Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Александр Васильев: "При ликвидации преступных сообществ мы привлекаем к ответственности рядовых участников и организаторов наркобизнеса"

24 марта 2008

11 марта 2008 года Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков отметила свое пятилетие. Об итогах работы службы за последние пять лет, о ее задачах на будущее, о нынешней ситуации на нелегальном рынке наркотиков в Подмосковье, о преобразованиях в системе взаимодействия ФСКН с другими федеральными и региональными ведомствами, целью которых является усиление борьбы с наркомафией, и об основных проблемах борьбы с ней в интервью нашим коллегам из агентства "Интерфакс" рассказал начальник подмосковного Управления ФСКН России генерал-лейтенант полиции Александр Васильев.

Александр Васильевич, насколько разветвленной и мощной должна быть сегодня структура антинаркотического ведомства? Нужны ли вам дополнительные силы и средства?

– На сегодняшний день борьбой с наркотиками в той или иной степени занимаются все правоохранительные структуры. И, думаю, этих объединенных сил вполне достаточно. До создания ФСКН правоохранительные органы в основном занимались выявлением мелких сбытчиков и потребителей наркотиков. Уголовных дел возбуждалось много, а крупных изъятий были единицы, и это на всю страну. Ситуация ухудшалась с каждым месяцем.

Наркоконтролю изначально была поставлена задача бороться с наркомафией. И эта работа началась с первого дня. Хотя какие-то результаты стали видны лишь по прошествии времени.

Сейчас за спиной пять лет работы и уже можно подвести некоторые итоги. Совместно с другими правоохранительными органами нашими подразделениями фактически ликвидировано 13 организованных преступных сообществ (ОПС) наркоторговцев, а на территории Московской области у членов наркогруппировок изъято более тонны героина высокой степени очистки, около полутора тонн других наркотических средств.

Стоит отметить, что при этом нами привлекаются к ответственности не только рядовые участники ОПС, а практически во всех случаях – организаторы наркобизнеса. По 6 преступным сообществам приговоры уже вступили в законную силу: более 30 организаторов и участников ОПС получили в совокупности около 400 лет лишения свободы. Еще несколько уголовных дел в отношении 19 членов ОПС находятся на рассмотрении в судах, по 6 организованным сообществам ведутся расследования уголовных дел. Всего отбывают длительные сроки лишения свободы и арестовано 84 члена преступных сообществ.

По сбытовым цепочкам мы выходим на организованные преступные сообщества, нашу главную цель. Наша задача – пресечь деятельность всей наркосети, начиная с ее организаторов. А на остальных должен подействовать эффект неотвратимости наказания – если человек знает, что его обязательно поймают и он получит за нелегальную торговлю наркотиками 20 лет, то он серьезно задумается перед тем как заняться этим бизнесом. Исходя из сложившейся наркоситуации в стране, я за то, чтобы ужесточить наказание за торговлю наркотиками – вплоть до пожизненного заключения. Но, будучи реалистом, я за то, чтобы суды хотя бы давали максимальные сроки лишения свободы. 20 лет – это немало. При этом мы прекрасно понимаем, что при вынесении решения суд отталкивается от собранной нами доказательной базы, и поэтому постоянно работаем над качеством этого компонента правовой практики, как с правовых, так и кадровых позиций.

Налажено ли сотрудничество с другими ведомствами, прежде всего с коллегами из других правоохранительных структур, милиции и ФСБ?

– С налаживания взаимодействия начиналась наша работа. Пересечение оперативных интересов есть, и когда оно выявляется, то мы либо объединяем усилия, создавая совместные бригады, либо вместе решаем, кто именно будет заниматься конкретным ОПС.

Думаю, что очень скоро наше взаимодействие не только с правоохранительными органами, но и с другими ведомствами станет более четким. Сейчас, по прошествии пяти лет, решено создать организацию более высокого уровня – Государственный антинаркотический комитет, который в общероссийском масштабе будет координировать борьбу с наркоторговцами. А в каждом регионе будет активно работать межведомственная антинаркотическая комиссия (у нас ее возглавит губернатор), в которую войдут представители всех заинтересованных ведомств, и, разумеется, представители правоохранительных органов.

Что такое Подмосковье для наркоторговцев – рынок или, прежде всего, перевалочный пункт?

– И рынок, и перевалочный пункт. О том, что наркоторговцы считают область, прежде всего, рынком сбыта, говорит статистика. В прошлом году в Подмосковье нами выявлено 3 949 преступлений. Это максимальное количество по стране. Из этих почти четырех тысяч 2 804 – тяжкие и особо тяжкие, а 3 683 связаны со сбытом наркотиков и психотропных веществ.

Везут наркотики в Москву, конечно, через область. Но у нас были и такие случаи, когда привозили партию наркотиков в Москву, там ее фасовали, а потом везли для реализации в Подмосковье. Хотя отделить область от Москвы практически невозможно, это единый Московский регион, для нас – единое оперативное пространство.

Какова география подмосковной наркомании? Есть какие-то особо тяжелые города или районы?

– Все зависит от многих факторов, в том числе от концентрации населения, его материального расслоения, уровню занятости. Ведь наркотики в основном стремятся туда, где у людей еще водятся деньги, но уже мало перспектив в социальном плане. Что касается географии то, у нас территория Подмосковья поделена на 9 секторов, за наркоситуацию в каждом из них на месте отвечает отдельная служба. При этом везде уровень наркооборота примерно одинаков.

Вместе с этим, есть самые проблемные районы... Это места компактного проживания цыганских общин. Например, Орехово-Зуевский район. Я не могу судить, сколько процентов цыган занимаются наркобизнесом, но, думаю, многие, поскольку сегодня наркотики – самый рентабельный бизнес.

Цыгане – это отдельная тема. В занятиях спекуляцией они набили руку еще в советское время. Их закрытые для посторонних, семейно – торговые сети идеальны для реализации такого сверхприбыльного товара как наркотики. Они чутко реагируют на слабые места в законодательстве, например, привлекая к продаже наркотиков детей, многодетных и беременных женщин. Что для суда является смягчающим обстоятельством. Поэтому зачастую мы сталкиваемся с тем, что практически все задержанные нами цыгане-наркоторговцы получают условные сроки.

Стоит отметить, что при задержании цыгане ведут себя очень активно. Бывали случаи применения в отношении наркополицейских холодного оружия. Были навязчивые попытки откупиться. Если задержана серьезная фигура, может подключиться цыганская интеллигенция из "высшего общества", которая пытается оказать давление на следствие посредством муссирования в СМИ темы "о гонениях на цыган"... Так что скучать с ними не приходится.

Какие наркотики сейчас особенно распространены в регионе?

– Анализ ситуации показывает, что на территории области встречаются практически все виды наркотиков. Но самый распространенный – по-прежнему героин.

Героиновых наркоманов в области – примерно 60% от общего числа, поэтому это вещество поставляется в Подмосковье в больших количествах. На втором месте марихуана. Ее везут и с востока, и с юга, и из Европы, и из соседних стран СНГ. В последнее время получили распространение синтетические наркотики – появились технологии, позволяющие минимизировать себестоимость их производства. Но цена их остается по-прежнему высокой, синтетические наркотики – это дорогие наркотики. Дальше – кокаин. Это еще более дорогой, элитный наркотик, он поступает в область, но небольшими партиями, поскольку не каждому по карману.

Самым страшным из тех наркотиков, что появились в последнее время, является триметилфентанил или "белый китаец", как его называют наркоманы. Поступает он из северо-западных районов, предположительно из Санкт-Петербурга. Сначала его продавали как героин, но триметилфентанил действует гораздо сильнее, и поэтому когда героиновый наркоман вводит себе такую же дозу "белого китайца", это приводит к смерти. В Подмосковье было несколько таких случаев. В ходе работы мы ликвидировали ОПГ, которая распространяла этот наркотик, но небольшие количества этого наркотика и по сей день изымаются в некоторых районах Подмосковья.

Серьезной проблемой являются наркопритоны, где наркоманы кустарным способом изготавливают и тут же употребляют такие наркотические средства как первитин. Здесь нам очень помогают жители области. С помощью их информации за 5 лет было ликвидировано более 400 притонов, а только в прошлом году мы возбудили 130 уголовных дел против притоносодержателей.

Стоит отметить, что мы принимаем информацию в любой форме – заявления, звонки на телефоны доверия, устные или анонимные сообщения о сбыте наркотиков или организации наркопритонов. Вся поступающая информация проверяется сотрудниками Управления.

За последние 3 года на телефон доверия поступило 1 078 сообщений. По ним возбуждено более 100 уголовных дел и более 150 материалов находится в оперативной проверке.

Как отличить наркоторговца, тем более – наркобарона, от мелкого дилера-наркомана? По количеству изъятого вещества? Но ведь никто из оптовиков в карманах героин не носит и дома не хранит...

– Дело не в количестве наркотика в кармане или в тайнике у некоего человека, а в том, участвует ли он в распространении "товара", и какова его роль, продавец он или потребитель. Это можно установить только путем долгой и кропотливой оперативной разработки всей преступной цепочки. Чтобы ее выявить, мы отслеживаем путь наркотика от крупной партии, например, 250 кг. Потом она делится на партии по 10-15 кг, потом по килограмму и менее. Так вот, наша задача – не поймать за руку мелкого распространителя-потребителя, а выявить и ликвидировать все преступное сообщество, задержать его главарей и участников, предъявив им обвинение по 210-ой статье Уголовного кодекса РФ. За время работы нашего Управления в Подмосковье 6 таких дел прошло через суды, недавно еще несколько переданы в суд. Считаю, что это хороший результат. По 210-ой статье приговоры от 10 до 20 лет лишения свободы, в зависимости от числа людей, вовлеченных в данное ОПС, от роли каждого обвиняемого в этом преступном сообществе. Несколько таких дел мы возбудили в прошлом году и недавно передали в суд. А всего в прошлом году возбуждено 3 035 уголовных дел, 1 170 направлено в суд.

Но, кроме оперативной деятельности, мы ведем другую, не менее важную работу – занимаемся подрывом экономической базы наркосиндикатов. Это и ликвидация каналов перемещения денег и других ценностей в оплату поставок наркотиков, и ликвидация каналов перемещения наркодоходов, и изъятие имущества, полученного преступным путем, уничтожение бизнес-структур, под прикрытием которых происходит перемещение, хранение и сбыт наркотиков, пресечение пропаганды наркомании, ликвидация политического, административного и правоохранительного прикрытия наркомафии. За время деятельности Управления ФСКН России по Московской области пресечено около 100 преступлений по ст. "Легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем", изъято в пользу государства более 40 млн. рублей.

А как обстоит дело с контролем за легальным оборотом наркотиков? Помнится, деятельность вашей службы в этой сфере началась с громкого скандала – так называемого "кетаминового дела" или "дела ветеринаров".

– Все скандалы, в том числе и нашумевшие "кетаминовые дела", связаны просто с тем, что в сфере распространения наркотиков стали наводить порядок. Просто при рыночной системе появилось множество мелких фирм и частных предпринимателей, тех же ветеринаров, которые не соблюдали правила хранения и распространения таких препаратов. А между тем, речь идет об очень серьезных веществах – психотропных препаратах, прекурсорах, сильнодействующих наркотиках. И проблема утечки наркотиков из легального оборота в нелегальный существует.

Сегодня в Подмосковье мы контролируем работу 954 лечебно-профилактических, 585 фармацевтических учреждений (из них 12 фирм, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами), 87 химико-фармацевтических предприятий, осуществляющих оборот наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Примерный объем легального рынка составляет: наркотических средств (в пересчете на сухое вещество) – 17 кг 400 гр., психотропных веществ –1 175 кг, сильнодействующих лекарственных веществ (в пересчете на сухое вещество) – 19 133 кг. Годовой оборот химических веществ, включенных в список "Прекурсоры" Перечня наркотических средств и психотропных веществ – 1 млн. 100 тысяч тонн.

Кроме того, на контроле оборот ядовитых веществ, которые стали использовать при производстве некоторых товаров, таких, например, как жидкость для омывания стекол автомобиля. За 4 года изъято уже более 250 тонн этой жидкости, а также десятки тонн ядовитого вещества метанола, незаконно попавшего на территорию Подмосковья.

Контроль за оборотом анаболических стероидов – тоже наша задача. В августе прошлого года Управлением пресечена деятельность одной из группировок, распространявших контрабандные анаболики. Было изъято около 285 тыс. ампул этого опасного для здоровья продукта.

Сколько сейчас наркоманов в Подмосковье – по статистике и вашей оценке?

– Сейчас официально на учете в Подмосковье – 14 тысяч наркоманов. Сколько их в регионе на самом деле, и сколько их может быть, если не бороться с наркомафией, сказать не могу. Но вот в масштабах России мы такую ситуацию в 2003 году моделировали. И просчитали, что в этом случае в стране в 2010 году будет 40 миллионов наркоманов, 80% из которых будут очень молодыми людьми. Тогда и было принято решение создать Госнаркоконтроль.

Насколько серьезна ситуация с распространением и употреблением наркотиков и психотропных веществ на крупных промышленных предприятиях региона? Понимают ли сотрудники и руководящие работники предприятий серьезность профилактики наркозависимости? Фиксировались ли в Московской области аварии, которые возникли по вине работников, принимавших наркотики?

– Мы выявляли наркоманов и среди водителей городского транспорта, тех же маршрутных такси, и среди работников режимных и потенциально опасных производств, а также в воинских частях – среди солдат и офицеров, имеющих доступ к военной технике.

Да, я считаю, что работников ряда важных предприятий, в том числе транспортных, как и военнослужащих, необходимо постоянно и регулярно тестировать на употребление наркотиков. Но собственной методики или инструкции у нас на этот счет нет, как, впрочем, нет и единой системы контроля в Московской области – каждое предприятие самостоятельно решает эти вопросы. Думаю, что на первом заседании подмосковной межведомственной антинаркотической комиссии, которое состоится в марте, мы будем обсуждать, в том числе, и этот вопрос.

Источник: Интерфакс

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования