Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов: "В борьбе с наркобизнесом нужны согласованные действия"

02 сентября 2009

Буквально за два десятилетия наркотическая волна накрыла Россию. Очевидно, что распространение наркотиков несет прямую угрозу национальной безопасности нашей страны. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, год от года растет, как растут и объемы перехваченных партий афганского героина. Что собой представляет сегодня наркобизнес в России, каковы его финансовые возможности, насколько он интегрирован в международную наркосеть и как идет борьба с наркопреступностью? На эти и другие вопросы наших коллег из общественно-политического журнала "Союзное государство" отвечает директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

Виктор Петрович, расскажите, пожалуйста, о наркоситуации в Российской Федерации и основных направлениях формирования государственной политики в сфере борьбы с наркопреступностью.

– На сегодняшний день распространение наркотиков опийной группы как в нашей стране, так и во всем мире напрямую связано с развитием наркоситуации в Афганистане. Эта страна сегодня является основным мировым экспортером наркотиков, где, по экспертным оценкам УНП ООН, производятся до 93 % от общего количества производимых в мире опиатов. Наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть социально-экономической жизни афганского общества.

Несмотря на принимаемые организационные и практические меры, наркотизация населения России продолжает оказывать негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Дальнейший рост количества наркозависимых следует рассматривать как одну из главных угроз безопасности России. В 2008 году официально зарегистрировано более полумиллиона потребителей наркотиков.

Хаос 90-х годов, связанный с распадом страны, дезинтеграция в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, прозрачность государственной границы сделали нашу страну беззащитной перед наркоугрозой.

Международная наркомафия в полной мере воспользовалась создавшейся ситуацией, сформировав на просторах России наркорынок. Быстро были отлажены пути поставок, набрана армия наркокурьеров, создана сетевая структура распространения наркотиков, возникла обширная клиентура.

Основная цель нашей политики в сфере борьбы с наркопреступностью – защита жизни и здоровья граждан и всего общества от угроз, которые несёт незаконный оборот наркотиков. Борьба с наркоманией и наркобизнесом включает в себя объемный комплекс разноплановых мер. В их реализации должны участвовать различные государственные органы и общественные структуры. В целом мы стремимся создать отлаженную, хорошо согласованную и скоординированную систему антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера. Только при чёткой координации действий исполнительных и законодательных органов всех уровней государственной власти, общественных организаций и граждан можно добиться оздоровления общества.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году Концепция государственной политики по контролю за наркотиками ввиду своей декларативности и изначальной оторванности от реальной жизни эту задачу не решила.

Очевидно, требуется разработка новой государственной политики относительно оборота наркотиков, основные положения которой заложены в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В первую очередь речь идет о подготовке Концепции государственной стратегии в сфере оборота наркотических средств как политико-правовом документе, акцентирующем внимание на основных направлениях работы ФСКН России и соответствующем плане по её реализации, что должно найти своё отражение в Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", рассчитанной до 2014 года. Программа призвана стать планом согласованных действий всех заинтересованных органов власти в реализации новой антинаркотической государственной политики. В ней предполагается утвердить основные принципы и направления этой политики, а также механизмы и процедуры совместной работы.

Насколько опасно распространение афганского героина для России?

– С 1990 года уровень потребления наркотиков вырос в России почти в 10 раз и в среднем в 8 раз превысил соответствующие показатели стран Европейского сообщества. После короткого периода стабилизации в 2001-2004 годах кривая поставленных на учёт с диагнозом "наркомания" снова поползла вверх. Отрицательная тенденция развития ситуации отчётливо просматривается в ежегодно растущем количестве вновь выявленных наркозависимых лиц. Так, в 2006 году их было 70 тысяч, в 2007 году – 75 тысяч, в прошлом – более 80 тысяч человек. Ремиссия находящихся на специальном учете составляет менее 2%, а в латентной (скрытой) среде употребляющих отраву значение данного показателя практически приближается к нулю.

Специфика российской ситуации состоит в том, что почти 90% зависимых и больных "сидят" на афганском героине. Это особенно пагубно сказывается на их здоровье. С учётом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом.

По данным Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, более 65% ВИЧ-инфицированных в России заражены через инъекции наркотических средств. География поражённых СПИДом полностью корреспондируется с основными маршрутами наркотрафика афганского героина.

Лица, потребляющие героин, быстро становятся необратимо зависимыми и, не получая необходимого лечения, через 5-7 лет обречены на смерть. Россия ежегодно теряет около 30 тысяч в большинстве своём молодых людей.

Потери общества от ввоза и распространения гибельной заразы, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, серьёзные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе финансовыми, по их пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.

Основываясь на данных экспертов о том, что 2% нашего населения в возрасте от 15 до 64 лет, а это почти 2 млн. человек, регулярно употребляют наркотики, следует сказать: только активные и решительные меры позволят реально исправить сложившееся положение и оздоровить ситуацию.

Афганистан стал очагом международной напряжённости. Обсуждался ли в ООН вопрос о борьбе с афганским наркотрафиком?

– Важнейшей составной частью наркотрафика и определяющим фактором стремительного ухудшения наркоситуации в России, безусловно, является очаг геополитической напряжённости в Центральной Азии, доминантой которого стала военно-политическая обстановка в Афганистане. Именно её особенности трансформировали экономику страны в своеобразный генератор наркотиков.

По сравнению с 2001 годом, когда военный контингент США и НАТО был введён в Афганистан, количество производимых опиатов выросло в 44 раза. Согласно данным ООН, в этой стране на складах хранится свыше 1 тысячи тонн чистого героина, ставшего своего рода страховым фондом на случай неурожая мака. Сегодня Афганистан переместился на второе место в мире (после Марокко) по производству марихуаны и гашиша.

Президент Афганистана Хамид Карзай официально заявил, что международное присутствие способствовало возникновению параллельных легитимным органам страны структур, создаваемых в рамках проводимых США программ по управлению провинциями. Не случайно международные аналитики задаются вопросом о возможной субсидиарной ответственности всех компонент власти Афганистана за производство и трафик опиатов.

Тем не менее, несмотря на то, что проблема афганского наркотрафика активнейшим образом обсуждается на всевозможных международных конференциях, семинарах и симпозиумах в различных форматах сотрудничества государств, она ни разу не стала предметом отдельного рассмотрения на Совете Безопасности ООН. Хотя до 2001 года тема афганского наркотрафика неоднократно поднималась на заседаниях Совбеза с принятием соответствующих резолюций.

Целесообразно и крайне полезно вновь обратиться на заседании Совета Безопасности ООН к этому вопросу, представляющему собой проблему, несущую гибель десятков, если не сотен тысяч людей, сравнимую разве что с последствиями применения оружия массового поражения.

В марте этого года в Вене состоялось заседание Сегмента высокого уровня 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам. Участники заседания обсудили результаты деятельности мирового сообщества по выполнению решений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, принятых 20-й спецсессией Генеральной ассамблеи ООН. В частности, пункт 19 Политической декларации предусматривал к 2008 году искоренить или существенно сократить объём незаконного культивирования опийного мака. Однако, по оценкам экспертов, объём производства опиума во всём мире за последние десять лет вырос в 2 раза, а в Афганистане – в 3 раза.

Российской стороной подготовлен проект резолюции Генеральной ассамблеи ООН, которым предусматривается внесение изменений в деятельность международных структур в Афганистане. Прежде всего, они должны коснуться введения более широкого контроля в отношении планирования и реализации мероприятии по борьбе с наркопроизводством. Это настоятельная необходимость, поскольку институты, действующие сейчас в Афганистане, не соответствуют всевозрастающему масштабу наркоугрозы, быстро меняющимся способам и географии действий афганской наркоиндустрии.

Участники сегмента высокого уровня приняли политическую декларацию и план действий по налаживанию международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. Российская делегация выступила в ходе дискуссий с целым рядом серьёзных инициатив по пресечению потока нелегальных наркотиков из Афганистана. Это и разработка реальной "дорожной карты", которая предусматривала бы поэтапное продвижение к решению этой задачи, и всемерное содействие афганскому правительству в борьбе с наркоугрозой, и создание международного "наблюдательного совета" для координации и повышения эффективности международной помощи, которая оказывается Афганистану на антинаркотическом направлении. Мы считаем, что находящиеся в Афганистане миссия ООН и коалиционные силы не должны оставаться в стороне от общих усилий и могли бы действовать более активно по перехвату наркокараванов и уничтожению нарколабораторий и складов с опиатами.

В связи с этим, какая роль отводится Государственному антинаркотическому комитету?

– Государственный антинаркотический комитет образован в конце 2007 года для дальнейшего оздоровления наркоситуации, повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и активизации профилактической работы. При сохранении за ФСКН России правоохранительных и координирующих полномочий в сфере борьбы с наркопреступностью новый орган, консолидируя имеющиеся государственные ресурсы, призван обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на качественно ином, более высоком уровне.

В результате выстраивается стройная система координации федеральных органов исполнительной власти с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями; разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере; участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

ГАК всё активнее координирует работу федеральных органов власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, Всё весомее его вклад в борьбу с наркопреступностью. Успешно работают во многих субъектах и антинаркотические комиссии. Они умело организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями. Например, благодаря усилиям ГАК и агропромышленного комплекса, направленным на уничтожение конопли в местах её произрастания, в прошлом году удалось на 20 процентов сократить количество наркотиков, производимых в России.

В стране выстраивается целостная система координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, нацеленная на борьбу с наркобизнесом. От неё мы вправе ждать реальных и весомых результатов.

Что делается для того, чтобы наркотики в России были менее доступны?

– Одной из ключевых задач является разработка действенной системы мер по снижению доступности наркотиков. Так, по данным Госавтоинспекции и наркологической службы, в 2007 году в Кемеровской, Челябинской, Московской, Новосибирской, Самарской и Тюменской областях, Приморском и Пермском краях из общего количества задержанных водителей в состоянии опьянения (более 600 тыс. человек) под воздействием наркотиков находился каждый десятый. Ситуация усугубляется ещё и тем, что по результатам мониторинга фактов медицинского освидетельствования по всей стране более 90% таких водителей ранее на наркологическом учёте не состояли. Это в очередной раз показывает высочайшую степень закрытости рассматриваемой проблемы. Например, только во Владивостоке за последние четыре года выявлено 6 166 водителей в состоянии наркотического опьянения. Лишь 81 из них до этого состоял на учёте, что составляет менее 1,5%.

При проведении медицинских обследований, связанных с призывом на военную службу, в целом по стране за 2006-2007 годы выявлено около 14 тысяч призывников, допускавших немедицинское потребление наркотиков. Абсолютное большинство из них признано негодными к службе.

Несомненную угрозу представляет возможность свободного приобретения наркотиков сотрудниками техногенноопасных объектов и объектов жизнеобеспечения, действия которых могут привести к чрезвычайным ситуациям различного масштаба. В 2006 году после очередного взрыва на шахте в Кемеровской области было установлено, что его виновником стал наркоман. Попытка приготовить на открытом огне очередную "дозу" привела к взрыву и гибели шахтёров. Проверка, инициированная администрацией области и ФСКН России, выявила сотни наркозависимых шахтёров.

Другой не менее важной задачей является сокращение спроса на наркотики. Её решение предусматривает введение комплексной системы мер рядом государственных структур и общественных организаций. В первую очередь это связано с активизацией работы по профилактике и лечению наркомании.

Сети наркоторговли масштабны. Удается ли их выявлять и ликвидировать?

– Системная работа правоохранительных органов и спецслужб позволяет оперативно вскрывать и пресекать каналы оптовых поставок наркотиков в Россию. В 2008 году выявлено более 8 тысяч таких поставок – на 15,4 процента больше, чем в 2007 году. По возбуждённым уголовным делам из незаконного оборота изъято более 38 тонн наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе органами наркоконтроля – свыше 24,5 тонны наркотиков, из них – 3,5 тонны героина. Это в полтора раза больше, чем в 2007 году. Фактически в сутки изымалось до 10 кг героина, что соответствует 2 миллионам доз. Пресечено поступление в криминальный оборот свыше 10 миллиардов рублей и предотвращено нанесение экономического ущерба обществу в размере порядка 200 миллиардов рублей. К уголовной ответственности привлечено 117 тысяч организаторов и участников наркоторговли.

Возможность перехода через границу наркокурьеров существенно облегчает действие полусотни несистематизированных международных, межправительственных, межведомственных соглашений, упрощающих режим пересечения границ и перемещения через них грузов. Практически они девальвировали инструменты контроля, особенно на среднеазиатском направлении.

Анализ оперативных данных и уголовных дел ФСКН России показывает, что почти 95% афганских наркотиков завозится к нам через российско-казахстанскую границу. 60% из них – автомобильным транспортом под прикрытием сельхозпродукции из стран Средней Азии, 35% – железнодорожным и морским транспортом и 5% – авиацией.

По данным Минсельхоза России, ежегодно в страну поступает до 6 млн. тонн только плодоовощной продукции. Скрыть в таком потоке грузов любую партию героина при отсутствии должного контроля не составит особого труда. Эти поставки сельскохозяйственной продукции автотранспортом из среднеазиатских государств, в отличие от общепринятых правил международных торговых операций, осуществляются между номинальными либо фиктивными физическими лицами без внешнеторговых контрактов, инвойсов и коносаментов. Документы заполняются прямо на границе перевозчиком (водителем) – иностранным гражданином, обозначающим себя и поставщиком продукции, и получателем.

Всё это говорит о необходимости организации на базе Государственного антинаркотического комитета постоянной системной работы по мониторингу правоприменения, анализу и совершенствованию нормативной правовой базы отраслей права, влияющих на характер и степень противодействия распространению наркомании, включая международный трафик и оборот наркотических средств. Мы намерены комплексно изучить судебную и следственную практику по уголовным делам, связанным с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков за 2006-2008 годы. По результатам этой работы будут подготовлены проекты нормативных правовых актов по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Как вы оцениваете проведение межгосударственной оперативно-профилактической операции "Канал"?

– Как важнейший этап в становлении механизмов взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с наркоугрозой. Необходимо отметить, что это взаимодействие постоянно совершенствуется, укрепляются контакты, с каждым разом всё весомее результаты операции, состав стран-участников её расширяется. Если в 2003 году в ней были задействованы компетентные органы государств-членов ОДКБ – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, то теперь в "Канале", кроме государств-членов ОДКБ, куда теперь входит и Узбекистан, в качестве наблюдателей участвуют представители правоохранительных органов Азербайджана, Китая, Латвии, Литвы, Монголии, Польши, США, Туркменистана, Украины и Эстонии, Румынии, Сирии, а также представители ОБСЕ и ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма). Впервые в прошлом году в операции участвовали правоохранительные органы стран Латинской Америки, в частности Колумбии, Боливии, а также европейских государств – Испании и Италии.

В операции "Канал-2008", которая на сегодняшний день не имеет аналогов по масштабам и географии проведения, участвовали более 92 тысяч сотрудников антинаркотических ведомств, органов безопасности, внутренних дел, таможенных, полицейских и пограничных служб. В приграничных районах, на объектах железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта было организовано более 5 600 совместных оперативных групп. Создано свыше 4 260 стационарных постов. Перекрывалось около 1 400 железнодорожных узлов и станций, более 2 800 автомобильных дорог, 290 аэропортов.

Участие в операции компетентных органов ближнего и дальнего зарубежья способствовало достижению максимального эффекта в блокировании каналов нелегальной транспортировки наркотиков. Из незаконного оборота было изъято более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 11,7 тонны гашиша, 3,4 тонны героина, более 1,6 тонны кокаина, около 100 кг синтетических наркотиков и более 25 тонн прекурсоров. Выявлено почти 13 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В регионах проведения операции только в ноябре 2008 года выявлено и пресечено 27 каналов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе из Латинской Америки в Европу, из Афганистана в Таджикистан, из Казахстана в Россию, из Таджикистана в Россию, из Киргизии через Узбекистан в Россию, из Эстонии в Россию.

В конце марта состоялось внеочередное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Один из вопросов, который обсуждался на нём, касался реализации принятого в сентябре прошлого года Советом коллективной безопасности ОДКБ решения о придании операции "Канал" статуса постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Были согласованы проекты положений о Межгосударственном антинаркотическом штабе (МГАШ) государств-членов ОДКБ, Информационном координационном центре МГАШ, Региональной антинаркотической операции "Канал", которые будут приняты на Совете коллективной безопасности ОДКБ уже в этом году.

Как развивается взаимодействие правоохранительных органов России и Белоруссии в сфере борьбы с наркопреступностью?

– Хочу особо подчеркнуть, что между ФСКН России и МВД Республики Беларусь налажены очень тесные контакты. Наше взаимодействие осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Протоколом об организации приграничного сотрудничества между ФСКН России и МВД Республики Беларусь. Эти документы были подписаны ещё в 2005 году.

Мы регулярно проводим совместные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов поставки наркотиков. Можно привести немало примеров нашего успешного сотрудничества. Вот, скажем, в середине прошлого года в результате совместной операции сотрудников МВД Белоруссии и Управления ФСКН России по Московской области на автотрассе "Витебск – Смоленск" при следовании в сторону России на автомашине "БМВ" были задержаны граждане России и Германии. У наркодельцов изъята крупная партия голландской марихуаны.

А в ноябре брянские наркополицейские и сотрудники МВД Белоруссии задержали наркокурьера, у которого была изъята крупная партия наркотиков.

Ранее в тесном взаимодействии российских наркополицейских и сотрудников правоохранительных органов Белоруссии была пресечена деятельности международного преступного сообщества, занимавшегося контрабандными поставками из России в страны Западной Европы прекурсоров для изготовления синтетических наркотиков.

Как известно, территория Белоруссии используется наркобизнесом как транзитная для переброски из Европы в Россию гашиша, марихуаны, синтетических наркотиков. Однако благодаря профессионализму и умелым действиям сотрудников правоохранительных органов Белоруссии через белорусско-российскую границу контрабанда наркотиков в нашу страну практически сведена к нулю.

Мы очень дорожим нашим сотрудничеством. Ни у нас, ни у белорусских коллег нет сомнения в том, что оно будет и дальше развиваться и крепнуть. А это означает, что совместными усилиями мы сумеем победить страшное зло.

По материалам источников: ФСКН России

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования