Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Концепция профилактики наркоманий в России Русской Православной Церкви. Часть 7

20 марта 2008 :: Иеромонах Анатолий (Берестов), К. К. Дубовиков

Значение психоактивных легальных веществ в профилактике наркоманий

Учитывая, что в развитии наркоманий большое значение имеют табакокурение и употребление алкогольных напитков уже в детском возрасте, следует в профилактике наркоманий уделить этим факторам особо большое значение, но на уровне государственном – запретительном, а не только на уровне пропаганды. Конечно, речь идет не о решительном запрещении употребления табака и алкоголя, а только о запрещении их употребления детьми, подростками и молодыми людьми старше 21 года.

Если немедленно начать борьбу с табакокурением и употреблением алкоголя детьми и подростками, причём самыми решительными мерами, вплоть до наказания родителей, опекунов, педагогов, разрешающим детям курить в школе или на улице, процесс наркотизации среди детей сразу же может резко уменьшиться. Показательный пример для нас США, где, как мы уже говорили выше, снижение количества курящих вдвое настолько же уменьшило и количество наркозависимых. Таким образом, следует административными мерами снизить доступ молодёжи к психоактивным продуктам.

С этой целью следует законодательно на уровне Государственной Думы разработать и принять закон, запрещающий курение и употребление любых алкогольных напитков, в том числе пива и безалкогольного пива, детям, подросткам и молодым людям до 21 года. За нарушение этого закона следует строго наказывать родителей, опекунов и старших лиц, допустивших молодым людям употребление спиртных напитков или табака. Усилить контроль за курением и употреблением спиртных напитков, в том числе пива (и безалкогольного) в учебных заведениях всех типов. Ничем страшным ни для законодателей, ни тем более для народа, это не грозит.

С 1985 года Великобритания запретила телерекламу табака. С 1971 года сигаретная реклама полностью убирается с телеэкранов США. В 1987 году Конгресс США запрещает курение в самолётах и общественных местах. В 2000 году запрещено курение в общественных местах и метро города Берлин. В 2001 году запрещено курение в канадском городе Оттава (в целом городе!).

В США подросткам до 21 года запрещено употребление любых спиртных напитков, а если молодой человек до 21 года совершит преступление в состоянии опьянения, то вместе с ним подвергается наказанию и тот человек, который напоил его или продал ему спиртное.

Следует ввести дискриминацию по признаку "курение" при поступлении курящей молодёжи в военные, медицинские, спортивные и педагогические ВУЗы и принятии на ряд государственных должностей. Эти мероприятия автоматически приведут к потере имиджа курящих подростков, дадут педагогам весомый аргумент в антинаркотической пропаганде, а со временем приведут к оздоровлению нации и снизят затраты на социальное обеспеч6ние и медицину.

Учитывая огромное значение ранней алкоголизации детей, а также существенное значение смертности от алкоголизации населения, Государству следует придать первостепенное значение борьбе с этим злом. Здесь – особое поле деятельности Президента России, Его Правительства и Государственной Думы, требующее от Них особой решительности и мужественности в радикальном решении проблемы, принятии непопулярных, но чрезвычайно важных для всего государства и каждого отдельного гражданина, мер, особенно от Президента РФ.

В ходе приватизации Государство передало рынок алкоголя и табака в частные руки и этим сделало непоправимую ошибку: оно полностью потеряло какой-либо существенный контроль над производством и продажей алкогольной и табачной продукции и над финансовыми доходами от них. Частные предприниматели расширили рынок алкоголя и табака в сторону женщин и молодёжи и детей. Рост употребления этих продуктов неимоверно увеличился, одновременно снизился возраст их потребления, что привело, как мы видели, к лавинообразному росту наркотизации.

Чтобы серьёзно решать вопросы профилактики наркотизации, необходимо серьёзно решить в государственном масштабе и самим Государством вопросы контроля над производством и реализацией винно-водочной и табачной продукции: как минимум, наладив жёсткий и действенный контроль над производством и продажей табачной, винно-водочной и пивной продукцией.

Как максимум – национализировать табачную, пивную и винно-водочную промышленность. Это – необычная, жёсткая мера, но мера, могущая спасти население России и значительно способствовать настоящей профилактики наркотизации детей и юношества. Безусловно, это должно сопровождаться определёнными изменениями в законодательно-правовой базе. В связи с этим мы хотели бы привести здесь предложения по этому поводу, сделанные уже на заседании ГОССОВЕТА РФ Главой Администрации Читинской области Р. Ф. Гениатулиным и профессором Н. В. Говориным (далее текст предложений приводится по работе указанных авторов с небольшими изменениями "О ходе борьбы с алкоголизмом и наркоманией в России и мерах по её усилению" .2002 г., ст. 76-79).

Изменения и дополнения в законодательно-правовой базе

В области борьбы с алкоголизмом:

В стране необходима единая государственная алкогольная политика, включающая дополнительно: Закон "Об основах государственной алкогольной политики в Российской Федерации"; "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ НА ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ, ОПТОВУЮ И РОЗНИЧНУЮ ПРОДАЖУ КРЕПКИХ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ"; "О государственном регулировании производства и оборота пива и признании пива алкогольной продукцией"; "О наркологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании".

В этих документах чётко определить позиции наркологического освидетельствования без согласия пациента, недобровольной госпитализации, недобровольного лечения, диспансерного наблюдения и реабилитации лиц, утративших критику к своему состоянию и ведущих асоциальный образ жизни, нарушающих правопорядок, представляющих опасность для себя, семьи и общества.

В действующее законодательство внести изменения, касающиеся, ужесточения ответственности граждан за самогоноварение и его сбыт, а также законодательное запрещение всех видов прямой и скрытой рекламы алкогольной продукции (включая пиво) в средствах массовой информации и в общественных местах.

Внести изменения в Федеральный Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ с разработкой новых ГОСТов.

Подготовить проект федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции", где предусмотреть обязательное лицензирование таких видов деятельности, как закупка и поставка этилового спирта.

Разрешить поставки спиртосодержащей продукции только в те регионы, где имеются предприятия по её промышленной переработке. Запретить использование этилового спирта, произведённого из непищевого сырья, и спиртсодержащей продукции.

Подготовить проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об исполнительном производстве", где определить порядок исполнения судебных актов по утилизации, переработке или уничтожению конфискованной спиртсодержащей продукции.

В области борьбы с наркоманией:

Считать всех наркодельцов – поставщиков, наркокурьеров, контрабандистов, оптовиков, продавцов (барыг) и лиц, помогающих им, в том числе государственных чиновников любого ранга, ТЕРРОРИСТАМИ и применять к ним такое отношение и наказания, как и к политическим террористам. Внести в законодательство страны нормы, ужесточающие наказания за наркотеррор вплоть до пожизненного заключения.

С помощью СМИ и школы создать у населения отрицательный образ наркоторговца и наркодельца как террориста и убийцы, окружить его ненавистью и презрением, создавать фильмы, художественные произведения, показывающие его хищническую натуру убийцы и нелюдя.

Ускорить принятие Федерального Закона "О противодействии распространению наркомании и токсикомании в Российской Федерации", проект которого разработан совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и где обоснована правовая основа комплекса адекватных законодательных мер.

Немедленно устранить легальный наркорынок в стране и строго наказать лиц, ответственных за его существование и легализацию.

Поскольку медицина неспособна справиться с наркоманией как с медицинской проблемой, развить в стране сеть государственных, региональных реабилитационных центров с обязательным использованием религиозно-церковного опыта, ориентируясь при этом на положительный опыт Русской Православной Церкви. Не допускать открытию неосектантских и оккультных реабилитационных центров, особенно сайентологических, тоталитарно подавляющих психику человека и вызывающих новую зависимость – от секты.

Считаясь с тем, что наркобизнес на рынке наркотиков является монополистом, широко развернуть в государственном масштабе конкурирование с ним на основе пропаганды здорового образа жизни, изменения самого образа жизни, организовав активное противостояние растленному нашествию западной культуры: рок – и поп-музыки, особо растлевающему влиянию телевидения и других средств массовой культуры. В связи с этим следует способствовать становлению национальных культур народов России, основанных на её традиционных религиях.

Признавая за СМИ исключительно вредное влияние на духовное развитие подростка и юношества, способствующие, как мы показали, развитию духовных пороков – курения, употребления алкоголя, наркомании, раннего блуда – законодательно запретить издание любых СМИ, противоречащих нравственно-этическим и духовным нормам поведения в обществе. Следует поставить в связи с этим вопрос о введении строгой цензуры (как минимум строгого контроля) над СМИ, пропагандирующими алкоголь, курение, порносекс, наркотики, в том числе и в скрытом виде.

Особо важное значение имеет постоянная работа с детьми и подростками коллективного характера по типу молодёжных и детских организаций – комсомольской и пионерской. Возродить подобные организации в масштабах всей страны, копируя ВЛКСМ или пионерию, не составит труда, но, безусловно потребует определённых материальных затрат, желания со стороны государства, школы, министерства образования и органа, отвечающего за молодёжную политику. К счастью, пока ещё не забыт опыт той работы и восстановить, его не составит труда. Надо хорошо только усвоить себе, что терять, поколения молодых мы не имеем права и времени на раздумье у нас уже нет.

ПРЕЗИДЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, если ещё думают о спасении молодёжи и РОССИИ, должны сделать всё максимально от них возможное для изменения внутренней политики, направленной именно на спасение молодёжи и страны.

НЕОБХОДИМО:

На уровне государственной (исполнительной) власти:

Создать целевую Федеральную программу "Здоровый образ жизни населения РФ", включающий комплекс тесно скоординированных усилий в правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской, социальной, и, вне всякого сомнения, духовно-религиозной, как основной организующей силы данного направления.

Принять разработанную Госкомспортом и Минобразованием целевую программу "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи РФ".

Разработать меры по кардинальному изменению общественного сознания с формированием атмосферы осуждения пьянства, потребления наркотиков, курения и возвеличивания культа здорового в духовном и физическом смысле образа жизни.

Необходимы принципиальные изменения основ массовой воспитательной работы антинаркотической, антиалкогольной и противотабачной направленности для детей и подростков, ограждение подрастающего поколения от пьянства, курения и потребления наркотиков.

Создание эффективной, материально обеспеченной системы лечения и медико-социальной реабилитации наркологических больных

Обществу необходимо признать наркоманию и алкоголизм социально значимыми болезнями. В концепции наркологической помощи наряду с принципами добровольности и конфиденциальности предусмотреть механизмы недобровольного наркологического освидетельствования и принудительного лечения. Разработать и внедрить современные технологии наркологического мониторинга в различных территориях страны с целью объективизации наркологической ситуации и создания системы, адекватных лечебно-реабилитационных и профилактических программ.

При оказании наркологической помощи приоритет должен быть в максимально раннем выявлении наркологической патологии, особенно на этапах предболезни, с обязательным участием врачей общесоматической сети.

Особое место в развитии наркологической службы должны занимать реабилитационные службы отдельно для больных с наркоманией и алкоголизмом, в которых следует предусмотреть как добровольные, так и недобровольные (принудительные) меры. Однако методы лечения и реабилитации должны быть строго разработаны и должны соответствовать именно лечению и реабилитации, а не просто пребыванию больных в условиях режима петинциарного учреждения нового типа.

Вне всякого сомнения, в многоступенчатой наркологической помощи населению РФ особое место должна занять первичная профилактика наркологической патологии, особенно среди несовершеннолетних. Профилактические программы по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде должны включать комплекс мер с широким участием специалистов наркологов, психологов, педагогов, работников культуры, средств массовой информации и общественных организаций.

Где взять деньги?

Мы описали широкий спектр мероприятий, который мог бы спасти молодёжь России и Россию, если бы этого захотели власть предержащие, и в первую очередь Президент, Правительство и Государственная Дума Федерального Собрания. Если бы... Но на такую широко масштабную войну против наркомании нужны деньги и немалые. Где же их взять, если в государстве отменяют льготы людям, заслужившим их своею жизнью, если государство разоряет сельское хозяйство и продукты питания закупает за границей, причём продукты питания весьма и весьма сомнительного качества? А деньги, между тем есть и немалые.

Выше мы уже указывали о том, что реализация психоактивных продуктов (табачные, пиво, спиртоводочные изделия) в России постоянно наращивается и только в 2002 году объём продаж пива, составил 6,5 млрд. $, водки на 6,3 млрд. $, табачных изделий на 5,2 млрд. $. 18 млрд. долларов – сумма, сопоставимая с Федеральным бюджетом России на 2002 год. В связи с этим законно поставить вопрос: а что остаётся в бюджете от этих 18 миллиардов долларов? В советские годы, как мы уже писали, доля налоговых поступлений в бюджет СССР от продажи табака и алкоголя составляла 30-35%. Сегодня доля этих поступлений не превышает 2-3%. И это при том, что по сравнению с 1980 годами производство и реализация табачных изделий увеличилась в 2,3, а потребление алкоголя в 2,5-3 раза. Для сравнения: в США только табачная промышленность до сих пор обеспечивает 9% ВВП, не смотря на то, что процент курящих там, как мы уже писали, сократился по сравнению с Россией почти более чем в 2,5 раза.

Сегодня акцизы на табачные изделия в России в 5 раз ниже, чем, скажем, в США, Германии или Финляндии. Ввозная пошлина на сырой табак составляет 5%. Пивные, табачные и алкогольные компании настойчиво формируют мнение, что повышение цены на их продукты приведёт к потерям в бюджете. Простейший анализ показывает, что это не так.

Если увеличить цену на пиво, водку и табак до мировых (в 4, 6 и 7 раз соответственно), то даже при условии снижения спроса на них на половину, а именно эту ситуацию следует рассматривать как одну из основных целей антинаркотической и антиалкогольной кампании, бюджет дополнительно получит 40 миллиардов долларов! (более половины Федерального бюджета за 2002 год).

Сегодня долларовые цены на хлеб и бензин уже практически сравнялись со штатовскими. В ближайшее время к этому подойдут цены на электричество, тепло, газ, и коммунальные услуги, как этого требует ВТО. Но в отличие от повышения цен на энергоресурсы ВТО почему-то не требует повышения цен на табачную и алкогольную продукцию. И это вполне логично: низкие цены на основные психоактивные продукты приводят к вымиранию молодёжи и народа России, а вот это-то как раз и нужно им. Но понимают ли это наше Правительство и Государственная Дума?

Нам говорят, что если мы поднимем цены на водку, то увеличится самогоноварение и количество "палёной" водки. Давайте посмотрим, насколько это будет соответствовать действительности.

Во-первых, в настоящее время ежегодно от ядовитого спирта гибнет более 40 000 человек. Если государство возьмёт под свой жесткий контроль поступление в страну спиртоводочной продукции и наведет порядок в таможенной службе, то этих 40 000 лишних смертей не будет. Эти смерти целиком на вине государства, которому безразличны судьбы людские.

Во-вторых, кто пьёт, тот и будет пить и гнать самогонку, но таких не большинство, а умелая политика государства в области самогоноварения может значительно снизить ее активность.

В-третьих, к тому мы и предлагаем ряд государством направленных мероприятий, чтобы разработать систему лечения и реабилитации упорных пьяниц. (Иначе, зачем заводить весь этот "сыр-бор").

В-четвёртых, бутылку шампанского или хорошего вина на праздник или бутылку водки на юбилей семья всё-таки приобретёт, так как это не предмет первой жизненной необходимости, а вот подростковое или юношеское пьянство значительно поубавится, дорожных катастроф, мордобоев, пьяного хулиганства и преступности также значительно поубавится.

В-пятых, ситуация значительно изменится в сторону снижения вреда от пьянства, если государство монополизирует пьяно-табачную промышленность и будет соблюдать определённые законы по продаже её молодёжи и законы, которые предлагается разработать и принять.

Даже если поднять цены не на предлагаемые уровни, а вдвое меньше, государство получит 20 миллиардов долларов и на них вполне можно решить вопросы помощи правоохранительным органам в борьбе с наркотеррористами и проведения профилактических мероприятий. К тому же у нас немалое количество богатейших наркодельцов, о которых почти все всё знают, а уж милиция тем более. Сколько миллиардов рублей можно получить от незаконно нажитого имущества!

Итак, бороться с наркотеррором можно, нужно, необходимы лишь большая политическая воля наших политиков и всего общества.

Игумен Анатолий (Берестов)
РПЦ

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2017 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования