, затем даже вылечить его – крайне важно, но абсолютно недостаточно. Возвращаясь из наркологической больницы или диспансера, человек попадает опять в ту же самую среду, которая до этого и содействовала его наркомании. Отсюда и гигантский – более девяноста – процент рецидивов.

Главной задачей должно стать возвращение наркомана к полноценной жизни, а для этого требуется максимально полный отрыв от привычной среды.

Система реабилитации необходима не только для спасения самих наркозависимых, но и для подрыва логистической инфраструктуры сбыта наркотиков, где сами же наркоманы, как правило, в том числе и ранее пролеченные, зарабатывают на новую дозу ежедневной продажей окружающим в среднем 5-7-ми доз, выступая ключевым элементом преступного наркорынка.

Реабилитационные центры должны стать сообществами передовой социально-культурной жизни, с хорошо организованными процессами труда, возможностью зарабатывать и, главное, устанавливать новые общественные связи и отношения.

Возможно, это звучит сегодня несколько идеалистически, но иного пути у нас нет. Нужно организовывать сообщества, восстанавливающие личность.

Пора к процессу реабилитации подойти системно и по-государственному. Надо создать федеральную сеть реабилитационных центров, которые бы на новой технологической основе, объединяя усилия государства, общества и бизнеса, кардинально решали проблему, а также не давали повода сомнительным организациям, тоталитарным сектам, а нередко и просто полубандитским элементам спекулировать на человеческой беде и в безвыходной для родственников ситуации предлагать небескорыстную помощь.

В связи с проблемой реабилитации необходимо серьезно пересмотреть и сам подход к понимаю причин наркомании, самой её природы.

Вульгарные социологические или экономические объяснения сегодня мало что дают. Наркоманами становятся дети и из бедных, и из зажиточных семей, независимо от профессии и социального положения.

Известно много примеров трагической судьбы детей успешных и известных людей в сфере политики, культуры и бизнеса.

С чем это связано?

Все большее число экспертов сходятся в том, что вовлечение в наркопотребление происходит тогда, когда в трудной жизненной ситуации человек оказывается не способен реализовать свой личностный потенциал и в этот момент возникает желание компенсировать невозможность собственной самореализации манипулированием своим сознанием в целях получения суррогатного счастья.

Едва ли не учебным пособием здесь может выступить фильм Алексея Балабанова "Морфий", созданный по мотивам рассказов Михаила Булгакова.

Двадцатитрехлетний бодрый и полный здоровья доктор Поляков абсолютно убежден, что пагубное пристрастие не может возникнуть у него – у интеллигентного и здравомыслящего человека, тем более, врача.

Но однажды в предельно трудной ситуации он выручает себя уколом морфия. А затем Булгаков детально описывает, как человек, отказываясь от естественных жизненных усилий, начинает манипулировать собственным сознанием, убеждая себя в допустимости самообмана.

Уважаемые коллеги!

Требует серьезного анализа и усовершенствования законодательное поле сферы антинаркотической политики. Это обусловлено вполне понятными причинами. До сих пор никто системно антинаркотической политикой не занимался.

Действующая уголовно-судебная практика свидетельствует о том, что серьезного анализа требует правоприменение законодательства в связи с масштабом явления и очевидным социально опасным последствиям наркопреступности.

Так, в целом по Российской Федерации доля условных наказаний по наркопреступлениям составляет 47 процентов, причем 56 процентов содержателей наркопритонов получают условное наказание, т.е. отпускаются на свободу.

В уже упоминаемой мною Амурской области, из осужденных в этом году 324 преступников 177 осуждены условно, причем 80 из них совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Не являются ли условные осуждения за особо тяжкие преступления свидетельством возникшей в нашем обществе толерантности и привыкания к наркопреступности как норме жизни?

Необходимо создать общественную нетерпимость к любым проявлениям наркоиндустрии, тем более, к наркопреступлениям.

Проведенное экспериментальное тестирование в 120 учебных заведениях Московской области выявило положительный тест на наличие наркотиков в организме у 3,7 процентов от прошедших тестирование учеников. Год назад было 3,3 процента.

Тестирование, проведенное в школах и детдомах Уральского федерального округа, показало, что от 6 до 10 процентов несовершеннолетних являются наркопотребителями.

Всестороннего анализа требуют результаты проведенных Федеральной службой в ряде субъектов Федерации с 15 ноября по 15 декабря оперативно-профилактических мероприятий по фактам НОН в ночных клубах и дискотеках.

Из проверенных 52 развлекательных учреждений в 30 задержано в общей сложности около 400 лиц в состоянии наркотического опьянения – в среднем каждый пятый из посетителей в состоянии наркокайфа.

Так, в клубе "Плексус" в Санкт-Петербурге выявлено 19 человек с признаками наркотического опьянения из примерно 100 посетителей со средним возрастом 25 лет.

В ходе осмотра клуба обнаружены разбросанные на полу пакеты с амфетамином, в помещениях клуба – в гардеробе и туалете – полимерные бутылки с надписями "Перекись водорода" с содержанием натрия оксибутирата с сильным психотропным веществом, парализующим сознательно-волевые регуляции.

Руководителям данных заведений направлены в установленном законе порядке предписания об устранении подобных фактов, в случае повторного выявления в суд будут направлены иски о лишении их лицензии.

Перечень этих заведений, в которых собирались наркозависимые, представлен в раздаточных материалах.

В дальнейшем в целях информирования родителей и общественности будем публиковать списки таких клубов.

Реализуя решения Совета Безопасности Российской Федерации, всецело отразившие общественные настроения о дифференциации ответственности и усиления наказания за сбыт и контрабанду наркотиков в особо крупных размерах, вчера мною подписан и внесен в Правительство пакет законопроектов, предусматривающих изменения в действующее законодательство.

Предложения согласованы с ведомствами, прошли юридическую экспертизу, прошу Вас, уважаемые законодатели, поддержать эти предложения.

В заключение своего выступления хотелось бы коснуться одной из самых тяжелых и больных проблем, не только для России, но и для Человечества – необходимости консолидации усилий мирового сообщества в целях ликвидации планетарного феномена афганского наркопроизводства.

Сегодня в Афганистане продуцируется в два раза больше героина, чем десять лет назад производилось во всем мире.

Суть и основу феномена можно понять путем анализа особенностей этапов производства и последующего наркотрафика из Афганистана в Россию.

Представленный слайд показывает структуру долевого распределения доходов от афганского наркопроизводства и трафика героина по Северному маршруту, общий объём которых в соответствии с экспертными оценками составляет порядка 18 миллиардов долларов.

Эта перевернутая пирамида хорошо отражает реальные пропорции выгод для разных субъектов наркоиндустрии по Северному маршруту.

Очевидно, что основными финансовыми бенифициарами, а следовательно, и заказчиками – являются транснациональные наркокартели, эксплуатирующие рабский труд трех миллионов крестьян, находящихся в зоне непрекращающихся в течение восьми лет боестолкновений и конфликтов на юге Афганистана.

Элементарный анализ показывает, что культивировать пшеницу или иные полезные сельхозкультуры в таких условиях невозможно по причинам отсутствия транспортной логистики, маркетинга и торговли. В то время, как опиумный мак оптом закупается на месте.

Оптовики, представляющие крупнейшие нарколаборатории, сконцентрированные на севере Афганистана, на территориях, ранее подконтрольных бывшему Северному Альянсу, получают куда большие дивиденды, чем афганские декхане. Неудивителен факт того, что северные провинции Балх и Бадахшан захлёбываются деньгами от наркотиков, безостановочно перерабатывая опийное сырье в готовый героин.

При этом обращает на себя внимание деликатный момент, что доля Талибана в наркоиндустрии, рассчитанная ООН и подтвержденная Комитетом по международным делам Конгресса США, составляет ничтожную величину – менее 0,2 процента от всех наркодоходов.

На слайде отображено, что абсолютная часть доходов от направленного на Север наркотрафика поступает в распоряжение транснациональной преступности и организаций террористического толка, дислоцированных в регионе Ферганской долины (ИДУ, Хизб-ут-Тахрир, Акрамия и др.) и не просто вовлеченных в наркотрафик, но и его организующих.

Очевидно, что ежегодные героиновые инвестиции в экстремистскую террористическую сеть в этом регионе составляют миллиарды долларов, которые, в свою очередь, реинвестируется на российский Кавказ и другие регионы России. Именно это является приводным ремнем мультиплицирования террористических актов в нашей стране.

Ощутимое нарастание – почти в два раза – в последний год наркодавления на Россию извне, прежде всего, из Афганистана, непосредственно корреспондируется с ростом количества террористических проявлений, число которых на Северном Кавказе возросло – согласно данным директора ФСБ Александра Бортникова, на 57 процентов.

Не требует пояснения, что рост наркопроизводства в Афганистане является следствием роста напряженности и масштабов насилия, провоцируемых эскалацией военного присутствия.

Очевидно, что борьба с терроризмом в Афганистане плавно трансформировалась в борьбу с повстанческим движением, которое захватывает всё большую часть афганского населения.

Показательны оценки генерала Джеймса Джонса, советника по национальной безопасности Президента США, озвученные им неделю назад в Конгрессе. По его данным, в Афганистане находится менее 100 членов Аль Каиды, у них отсутствуют военные базы и сама возможность наносить ощутимые удары.

Дотошные аналитики подсчитали, что одному боевику Аль Каиды в Афганистане противостоит почти полторы тысячи солдат коалиции и ежегодные затраты на его уничтожение составляют порядка 300 миллионов долларов. Трудно в истории найти более вопиющий пример несоответствия затрачиваемых усилий результатам.

Исходя из этого, несравненно большей угрозой международному миру и безопасности является феноменальное по своим масштабам производство в Афганистане опиума, которое выступает катализатором террористических проявлений и дестабилизации ситуации в странах Средней Азии и России.

Именно поэтому стратегическое сотрудничество России и США по афганскому направлению представляется принципиально важным в рамках двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии – Комиссии Медведева-Обамы.

При этом необходимо повышать уровень доверительности, открытости и транспарентности в обмене чувствительной информацией по проблемам наркопроизводства и трафика. Так, переданные нами данные о брендах 170 наркокартелей пока, к сожалению, не встретили ответного шага по передаче нам сведений об известных американской стороне 50-ти наркобаронах.

Стратегия государственной антинаркотической политики подразумевает более активное отстаивание интересов России во внешней сфере.

Почти семь лет упоминаемые пояса безопасности так и не наполнились реальным содержанием, оставаясь гипотетическим пожеланием, поскольку не привели к уменьшению наркодавления на нашу страну.

Реальным вкладом в этом направлении была бы активизация работы по созданию целевых донорских программ помощи странам транзита наркотиков, а также задействование Сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ.

Представляется крайне важным консолидировать позиции стран ШОС, ОДКБ и иных наших партнеров в признании афганского наркопроизводства угрозой международному миру и безопасности и обеспечить принятие решения по этому вопросу на заседании Совета Безопасности ООН, особенно в период председательства России.

Давно признано, что наиболее эффективным способом борьбы с наркоиндустрией является уничтожение посевов наркосодержащих растений.

Показательно, для сравнения, что уничтоженная на корню в этом году российская конопля позволила избежать передачи в незаконный оборот до 16 тысяч тонн марихуаны, в то время как из незаконного оборота всем пулом правоохранительных органов было изъято порядка 40 тонн. Простой подсчет показывает, что искоренение посевов в 400 раз продуктивнее борьбы с последствиями НОН.

Представляется целесообразным при продлении мандата ООН силам МССБ в Афганистане обусловить наш голос их обязанностью и компетенцией по уничтожению опиумного мака в Афганистане, что отвечало бы интересам населения Российской Федерации и требованиям Политической декларации ООН.

В противном случае, Афганистан и далее будет оставаться устойчивым поставщиком наркотиков, где 220 тысяч иностранных военнослужащих и неправительственных вооруженных сил, и 170 тысяч местных вооруженных сил и полицейских – то есть четыреста тысяч вооруженных людей – не в состоянии контролировать производство и трафик героина и гашиша.

Уважаемые члены Совета Федерации!

Каждый из вас является представителем субъектов Федерации в высшем органе власти, что предоставляет уникальную возможность организации взаимодействия федерального центра и регионов.

В связи с этим прошу Вас принимать активное участие в работе антинаркотических комиссий в Ваших субъектах федерации, которые согласно Указу Президента РФ вместе с Государственным антинаркотическим комитетом составляют единую вертикаль по реализации государственной антинаркотической политики через координацию деятельности различных ведомств и служб, государства и общества.

Также считаю целесообразным Ваше участие в создании сети экспериментальных площадок, которые мы в целях реализации СГАП создаем в регионах. Две такие площадки уже определены: это Томская область и Амурская область, представляющие два федеральных округа, характеризующихся повышенным уровнем наркотизации населения и имеющих стратегическое значение для Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, указанные в моем выступлении положения проекта Стратегии государственной антинаркотической политики рассматривались на Совете Безопасности, в работе различных форумов, проходили согласование с федеральными органами исполнительной власти, антинаркотическими комиссиями в субъектах Федерации.

Реализация Стратегии невозможна без поддержки Совета Федерации и Федерального Собрания в целом. Надеюсь на Вашу помощь.

Благодарю за внимание.

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования