Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Ресоциализация или индоктринация? Часть 2.

Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории РФ

06 ноября 2009 :: Н. В. Каклюгин

Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Материал предоставлен врачом-психиатром, сотрудником научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Н. В. Каклюгиным.

Как же на практике устанавливается психологический контроль и реализуются описанные выше технологии изменения личностных ориентиров с последующим порабощением воли? В современной специализированной литературе более подробно описана модель поэтапного процесса обретения психологического контроля над личностью [6, 9]. Она была разработана в конце 40-х годов прошлого века на основе работ Курта Левина и описана в книге Эдгара Шейна "Навязанное убеждение". Автор занимался изучением технологии психического воздействия на сознание человека с целью изменения его ценностных установок, которые успешно использовались в конце пятидесятых годов в коммунистическом Китае режимом Мао Цзэдуна. В результате проведенных исследований ему удалось разделить этот процесс на три этапа с применением тактики последовательного повышения требований со стороны китайцев и постепенных уступок со стороны американских военнопленных (кстати, тактика постепенных уступок широко используется в мире при подготовке наемных убийц и террористов). Три этапа можно упрощенно назвать "размораживанием" прежней личности, ее "заменой" на новую и "замораживанием" новой личности. По мнению Шейна, "размораживание" состояло в разрушении личности, "замена" подразумевала процесс индоктринации, а "замораживание" означало процесс построения и укрепления новой личности.

Как же эта трехэтапная программа создает дисциплинированного члена деструктивной секты, готового выполнять любые приказы ее руководства? Об этом подробно рассказывается в книге американского автора Стивена Хассена "Противостояние сектам и контролю над сознанием" [9]. Далее стоит остановиться на описательной части этих этапов. Для этого процитируем автора с некоторыми незначительными дополнениями по ходу его мыслей:

"Этап первый: "Размораживание" личности. Этот этап может быть проведен различными способами. Например, личность можно разрушить, если человека дезориентировать физиологически. Для этого нужно лишить его сна, а также изменить рацион и распорядок питания. В группах неопятидесятнической направленности последователей переводят на питание с низким содержанием белков и высоким содержанием сахаров, причем количество потребляемой за день пищи минимально, рядовые члены секты всегда должны ощущать голод. Наряду с недосыпанием это разрушает стабильность личности. Чтобы легче было контролировать поведение последователей, во многих сектах устанавливается жесткий распорядок дня с ограничением сна. В течение каждого дня обязательно отводится время на выполнение специфических ритуалов и индоктринационную деятельность. У всех членов секты есть свои обязанности, исполнение которых жестко контролируется. Это ограничивает их свободное время и позволяет легче контролировать их поведение.

Эффекту размораживания способствует и изоляция человека, являющаяся необходимым условием каждой религиозно ориентированной общины, занимающейся духовной (или псевдодуховной) переориентацией наркозависимых. Поэтому обычно этап размораживания происходит в уединенной и полностью контролируемой обстановке, например, в загородном "учебном центре". Когда человек находится в контролируемой обстановке и его постоянно дезориентируют, используя парадоксальные утверждения и сообщая противоречивую информацию, его критические способности снижаются. Ощущая растерянность, он начинает сомневаться в себе и ищет опору в группе. Поскольку ему кажется, что остальные члены группы нормально реагируют на происходящее, он стремится как можно быстрее адаптироваться к ситуации. Чем меньше человек уверен в своих взглядах, тем восприимчивее он становится к влиянию окружения. Полагаясь на группу и ее мнение, он проявляет групповой конформизм, который диктует ему подчиниться навязанным правилам игры.

Кроме того, человека можно вывести из состояния равновесия и повысить его внушаемость, используя сенсорную депривацию или, наоборот, сенсорную перегрузку. Его с огромной скоростью бомбардируют потоками эмоционально насыщенной информации сугубо сектантского содержания, которую он не в состоянии переварить. Ощущая, что "тонет" в потоках этой информации, человек "отключается" и перестает ее анализировать. Доверчивый новичок считает, что все произошло спонтанно, хотя в действительности это структурируется группой. При этом попавшие в хитроумную ловушку люди имеют минимальный доступ к "обычным", не сектантским, газетам, журналам, телевидению и радио. Частично это происходит потому, что в секте поддерживается состояние постоянной напряженной работы, и у людей просто не остается свободного времени. Если же они и читают что-то, то это обычно созданные сектой или прошедшие цензуру пропагандистские материалы, "помогающие" людям оставаться запрограммированными. Информация – это пища для ума, которая поддерживает наш мозг в состоянии активности и позволяет ему нормально работать. Лишите человека информации, которая ему необходима, и он не только не сможет составить мнение ни по одному вопросу, но и вообще лишится возможности здраво рассуждать. Отсутствие информации позволяет вводить человека в заблуждение. Люди становятся заложниками деструктивных культов, так как к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. Со временем их внутренние механизмы, позволяющие анализировать и обрабатывать такую информацию, перестают адекватно функционировать.

На этапе "размораживания", когда люди слабеют, ведущие начинают им внушать мысль об их порочности, некомпетентности, больной психике и духовном падении. Как только человек сломлен, он готов к следующему этапу.

Этап второй: "Замена" личности. Замена состоит в навязывании человеку личности, обладающей новым набором поведенческих схем, эмоциональных реакций и мыслей, которая должна заполнить пустоту, образовавшуюся в результате разрушения старой личности с ее прежней системой представлений. Переориентация новой личности происходит не только во время семинаров и отправления ритуалов, которые призваны заниматься формальной индоктринацией, но и в процессе неформального общения с членами группы, чтения, прослушивания компакт-дисков и просмотра видеокассет. На этапе замены успешно используются те же техники, которые применялись на первом этапе размораживания.

В данном случае внимание слушателей фокусируют на определенных темах, к которым постоянно возвращаются. Вербуемым рассказывают, что мир ужасен и обычные невежественные люди даже не представляют, что его можно сделать прекрасным. Их невежество связано с тем, что они не знают нового "учения", которое принес с собой лидер. Это "учение" – единственная надежда на вечное блаженство. Вербуемым внушают, что они могут познать "новую истину", но им мешает "прежняя" личность, "рациональный" ум и система устаревших представлений, которые не дают им возможности совершить фантастический прорыв в будущее. Их призывают сдаться, прекратить сопротивление, освободиться, поверить.

Поначалу эти призывы звучат сдержанно и ненавязчиво, затем становятся все откровеннее и настойчивее. В них появляется пафос и убедительность. Материал, на основе которого формируется новая личность, выдается постепенно, с той скоростью, с какой он может быть усвоен. Людям рассказывают только то, что они в состоянии воспринимать на данном этапе.

Как грудного ребенка нельзя кормить сосисками, потому что он их не в состоянии переварить, так и духовного неофита нельзя кормить идеологическим продуктом, который он пока не может усвоить. Как говорится, всему свое время.

В религиозных сектах нашего времени последователей инструктируют спрашивать у Бога, что они должны для Него сделать. Чтобы узнать Божью волю, они вынуждены постоянно слушать проповеди лидеров и молиться. Вступление в группу всегда считается выполнением Божьей воли, а уход из группы – предательством и неисполнением Божьей воли.

Процесс замены личности включает в себя не только подчинение авторитетам в секте, но и групповые сессии, на которых происходят исповеди в прошлых грехах и рассказываются истории о нынешних успехах, что способствует единству и сплоченности группы. Неопятидесятники называют такие собрания "свидетельствами". Эти сессии эффективно обучают групповому конформизму, так как группа, активно используя метод кнута и пряника, осуждает или закрепляет определенные мысли, эмоции и поведение ее членов. Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются цепочки психонервных процессов, регулирующих поведение данной личности. Эта программа полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению.

В таком специфическом состоянии критические способности человека снижаются, а также ухудшается способность адекватно оценивать поступающую информацию. Еще В.М.Бехтерев утверждал, что в обход "критичной личности" и активного внимания, когда деятельность мозга осуществляется бессознательно, человеку можно внушить нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то, что он – "избранный" и должен выполнить великую миссию. Внушение осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им прививаются самые невероятные страхи и самые иллюзорные и иррациональные установки.

Как только личность "заменена", начинается этап ее "замораживания".

Этап третий: "Замораживание" личности. После завершения этапов "размораживания" и "замены", когда прежняя личность разрушена и в сознание человека введена новая система убеждений, ему нужно создать новую личность. Начинается этап рождения "нового человека", или этап замораживания новой личности. Чтобы он прошел успешно, перед человеком обязательно необходимо поставить новую жизненную цель и дать ему новое дело. Созданная вместо прежней личность должна в нем доминировать не только в контролируемой среде, но и за порогом секты, когда он отправляется на вербовку. Поэтому новичок должен признать и максимально усвоить новые ценности и новые представления.

На этапе "замораживания" личности главным методом поступления информации становится подражание. Новичков попарно объединяют с "ветеранами" секты, которые должны демонстрировать им образец поведения и вообще учить уму-разуму. "Духовное дитя" во всем должно копировать поведение "духовного родителя". С одной стороны, это льстит "ветеранскому" эго и заставляет его всегда исполнять свои обязанности на высоком качественном уровне, а с другой стороны – пробуждает у новичка желание в будущем стать образцом для подражания и воспитывать своим примером когорту последующих новобранцев.

К числу самых распространенных и эффективных приемов, позволяющих контролировать мысли членов секты, относятся ритуалы остановки мыслей. Им говорят, что это способствует их духовному росту и эффективности. Всякий раз, когда в голове члена секты появляется "дурная" мысль, противоречащая лжеучению секты, он практикует остановку мыслей, – чтобы подавить возникший "негатив" и вернуть себе душевное равновесие. Таким образом, он обучается отстраняться от всего, что угрожает его сектантской реальности. Существует много техник остановки мыслей. В данном случае это могут быть молитвы, пение псалмов или вышеупомянутая глоссолалия, или "говорение на языках".

С ее помощью человека можно ввести в состояние транса. Во время процесса, который называется "драйвингом", харизматический лидер секты, как правило, одаренный оратор, вводит аудиторию в состояние крайнего возбуждения. Драйвинг осуществляется поэтапно: сначала аудитория поет гимны в определенном и четко повторяющемся ритме (иногда отбивая ритм хлопаньем в ладоши, а иногда в музыкальном сопровождении). После такого предварительного "подогрева" аудитории лидер начинает ритмично двигаться и громко читать молитву. Далее начинается этап глоссолалии, когда молящийся начинать громко выкрикивать молитвы, которым вторит весь зал. Через некоторое время все присутствующие входят в состояние транса. Такое гипнотическое состояние резко отличается от обычного состояния бодрствования. Если в нормальном состоянии сознания наше внимание благодаря пяти органам чувств сосредоточено на восприятии сигналов внешнего мира, то в состоянии транса оно полностью сфокусировано на внутренних ощущениях. Человек видит, слышит и ощущает окружающее действие внутренне. Степени погружения в транс бывают различными, от легкого отключения до глубокого "замораживания", когда органы чувств практически не воспринимают окружающий мир и личность чрезвычайно подвержена внушению. Именно в таком состоянии жертве культа легко навязать те или иные установки. Торможение мышления – наиболее прямой метод подавить способность человека критически воспринимать реальность.

Техники остановки мыслей становятся механическими, так как человека программируют прибегать к ним при первых признаках сомнения, тревоги и неуверенности. Через пару недель использование такой техники входит в привычку и становится автоматическим. Человек даже не осознает, что у него в голове только что мелькнула "дурная" мысль. Он может лишь внезапно заметить, что поет псалмы, составленные лидерами подобных организаций, молится на "иных языках" или выполняет другой ритуал остановки мыслительного процесса. Члены секты считают, что, научившись останавливать мысли по желанию, они духовно растут, но в действительности они приобретают зависимость. Покинув секту, в которой они постоянно прибегали к таким техникам, им приходится проходить через трудный период отвыкания, чтобы вернуться к нормальной жизни" [9].

Нового члена секты стремятся как можно быстрее подключить к вербовке. Как показали исследования в области социальной психологии, ничто так не укрепляет человека в собственных убеждениях, как его попытка навязать эти убеждения другим людям. Это своего рода самовнушение. Вербовка новых членов способствует быстрому закреплению сектантской личности. Обычно в группах с жесткой казарменной дисциплиной, каковыми являются в том числе и создаваемые неопятидесятниками-харизматами общины для химически зависимых лиц, их члены обязаны спрашивать разрешение у руководителей на выполнение любого действия. Зачастую рядовых адептов искусственно ставят в финансовую зависимость от руководства. С учетом того, что член подобной религиозной общины, не имея собственных средств в наличии, вынужден просить у руководства деньги на проезд, на одежду, на визит к врачу, на звонок другу или родственнику, каждый его шаг в течение дня становится подотчетным. Таким образом организация жестко контролирует поведение последователей и, соответственно, их мысли и чувства. Кроме того, поведение часто контролируется и требованием жить групповой жизнью: вместе есть, работать, ходить на собрания и спать в одном помещении. Проявление индивидуализма строго пресекается. Новообращенному члену секты обязательно выделяют постоянного "приятеля"-старожила или вменяют обязанность постоянно находиться в обществе пяти-шести человек из группы. Контроль над сознанием, практикуемый в сектах – это социальный процесс, в который вовлечены большие группы людей. Происходит погружение человека в такое социальное окружение, в котором, чтобы функционировать, он вынужден спрятать свою исходную личность и "надеть на себя" новую, одобряемую и поощряемую группой. Любая реальность, которая могла бы напомнить ему о его "прошлой" личности – все, что может поддержать его прежнее ощущение самого себя – отбрасывается и замещается новой реальностью, порождаемой группой. Даже если он поначалу намеренно играет требуемую роль, эта игра постепенно перестает быть игрой и превращается в реальность. Он воспринимает тоталитарную идеологию, которая, будучи усвоена, замещает исходную систему убеждений. У такого человека обычно наблюдается резкая смена стереотипа поведения и образа жизни [6].

Однако, судя по рассказанным нашими пациентами историям их скитаний по реабилитационным центрам сектантского толка в нашей стране, а также в Испании, где очень сильно распространены подобные группы, часто образ жизни достигшего определенного положения в секте человека, выставляемый напоказ членам общины, весьма далек от истинной сохранившейся, насыщенной страстями "наркоманской" сущности. Их поведение за пределами общины (прошедшим курс реабилитации позволяется иногда выходить во внешний мир), сложно соотнести с христианским. Соответственно, вся реабилитация у некоторых новообращенных адептов секты, пришедших в нее из рядов наркозависимых, так и остается просто игрой. Часто, осознав, несмотря на оказываемое психологическое давление, всю лживость подобных методов, они не проходят программу до конца (обычно от 6 месяцев до 1 года и выше), выходят из группы и возвращаются на прежнее место проживания. Причем практически всегда никто из членов современного религиозного новообразования харизматического толка не помогает им добраться до дома, не выделяет на этот путь материальных средств. Максимум, что они делают – это отвозят желающего покинуть общину на несколько километров от места ее расположения и напоследок предлагают еще раз подумать о своем решении. Навязчиво рекомендуется остаться вместе с членами секты и попробовать "еще сильнее соединиться с Богом". Ведь только так, по их словам, он сможет спастись – в любом другом случае его ждет смерть, потому что там, внушают они ему, во внешнем мире, царит Дьявол, который погубит всех ушедших из этой общины. И они, как "истинные христиане", протягивают ему руку помощи, несмотря на допущенные ошибки. Естественно, под помощью здесь подразумевается возможность продолжать пребывание в группе, но не помощь в отправке заблудшего "сына Божьего" к родственникам. Кроме того, наши пациенты описывали случаи, когда безумные члены подобных харизматических групп как бы в отчаянии все вместе пытались приложить свои руки к голове уходящего и дружно помолиться на "ином языке" за своего несчастного брата. Если же человек так или иначе находил в себе силы отказаться от нахождения в "учебном центре" общины, дальнейший свой путь он осуществлял самостоятельно. При этом чаще всего никто не предупреждает близких родственников об уходе их ребенка (мужа, жены, сестры, брата) из данной общины. Следует отметить, что в основном сектанты стараются отправлять свои новые человеческие приобретения на далекое расстояние от места постоянного проживания, чтобы исключить влияние родственников и друзей на новообращенного. Помимо того, это позволяет предотвратить донесение до них информации о том, что происходит в стенах подобных специфических учреждений. Таким образом, человек, принявший решение покинуть общину неопротестантов-харизматиков, вынужден самостоятельно пересекать огромные расстояния до дома, в большинстве случаев не имея на руках никаких материальных средств к реализации принятого решения. Соответственно, обратный путь для части ушедших из секты ребят в итоге может закончиться неблагополучно и даже трагически. Либо они попадают в тюрьму, поскольку пытаются заработать известным большинству из них криминальным путем средства на проезд до дома, либо в процессе путешествия происходит очередной срыв и они снова начинают употреблять наркотики или замещать их алкоголем, в связи с естественно возникающей в столь нелегкой дороге тяжелой депрессией. Возникший рецидив может в свою очередь привести к осознанию своей вины перед покинутой группой и возвращению в ту же общину. В другом случае ушедший из нее может погибнуть в дороге от передозировки. Но большинство все же добирается домой. Лишь единицы из тех, кто досрочно оставил подобные "учебные центры", приезжают к родственникам, сохранив трезвеннический настрой на длительный промежуток времени после возвращения. Однако, по приезду домой после такого "духовного восстановления" в секте, они, в течение первых двух недель, испытывая резко выраженное влечение к наркотику, находят желанную дозу и употребляют ее в том же объеме, что и раньше, до отъезда в реабилитационный центр. В результате чего молодой человек, в случае невозможности оказания ему скорой медицинской помощи, после инъекции может погибнуть от передозировки и родители теперь уже навсегда теряют своего ребенка. Таких нелепых смертей по всей России можно насчитать немало, причем погибшие ребята чаще всего возвращаются именно из так называемых "протестантских" общин.

Из воспоминаний близких родственников и друзей лиц, проходивших курс реабилитации в подобных общинах, известно, что помимо ухода из жизни вследствие случайной передозировки наркотиком зависимого человека, самовольно покинувшего неопротестантскую (неопятидесятническую) харизматическую общину, возможен и другой сценарий, также приводящий к исчезновению алкоголь – и/или наркозависимого человека из поля зрения. Это связано с тем, что те, кто завершил полный курс реабилитации (вернее будет сказать, индоктринации) в подобных псевдохристианских новообразованиях, либо никогда не возвращаются домой, либо едут туда уже в качестве абсолютно других, радикально измененных личностей с целью создания платформы для последующей вербовки новых членов своего тоталитарного деструктивного культа (секты). Чаще всего речь идет об организации очередного стационарного центра реабилитации потребителей наркотиков закрытого типа. В терминологии неопротестантов харизматического толка – "центра духовного восстановления" для данной категории лиц. При этом в населенных пунктах силами наиболее активных членов подобных организаций организуются соответствующие "группы изучения Библии и Евангелия", "духовного просвещения" и "восстановления", куда с помощью размещенных в средствах массовой информации и по территории объявлений приглашаются местные жители. Специально для этих целей арендуются помещения. Как правило, это аудитории, способные вместить большое количество людей единовременно – Дома культуры, большие лекционные залы высших, среднеспециальных и общеобразовательных учебных заведений. Часть адептов идет по школам и предлагает администрации организовать семинары для учащихся по профилактике наркомании и других видов зависимого поведения. Некоторые из привлеченных таким образом молодых людей впоследствии станут активными последователями разрушающих личность идей и практических упражнений распространят этот "вирус" еще дальше. Таким образом, в настоящее время сеть одинаковых по своей сути деструктивных культов охватывает практически всю Россию. И пока, к сожалению, никаких эффективных действий по ликвидации этой угрожающей национальной безопасности, духовной целостности и психическому статусу россиян проблемы государственными структурами так и не предпринято – отсутствует законодательная база для принятия каких-либо решений, способных кардинальным образом изменить создавшуюся экстремальную ситуацию.

Следует отметить, что избавление от стресса, которое происходит при вступлении в харизматическую группу, порождает некий снобизм по отношению к людям, которые в эту группу не входят и, как следствие, – деление людей на "своих" и "чужих". Это значит, что вступление в коллектив, сопряженное со значительным самопожертвованием, обеспечило их рядом преимуществ, которыми они не намерены делиться с "чужими". Таков способ самозащиты, к которому всегда прибегают современные религиозные новообразования. При этом лидеры большинства из них, активно распространяющие свое влияние на территории Российской Федерации, стараются свести все социальные роли, доступные их членам, только к групповым ролям. Как известно, без абстрактного идеала или внешнего врага трудно очертить границы группы, а значит, и без сформированной элементарной структуры организации любое действие импульсивно и поэтому потенциально опасно. У членов группы зарождается и со временем при участии руководящего звена прогрессирует страх перед миром за ее пределами. Лидеры таких религиозных объединений в процессе управления своими подопечными формируют некие "социальные коконы", которые позволяют трансформировать личности членов за счет принуждения группы к социальной, идеологической и физической изоляции от окружающего их внешнего пространства. Они направляют силу этого страха на формирование "закрытых обществ" с жестким "пограничным контролем", которые требуют от членов исключительной и безраздельной преданности, беспрекословного подчинения их авторитету. Таким образом, фобии (страхи), генерируемые подобными группами, отнимают у их участников свободу выбора. В членах секты воспитывается паническая реакция на мысль об уходе из нее – учащенное сердцебиение, жар, усиленное потоотделение, выраженное желание избежать создания условий для своего изгнания из коллектива. Им внушают, что если они уйдут, то навредят этим поступком всему человечеству, останутся беззащитными перед лицом ужасных опасностей: они могут сойти с ума, быть убиты, снова станут зависимы от приема алкоголя и/или наркотиков, не смогут выжить вне группы и будут помышлять о самоубийстве. Легенды о таких случаях постоянно рассказывают членам секты, как на лекциях, так и посредством распространения управляемых слухов внутри общины. В результате жертва подобной обработки сознания не способна представить себе, что может чувствовать себя в безопасности вне принявшей ее группы. И ради того, чтобы остаться среди своих единомышленников, человек готов пойти практически на все.

Другими словами, помимо опасности дестабилизации политической обстановки и формирования на территории Российской Федерации сети автономных религиозных объединений, стремящихся под девизом противодействия алкоголизму и наркомании и оказания страдающим химической зависимостью лицам помощи в обретении ими стойкого трезвеннического настроя, создать в России собственную разветвленную структуру, управляемую специально организованным штабом, чьи представители еще в 90-х годах прошлого века смогли при активном участии заинтересованных лиц попасть достаточно близко к правительственным кругам, существует и другая проблема, имеющая непосредственное отношение к медицинской постановке вопроса о целесообразности поддержки такого рода организаций. Это явление, характерное для выпускников центров неопротестантов-харизматов называется "синдромом госпитализма". Оно заключается в следующем. По окончании полного курса программы, заявленной ее разработчиками как "реабилитация и ресоциализация" алкоголь – и/или наркозависимых лиц, выпускники за редким исключением не возвращаются в то место, откуда они прибыли.

Здесь необходимо еще раз упомянуть следующий момент – огромное количество российской молодежи, страдающей от последствий наркомании, сегодня находится у неопротестантов Испании. Точное их количество подсчитать невозможно, но, по описаниям очевидцев, оно весьма значительно. Но там местные организации подобного толка выполняют для государства определенный социальный заказ, поставляя дешевую рабочую силу для выполнения тяжелых работ – вывоза мусора из городов, уборки территории, сбора на палящем солнце фруктов, как правило, апельсинов, строительства индустриальных участков и тому подобное. При этом питаются лица, проживающие в этих "реабилитационных центрах" по большей части продуктами с просроченным сроком хранения, вывозимыми из крупных торговых сетей страны. У нас же наблюдается несколько иная ситуация, поскольку члены аналогичных ячеек занимают рабочие места, которые востребованы потенциально здоровыми не входящими в такие тоталитарные культы людьми. Например, на территории Южного федерального округа действует представительство международного неопятидесятнического харизматического движения "Исход (Exodus)". Те ребята, что поневоле вступили в его ряды, обратившись в российское представительство данной организации с просьбой помочь освободить их от наркотической зависимости, не зная ее истинных корней, целей и задач, в итоге за дешевую заработную плату работают на строительных объектах данного региона. При этом все финансовые средства, полученные от работодателей, остаются у лидеров этих российских филиалов ("пасторов" и "епископов"), а стоимость предоставляемых услуг как минимум в 2 раза меньше оплаты труда местных жителей, занятых в той же сфере. То есть в итоге адепты тоталитарного деструктивного культа "Исход", строя те же объекты за меньшую плату, чем жители Юга России, отбирают у последних право на работу, а значит и возможность заработка. Тем самым обостряется и без того тяжелая ситуация с наличием в регионе вакантных рабочих мест. И снова страдают россияне, а выигрывают от этого представители сект, не облагающиеся никакими налогами и сборами со стороны государства в силу сокрытия заработанных средств лидерами таких неопротестантских харизматических общин. Такая ситуация, безусловно, продолжает осложнять текущую социально-экономическую ситуацию на всей территории данного субъекта Российской Федерации, как и любых других, где функционируют подобные культовые новообразования.

Список литературы

1. Lifton R.J. (1989). Thought reform and the psychology of totalism: A study of brainwashing in communist China (rev. ed.) // Chapel Hill: The University of North Carolina Press. (Original work published at 1961)

2. Волков Е.Н. "Феномен деструктивных культов и контроля сознания" // Сайт "Пси-фактор"; электронный адрес размещения: psyfactor.org/sekta2.htm.

3. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. "История религии" // М., "Русский путь", 2005 г. – с.191

4. Каклюгин Н.В. "Послесловие к круглому столу "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви"" // Журнал РАМН "Наркология", №4, 2008 г., с. 74-83 или информационно-публицистический ресурс "Нет – наркотикам"; электронный адрес размещения: www.narkotiki.ru/christianity_6583.html .

5. Кондратьев Ф.В, Волков Е.Н. "Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект" // Информационный портал фонда "Русская Цивилизация"; электронный адрес размещения: www.rustrana.ru/article.php?nid=10237 .

6. Лири Т., Стюарт М. и др. "Технологии изменения сознания в деструктивных культах" // М., "Экслибрис", 2004 – 224 с. // Электронный адрес: lib.ru/NLP/liri.txt .

7. Оконишников А.А. "Черные краски сектантской маски" // Региональная газета "Честное слово", №22 (540), 2007 г. или сайт Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского; электронный адрес размещения: nevskiy.orthodoxy.ru/news/2007_05_31.html .

8. Паньчу О. "Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма" // Доклад на Международной научно-практической конференции "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма", г. Саратов, 10-11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Doklad/Panchu.html .

9. Хассен С. "Противостояние сектам и контролю над сознанием" // М., "Аст", 2006 – 315 с.

10. "Религия и глобализация на просторах Евразии" Под ред. А. Малашенко и С. Филатова // Московский Центр Карнеги. – М.: Неостром, 2005. – 343 с.; электронный адрес размещения: www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/protestantism/ .

11. Итоговая резолюция круглого стола "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви" Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, генералу полиции В.В. Черкесову, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Православное информационное агенство "Русская Линия"; электронный адрес размещения: www.rusk.ru/st.php?idar=112497.

Каклюгин Николай Владимирович
врач психиатр-нарколог

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования