Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Перспективы шведской наркополитики

Из исследования "Успех шведской наркополитики: обзор свидетельств"

27 мая 2008

Шведская наркополитика находится в полном соответствии с тремя антинаркотическими конвенциями ООН: Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; Конвенцией о психотропных веществах 1971 года; Конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Международный комитет по контролю за наркотиками, независимый квазисудебный экспертный орган, отвечающий за мониторинг применения правительствами указанных договоров, в 2004 году направил свою миссию в Швецию. Эксперты одобрили последовательные усилия правительства Швеции по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, находящиеся в соответствии с международными договорами по контролю за наркотиками1

Report of the International Narcotics Control Board for 2004, paragraph 540

.

Наркозаконодательство Швеции во многих случаях жестче требуемого в соответствии с соглашениями, которые, например, не требуют наказания за употребление (в отличие от хранения) наркотиков. В то же время подобные правовые нормы вполне допустимы, правительства многих стран в своих национальных законодательствах применяют более жесткие меры, нежели того требуют Конвенции.

Шведская идея общества, свободного от наркотиков не уникальна в своем роде. Она разделялась многими ее северными соседями. План действий по противодействию проблемам, вызываемым употреблением наркотиков и алкоголя, принятый в 2002 году правительством Норвегии указывает, что "основная идея, формирующая норвежскую политику контроля за наркотиками – это общество свободное от наркомании"2

Strategies and coordination in the field of drugs in the European Union – a descriptive review, EMCDDA, 2002,21

. Финляндия в 2002 году сформулировала основную задачу по контролю за наркотиками в стране как "предотвращение наркомании и распространения наркотиков с целью снижения их пагубного воздействия на индивидов и сокращения вызываемых наркоманией экономических потерь"3

Strategies and coordination in the field of drugs in the European Union – a descriptive review, EMCDDA, 2002,21

. В Исландии в течение нескольких лет проводилась программа "Исландия без наркотиков 2002", в рамках которой проводился ряд профилактических мероприятий, и которая была признана успешной в деле мобилизации общества на борьбу с наркоманией4

A Drug Free Iceland – a Five-Year Project: Aims, Means and Achievements, An Address by Dögg Pálsdóttir to the Conference of the European Cities Against Drugs, Reykjavik, Iceland, April 25, 2002

.

Только Дания постоянно занимала несколько отличную позицию. Уже в 1994 году объединенное политическое заявление, совместно подготовленное Министерствами юстиции, по социальным вопросам и здравоохранения, озаглавленное "борьба с наркоманией – элементы и проблемы" утверждало, что "построение общества, свободного от наркотиков, вероятно невозможно". Та же точка зрения отражена и в Плане действий против наркомании 2003 года, принятого правительством Дании в октябре того же года. Там, в частности, говорится: "Очевидно, что желательным было бы создание такого общества, где отсутствует наркомания, однако с реалистичной точки зрения подобную цель следовало бы рассматривать как недостижимую. Ни одно из правительств ни одной страны мира не в состоянии было "разрешить" проблему наркомании"5

The Fight Against Drugs – Action Plan Against Drug Abuse, The Danish Government, October 2003, 5

. Тем не менее, далее документ указывает, что "было бы целиком и полностью ошибочным утверждать, что предпринимавшиеся обществом в течение нескольких десятков лет усилия по борьбе с наркоманией оказались безуспешными, в том числе и потому, что для их реализации никогда не выделялись неограниченные ресурсы"6

The Fight Against Drugs – Action Plan Against Drug Abuse, The Danish Government, October 2003, 5

.

В последние несколько лет некоторые страны Северной Европы, очевидно приняли тот же подход к вопросу, в особенности если говорить о членах или ассоциированных членах ЕС. Финляндия, например, сейчас придерживается позиции, что "общество свободное от наркотиков не является реалистичной целью при проведении антинаркотических кампаний"7

Ann Christin Rognmo Olsen, National Policies and Contexts, in Petra Kouvounen, Astrid Skretting and Pia Rosenqvist, (eds), Drugs in the Nordic and Baltic countries: Common concerns, different realities, Nordic Council for Alcohol and Drug Research, Publication Nr. 48, Helsinki, March 2006.

. Действующий в настоящее время основной политический документ не делает никаких ссылок на идеал общества, свободного от наркотиков, и его основной целью является "привнесение постоянных перемен к лучшему в наркоситуацию в Финляндии"8

Government Resolution on a Drug Policy Action Programme in Finland 2004 – 2007. Helsinki 2004, 2

. Норвегия, в особенности в связи с введением инъекционных комнат, похоже также отходит от идеи общества, свободного от наркотиков. В соответствии с правительственным заявлением инъекционные комнаты были организованы в том числе и для того, чтобы "способствовать оценке эффекта освобождения от наказания за хранение и использование наркотиков в специально определенных зонах"9

Paragraph 1 of the regulations relating to the trial scheme of premises for drug injection (the Injection Rooms Scheme) contained in odin.dep.no, accessed August 2006

.

В рамках ЕС стратегия контроля за наркотиками сформулирована в весьма общих положениях, предоставляя каждому государству-члену достаточно широкие рамки для проведения своей национальной политики в этой области. Ни ныне действующий План действий ЕС по наркотикам (2005-2008) ни Стратегия ЕС (2005-2012) не ссылаются на понятие общества, свободного от наркомании, не говоря уже о том, чтобы считать это основополагающей идеей или принципом.

Дебаты по вопросу шведской наркополитики усилились в 1995 году, после вступления Швеции (вместе с Австрией и Финляндией) в Европейский Союз. Из трех новых членов этой организации Швеция проводила возможно самую рестриктивную наркополитику. Принимая во внимание низкий, в сравнении с другими государствами-членами ЕС уровень наркомании, политика Швеции рассматривалась в качестве успешной и на этот опыт постоянно ссылались при обсуждении вопросов наркополитики10

Boekhout van Solinge, Tim (1997), The Swedish drug control policy. An in-depth review and analysis. Amsterdam, Uitgeverij Jan Mets/CEDRO, 10

. Тем не менее, подобное развитие событий не встретило единодушного одобрения. Если заявление одного из исследователей, что вступление Швеции в ЕС "парализовало развитие общей тенденции к либерализму"11

Caroline Chatwin, Drug policy developments within the European Union-the destabilizing effects of Dutch and Swedish drug policies, The British Journal of Criminology, Summer 2003, 571

следует, скорее, рассматривать как преувеличение, нельзя не отметить, что гармонизированная наркополитика ЕС продолжает оставаться труднодостижимой целью. Несмотря на это, государства-члены ЕС являются участниками соглашений ООН и, вследствие этого, обязаны выполнять их положения.

Что касается объемов инвестиций в политику контроля за наркотиками, то исследование, проведенное Европейским центром мониторинга наркомании и потребления наркотиков показало, что после Голландии Швеция имеет наибольшие затраты на душу населения в этой области как в евро, так и в процентах от ВВП.

Таблица: связанные с наркотиками затраты на душу населения в евро и в процентах от ВВП

СтранаНа душу населения% от ВВП
Голландия1390.66
Швеция1070.47
Великобритания680.35
Люксембург540.15
Ирландия490.27
Финляндия310.15
Бельгия180.09
Австрия180.08
Франция160.08
Дания140.05
Италия110.06
Португалия90.10
Испания90.07
Германия90.04
Греция20.02

Австрия: население 8 114 000, ВВП 181 937 млн. €; Бельгия: население 10 214 000, ВВП 214 961 млн. €; Дания: население 5 312 000, ВВП 148 975 млн. €; Финляндия: население 5 171 000, ВВП 107 900 млн. €; Франция: население 59 099 000, ВВП 1 244 312 млн. €; Германия: население 82 087 000, ВВП 1 870 714 млн. €; Греция: население 10 553 000, ВВП 106 742 млн. €; Ирландия: население 3 745 000, ВВП 67 861 млн. €; Италия: население 56 952 000, ВВП 1 011 082 млн. €; Люксембург: население 431 000, ВВП 15 410 млн. €; Голландия: население 15 754 000, ВВП 332 513 млн. €; Португалия: население 9 983 000, ВВП 92 031 млн. €; Испания: население 39 418 000, ВВП 492 989 млн. €; Швеция: население 8 868 000, ВВП 201 024 млн. €; Великобритания: население 59 333 000, ВВП 1 165 057 млн. €
Источник: Государственные затраты связанные с наркотиками в ЕС 2000-2004, EMCDDA, 2004

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования