Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Расширение наркомании в 1990-х в Швеции

Из исследования "Успех шведской наркополитики: обзор свидетельств"

09 июля 2009

Данные 1990-х годов, тем не менее, явно указывали в противоположном направлении. Тенденция роста наркомании была отмечена в исследованиях, проводившихся среди населения страны в возрасте 15-75 лет. Процент лиц этой возрастной категории, хотя бы раз в жизни употреблявших наркотики вырос с 7 % в 1990 до 12 % в 2000 году. Увеличение процента лиц, имеющих наркотический опыт наблюдалось в возрастных категориях 15-29 лет, 30-49 лет и 50-75 лет. Значительные увеличения отмечались в исследованиях молодых людей и новобранцев. Вдобавок к этому, в период с 1992 по 1998 более чем на треть возросло количество наркоманов. Более чем наполовину возросло количество обращающихся за наркологической помощью. Смертность, связанная с наркотиками за период 1990-2000 годов выросла вдвое.

Рис. 8: Процент лиц, хотя бы раз в жизни употреблявших наркотики с разбивкой по трем возрастным группам, 1988-2000. Источник: CAN

Рис. 9: Число наркоманов в Швеции (также как процент от возрастной группы 15-64 года), 1979-1998. Источник: Тим Бокхут ван Солинге (Tim Boekhout van Solinge) Шведская политика наркоконтроля, 1979 и CAN 2006

Рис. 10: Обращения за наркологической помощью в Швеции, 1990-2000. Источник: CAN

Рис. 11: Смертность, связанная с употреблением наркотиков, Швеция 1990-2000. Источник: CAN

В этот период также было отмечено сокращение цены на наркотики, невзирая на увеличение объемов их изъятий, что явно свидетельствовало об увеличении предложения. В период с 1990 по 2000 год значительно подешевели героин, амфетамин, кокаин и каннабис.

Несмотря на то, что в это время рост употребления наркотиков отмечался по всей Европе, ухудшение шведских показателей выглядело просто поразительно. В 1990 годах не произошло никакого "смягчения" наркополитики Швеции. Поэтому рост наркомании не может быть объяснен какими-либо либеральными тенденциями. Свою роль сыграли некоторые иные факторы.

Замедление экономического роста и последовавшие за этим сокращения бюджета

Рост ВВП, составлявший в среднем 2.5% за период 1985-1990 годов, сменился его падением в среднем на 0.9% с 1991 по 1993 годы1

Eurostat database – main aggregates – annual data – gross domestic product at constant prices

. Наряду с этим общий баланс государственного бюджета перешел от профицита к дефициту в 11.3% ВВП к 1993 году, а соотношение долг/ВВП достигло своего максимума в том же году, составив 72.9%.

Эта ситуация обусловила необходимость введения программ строгой бюджетной экономии, включавших в себя пересмотр щедрых программ социального обеспечения. Сокращения затронули выплаты пособий на детей, пенсий, жилищных субсидий а также финансирование системы здравоохранения. Выраженные в процентах от ВВП, затраты на здравоохранение сократились с 9% ВВП в начале 1980-х (один из наивысших для своего времени уровней для развитых промышленных стран) до 8% ВВП в 1990-е. Шведской системе контроля за наркотиками, в особенности ее сегменту, занятому лечением наркоманов, был нанесен тяжелый урон.

Рис. 12: Расходы на здравоохранение в Швеции, 1970-2000. Источник: OECD (Организация европейского сотрудничества и развития), Экономические обзоры OECD – Швеция, том 2005/9, Август 2005

Вследствие этого, хотя основные принципы шведской наркополитики и не претерпели изменений, приоритетность вопросов контроля за наркотиками, выразившаяся в соответствующих бюджетных ассигнованиях, в 1990-е годы, несомненно, снизилась.

Увеличивавшаяся децентрализация шведской системы здравоохранения также сыграла свою роль и на практике снизила внимание, уделявшееся проблеме наркомании. Экономический кризис начала 1990-х годов привел к крупным бюджетным сокращениям на местном уровне. В течение нескольких лет муниципалитетам было запрещено увеличивать налоги. Имеющиеся средства направлялись в первую очередь на уход за престарелыми и нетрудоспособными, а средства, выделяемые органам социального обеспечения, отвечавшим за профилактику и лечение наркомании, оставались примерно на прежнем уровне. В самих органах социального обеспечения полученные средства направлялись в первую очередь на экономическую поддержку нуждающихся и уход за детьми. В соответствии с данными Министерства здравоохранения доля расходов на лечение зависимостей в общем бюджете системы социального обеспечения в течение 1990-х годов постепенно снижалась (на 15% с 1995 по 2000). В денежном выражении ассигнования сократились практически на четверть, с приблизительно 5 миллиардов шведских крон в 1995 году (почти 540 миллионов евро или 700 миллионов долларов США по курсу 1995 года) до 3.7 миллиардов в 2000 (440 миллионов евро или 400 миллионов долларов). Вследствие этого, сократились объемы медицинской помощи. Также сократилась продолжительность лечения. В то время как в 1989 году в лечебных учреждениях находилось 19 000 наркоманов и алкоголиков, их число к 1994 году упало до 13 000. Вследствие бюджетных сокращений в период с 1991 по 1993 было закрыто 90 лечебниц2

Gérald Lafrenière, ‘National Drug Policy: Sweden’, prepared for the Senate Special Committee on Illegal drugs, (Library of Parliament), Ottawa (Canada), April 2002.

. Сокращения также затронули аутрич-работу во многих муниципальных образованиях, так что к началу 1990-х годов эта работа среди наркоманов стала редкостью.

Сокращение занятости в государственном и частном секторах привело к росту безработицы, уровень которой в Швеции вырос с мизерных 1.5% в 1989 году до 9.9% в 19973

Eurostat database – harmonized unemployment rate.

.

Рис. 13: Уровень безработицы в Швеции и странах EU-15, 1983-2005. Источник: База данных Евростат, Сопоставимый уровень безработицы

Эффект для молодежи был выражен еще более ярко. Безработица среди молодых людей (возраст 15-24 года) выросла с 3.7% в 1990 до 16.7% в 1994 и оставалась на высоком уровне в последующие годы (15.4% в 1997)4

OECD, Employment Outlook June 1998, Paris 1998, 196.

. Как уже неоднократно демонстрировалось, рост безработицы сопровождается ростом наркомании, а безработные, в особенности молодые, как утверждается, намного сильнее подвержены риску впасть в наркозависимость, нежели трудоустроенные.

Расширение разрыва в уровне доходов

Расширение разрывов в уровне доходов часто рассматривается как фактор, способствующий развитию преступной деятельности, включая сюда незаконный оборот наркотиков. Участие в незаконном обороте является производной от осознаваемого отношения риск/выгода; составляющая риска, среди прочих факторов, зависит и от уровня имущественного неравенства в обществе5

T. Pietschmann, "Price Setting Behaviour in the Heroin Market, in United Nations", Bulletin on Narcotics, 105-139.

. Увеличение незаконного оборота наркотиков ведет к падению цен на наркотики и, таким образом, повышает вероятность их употребления. Хотя разрыв в уровне доходов в Швеции один из самых низких в мире (2-е место среди всех стран OECD, после Дании и перед Голландией и Австрией в 2000 году) в 1990-е годы он явно возрос6

OECD, OECD Economic Surveys Sweden, Volume 2005/9, Paris 2005, 38.

.

Увеличение импорта

Между 1991 и 2000 годами объем шведского импорта вырос более чем в два раза. Выраженный в процентах от ВВП, импорт промышленных товаров возрос с менее чем 20% в 1991 до 30% в 2000. Только тот факт, что торговля с зарубежными странами стала играть большую роль для экономики Швеции, также означал, что де-факто лицам, занимающимся незаконным оборотом наркотиков, стало легче скрывать свой товар среди официально ввозимых партий грузов.

Рис. 14: Импорт товаров, в процентах от ВВП. Источник: Шведская национальная статистика

Открытие стран Восточной Европы в результате крушения "железного занавеса" в 1989 году, и ставшее следствием этого развитие еще более тесных торговых отношений с прибалтийскими странами и Польшей, а также вступление Швеции в ЕС в 1995 году и результировавшее упрощение связей с другими государствами Западной Европы также могло сыграть роль в повышении привлекательности Швеции как рынка сбыта наркотиков.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2022 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования