Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов выступил с докладом о наркоситуации в РФ на заседании ГАК

08 декабря 2008 :: Управление по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН России

3 декабря 2008 года в Москве состоялось заседание Государственного антинаркотического комитета. С докладом о наркоситуации в Российской Федерации и об основных направлениях формирования государственной политики в сфере борьбы с наркопреступностью, профилактики и лечения наркомании выступил Председатель Государственного антинаркотического комитета – Директор ФСКН России Виктор Иванов.

Он подчеркнул, что только слаженная, объединенная единым замыслом и целью система действий исполнительных и законодательных органов всех уровней государственной власти, общественных организаций и граждан, способна к эффективному решению сложнейшей задачи по оздоровлению общества.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации и действующая с 1993 года Концепция государственной политики по контролю за наркотиками, эту задачу не решила ввиду ее декларативности и изначальной оторванности от реальной жизни.

Хаос 90-х годов, связанный с распадом страны, возникновением новых и абсолютно необустроенных государственных границ, породил феномен величайшей уязвимости и, по сути, полной беззащитности России перед наркоугрозой. Международная наркомафия в полной мере использовала сложившиеся условия, сформировав на просторах России интенсивно действующий рынок сбыта наркотиков, включая отлаженные пути поставок, армию наркокурьеров, сетевую структуру распространения наркотических средств, обширную клиентскую базу из числа наших граждан.

Сильнейшим фактором ухудшения наркоситуации в России, наряду с ослабленным режимом границ, является армия гастарбайтеров, численность которой превысила 10 процентов трудоспособного населения страны. Эти люди, находящиеся в условиях бедности и безработицы в своих государствах, в рамках действующих соглашений о безвизовых поездках, вынуждены промышлять заработками в России. Одновременно они представляют собой идеальную среду для рекрутирования наркокурьеров. Установлены факты пересечения наркокурьерами по внутренним документам государственной границы Российской Федерации до 150 раз в год.

С 1990 года уровень потребления наркотиков вырос в России почти в десять раз и в среднем в 8 раз превышает соответствующие показатели стран Европейского Сообщества. После короткого периода стабилизации 2001-2004 годов, с 2005 года кривая поставленных на учет с диагнозом "наркомания" снова пошла вверх. Отрицательная тенденция развития наркоситуации отчетливо видна в ежегодно растущем количестве вновь выявленных наркозависимых лиц. Так, в 2005 году было выявлено 60 тысяч наркоманов, в 2006 году – 70 тысяч, а в 2007 году – уже 78 тысяч. Ремиссия состоящих на наркологическом учете составляет менее 2 процентов, а в латентной среде наркоманов значение данного показателя практически приближается к нулю.

Специфика российской наркомании заключается в том, что почти 90 процентов наркозависимых и наркобольных "сидят" на афганском героине. А поскольку основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемиологический скачок ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом.

По информации Росздравнадзора России, более 65 процентов ВИЧ-инфицированных в России заражено путем употребления инъекционных наркотиков. Наибольшее количество больных СПИДом приходится на Москву, Санкт-Петербург, Свердловскую, Самарскую, Московскую, Ленинградскую, Иркутскую, Челябинскую, Оренбургскую, Кемеровскую области и Ханты-Мансийский АО. Эта география полностью корреспондируется с основными маршрутами наркотрафика афганского героина.

Доминирующее число зарегистрированных наркобольных в России находится в возрастной группе от 18 до 39 лет. И это также зеркальный слепок с картины носителей ВИЧ-инфекции.

Афганский героин стал для России реальной угрозой для здоровья населения, серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и ударом по генофонду нации.

Объем социально-экономического ущерба от наркомании для России (затраты, обусловленные издержками высокой преждевременной смертности в молодом возрасте; разрушенными семейными связями; снижением производительности труда; растущей стоимостью лечения, в том числе и от сопутствующих наркомании заболеваний; расходами на пенитенциарную систему; организацию следствия и судопроизводства; непосредственный ущерб от преступлений) в совокупности достигает 2,5 процентов ВВП и составляет порядка полутора триллионов рублей. Это, не считая прямого ущерба экономике в виде черного рынка наркоденег и их воздействия на легальный бизнес.

Потери общества от наркотрафика в России кратно выше потерь от онкологических заболеваний и диабета. Показательно, что за последнее пятилетие только за незаконный оборот наркотиков в России осуждено более 500 тысяч человек.

Важнейшей составной частью наркотрафика и определяющим фактором стремительного ухудшения наркоситуации в России, сказал Виктор Иванов, является очаг геополитической напряженности в Центральной Азии, доминантой которого является военно-политическая ситуация в Афганистане. Именно ее особенности трансформировали экономику страны в своего рода генератор наркотиков, продуцирующий без малого 100 процентов героина, производимого во всем мире.

По сравнению с 2001 годом – годом ввода военного контингента США и НАТО в Афганистан, объем производимых опиатов вырос в 44 раза. На складах страны, согласно данным ООН, хранится свыше тысячи тонн чистого героина, своего рода страховой фонд на случай неурожая мака.

За эти годы Афганистан переместился на второе призовое место в мире после Марокко по производству марихуаны и гашиша. По сути, он стал наркогосударством.

Однако проблема афганского наркотрафика, активнейшим образом обсуждаемая на различного рода международных конференциях, семинарах и симпозиумах в разных форматах сотрудничества государств ни разу не стала предметом отдельного целевого рассмотрения на Совете Безопасности ООН.

Хотя до 2001 года афганский наркотрафик неоднократно был предметом обсуждения на заседаниях Совета Безопасности ООН, с принятием соответствующих резолюций. Представляется целесообразным и крайне полезным вновь вынести этот вопрос на заседание Совета Безопасности ООН, поскольку эта проблема порождает гибель десятков, если не сотен тысяч людей.

Как подчеркнул Виктор Иванов, проблему производства и трафика героина из Афганистана нужно рассматривать как цивилизационный вызов России, а противодействие ему как ключевую задачу по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Учитывая важность проблемы, необходимо принять решение о создании рабочей группы Государственного антинаркотического комитета по выявлению причин, особенностей и последствий афганского наркотрафика. Основной задачей группы должна стать подготовка доклада по указанной проблеме в целях выработки предложений по ликвидации производства и каналов поставки афганского героина.

Виктор Иванов отметил, что требуется разработка новой государственной политики в области оборота наркотиков, основные положения которой заложены в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В первую очередь, речь идет о подготовке Концепции государственной политики в сфере оборота наркотических средств как политико-правовом документе, акцентирующем основные направления работы и соответствующем плане по ее реализации. Это должно найти отражение в Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", рассчитанной до 2014 года. Программа станет своего рода Планом согласованных действий всех заинтересованных органов власти в реализации новой антинаркотической государственной политики.

В основу Концепции необходимо положить тщательный, глубокий и всесторонний анализ наркоситуации, тенденций и причин ее обострения. Следует определить основные механизмы и процедуры мониторинга наркомании в стране.

Одной из ключевых задач является разработка действенной системы мер по снижению доступности наркотиков. Сегодня наркотические средства приобрести также просто, как и любой продукт питания. Среднее время на поиск наркотиков в крупных городах составляет не более 4-5 часов.

Так, по данным Госавтоинспекции и наркологической службы, в 2007 году в Кемеровской, Челябинской, Московской, Новосибирской, Самарской и Тюменской областях, Приморском и Пермском краях из общего количества задержанных водителей в состоянии опьянения (более 600 тыс. человек), под воздействием наркотиков находился каждый десятый. Ситуация усугубляется еще и тем, что по результатам мониторинга фактов медицинского освидетельствования по всей стране, более 90% таких водителей ранее на наркологическом учете не состояло. Это в очередной раз показывает высочайшую степень латентности рассматриваемой проблемы. Например, во Владивостоке за последние 4 года выявлено 6 166 водителей в состоянии наркотического опьянения. Лишь 81 из них до этого состоял на учете, что составляет менее 1,5 %.

При проведении медицинских обследований, связанных с призывом на военную службу, в целом по стране за 2006-2007 годы выявлено около 14 тысяч призывников, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Абсолютное большинство из них признаны негодными к службе.

Несомненную угрозу несет свободное приобретение наркотиков работниками техногенно опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, действия которых могут привести к чрезвычайным ситуациям различного масштаба. В 2006 году, после очередного взрыва на шахте в Кемеровской области, было установлено, что виновником является наркоман. Его попытка приготовить на открытом огне очередную дозу привела к взрыву и гибели шахтеров. Проверкой, инициированной администрацией области вместе с нашей службой, были выявлены сотни наркозависимых среди шахтеров. Всего в 2007 году органами наркоконтроля возбуждено 49 уголовных дел в отношении 26 лиц, работающих на 23 потенциально опасных объектах, или имеющих непосредственное отношение к техногенно опасному циклу производства.

Другой, не менее важной и непосредственно связанной с первой, является задача по сокращению спроса на наркотики. Ее решение предусматривает широкую комплексную систему мер ряда государственных структур и общественных организаций.

В первую очередь – это активизация работы по профилактике и лечению наркомании. Необходимо остановить дальнейшее сокращение профильных лечебных учреждений. Тенденция сокращения за два года на 20 процентов количества наркодиспансеров явно диссонирует с ростом вновь выявленных наркоманов

Учитывая, что более 70% наркозависимых лиц – молодежь в возрасте до 30 лет, необходимо внедрить комплекс мер по недопущению распространения наркотиков в близи образовательных и дошкольных учреждений. Следует обеспечить применение мер ответственности к руководителям клубов, дискотек, других мест массового досуга в случае распространения на их территории наркотических средств. Активнее привлекать к профилактической работе общественные организации, объединяющие родителей школьников.

Эффективность профилактики и лечения напрямую связаны с осведомленностью социальных учреждений о наркобольных и соответственно с организацией их полного учета. На сегодняшний день он носит добровольный и практически бессистемный характер.

Имеющиеся данные, поступающие из разных ведомств, с трудом поддаются обобщению и анализу. Например, сведения по больным СПИДом сегодня, как ни странно, не подлежат передаче в наркологические службы. Хотя, как отмечено ранее, не менее двух третей больных СПИДом являются инъекционными наркоманами. Даже такой показатель, как смертность от наркомании, пока учитывается лишь частично.

Положение в системе учета наркоманов усугубляется тем, что на сегодняшний день оперативное проведение медицинского освидетельствования на предмет употребления наркотиков достаточно проблематично. К примеру, на территории Московской области установить состояние наркотического опьянения правонарушителей возможно только в 2 из 82 пунктов медицинского освидетельствования, в Тверской области – в 5 из 54, в Костромской области – в 1 из 25, а лабораторные возможности Бюро судебно-медицинской экспертизы при этом практически не используются, так как не указаны в законе "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Международный опыт показывает, что система учета не просто может сочетаться с демократическими устоями общества, соблюдением прав человека, но и необходима для защиты личности. В рамках новой антинаркотической политики необходимо создать действенную систему учета на современных принципах и методах.

Данные Службы убедительно свидетельствуют о том, что розничная торговля наркотиками осуществляется преимущественно наркоманами, которые, чтобы заработать на дозу и снять болезненную "ломку", вынуждены работать на оптовика. Ежегодно количество привлекаемых к уголовной ответственности лиц за незаконный оборот наркотиков увеличивается. Следует тщательно изучить международный опыт и возможность его применения в России по замене уголовного преследования на добровольное лечение для наркозависимых не совершивших тяжкие преступления. При этом необходимо усилить уголовную ответственность оптовиков и крупных распространителей наркотических средств.

Статистикой правоохранительных органов зафиксировано выявление за истекший период 2008 года более 6 тысяч оптовых (по методикам ООН) партий наркотических средств. Всего изъято более 33 тонн наркотиков. Уместно подчеркнуть, что 100 граммов героина достаточно для приготовления до 20 тысяч разовых доз.

Возможность пересечения границы наркокурьерами существенно облегчает действие полусотни не систематизированных международных, межправительственных, межведомственных соглашений, упрощающих режим пересечения границ и перемещения через них грузов, которые, по сути, девальвировали инструменты контроля, особенно на среднеазиатском направлении.

Анализ оперативных и уголовных дел ФСКН России свидетельствует, что почти 95 процентов афганских наркотиков завозится к нам через российско-казахстанскую границу. При этом 60 процентов из них ввозится автомобильным транспортом под прикрытием сельхозпродукции из государств Средней Азии, 35 процентов – железнодорожным и морским транспортом и 5 процентов – авиацией.

По данным Минсельхоза, ежегодно в Российскую Федерацию поступает до 6 миллионов тонн только плодоовощной продукции. Скрыть в таком потоке грузов любую партию героина при отсутствии должного контроля не составляет большого труда.

Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости организации на базе Государственного антинаркотического комитета постоянной системной работы по мониторингу правоприменения, анализу и совершенствованию нормативной правовой базы отраслей права, влияющих на характер и степень противодействия распространению наркомании, включая международный наркотрафик и оборот наркотических средств

Сложившаяся ситуация требует от нас эффективной и целенаправленной работы по защите государства, общества и наших граждан от наркомании, подчеркнул Виктор Иванов.

На заседании также обсуждены вопросы, касающиеся совершенствования нормативно-правового регулирования профилактики наркомании, приграничного сотрудничества по выявлению и пресечению каналов поступления наркотических средств на территорию Российской Федерации.

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН
Государственный антинаркотический комитет

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования