Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Подранки". Часть 2

20 июня 2005 :: Марина Максимова

Темиртауский чухомор

Ленька в Темиртау – личность известная. Он самый молодой наркоман-ВИЧ-инфицированный в городе, да, пожалуй, и во всей стране. Стране он тоже хорошо знаком. Благодаря кадрам, обошедшим все телеканалы республики.

Маленький Ленька среди наркоманов. Грязный, оборванный мальчишка вкалывает в вену дурь. Несчастное лицо, перекошенное гримасой передозировки. Ленька задыхается, у него закатываются глаза и сердобольный напарник по игле постарше Леньки выносит его из душной маленькой комнаты на воздух. Несколько лестничных маршей, темное пятно подъездной двери, свет, и, наконец, воздух недолгого зимнего дня...

Леньке 12 лет и он уже болен самой страшной инфекцией. Вместе с Ленькой задыхается и зритель. От ужаса увиденного. Кажется, подросток умирает прямо перед объективом телекамеры. Понятно – это не монтаж, не искусно снятая инсценировка. Это правда. Страшная, горькая...

В прошлом году на канале ОРТ прошли те же самые ужасные кадры. В очередной раз поразили, кинули в жар. Бесстрастный голос диктора объявил, что мальчик умер от передозировки наркотиком прямо во время съемок.

Но он не умер! Ленька жив. Я встретилась с ним через две недели после его досрочных похорон. Найти его оказалось несложно. На центральном рынке города. В кампании таких же как и он сам – нищих, больных, гонимых...

Еще пару лет назад от журналистов не было отбоя. Приезжали и местные, и столичные, и даже иностранцы. Фотографировали, снимали на камеру, просили показать "колодцы" – шрамы от нагноений на венах. Теперь ажиотаж утих. Видимо, появились другие темы или другие Леньки...

Ленька по "накатанной" пересказывает свою недлинную биографию. Немного привирает, но старается казаться честным и откровенным. Родители живут в Темиртау. Отец пьет и выгоняет Леньку из дома. Поэтому домой пацану совсем не хочется. Улица, подвалы, чердаки, канализационные люки – вот его дом. Ленька уже не помнит когда он начал колоться. На "ширево" не всегда есть деньги. Подзаработать получается редко. В основном, если помыть автомобиль. А чаще другой заработок – воровство на рынке. Без этого ремесла не проживешь. Но денег за ворованное много не выручишь. Поэтому наркотики – это по праздничкам, а на каждый день придумали темиртауские подростки другую забаву – чухачить.

Чухачи или чухоморы – так их называют на местном жаргоне – стали уже особенностью города. Своеобразным производным работы Испат-Кармета. Большинство обитает на комбинате. Другие – на рынках или автозаправочных станциях. Подростки с чумазыми лицами, злобные на весь мир, держатся маленькими группками. Объединяет их воля да толуол. Толуол – один из отходов коксового производства Испат-Кармета. Предприимчивые торговцы в Темиртау им "бодяжат" бензин. От него же и ловят кайф чухоморы, травя свой юный, но уже не растущий организм.

Леньке на вид не дашь и 9 лет. Маленький, щуплый, с серым в лишаях лицом. Спрашиваю, болеет ли. Ответ заправского наркомана:

– Когда долго не колюсь, утром встаю – кости ломает, крутит вовсю. А уколешься – руки, ноги отпускает и соплей нет.

...Хоть вся страна и знает Леньку – помочь ему некому. Как и другим обреченным – СПИД неизлечим. С этим приговором Ленька доживает свою так и непрожитую жизнь. Точнее донюхивает и докалывает. Его понимают, не дразнят и не гонят за страшный недуг, только свои – чухоморы. Не в своей подвально-чердачной среде чухоморы – изгои. Даже несмотря на свой юный возраст. 16-летнего Андрея, который ростом тянет всего лишь лет на 12, пытались сжечь заживо.

В доказательство Андрей снимает кепку и рубашку. Плешина на полголовы, страшные рубцы на руках, спине, животе... На ВИЧ-инфицированного Андрея сначала вылили бензин, а потом чиркнули спичкой. Живой факел потушили прохожие. Андрей знает иуду-поджигателя, его имя он называл и в полиции, но жестокий взрослый человек по-прежнему на свободе, да еще грозится снова поджечь, говорит, что заразу нужно выжигать.

Что делать с чухоморами, многие из которых ВИЧ-инфицированные и СПИД-больные, городские власти не знают. Они в тупике. Мало того – смирились и опустили руки. Один из заместителей акима откровенно заявил, что "государственные власти бессильны. Все идет из неблагополучности семей. Дети убегают из дома. А без разрешения родителей к ним нельзя применить никаких мер, та как они несовершеннолетние. Подростки нюхают толуол и колются по несколько лет. Родителей не слушаются, не развиваются и разносят инфекцию по городу".

А на темном фоне статистики ВИЧ-инфекции город Темиртау в стране настоящий сириус. Из 3000 носителей страшного вируса в республике – более тысячи темиртаусцы. Тихая бомба со смертельным зарядом рванула в городе металлургов в 1996 году. Десятки, потом сотни жертв... Сегодня осколки неумолимо разлетаются по всей стране.

Почему именно Темиртау? Версий у специалистов немало. Остановлюсь на самой, на мой взгляд, правдопободной. Основатели Казахстанской Магнитки приезжали из российских и украинских городов и связи с ними не теряли. И когда в Казахстане СПИД считался далекой экзотикой, в Запорожье, Киеве, Москве зараза уже вовсю бушевала. Видимо, достаточно оказалось легкого дуновения попутного ветра, чтобы СПИД занесло в Темиртау, в широкий наркоманский круг. Из шприца в шприц, из вены в вену, по всему компактному городу. Не щадя ни взрослых, ни детей.

У Леньки ВИЧ уже 3 года. Так ему сказали в городском СПИД центре. Туда Ленька не ходит – говорит, что "незачем, могут менты повязать". Другие чухоморы тоже не заглядывают в это медицинское учреждение. Впрочем, как и во все другие. Лекарства для них – наркотик.

18-летний Павел убеждал меня, что у него нет СПИДа, хотя колется одним шприцем вместе с больными Ленькой и Андреем. В очереди за уколом он не всегда первый. Без дозы не может – будет ломить тело, будет "кумар", а "кумара" Павел боится больше чем СПИДа.

Павел уже сидел за наркоту в колонии. Но колоться не бросил – жить негде, работы нет, помочь некому. Одна отрада – ханка. Наркотик в Темиртау самый доступный, из тех, что можно вколоть.

Одна из наркоточек, в аккурат напротив СПИД центра – самая популярная в Темиртау. Просто и удобно – поменял шприц, купил через дорогу наркотик и кайфуй! Наркодиллеры такую выгодность поняли с ходу. И не только они. Открытие пунктов бесплатной раздачи шприцев и презервативов безысходным наркоманам, пожалуй, на сегодня самый радикальный способ борьбы со СПИДом. Судите сами. Ликвидировать наркобаронский бизнес – фантастика. Отправить на необитаемый остров всех наркозависимых людей – обыкновенный фашизм. Открыть реабилитационные центры и специализированные клиники – слишком дорого для нищего бюджета государства. Вот и остается – бесплатно раздавать шприцы. В Темиртау – в столице казахстанского СПИДа – пока тоже дальше этого дело не идет.

В городском акимате мне долго рассказывали о программе по профилактике СПИДа. Открытие спортивных площадок, клубов и даже бассейна... Но что же делать с теми, кто болен сегодня? Городские власти признаются, что им не по силам решить эту проблему. Акимат вышел на республику с инициативой – открыть в Темиртау межрегиональный научный институт по профилактике СПИДа, который бы мог ограничить эпидемию по всей республике.

Конечно, СПИД болезнь коварная. И изучать ее несомненно нужно. Но оставим тонкости недуга ученым. Разобраться бы с теми, кто болен. Научить их жить, смирясь с судьбой и не заражать других. Как ни парадоксально, но в Темиртау нет даже точного учета СПИД-больных и ВИЧ-инфицированных. Около 40 процентов находятся в местах лишения свободы. Столько же проживают в городе. А примерно 20 процентов не состоят на диспансерном контроле и неизвестно где вообще они находятся.

А тем временем СПИД стремительно расползается по всей стране. Алматы, Караганда, Павлодар... Список городов, да и сел – длинный. И хотелось бы верить, что развозят вирус не из города металлургов. Но... Тот же заместитель акима города мне признавался, "наши граждане едут на вахту в город Аксай, на месторождения газа и нефти в другие регионы. Многие не знают, что ВИЧ-инфицированы. Очень опасно, что рядом столица – Астана. Люди едут туда в поисках работы, трудоустраиваться. Половина больных в Астане – темиртаусцы. Идет определенное следствие неконтролируемости ситуации в нашем городе. Она находит свои отголоски в разных городах республики".

И опять власть опускает руки. Удобная позиция – констатация фактов. Видимо, власть в Темиртау не боится СПИДа. А точнее, больше СПИДа боится потерять эту удобную позицию. Похоже, власть тоже больна – синдром приобретенного дефицита. Дефицита неравнодушия, неуспокоенности, деятельности. Но как и чухоморы, она не хочет понять этого.

... Плов и пирожки с картошкой – еда, которую покупаю чухоморам, идет на "ура". А что же на ужин? Павел достает из за пазухи носки – украл на базаре. Продадут, вот и ужин.

Не удерживаюсь и спрашиваю о мечте. Каждого. Андрей просто молчит, ковыряя носком ботинка землю. Павел хочет "перекумарить": "Вдруг удастся бросить наркоту!". Ленька долго молчит, поднимает глаза к скупому осеннему солнцу и выдавливает из себя: "Выжить охота!"...

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования