Успех шведской наркополитики. Заключение Из исследования "Успех шведской наркополитики: обзор свидетельств" После короткого периода либерализации во второй половине 1960-х, Швеция последовательно придерживалась рестриктивной стратегии контроля за наркотиками направленной как против предложения наркотиков, так и против спроса на них. Параллельно с этим, Швеция вкладывала крупные средства в деятельность по наркопроблематике. Затраты, связанные с противодействием наркомании и наркоторговле достигали 0.5% ВВП, что является второй по величине долей среди всех стран ЕС. Эти вложения оправдали себя. Как представляется, сегодня число лиц, употребляющих наркотики, в Швеции меньше, чем до введения целенаправленной наркополитики, начавшегося в 1969 году, когда правительство ввело в действие программу "Десять пунктов против наркотиков". В 2006 наркотики употребляло 6% учащихся в возрасте 15-16 лет, в то время как в 1971 году их было 15%. Швеция также смотрится очень неплохо в сравнении с другими странами Европы. Количество лиц, имеющих наркотический опыт, а также регулярно употребляющих наркотики в Швеции значительно ниже, чем в остальной Европе. Это относится как к населению в целом, так и к молодежи, то есть той группе населения, которая считается наиболее уязвимой перед наркотической угрозой. В то время как среднеевропейский процент 15-16 летних молодых людей, имеющих наркотический опыт в 2003 году составлял 22%, в Швеции этот показатель был равен 8% и к 2006 году сократился до 6%. Более того, в противоположность общеевропейской тенденции, уровень наркомании в Швеции в последние годы сократился. Швеция также входит в число тех европейских стран, где низок уровень ВИЧ-инфицирования вследствие инъекционной наркомании. Что касается предложения, то цены на наркотики в Швеции являются одними из наиболее высоких в Европе, следовательно эта страна не может рассматриваться в качестве объекта "наркотуризма". Степень распространенности наркомании в Швеции (0.45% населения в возрасте 15-64 года) несколько ниже средней по ЕС (0.5%). Тот факт, что уровень распространения наркомании в Швеции столь близок к среднему по ЕС, несмотря на то, что уровень употребления наркотиков в стране находится ниже среднего – может рассматриваться в качестве одного из немногих недостатков. Шведская наркополитика очень эффективна в вопросе профилактики наркомании, однако, как представляется, не столь эффективна, чтобы предотвратить превращение лица, употребляющего наркотики время от времени, в наркомана. Тем не менее, не следует забывать, что уровень наркомании в стране все же ниже среднего уровня в странах-членах ЕС. Изменения в числе наркоманов в последние десятилетия совпадают с изменением бюджетных ассигнований. Наркомания значительно выросла с 1992 (19 000) до 2001 (28 000), в то время как сокращение финансирования затруднило доступ к лечению для лиц, употребляющих наркотики. Увеличение финансирования привело к уменьшению числа наркоманов до 26 000. Естественно, мы не можем с уверенностью утверждать, что в целом положительная ситуация с незаконным употреблением наркотиков в стране является результатом выделения щедрого – по международным стандартам – финансирования и проведения в течение последних трех десятилетий жесткой антинаркотической политики. Тем не менее, обзор колебаний в уровне распространенности наркоманиии показывает, что периоды его спада соответствуют тому времени, когда наркопроблематике уделялось первоочередное внимание. В дополнение к ясно сформулированной политике, в достижении Швецией положительных результатов очевидно свою роль сыграл и ряд других факторов. Так например, через Швецию не проходят крупные пути наркотрафика. Разница в доходах, оказывающая влияние на готовность молодых людей заняться преступной деятельностью, в частности наркоторговлей, в Швеции невелика. Население Швеции в целом весьма бережно относится к своему здоровью, что также препятствует широкомасштабному употреблению наркотиков. В Швеции, в отличие от многих других стран, достигнут широкий политический консенсус относительно общего направления проводимой наркополитики, что позволяет избежать противоречивых обращений к потенциально уязвимым общественным группам. Шведская наркополитика была одной из наиболее широко обсуждаемых и пристально исследуемых политик европейских стран в этой области, и этот процесс усилился после вступления Швеции в ЕС. Она подвергалась критике, в том числе и за положение об обществе, свободном от наркотиков, являвшимся руководящей идеей проводимой политики. Это положение порой расценивалось как "нереалистичное", "не прагматическое" и "не отвечающее" нуждам наркопотребителей. Пожалуй, с этим нельзя согласиться. Некоторые новые подходы в противодействии наркомании были опробованы именно в Швеции. В 1966 году в стране впервые в Европе была введена в действие программа метадоновой терапии, причем в это время даже концепция заместительной терапии как таковой воспринималась с трудом. Шведские наркоманы продолжают получать доступ к метадону, а также к другим лекарствам подобного рода, как например к бупренорфину. Швеция, наряду с Голландией, также была одной из первых стран, предложивших программы обмена игл как меру противодействия распространению ВИЧ/СПИД. Тем не менее, проведение этих мер, нацеленных на ограничение неблагоприятных последствий употребления наркотиков, никогда не рассматривалось в качестве единственной и важнейшей цели шведской политики контроля за наркотиками. Амбициозная цель построения общества, свободного от наркотиков, неоднократно подвергалась критическому осмыслению не только за рубежом, но и в самой Швеции, что подтверждается рядом исследований, посвященных этому вопросу. Тем не менее, несмотря на неоднократное рассмотрение экспертными комиссиями, эта цель не была расценена как устаревшая или ошибочная. Как указано в настоящем отчета, уровень распространенности и заболеваемости наркоманией в Швеции снизился, в то время как в большинстве других европейских стран он вырос. Возможно, что достичь этого замечательного результата Швеции помогла именно постановка высокой цели. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|