Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Заседание Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту

19 сентября 2006

18 сентября 2006 года под председательством Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктора Черкесова состоялось заседание Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Выступивший на заседании Комиссии Виктор Черкесов отметил, что возобновление работы Правительственной комиссии – это новый этап создания эффективного механизма координации работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. Мы учитываем, подчеркнул он, что решения Комиссии, принимаемые в рамках ее компетенции, будут являться обязательными для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их межведомственных комиссий, а также для организаций, действующих в сфере ведения перечисленных структур.

Виктор Черкесов охарактеризовал наркоситуацию, сложившуюся в стране в последние годы. Он, в частности, сказал, что после распада Советского Союза, с исчезновением барьеров, ограждавших страну от крупномасштабного проникновения наркотиков, темпы наркотизации населения России приобрели критический характер. Быстротечные политические и экономические изменения, недостаточно эффективный контроль на границе, неуправляемые миграционные процессы и ослабление правоохранительной деятельности позволили наркомафии создать устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию Российской Федерации.

Потребовались годы, чтобы осознать реальную степень опасности и масштаб демографического, социального и экономического ущерба, которые сопряжены с наркоугрозой, и приступить к реализации мер, соответствующих изменившейся наркоситуации.

Произошедшие в последние три года перемены в организации контроля за оборотом наркотиков, существенные изменения в правовом регулировании сформировали основы новой государственной антинаркотической политики. С созданием ФСКН России предприняты реальные меры по коренному изменению тактики борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Основной упор сделан на противодействие организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности.

В результате активной деятельности правоохранительных органов в прошлом году отмечено увеличение количества выявленных и пресеченных наркопреступлений. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. За восемь месяцев зарегистрировано более 143 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Это на 23 процента больше чем за аналогичный период 2005 года. На 16,6 процента по сравнению с прошлым годом выросло количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотиков. Существенно активизирована борьба с организованными формами наркосбыта. В 2003 году правоохранительными органами России было выявлено 8,6 тысячи групповых наркопреступлений, в 2004 году – 11 тысяч, в 2005 – 12,8, а за январь-август 2006 года – уже 9,7 тысячи. Все это – свидетельство усиления борьбы с наиболее общественно опасными видами наркопреступлений.

Новым элементом борьбы с наркопреступностью стала работа по подрыву ее финансовых основ. Если в 2002-2003 годах в России было выявлено лишь одно преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных от наркоторговли, то в 2004 году только органами ФСКН России таких преступлений раскрыто 314, в 2005 году – 1441, а за 8 месяцев 2006 года – 1332.

Заметное влияние на уровень наркотизации населения, особенно молодежи, оказывают наркопритоны, которые являются низовым звеном устойчивых сетей распространения зелья. Поэтому ликвидация наркопритонов – одно из важных направлений деятельности ФСКН России. В 2005 году наркополицейские ликвидировали более 2700 таких очагов распространения наркотиков. Тогда как в прежние годы всеми правоохранительным органам страны удавалось обезвредить максимум до 700 притонов в год. За восемь месяцев текущего года ликвидировано 2768 наркопритонов. Это, наряду с увеличением изъятий наркотиков, способствовало оздоровлению наркоситуации.

Директор ФСКН России отметил, что совместная деятельность правоохранительных органов и спецслужб нашей страны по изъятию из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ способствует уменьшению их количества, предлагаемого к реализации и потреблению. В 2003 году было изъято 54 тонны, в 2004 году – более 129, а в 2005 году свыше 138 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Постоянно растут объемы изымаемого у наркоторговцев героина. Если в 2001-2003 годах в среднем его изымалось около тонны в год, то в 2004-м – уже 3,9 тонны, а в 2005 году – 4,7 тонны. По этой причине в прошлом году выросли цены на основные виды наркотиков. В некоторых регионах ощущался так называемый "героиновый голод".

Виктор Черкесов особое внимание уделил такому вопросу, как профилактика наркомании. Основная ее цель заключается в формировании у населения и, особенно у молодежи, активной жизненной позиции неприятия потребления наркотиков в немедицинских целях, что неизбежно будет способствовать снижению спроса на них.

Важнейшим звеном в системе профилактической деятельности являются межведомственные антинаркотические комиссии. В 86 субъектах Российской Федерации из 88 (за исключением Алтайского края и Корякского автономного округа) такие комиссии созданы и работают. Они реализуют государственную политику в сфере предупреждения и противодействия незаконному обороту и распространению наркотиков с учетом местных особенностей и условий. В

71 регионе России приняты и осуществляются антинаркотические программы с совокупным финансовым ресурсом более 1,8 млрд. рублей, объединившие государственные и общественные усилия для пропаганды здорового образа жизни, создания системы лечения и реабилитации больных наркоманией. В 2005 году только органами наркоконтроля проведено более 33 тысяч профилактических мероприятий, в первой половине этого года – свыше 19 тысяч.

Наиболее эффективной и действенной формой воздействия на сознание молодежи является агитация за здоровый образ жизни в сочетании с антинаркотической пропагандой. Здоровому, социально защищенному и профессионально ориентированному человеку не требуется наркотический "допинг". Но такие внешние условия складываются далеко не везде, а наркотическая субкультура уже не один год исподволь, а порой и агрессивно влияет на поведение молодежи, расшатывает психологические установки, препятствующие вовлечению в употребление наркотической отравы.

Особая роль отводится лечению и реабилитации больных наркоманией, научным исследованиям в области наркологии. Организатором работы на данных направлениях являются Минздравсоцразвития России и его структуры. Так, часть этой работы проводится в рамках программы по наркологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию "Разработка эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения наркологических заболеваний на основе медико-биологических, клинических и медико-социальных исследований" на 2006-2010 годы.

В целях сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 561 утверждена федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".

Программа носит ярко выраженный социальный характер и предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинскую и социально-психологическую реабилитацию больных наркоманией, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления, концентрацию усилий правоохранительных органов в борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.

Главная цель Программы – сокращение к 2010 году масштабов потребления наркотических средств и психотропных веществ на

16–20 процентов к уровню 2004 года.

В результате реализации новых подходов по противодействию наркоагрессии существенно изменилась динамика роста количества наркобольных. Если в 1991-1996 годах число состоящих на учете в среднем возрастало ежегодно на 21 процент, а в 1997-2002 годах – на 26 процентов, то с 2003 по 2005 год – увеличение составило лишь на 0,05 процента (с 343 335 до 343 509 человек).

Чтобы закрепить эти перемены, необходимо дальнейшее повышение эффективности антинаркотической работы, совершенствование законодательства, подчеркнул Виктор Черкесов. Важная и во многом определяющая роль в данном процессе отведена Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Комиссия на своем заседании рассмотрела одну из наиболее актуальных для оздоровления наркоситуации проблем – законодательное обеспечение противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

С докладом по этому вопросу выступил статс-секретарь-заместитель директора ФСКН России Александр Федоров. Он представил на рассмотрение участников заседания проект плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия незаконному обороту таких средств и веществ с тем, чтобы затем в установленном порядке направить его в Правительство Российской Федерации для утверждения.

До конца года предполагается провести еще одно заседание Комиссии, на котором намечено рассмотреть вопрос об усилении контроля за оборотом препаратов, содержащих наркотические средства в малых дозах и реализуемых в аптеках без рецептов.

Это предложение Минздравсоцразвития России, ответственного за подготовку проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке применения мер контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Необходимость всесторонне изучить и обсудить этот вопрос на заседании Правительственной комиссии связана с тем, чтобы, с одной стороны, не сделать труднодоступным получение больными людьми необходимых им лекарств, с другой – перекрыть источник поступления через этот канал наркотиков в незаконный оборот.

Также предполагается обсудить перспективы создания единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Эксплуатация данного федерального информационного ресурса, направленного на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти при реализации государственной политики в сфере оборота наркотиков, предусмотрена начиная с 2007 года.

Черкесов Виктор Васильевич
генерал полиции (2003), директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (2003 – 2008)
ПКПН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования