Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Ресоциализация или индоктринация? Часть 4.

Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории РФ

15 января 2010 :: Н. В. Каклюгин

Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Материал предоставлен врачом-психиатром, сотрудником научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Н. В. Каклюгиным.

Несколько иного рода вопросы возникали и у священников Русской Православной Церкви, проводивших историко-аналитическое исследование программы "12 шагов", рожденной в 30-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки последователями идей протестантской секты под названием "Оксфордская группа": "То ли перед нами психотерапевтическая программа, тогда почему она осуществляет функции религии ("приводит человека к Богу, как мы его понимаем" по определению идеологов данной методики)? То ли это религиозное движение, в таком случае возникает естественный вопрос: с какой же религией ассоциирует себя данное движение?" [11].

Ответ на данный вполне резонный вопрос так и не получен до настоящего времени, как и на многие другие, обращенные к тем центрам реабилитации потребителей наркотиков, которые использует в своей работе эту дискредитировавшую себя в среде российских специалистов, обучающих жителей страны навыкам повседневного трезвения, программу под названием "12 шагов" [7, 15]. Кроме того, далеко не все терапевтические сообщества (ТС) используют в своей практике ее наработки. Многие ориентируются на совершенно иные принципы научения трезвому образу жизни у лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами. Мною в предыдущей публикации в журнале "Наркология" уже упоминалась позиция ныне покойного доктора медицинских наук, профессора Юрия Владимировича Валентика на этот счет [6].

В рамках данного информационно-аналитического обзора стоит повторить ее еще раз: "Первичной разницей между программами ТС и "12 шагов" стала вера в ответственность человека как за его зависимость, так и за его выздоровление. Тогда как в группах "Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы" говорят, "пусть будет, отпусти вожжи, пусть Бог поможет", ТС считают, что "ты сюда себя привел и ты должен себя вытащить отсюда с помощью других"" [12]. Удивительно, что эти две взаимоисключающие позиции авторам программы курса реабилитации, разработанной для "ЦЗМ", теоретически удалось свести воедино. О степени качества практической реализации подобной методики лучше и не упоминать.

В брошюре, рекламирующей деятельность белгородской региональной общественной организации "Центр здоровой молодежи", упоминается и некая программа "Познай истину". Под ней авторы проекта подразумевают следующее: "Помощь пациентам в решении их внутренних проблем через обращение к высшим духовным ценностям". В данном случае речь идет о чтении христианской литературы, что в принципе является неплохой моральной поддержкой для пациентов наркологических клиник. Однако, учитывая тот факт, что основатели "ЦЗМ" прибыли в Россию из Украины, где освоили полный курс овладения методиками манипулирования сознанием в культовом новообразовании неопротестантского харизматического толка "Твоя перемога (Твоя победа)", стоит задуматься, какую именно истину предлагают познать эти люди. Если же взглянуть на фотографии, оформляющие пресс-релиз БРОО "Центр здоровой молодежи", где изображены улыбающиеся участники реабилитационной программы рядом со священнослужителями Русской Православной Церкви, не ведающими, что их ознакомительный визит впоследствии будет использован в качестве эффектного рекламного хода, то нетрудно догадаться, что в подобных организациях слово "истина" имеет совершенно извращенное значение. И оно столь же далеко от христианских догматов о честности и порядочности, сколь неопротестантизм с харизматическим компонентом далек от классического протестантского вероучения.

В связи с этим чрезвычайно интересно было бы узнать, каким образом представители данной организации смогли наладить сотрудничество с Управлением по делам молодежи администрации Белгородской области, Управлением молодежной политики администрации города Белгорода, Областным центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Областным наркологическим диспансером. По крайней мере такую информацию разместили в своем рекламном буклете лица, отвечающие в "ЦЗМ" за проведение рекламных (PR) кампаний, направленных на развитие своей инфраструктуры. После ознакомления с полным текстом данного сочинения, возникает и другой вполне закономерный вопрос: каким образом эту невероятно далекую от традиционных для России религиозных конфессий программу реабилитации потребителей наркотиков "духовно поддерживает Смоленский собор, входящий под юрисдикцию Белгородской и Старооскольской епархии, Казанская Богородицкая Плащанская пустынь (Брянская епархия) и храм Святителя Николая, расположенный в городе Москве", как зявлено в раздаточном материале "ЦЗМ"?

Вероятнее всего, ответить на него не сможет никто, даже сами составители этого текста. При этом известно, что у лидеров БРОО "Центр здоровой молодежи" налажены тесные взаимоотношения с международными и российскими неправительственными организациями, реализующими на территории Российской Федерации так называемые программы "снижения вреда" от потребления наркотиков, способствующие интеграции потребителей наркотиков в здоровую молодежную среду.

В то же время, поддержка подобного рода инициатив лишь ухудшает и без того тяжелую ситуацию с распространением в России такой острой социальной проблемы как наркомания. Об этом можно узнать более подробно, ознакомившись с аналитическим материалом "Стратегия "снижения вреда", в борьбе с ВИЧ/СПИД как фактор дестабилизации демографической ситуации на территории Российской Федерации: этиология и патогенез", размещенном на информационно-публицистическом интернет-ресурсе "Нет – наркотикам" [8].

Тем не менее, Всероссийское и украинское региональное (харьковское) объединение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВ), являющиеся одними из наиболее активных лоббистов внедрения на территории этих государств программ "снижения вреда", включая запрещенную законодательством РФ заместительную метадоновую терапию, в своих рекомендательных письмах так характеризует сотрудников "Центра здоровой молодежи": "активные работоспособные целеустремленные активисты, которые принимают активное участие в построении окружного объединения ЛЖВ... Координационный совет объединения ЛЖВ Центрального федерального округа (равно как и их украинские коллеги из Харькова) поддерживает БРОО "Центр здоровой молодежи" и будет оказывать ей посильное содействие в работе".

Особое удивление вызывает тот факт, что некоторые электронные средства массовой информации в своих материалах причисляют сотрудников БРОО "Центр здоровой молодежи" к членам Русской Православной Церкви. Так, в статье, опубликованной в ноябре 2008 года и описывающей обстановку на межрелигиозной конференции "Взаимодействие религиозных конфессий России в области ВИЧ/СПИДа", прошедшей 18-19 ноября в гостиничном комплексе "Даниловский" под патронажем Межрелигиозного совета России (МСР), было написано следующее: "По опыту православного активиста организации "Центр здоровой молодежи" Алексея Ясковича самой эффективной поддержкой для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВ), являются группы взаимопомощи (прим.автора – то есть, группы "Анонимные Наркоманы" и "Анонимные Алкоголики", работающие по упомянутой выше программе "12 шагов", несовместимой с православным вероучением [11, 15]). Именно таким группам, объединяющим заразившихся ВИЧ людей, необходима не только профессиональная психологическая поддержка, но и духовное окормление священнослужителей. В беседе с "Благовест-инфо" он рассказал об удачном примере подобного сотрудничества с православным священником в Белгороде, что, по его мнению, спасло от гибели многих людей, узнавших о том, что они являются носителями ВИЧ-инфекции" [4]. Конец цитаты. О каком священнике идет речь и каким образом он сотрудничал с "ЦЗМ", вероятнее всего, так и останется неизвестно, но прописанный и озвученный в информационном пространстве факт взаимодействия лидеров этой, казалось бы, на первый взгляд действительно благотворительной организации с представителем Русской Православной Церкви, уже сыграет свою роль в дальнейшем продвижении их псевдореабилитационной индоктринационной технологии освобождения от химической зависимости на другие субъекты Российской Федерации. В то время как вопросов к таким "специалистам" с каждым годом накапливается все больше и больше.

Их задают не только в Москве, но и в некоторых регионах страны. Так, выступая в январе 2008 года на одной из секций XVI Международных Рождественских образовательных чтений, руководитель восьми реабилитационных общин, организованных при Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Николай Олегович Новопашин отметил следующие особенности взаимодействия недобросовестных религиозных и общественных организаций, которые под эгидой борьбы с наркоманией преследуют личные или корпоративные корыстные интересы: "На Ставрополье в течение долгого времени действует филиал общероссийской общественной организации "Фонд "Нет алкоголизму и наркомании (НАН)"" (президент – член Общественной Палаты РФ, О.В.Зыков)... На своем региональном сайте они разместили информацию, что не замыкаются на каких-то конфессиональных рамках и в течении многих лет ведут совместную работу с "Армией Спасения" и рядом неопятидесятнических структур, которые отнесены религиоведческими центрами к тоталитарным сектам, что совсем недопустимо" [1].

Таким образом, в настоящее время формируются и набирают силу содружества организаций, способных своей деятельностью нанести ущерб государственной антинаркотической политике, кардинально отличающейся от тех методик, которые пропагандируют и активно используют в своей практике общественные организации типа Фонда "НАН" и БРОО "Центр здоровой молодежи", а также входящие в эту коалицию неопротестантские харизматические объединения.

В связи с этим целесообразно регулярное проведение экспертизы реализуемых подобными негосударственными структурами программ – как реабилитационных, так и профилактических. С этой целью в 2007 году при посещении одной из стационарных общин закрытого типа БРОО "Центр здоровой молодежи", расположенной на территории города Белгород, заместителем главного врача местного наркологического диспансера, сотрудниками Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского и руководителем Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, доктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием (Берестовым), были выяснены некоторые подробности о деятельности данной региональной общественной организации. К сожалению, предоставленные приглашенным лицам материалы не смогли объяснить механизмов достижения тех высоких результатов, о которых заявили сотрудники "ЦЗМ" в своем пресс-релизе: "За время работы центра обратилось 163 человека. Из них 25 человек (15,3%) – ремиссия 1 год и более. 27 человек (16,6%) – ремиссия от 6 месяцев до одного года. 58 человек (35,6%) – ремиссия от 1 до 6 месяцев. 53 человека (32,5%) прервали курс по собственному желанию". Количество ребят, достигших продолжительных сроков воздержания от приема наркотиков, безусловно, превышает показатели государственных наркологических стационаров.

Однако здесь не указан самый важный показатель, интересующий специалистов наркологической службы – количество молодых людей, прошедших программу реабилитации и ресоциализации, завершивших ее и впоследствии благополучно вернувшихся на постоянное место проживания. При опросе членов общины выяснилось, что все они являются жителями Москвы и Московской области и домой, к близким родственникам, после прохождения курса подобного "духовного восстановления" возвращаться не планируют. То есть, у них был выявлен тот самый описанный выше "синдром госпитализма", характерный для представителей современных тоталитарных деструктивных культов, в частности, неопротестантских харизматических религиозных новообразований. Вспоминая о программе "Познай истину", указанной в пресс-релизе "ЦЗМ" в качестве одной из основных методик трезвения потребителей наркотиков, применяемых его сотрудниками, следует отметить, что при осмотре территории общины в одном из жилых помещений было обнаружено характерное для неопротестантов-харизматов издание Евангелия, выпущенного в середине 90-х годов прошлого века зарубежным издательством "Гедеоновы братья" огромным тиражом специально для России. Что касается заявлений лидеров "Центра здоровой молодежи" о символической оплате их специфических услуг, то они оказались несоответствующими действительности.

Специалисты-наркологи из белгородского наркологического диспансера сообщили о том, что в трех общинах, созданных под покровительством этой общественной организации на территории Белгорода (информация 2007 года), с родственников ребят, попавших в эти арендованные дома в черте города с небольшим участком земли, ни коим образом не подходящие под определение терапевтического сообщества для ресоциализации наркозависимых, взимается ежемесячная плата в размере 15 тысяч рублей. Руководство подмосковной общины принимает за свои услуги денежное вознаграждение в 2 раза больше, что составляло на тот момент сумму в размере 30 тысяч рублей. Как выяснилось, финансовый интерес у сотрудников БРОО "Центр здоровой молодежи" не ограничивается оказанием услуг по реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами. Так, при подготовке массовых акций, направленных на профилактику девиантного поведения детей и молодежи, проводимых на территории регионов, где присутствуют представители "ЦЗМ", PR-менеджеры, отвечающие за проведение рекламной кампании своих проектов и наполнение бюджета, стремятся в первую очередь получить прибыль с организованных при их участии мероприятий, а уже вторично – провести эффективное оздоравливающее социальную среду антинаркотическое мероприятие. То есть, движет этими людьми в данном случае корыстное желание получить максимальный гонорар за организацию такого рода акций и вместе с тем возможность пригласить молодых белгородцев и жителей области, зависимых от приема наркотиков для прохождения реабилитации в один из стационарных филиалов БРОО "Центр здоровой молодежи". Естественно, он должен быть расположен на территории, максимально удаленной от места постоянного проживания обратившихся за помощью лиц. В случае с этой организацией, речь идет о таких субъектах Российской Федерации, как Московская, Брянская и Волгоградская области, город Санкт-Петербург.

Как уже было указано выше, это условие является одним из ключевых для представителей современных религиозных новообразований, поскольку исключает утечку информации о происходящих в таких общинах событиях за их пределы. Местные жители не должны знать, что происходит за стенами арендованных для этих целей зданий и помещений. Этот критерий – один из наиболее желательных для спокойного функционирования подобных "центров духовного восстановления" или "здоровой молодежи". Как их не назови, но центрами реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков они не являются. Представленный Вашему вниманию информационно-аналитический материал тому подтверждение.

К сожалению, подобных прецедентов, когда организации, назвавшие себя благотворительными фондами (БФ), автономными некоммерческими организациями (АНО), региональными или межрегиональными благотворительными общественными организациями (РОО, РБОО или МБОО), являются носителями идей современных культовых новообразований, тоталитарных деструктивных культов или сект, что, в принципе, равнозначно, по России фиксируется все чаще. Это и БФ "Рука помощи" (г.Тверь), и АНО "Новая жизнь" (г.Санкт-Петербург), и РОО "Здоровое поколение" (г.Калининград), и МБОО "Преображение" с штаб-квартирой в г.Кемерово. Все они стремятся укрыть от посторонних глаз свое происхождение, чтобы получить поддержку государственных структур и бюджетное финансирование. Как написано в Евангелии: "Имя им – Легион". Но, зная общие принципы их функционирования, не представляет особого труда распознать их сущность, а также истинные цели и задачи. Несмотря на то, что их подходы к методикам освобождения от химической зависимости ни коим образом нельзя назвать профессиональными и соответствующими мировым и российским научным стандартам в данной области, они упорно называют свои общины реабилитационными или восстановительными центрами для наркозависимых, терапевтическими сообществами или коммунами, активно рекламируют свою на самом деле индоктринационную деятельность, громогласно называя ее спасительной для жителей России.

Таким образом, как мы видим, в настоящее время неопятидесятнические харизматические объединения и носители их идей, лукаво назвавшие свои проекты христианскими или даже нерелигиозными, уже хорошо научились не просто вербовать в свои ряды новых адептов под маской общественных, терпимых к представителям любых религий организаций, но и овладели коммерческими навыками, смешанными с откровенным обманом и подтасовкой фактов, продолжая при этом получать высокие доходы на горе родственников и близких людей потребителей наркотиков. Все эти "пасторы" и "епископы", а также те, кто не рискует открыто причислять себя к таковым, выдавая себя за рядовых энтузиастов трезвеннического движения, сегодня активно пытаются освоить государственный бюджет, выделяемый на проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на группу риска – молодежь, злоупотребляющую различными психоактивными веществами. При этом они пытаются при помощи агрессивной рекламной кампании выдавить из этого пространства конкурентов по их налаженному бизнесу, построенному на несчастье россиян, на слезах отцов и матерей, братьев и сестер алкоголь – и наркозависимых, и их самих. И это очень тревожный сигнал, оставлять который без внимания далее уже не представляется возможным.

Всем государственным структурам, общественным и традиционным религиозным организациям необходимо действовать сообща, развивая свои в полном смысле слова оздоравливающие программы и при этом блокируя попытки занять эту нишу тем, кто продолжает обретать над тысячами россиян власть как телесную, так и психическую под прикрытием лозунгов об освобождении их от алкогольной и/или наркотической зависимости, управляя их мыслями и действиями в соответствии с пожеланиями доктрины, противопоставляющей себя ныне существующей государственной идеологии и стратегии дальнейшего развития нашей страны. Не государственной власти призывают подчиняться лидеры таких группировок, а власти Иисуса Христа, единственными полномочными представителями которого на Земле называют себя руководители всех этих многочисленных разноименных харизматических "церквей" и их соработники из дочерних общественных организаций.

Безусловно, необходимо сделать еще много серьезных шагов для того, чтобы остановить распространение деструктивных религиозных новообразований, возникших при поддержке их зарубежных головных офисов, расположенных в подавляющем большинстве на территории Соединенных Штатов Америки, и в последние годы в огромном количестве размножающихся на территории Российской Федерации. Посредством ответственного лидерства традиционные религиозные и патриотически настроенные общественные организации исключительно российского происхождения обязаны приложить значительные усилия к тому, чтобы самостоятельно наполнить смыслом бытия сознание нашего народа, не дать ему забыть о причастности каждого из нас к судьбе своего Отечества. Это возможно только лишь при поддержке здоровых инициатив на уровне государства, при участии всех его структур в данном процессе. Только такой путь способен привести к возникновению сплоченных групп людей, работающих ради конструктивных целей и во имя искреннего созидания единства и благополучия всего российского сообщества, но не какой-то завезенной извне технологии манипуляции сознанием русского человека, возникшей вне исторически сложившейся для нашей территории религиозной традиции. Таким образом будут удовлетворены потребности подавляющего большинства людей, населяющих Россию, в ощущении того, что они являются частью здорового и крепкого государства, все силы которого направлены на поддержку в своих гражданах созидающей традиционной духовной составляющей, наиболее близкой их естеству и происхождению. Именно эти шаги способны окончательно укрепить фундамент национального единства и ускорить возрождение былого величия российского государства и вместе с тем не позволят представителям современных религиозных новообразований христианского толка и чужеродного происхождения осуществить свои далекие от интересов нашего народа и правительства замыслы, какими бы благими идеями и псевдонимами они не прикрывались.

В качестве мысли, завершающей данный информационно-аналитический обзор, приведу фрагмент статьи Александра Игоревича Чаусова – руководителя антисектантского проекта "Гнев" из древнерусского города Великий Новгород: "Если же мы представим, что неопротестантская сеть будет доминировать на территории России, то мы получим воплощенную мечту Адольфа Гитлера, когда в каждой деревне, в каждом городском квартале будет своя религия, своя история, своя культура... Фактически, цель у "классических сект" в России одна, – превратить русскую цивилизацию в толпу Иванов, не помнящих родства. Нация, которая не помнит своей истории, не знает чем гордиться, не знает своей культуры и роли в мировой истории – это уже не нация, а стадо, которое можно вести куда угодно" [12].

Пока сохраняется надежда, что Правительство Российской Федерации успеет осознать всю глубину данной проблемы и предпринять серию превентивных акций на законодательном уровне, остановив тем самым распад российского сообщества на мелкие группы граждан, объединенных псевдоидеологией, пришедшей на нашу территорию со стороны Запада в том числе под прикрытием идеи освобождения русских людей от пристрастия к алкоголю и наркотикам. "Разделяй и властвуй!" – принцип, который покорил не одну цивилизацию. Стать очередной его жертвой мы не имеем права – за упущенные сегодня возможности отвечать придется завтра перед потомками. Русский народ – не стадо и каждый из нас способен доказать это не на словах, а на деле. Данный вопрос выходит за рамки наркологии – это уже вопрос национальной безопасности нашего государства, как наркотической, так и демографической.

Список литературы

1. Анохина Е.А. "Чудо спасения" // Ставрополь, 2008 г. – с.120

2. Бельков С.Н. "О перспективах взаимоотношений органов государственной власти и епархиальных структур в деле развития реабилитационных программ

для наркозависимой молодежи" // Информационный портал российского представительства международной некоммерческой организации "Европейские города против наркотиков (ECAD)"; электронный адрес размещения: www.ecad.ru/f4/sem30-03.html.

3. Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л. "Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями" // Журнал РАМН "Наркология", №1, 2006 г., с. 56-59

4. Зайцева Ю. "Главное в борьбе со СПИДом – духовно-нравственный аспект" // Сайт "Благовест-инфо"; электронный адрес размещения: www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=23978.

5. Игонин А.Л. "Общество "Анонимных Алкоголиков" ("Анонимных Наркоманов") и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)" // Журнал РАМН "Наркология" №1, 2007 г. или информационно-публицистический ресурс "Нет – наркотикам"; электронный адрес размещения: www.narkotiki.ru/expert_6426.html.

6. Каклюгин Н.В. "Нерелигиозная методика коррекции зависимого поведения потребителей наркотиков в терапевтических сообществах (ТС) "МОНАР" (Республика Польша) и "Знаменка" (Калининградская область)" // Журнал РАМН "Наркология", №11, 2008 г., с. 70-80 или православное информационное агентство "Русская линия"; электронный адрес размещения: www.rusk.ru/st.php?idar=113614.

7. Каклюгин Н.В. "Послесловие к круглому столу "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви"" // Журнал РАМН "Наркология", №4, 2008 г., с. 74-83 или информационно-публицистический ресурс "Нет – наркотикам"; электронный адрес размещения: www.narkotiki.ru/christianity_6583.html.

8. Каклюгин Н.В. "Стратегия "снижения вреда" в борьбе с ВИЧ/СПИД как фактор дестабилизации демографической ситуации на территории Российской Федерации: этиология и патогенез" // Информационно-публицистический ресурс "Нет – наркотикам"; электронный адрес размещения: http://narkotiki.ru/mir_6514.html.

9. Мухтаров Е.О. "Сергей Ряховский: штрихи к портрету" // Доклад на Международной научно-практической конференции "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма", г. Саратов, 10-11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Doklad/Muhtarov.html.

10. Паньчу О. "Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма" // Доклад на Международной научно-практической конференции "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма", г. Саратов, 10-11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Doklad/Panchu.html.

11. Плетнев М.Ю. "Программа "12 шагов" как религиозное явление" // Сборник статей "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. (Выпуск второй)" – СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. – с. 85-102 или православное информационное агентство "Русская линия"; электронный адрес размещения: www.rusk.ru/st.php?idar=113629.

12. Чаусов А.И. "Сетевая атака на Православие" // Информационный портал фонда "Русская Цивилизация"; электронный адрес размещения: www.rustrana.ru/article.php?nid=23476.

13. "Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами". Под редакцией Ю.В. Валентика // М., 2003, с. 112-115

14. Итоговая резолюция круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви" Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, генералу полиции В.В. Черкесову, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Православное информационное агентство "Русская Линия"; электронный адрес размещения: www.rusk.ru/st.php?idar=112497.

15. Итоговая резолюция круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви" Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Православное информационное агентство "Русская Линия"; электронный адрес размещения: www.rusk.ru/st.php?idar=112437.

Каклюгин Николай Владимирович
врач психиатр-нарколог

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования