![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() Виктор Черкесов: распространение наркомании и наркопреступности из проблемы отдельных стран и регионов давно переросло в глобальную транснациональную угрозу 21 ноября 2005 :: Центр общественных связей ФСКН России 17 ноября 2005 года в г. Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В ее работе приняли участие парламентарии государств-участников СНГ, представители отраслевых органов Содружества и Советов Безопасности государств-участников СНГ, Секретариата ОДКБ, органов исполнительной власти государств Содружества, Управления ООН по наркотикам и преступности, руководители антинаркотических ведомств стран ближнего и дальнего зарубежья. На конференции с докладом выступил Председатель Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктор Черкесов. Он заявил, что распространение наркомании и наркопреступности из проблемы отдельных стран и регионов давно переросло в глобальную транснациональную угрозу. По данным Организации Объединённых Наций, в мире растёт число людей, регулярно потребляющих наркотики, и сейчас их количество достигает 200 миллионов человек. Мировой оборот наркоиндустрии превышает 400 миллиардов долларов США в год. Злоупотребление наркотиками, их незаконное производство, наркотрафики затрагивают практически все страны независимо от уровня их развития. В сложившейся ситуации международное сообщество всё чаще обращает внимание на необходимость консолидации усилий всех заинтересованных государств в борьбе с распространением наркомании и наркопреступности. В России, где за последнее десятилетие масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возрос до степени серьёзной угрозы здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и, в целом, безопасности государства, кардинально изменилась стратегия борьбы с наркоагрессией. Произошли серьёзные сдвиги в работе правоохранительных органов. Новая стратегия направлена, в первую очередь, на выявление и пресечение организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, на борьбу с тяжкими правонарушениями. Изменение государственной антинаркотической политики, обеспечивающей дифференцированный подход к жертвам наркоагрессии – потребителям и к преступникам – поставщикам и сбытчикам наркотиков, существенно повлияло на состояние наркоситуации и итоги правоохранительной деятельности в России. В текущем году увеличилось количество выявленных на территории России преступлений, совершённых в сфере незаконного оборота наркотиков. Всего за десять месяцев 2005 года в стране зарегистрировано 146 693 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 13,45% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Иной стала и структура выявленных преступлений. Так, число наркопреступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, достигло 112500, что превышает на 34% число таких преступлений, выявленных за аналогичный период прошлого года. Преступлений, связанных со сбытом наркотических средств и психотропных веществ, выявлено больше на 36,7%. Выявлено и пресечено 13265 наркопреступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), что на 45% больше прошлогоднего показателя. Усилия ФСКН России направлены, прежде всего, на снижение спроса и предложения наркотиков на нелегальном рынке; выявление и ликвидацию каналов поступления наркотиков в Россию; пресечение деятельности преступных сообществ и организованных преступных групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков; подрыв экономических основ наркобизнеса, выявление и пресечение фактов легализации денежных средств, полученных незаконным путем. За десять месяцев 2005 года органами наркоконтроля из незаконного оборота изъято более 129 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Значительно возросли объемы изымаемого в стране героина. Так, если в 2001 году его изъято 979 килограммов, в 2002 – 842 килограмма, в 2003 – 1 тонна 431 килограмм, в 2004 – 3 тонны 897 килограммов, то лишь с января по сентябрь 2005 года его изъято 3 тонны 596 килограммов. Увеличение количества изымаемых наркотиков происходит на фоне стабилизации наркоситуации в стране. В последний год нет динамики роста криминальной наркоэкономики. В условиях, когда наркопоток остается на прежнем уровне, рост объема изъятий героина свидетельствует о повышении эффективности работы правоохранительных органов. Неотъемлемыми звеньями в системе борьбы с наркоагрессией являются расширение международно-правовой базы сотрудничества, оперативно-информационный обмен и взаимодействие с компетентными органами иностранных государств. С позиций ФСКН России это сотрудничество развивается с учетом процессов интеграции российской наркопреступности в мировую наркосеть. Виктор Черкесов отметил, что рассматривает развёртывание многоуровневой системы международного сотрудничества как механизм координации усилий и средств всех участников борьбы с транснациональным наркобизнесом. Среди первоочередных приоритетов – формирование антинаркотического "пояса безопасности" вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика. В последнее время наибольшую актуальность приобретает создание в Центрально-Азиатском регионе надежных механизмов пресечения распространения наркотиков, прежде всего через тесное региональное взаимодействие. Одним из действенных методов реагирования Российской Федерации на изменение наркоситуации и эффективного противодействия афганской наркоугрозе стало проведение международных оперативно-профилактических операций "Канал", направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотиков. Благодаря взаимодействию правоохранительных и специальных ведомств удалось пресечь устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков, разоблачить ряд крупных преступных транснациональных наркогруппировок, скоординировать и объединить усилия по противодействию наркоугрозе. Вместе с тем, различия в законодательстве государств-участников международного взаимодействия в определенной степени снижают его результативность. Несмотря на то, что правовой основой национальных законодательств государств-участников СНГ являются одни и те же универсальные конвенции ООН, имеются определённые расхождения по терминологии; по критериям формирования перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю; по порядку установления мер контроля за оборотом указанных средств и веществ; критериям установления ответственности за правонарушения, связанные с их нелегальным оборотом и т.д. Виктор Черкесов особо подчеркнул, что между государствами, участвующими в противодействии наркотрафику, в частности из Афганистана, необходимы более тесные формы сотрудничества, гарантирующие такие условия, при которых предпринимаемые одной страной антинаркотические усилия не будут подорваны менее строгими мерами контроля над наркотиками в сопредельной стране. Одной из форм такого сотрудничества может стать процесс использования модельного законодательства в национальном законотворчестве. В целях унификации и гармонизации национальных законодательств Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 2 ноября 1996 года принят рекомендательный законодательный акт "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров". Однако со времени его принятия прошло уже 9 лет. За этот период наркоситуация на постсоветском пространстве существенно изменилась. Кроме того, в указанном акте не содержится рекомендаций по формированию правовых норм в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Немаловажно и то, что рекомендательный законодательный акт не отвечает концепции взаимосвязи мер, направленных на сокращение предложения нелегальных наркотиков и на сокращение спроса на них. Учитывая эти оценки, целесообразно разработать и принять новый модельный закон, который, кроме мер, направленных на противодействие наркопреступности, содержал бы положения об организации легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, меры по профилактике наркомании, оказанию наркологической (медико-социальной) помощи больным наркоманией и их реабилитации. |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|