![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() Создание психолого-педагогических условий формирования жизненных ценностей с установкой на здоровый образ жизни в условиях инновационного образовательного учреждения 14 мая 2008 :: О. А. Ломтева, лицей №9 им. А. С. Пушкина, г. Зеленодольск В современном обществе решить задачу воспитания жизнеспособного поколения можно только путем направленного формирования личности. Это может происходить не только с изменением внешних обстоятельств и элементов поведения, происходящих с изменением внутренней мотивационной системы, но и с последующей перестройкой поведения, используя новейшие социальные, психологические, педагогические технологии; то есть необходимо сформулировать новое мировоззрение об отношениях человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также жизненные позиции, установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания действительности, которые довлеют над людьми. Процесс формирования самосознания представляет у подростков движение от внешнего слоя социальных ролей к центру, состоящего из ценностных установок и ориентаций, где особое место занимают базовые экзистенциальные ценностные представления (отношения к миру, себе, другим людям и пр.), а также, наоборот, от центра к периферии. Это подвижная и динамичная система. От каких-то ролей подросток отказывается, какие-то, наоборот выбирает, в зависимости от изменения ценностной структуры. Особенностью подросткового возраста является сензитивность к освоению нормативного пространства социальных отношений и социальных феноменов. Однако принятие норм происходит через первоначальное отрицание "мира взрослых", через противодействие воспитательным усилиям родителей, учителей, возникновение ощущения чуждости, а в некоторых случаях даже враждебности окружающего мира. Вместе с тем, характерным для подростка является поиск новых контактов с взрослыми, которые не только расширяют пространство его внешних отношений, но и отношений внутренних, то есть с самим собой. При этом они являются средством опосредованного созидания "своих" ценностей в процессе интериоризации уже существующих. Для совершения такой работы необходимо обрести точку опоры, прежде всего, внутри самого себя, осуществить деятельность, которая имеет личностный смысл и приводит к значимому результату не только в виде материальных продуктов, но и нового образа мира. Образовательное учреждение как социальный институт готовит к жизни. В процессе обучения личность приобретает социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой ее частью. Созданию социально-педагогических условий формирования жизненных ценностей с установкой на здоровый образ жизни, то есть созданию программной системы организованной деятельности, в которой создаются условия, конкретные формы и способы в соответствии с формированными целями и задачами позволило внедрение новейших психологических и педагогических технологий, предполагая разнообразную, достаточно свободную, творчески самоуправляемую деятельность ученика, сотворчество, партнерское взаимодействие. Сознавая необходимость формирования нравственно-устойчивой личности, которая способна успешно сопротивляться воздействиям, стимулирующим наркопотребление, имеющей внутренний "иммунитет" к наркотикам, педагогический коллектив лицея №9 им. А. С. Пушкина г. Зеленодольска разработал и апробировал программу "Родник здоровья". Программа направлена на развитие духовно-нравственной сферы личности, на обучение здоровому поведению, здоровому стилю жизни. Кроме того, в лицее несколько лет успешно ведутся занятия по авторской программе интегрированного развивающего курса "Добрознание" (автор О. А. Ломтева) (диплом I степени VI Республиканского конкурса авторских программ) – социально-психологические аспекты духовно-нравственного развития и воспитания школьников. На первом этапе проводилась целенаправленная работа по воспитанию правильного отношения к здоровью учащихся, формированию позитивного стереотипа поведения учеников, умению нести ответственность за свое психологическое здоровье; также проводилась работа по выявлению и коррекции нарушений психологического состояния школьников лицея. Отслеживался уровень психологической комфортности в классных коллективах, уровень самооценки подростков, исследовалась эмоциональная сфера учащихся. Проводилась индивидуальная работа с детьми, осуществлялся выход на родительские собрания. Большое внимание уделялось первичной профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. На втором этапе основное внимание было уделено проведению работ по социально-ориентированному развитию личности, предупреждению возможных кризисов, формированию ценностно-мотивационной сферы, работа по развитию творческой направленности личности – отслеживание уровня творческого мышления школьников, изучение индивидуально-психологических черт личности учащихся. Красной линией через все занятия проходила профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения. Так как только личность социально-ориентированная, творчески развитая, способна сопротивляться воздействиям, стимулирующим наркопотребление, и имеет внутренний "иммунитет" к наркотикам. Использование позитивной психологической драмы с прерыванием действия для дальнейшей дискуссии способствует более глубокому пониманию проблем, создает эффект личного присутствия, учит ориентироваться в жизненном пространстве. При этом формируются позитивные стереотипы социального поведения учащихся. Привлечение к подготовке и проведению мероприятий программы самих учащихся в качестве авторов, актеров драм развивает их творческие способности вместе с постижением духовно-нравственных аспектов проблем. Таким образом, в лицее №9 им. А. С. Пушкина создана система социально-психологического, духовно-нравственного воспитания, развития творческих способностей учащихся. В программной системе сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, а также в этой деятельности специально проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения. |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|