Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Наркоситуация – это проблема власти"

08 февраля 2006 :: Ольга КРУПЕНЬЕ

В ближайшие дни Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) станет площадкой, где будет обсуждаться проект новой Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в РФ. О том, зачем нужен этот документ, рассказывает представитель международной общественной организации "Европейские города против наркотиков" (ECAD) в России, координатор Международного центра антинаркотической политики СПбГУ Георгий Зазулин.

– Во-первых, отмечу, что названный семинар проводится в рамках проекта "Антинаркотический менеджмент" и является первым из четырех запланированных на 2006 год. На семинар приглашаются представители администраций городов-членов ECAD, ответственные секретари межведомственных комиссий (МВК) субъектов Федерации, сотрудники региональных управлений Госнаркоконтроля, руководители общественных организаций и ученые, исследующие взаимосвязь государственной антинаркотической политики и наркоситуации.

А чем плоха существующая концепция? В конце концов, это – просто рамочный, достаточно неконкретный документ, который зависит от наполнения каждого его параграфа реальными мероприятиями. А они могут регулироваться принимаемыми федеральными антинаркотическими программами.

– Я совершенно не согласен с подобным подходом. "Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации" была принята постановлением Верховного Совета РФ 22 июля 1993 года. За прошедшие с того момента 13 лет наркоситуация в стране и в мире кардинально изменилась.

Судите сами: в Концепции 1993 года приводится такая цифра – объем изъятых в России наркотических средств составил в 1991 году более 20 тонн. А главной целью государственной политики по контролю за наркотиками было определено предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков.

В 2005 году из незаконного оборота наркополицейскими было выведено уже около 150-ти тонн наркотиков разного вида. А распространение наркопотребления таково, что дало основание с самой высокой трибуны заявить об угрозе национальной безопасности России.

То есть, по сути, нам уже давно объявлена война, но адекватно мы еще не ответили. Потому что толком не можем определиться ни со стратегией, ни с тактикой ведения боевых действий. Именно они и должны быть заявлены максимально четко и откровенно в Концепции: какова наша цель, и какими средствами мы готовы воспользоваться для ее достижения?

И как вы определите эту цель?

– Цель у нас та, которая зафиксирована в статье 4 Федерального закона N3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 1998 года: в результате государственных усилий в стране должно быть сокращено число активных наркоманов и снижена наркопреступность. Чтобы мы перестали чувствовать, что наркомания угрожает национальной безопасности страны, и она перешла в разряд решаемой медицинской проблемы. То есть, чтобы наркоэпидемия превратилась в обычную наркоманию.

А есть какие-то критерии, по которым можно сказать, находимся мы в состоянии наркоэпидемии, или нет?

– По международным экспертным оценкам, наркомания – это один потребитель наркотиков на 1 000 чел. населения. Сейчас у нас по стране этот показатель равен в среднем один на 100. А есть регионы, где среди молодежи уже один на 10. Если сегодня не противостоять наркоугрозе, то наркопотребление в целях опьянения интернируется в культуру, оно станет явлением обыденным, поставившим крест на демографическом возрождении страны.

vЕще раз повторяю: да, мы находимся в состоянии наркоэпидемии, и войну с ней фактически еще не начинали. Именно концепция государственной антинаркотической политики предполагает консолидацию всех усилий общества в этом направлении. А у нас не произошла даже консолидация на уровне документа, где все ценное было бы обобщено и представлено в виде теории.

Как же должен выглядеть этот документ?

– Я считаю, что Концепция должна быть разбита не по направлениям, а по уровням – федеральному, региональному, муниципальному. Кстати, федеральный закон N131 о местном самоуправлении (МСУ) совершенно упускает из виду эту часть работы. А ведь первичная профилактика должна быть возложена именно на МСУ: мероприятия, их организация на низовом уровне, когда можно дойти до каждого двора, каждой школы, клуба. До каждого подростка, если хотите.

Я хочу понимать, кто является конкретным исполнителем антинаркотической программы, кто отвечает за ее качество, как мы должны относиться к потребителям наркотиков, чтобы их было мало? И, конечно же, она должна учитывать накопленный за 13 лет опыт. Общество должно понять, что концепция антинаркотической политики – это задачи не милиции и медицины, а власти в целом. А наркоситуация, соответственно, – это проблема политики и управления.

Надо сделать реально работающий документ, открыто и честно посмотреть на недостатки в этой области и отреагировать на них емко, по-серьезному, не входя в детали. Концепция должна стать документом, противостоящим системному явлению, пустившему корни во многие сферы жизни.

А за 13 лет с момента принятия первой Концепции что-то прогрессивное было? Или мы только сдавали рубеж за рубежом, если уж переходить к военной терминологии?

– Как минимум, за это время было сделано два прогрессивных шага вперед. Во-первых, это уже упомянутый закон N3 о наркотических средствах. Для 1998 года это была правовая новелла. Я надеюсь, что мы не отступим от его главных положений. И вторая новация – создание Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Другое дело, что, сказав "а", мы не сказали "б". По сути, сегодня ответственность за выполнение федеральной целевой программы, – а она предполагает такие грандиозные задачи, как сокращение за три года числа наркозависимых на миллион человек, – возложена на Госнаркоконтроль. Региональная власть, местное самоуправление не отвечает ни за что. Будет ли в таких условиях успешно выполнена поставленная задача? Вряд ли.

Перекос в распределения полномочий между субъектами реализации антинаркотической политики очевиден. Такая ситуация недопустима. Она напрочь выключает из реальной борьбы с наркопотреблением практически всю исполнительную власть страны. И сколько ни объявляй наркотики угрозой национальной безопасности, при таком положении дел призыв будет оставаться всего лишь лозунгом.

Борьба с наркораспространением имеет две стороны: борьбу со спросом и предложением. Одной из ключевых фигур является потребитель наркотиков. Как следует к нему относиться?

– Совершенно закономерный вопрос. Да, надо определиться концептуально, как мы относимся к наркоманам. И как мы будем им помогать? По-шведски или по-голландски? К сожалению, до сих пор нигде внятно не было сказано, как наше государство относится к потребителю наркотиков. А оно может относиться к нему, только исходя из законодательства. Так вот, исходя из нашего действующего законодательства, к наркоману следует относиться как к правонарушителю, человеку, который себя ставит вне законов общества. И государство не будет защищать наркомана, потому что тот нарушает нормы административного кодекса.

Никто не говорит, чтобы его сажать в тюрьму, но молодой человек должен знать, что, начиная потреблять наркотик, он совершает противоправное действие. То есть, чтобы потребить наркотик, человек должен купить запрещенное к распространению вещество, иметь его при себе, хранить дома. Все это – нарушение существующих законодательных норм. Поэтому сосед к своему соседу, который стал потреблять наркотики, не должен относиться ни как к врагу, ни как к больному, а как к правонарушителю. И быть уверенным, что государство, в лице своих институтов, находится на его стороне, поддерживает его гражданскую позицию.

Если так получится, то в обществе станет формироваться нетерпимое отношение к потреблению наркотиков. Нет и не должно быть постулата, что наркомания – личное дело индивида. И в антинаркотической политике должно быть всё, что затрудняет потребление. Но, в то же время, облегчает то, что поможет избавиться от зависимости. И тогда система заработает, пойдет уменьшение потребителей. Но для этого, повторяю, наркотикам должна объявить войну сама власть.

Все-таки, говоря о власти, что именно вы имеете в виду?

– Утверждение "власть должна объявить войну наркотикам" – для нас должно означать "власть серьезно должна заняться региональным (городским, районным) антинаркотическим управлением". Государство выиграет войну, когда ее выиграет каждый регион. Но государство должно мобилизовать субъекты Федерации. И вот почему. Объявленная война наркотикам подразумевает эффективное управление наркоконфликтами, то есть всеми социальными конфликтами, зона разногласий в которых сущностно связана с наркотиками или их контролем.

В современной России эффективное управление наркоконфликтами может осуществлять только государственная исполнительная власть, и, в первую очередь, правительства субъектов Федерации на своих территориях.

Почему?

– Потому что, региональным правительствам подотчетны структуры исполнительной власти (комитеты, местные администрации и т.д.), которые имеют возможность воздействовать практически на все причинные факторы наркозависимости, порождающие наркоэпидемию: на экономическую (преодоление бедности), на духовную (повышение образовательного и культурного уровня) и так далее, создавая политический климат, способствующий управлению наркоситуацией. И только правительство субъекта Федерации, возглавляющее систему исполнительных органов власти региона, располагает возможностями для столь необходимого в этой сфере деятельности объединения усилий всех региональных сил, применяя для этого инструменты координации.

Им является прошедший общественную экспертизу документ, планирующий основные цели антинаркотической политики на каждом основном направлении социально-экономического развития региона в долговременной перспективе. Или некий новый стратегический план или программа, нацеливающая буквально все органы исполнительной власти на одну общую цель – уменьшение наркоугрозы, но по-своему, в своих зонах ответственности.

Более того, правительствам и органам исполнительной власти регионов необходимы новые Положения. В существующих сегодня положениях правительств и большинства комитетов ни словом не упоминается антинаркотическая политика, не ставится задача о необходимости деятельности в этой области. Соответственно, нельзя с них за эту работу спросить, а главное, отношение к этой теме становится факультативное, а не ответственное.

Также следует предусмотреть передачу финансирования на цели антинаркотической работы территориальным органам власти, а не отраслевым структурам. Причем, финансирование должно осуществляться под прошедшие экспертизу целевые программы, обеспечивающие получение положительного максимального эффекта от вложенных средств. Пусть это будет местный эффект, например, появление района, свободного от наркотиков, но это не останется незаметным для населения.

Далее: правительству и территориальным органам исполнительной власти региона необходимы новые критерии оценки наркоситуации. Они должны быть разработаны так, чтобы заставить глав администраций заняться реальной работой. К сожалению, в настоящее время чиновники не несут прямой ответственности за действия по борьбе с наркотиками. Необходимо организовать в высшей школе региона подготовку кадров по антинаркотической политике и антинаркотическому управлению. В настоящее время даже в Правительстве РФ практически нет компетентных в этой области сотрудников, что же говорить о регионах, на которые ложится основная работа по реализации антинаркотической политики. Но чтобы подготовку таких специалистов поставить на поток, необходим государственный заказ. Пока его нет, не получить нам и реальных борцов для решительных военных действий против наркотиков.

Собственно, всё это я и имел в виду, когда говорил в начале нашей беседы о том, что Концепция должна быть выстроена не по направлениям, а по уровням власти. Если мы хорошо потрудимся, то сделаем мудрый документ, который позволит выявить ресурсы и применить эффективные проекты, которые уже имеются в мире и хорошо себя зарекомендовали. Надо, наконец, понять всем, что никто не сделает нас свободными от наркотиков, если мы сами не начнем борьбу с наркоэпидемией по всем правилам ведения боевых действий.

Источник: Росбалт

Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)
ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования