Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Национальный план действий по наркотикам в Швеции

Из исследования "Успех шведской наркополитики: обзор свидетельств"

27 мая 2008

Результаты работы Комиссии по наркотикам легли в основу создания Национального плана действий по наркотикам, принятого правительством в январе 2002 года. Национальный план действий по наркотикам (2002-2005) ставил три основных цели: (1) сокращение числа лиц, употребляющих наркотические вещества, (2) побуждение большего числа наркоманов к отказу от своей привычки, (3) сокращение предложения наркотиков.

Для применения на практике идеи об обществе, свободном от наркотиков, было признано необходимым:

  • вовлечение в работу большего числа людей;

  • больше людей должны сказать "нет" наркотикам;

  • больше людей должны знать об отрицательных последствиях употребления наркотиков для здоровья;

  • меньшее число людей должно начинать употребление наркотиков (это должно достигаться сокращением желания молодых людей экспериментировать с наркотиками и разложением сообществ и культур, стимулирующих первое употребление наркотиков);

  • большее число наркоманов должно получать помощь в организации жизни, свободной от преступности;

  • доступность наркотиков должна быть сокращена.

Зоны деятельности, предусмотренные Планом действий, включают, между прочим, новые программы, проводимые в школах; интервенции, нацеленные на уязвимые группы; надлежащую помощь наркоманам; 10 миллионов евро на совершенствование пенитенциарной системы и службы по контролю за условно освобожденными; информационные кампании.

План действий предусматривает, тем не менее, более отчетливую ориентацию на достижение конкретных целей, большую координацию действий на местном, региональном и общенациональном уровнях с целью сокращения спроса на наркотики и их предложения. С этой целью правительством был назначен Национальный координатор наркополитики, основной задачей которого является проведение в жизнь Национального плана действий. Основными его задачами стали:

  • развитие сотрудничества между официальными лицами, муниципальными и местными советами, НПО и т. д.;

  • формирование общественного мнения;

  • оказание поддержки муниципальным и местным советам в развитии местных стратегий;

  • инициирование разработки новых методик, научно-исследовательская работа;

  • исполнение роли представителя правительства по всем вопросам, связанным с наркотиками;

  • оценка Плана действий;

  • представление регулярных отчетов в правительство (не реже одного раза в год).

Планом также подчеркивалась необходимость проведения интенсивных мер по приданию вопросам наркомании надлежащего полититческого приоритета, улучшения сотрудничества между государственными служащими, а также государственными служащими и организациями частного сектора, улучшения профилактики и лечения путем развития соответствующих методик и подготовки специалистов, расширения перспектив лечения в рамках системы исполнения наказаний, повышения эффективности мер в области контроля за наркотиками, улучшение методов мониторинга развития ситуации в области наркомании и общественного отклика на эту ситуацию, развития международного сотрудничества.

На реализацию плана в течение 4 лет было выделено 325 миллионов шведских крон (примерно 44 миллиона долларов США). На практике инвестиции составили около 405 миллионов шведских крон (более 50 миллионов долларов США или свыше 40 миллионов евро по курсу 2006 года). Значительная часть этих средств была израсходована на поддержку исследований с целью повышения эффективности принимаемых мер. Бюджетом не были предусмотрены дополнительные ассигнования, поскольку Координатор наркополитики не взял на себя полномочий других общенациональных органов власти или органов власти на региональном и местном уровнях.

Правительство предоставило дополнительные средства для развития профилактической политики на местном уровне, выделяя целевые гранты на развитие профилактики на местах, включая найм местных координаторов наркопрофилактики на основе распределения затрат в соотношении 50:50. В результате большинство муниципальных образований Швеции в настоящее время имеют подобных координаторов. Координаторы занимаются вопросами алкоголизма и наркомании, основываясь на шведской модели здравоохранения, предусматривающей интегральную профилактику на коммунальном уровне.

Деятельность аппарата Национального координатора наркополитики послужила своего рода катализатором и действующей силой в мобилизации общества на всех уровнях для достижения единой цели: сокращения потребления наркотиков для приближения к итоговой цели – построению общества, свободного от наркотиков. Делая это, Национальный координатор наркополитики служит еще одной цели: он придает человеческое лицо неким политическим абстракциям. До сих пор именно этого не хватало шведской наркополитике: общенационального защитника дела борьбы с наркотиками и ее координации, ответственного за проведение наркополитики.

В большинстве случаев проведению какой-либо политики идет только на пользу, если она поддерживается личностью, занимающей лидирующую роль в его/ее сфере компетенции. В то время как на протяжении 1970-х и 1980-х годов эта роль выполнялась такими людьми, как покойный Нильс Бейрут, которому удалось мобилизовать широкие слои населения, в 1990-х годах шведам пришлось столкнуться с определенным вакуумом в этой области. Теперь этот вакуум заполнен – с институциональной точки зрения – намного более рационально, чем ранее.

Аппарат Национального координатора наркополитики преуспел в привлечении внимания к вопросам наркотиков и поднятии общественного интереса к этому вопросу. Это также послужило сигналом для местных властей более серьезно относиться к вопросам, связанным с наркотиками.

Действующая модель политики оказалась успешной и поэтому была поддержана и далее. Новая шведская антинаркотическая стратегия на период 2004-2007 годов продолжает линию рестриктивной наркополитики. Это включает в себя нулевую толерантность к употреблению наркотиков. Преступления, связанные с наркотиками, должны неизбежно влечь за собой обвинение и криминальные санкции, а основным методом лечения зависимости является лечение без применения наркотических веществ.

Новый Национальный план действий по наркотикам был единогласно одобрен парламентом в апреле 2006 года. Все партии согласились в том, что конечной целью шведской наркополитики продолжает оставаться стремление к обществу, свободному от наркотиков. Парламент также подчеркнул важность единого взгляда на проблему. Инициативы в области наркополитики должны быть нацелены как на спрос, так и на потребление. Существует широкое единство взглядов на окончательную цель наркополитики, а именно общество, свободное от наркотиков, а также на ее промежуточные цели: сокращение вовлечения в наркоманию молодых людей; предоставление наркоманам возможности прекратить употребление наркотиков и сокращение доступности наркотика. Существует также единство мнений по поводу проведения сбалансированного подхода к проблеме1

Unofficial translation by the Deputy National Drug Policy Coordinator, Sweden, 13 July 2006

.

Цель наркополитики сформулирована следующим образом: наркополитика основывается на праве на достойную жизнь в обществе, которое оберегает потребность индивида ощущать себя в безопасности и быть уверенным в своем будущем. Наркотическим веществам никогда не должно быть позволено угрожать ни здоровью, качеству жизни и безопасности личности, ни общему благосостоянию общества или развитию демократии. Цель – это общество, свободное от наркотиков2

Unofficial translation by the Deputy National Drug Policy Coordinator, Sweden, 13 July 2006

.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования