Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Организация профилактики употребления психоактивных веществ в вузе

18 апреля 2008 :: В. В. Глебов, Бийский педагогический университет им. В. М. Шукшина

Несомненно, что зависимость от наркотиков и других психоактивных веществ является биопсихосоциальным заболеванием с неоднозначными причинно-следственными отношениями, трудно поддающимся лечению. Поэтому встает резонный вопрос о ранних мерах по выявлению и профилактике этого заболевания. Учитывая его сложность, профилактика должна быть задачей всего коллектива образовательного учреждения, а работу по предупреждению наркозависимости следует проводить систематически и целенаправленно.

К сожалению, неоднократно отмечено, что разовые, нерегулярные мероприятия не дают стойкого профилактического эффекта. Поэтому целесообразно осуществлять данную работу по отдельному плану образовательного учреждения, в котором отражены специальные мероприятия, проводимые определенными службами.

В основном организация профилактической работы возлагается на проректора или начальника образовательного учреждения по воспитательной работе.

Обязанности подразделений образовательного учреждения по профилактике зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Подразделение (отдел, отделение, группа) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса должно:

  • при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на учебу выявлять лип с высоким риском формирования наркозависимости и личностными особенностями, способствующими формированию зависимости;

  • при проведении психологического сопровождения студентов, выявлять среди них лиц с высоким риском формирования наркозависимости и личностными особенностями, способствующими формированию зависимости;

  • проводить со студентами тренинги, целью которых является:
    а) укрепление здоровья;
    б) укрепление психологических ресурсов и стратегий совладеющего со стрессом поведения (формирование навыков разрешения проблем, поиска и формирования социальной поддержки, внутреннего личностного контроля, эмпатии, эффективности и т.д.);
    в) развитие факторов защиты и снижение факторов риска употребления наркотиков и психоактивных веществ (после обучения данному виду деятельности);
    г) организация и проведение психологических тренингов со студентами;
    д) работа с группами риска;
    е) оказание коммуникативной и психологической помощи курсантам и слушателям, постоянному составу по психологическим аспектам первичной и вторичной профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ;
    ж) проведение занятий с молодыми преподавателями вуза по проблеме профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ.

Подразделения психологического обеспечения (ППО) образовательных учреждении до начала вступительных экзаменов изучают материалы личных дел, другие документы, содержащие медико-психологические данные кандидатов на учебу, анализируют результаты основного этапа отбора, организуют и проводят профессионально-психологическое обследование кандидатов на учебу. Заключения ППО образовательного учреждения подлежат обязательному учету при вынесении приемной комиссией образовательного учреждения решения о допуске кандидата к вступительным экзаменам. Особенно это касается выявленных фактов употребления или злоупотребления психоактивными (наркотическими) средствами. При несогласии приемной комиссии с выводами ППО образовательного учреждения о профессиональной психологической пригодности кандидата к обучению мотивы принятого решения излагаются письменно в виде приложения к протоколу заседания приемной комиссии.

2. Медицинская часть образовательного учреждения должна:

  • в ходе работы временно действующей врачебной комиссии выявлять среди кандидатов на учебу лиц, демонстрирующих прямые либо косвенные признаки употребления наркотиков и психоактивных веществ;

  • проводить в рамках диспансерных наблюдений и амбулаторного приема периодические телесные осмотры студентов;

  • оказывать консультативную помощь преподавателям и студентам по медицинским аспектам профилактики зависимости;

  • организовывать проведение амбулаторной экспертизы студентов с косвенными признаками употребления наркотиков и психоактивных веществ (по мере необходимости);

  • взаимодействовать с другими подразделениями образовательного учреждения по вопросам профилактики зависимости от наркотиков;

  • проводить психопрофилактическую работу и медицинскую подготовку студентов, преподавателей вузов по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

  • проводить обучение медицинского персонала методам диагностики употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

  • проводить обучение преподавателей, кураторов учебных групп, проректоров по воспитательной работе визуальной диагностике признаков наркотического и алкогольного опьянения.

В штат медицинской части крупных образовательных учреждении желательно введение ставки врача психиатра-нарколога.

Отделы воспитательной работы должны:

  • организовывать и систематически проводить индивидуальную воспитательную работу со студентами по профилактике употребления наркотиков;

  • организовывать выступления специалистов (врачей психиатров-наркологов, клинических психологов и др.) перед студентами, профессорско-преподавательским составом;

  • проводить профилактические беседы с родителями с целью предупреждения употребления наркотических средств;

  • проводить постоянные рейды в общежитиях с целью выявления фактов употребления или хранения наркотических средств;

  • проводить в общежитиях учебного заведения профилактическую работу по выявлению лип, склонных к употреблению наркотиков;

  • организовывать выставки литературы и наглядной информации по профилактике и последствиям употребления наркотиков;

  • проводить культурно-массовые и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, альтернативную употреблению наркотиков деятельность.

Деканы и начальники факультетов должны:

  • организовывать и систематически проводить индивидуальную воспитательную работу со студентами по профилактике употребления наркотиков;

  • организовывать выступления специалистов (врачей психиатров-наркологов, клинических психологов и др.) перед студентами и профессорско-преподавательским составом;

  • проводить постоянные рейды в общежитиях с целью выявления фактов употребления или хранения наркотических средств;

  • организовывать посещения студентов, проживающих на квартирах;

  • проводить профилактические беседы во время родительских собраний с целью предупреждения употребления наркотических средств;

  • организовывать проведение в общежитиях образовательного учреждения профилактических мероприятий по выявлению лиц, склонных к употреблению наркотиков;

  • организовывать выставки литературы и наглядной информации по профилактике употребления наркотиков;

  • проводить культурно-массовые и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, альтернативную употреблению наркотиков деятельность.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования