Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Николай Мусинский: "В планах наркодельцов Санкт-Петербург занимает ключевое место"

27 мая 2005 :: Андрей КОПЛАНОВ

Начальник Управления по СЗФО Департамента организационно-региональной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков генерал-майор полиции Николай Мусинский рассказал нашим коллегам из информационного агентства "Росбалт" об особенностях борьбы с наркоугрозой на Северо-Западе России.

Уважаемый Николай Николаевич, оцените ситуацию в СЗФО с точки зрения наркотрафика – стал ли Санкт-Петербург и Северо-Запад России в целом центром потребления или перевалочным пунктом движения наркопотоков? Какие виды наркотиков завозятся в регион из-за рубежа?

– Как известно, через территорию Северо-Западного федерального округа проходят основные грузо – и пассажиропотоки между Россией и государствами Евросоюза, осуществляется до 70% объема экспортно-импортных перевозок нашей страны. Активную внешнеэкономическую деятельность осуществляют практически все регионы СЗФО. Один только морской порт Санкт-Петербурга ежегодно перерабатывает десятки миллионов тонн грузов.

Поэтому неудивительно, что наркомафия стремится использовать развитую транспортную инфраструктуру округа и проходящий через него огромный грузопоток для контрабанды наркотиков и их внутреннего транзита.

При этом Санкт-Петербург в планах наркодельцов занимает ключевое место, так как он является и центром потребления, и перевалочным пунктом по транспортировке наркотиков по всем направлениям. В частности, он является главным источником поступления наркотиков на территорию Архангельской, Мурманской областей и Республики Карелия.

Среди основных маршрутов ввоза наркотиков в округ можно выделить Южное (Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Киргизия), Юго-Западное (Беларусь, Украина, Молдова), Западное (Европа и страны Латинской Америки). Южное направление нас беспокоит больше всего, так как примерно 90% героина, который поступает в СЗФО, имеет афганское происхождение.

По данным экспертов ООН, в прошлом году в Афганистане произведено не менее 420 тонн героина, или около 87% процентов его мирового производства. По сравнению с 1980 годом, когда Афганистан находился под контролем Советского Союза, производство опиума там увеличилось более чем в 20 раз.

Героин в наш округ доставляется железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом непосредственно из Среднеазиатского региона, а также транзитом через Москву, Екатеринбург и Самару. Морским путем поступает кокаин из Латинской Америки. Основная масса синтетических наркотиков в настоящее время ввозится автомобильным транспортом из стран Евросоюза, преимущественно из Эстонии, Литвы и Польши. По железным дорогам и автомагистралям доставляется марихуана и маковая солома из Украины, Беларуси и Молдовы.

Поэтому основные усилия органов наркоконтроля округа в настоящее время сконцентрированы на пресечении каналов наркотрафика и предотвращении дальнейшего перемещения наркотиков в мелкооптовый и розничный оборот.

Какова роль и положение Калининградского анклава в поставках наркотиков на Северо-Запад России? Как меняется ситуация с наркопотреблением и наркоторговлей внутри Калининградской области, куда основная часть наркотиков доставляется контрабандой?

– Практически все наркотические средства, ввозимые контрабандным способом на территорию Калининградской области, потребляются на месте. Высокие цены на наркотики свидетельствуют об отсутствии устойчивых наркотрафиков из Европы через область на остальную территорию России. К примеру, себестоимость производства 1 грамма амфетамина в Литве составляет 35-40 рублей (примерно 1 евро). В Калининградской области потребители за этот вес платят порядка 600 рублей. С учетом необходимости пересечения границ стран Балтии и Республики Беларусь, для наркоторговцев это становится экономически невыгодным.

Если говорить о наркоситуации в области, то она продолжает оставаться сложной. Здесь наибольшее среди всех регионов округа количество потребителей наркотиков, состоящих на учете в медицинских учреждениях (на 100 тыс. человек населения).

На наркорынке доминирует героин, вызывающий наиболее тяжелые медицинские и социальные последствия. В 2002 году правоохранительными органами Калининградской области изъято 1,9 кг героина, в 2003 г. – 4,8 кг, в 2004 г. – 8,3 кг. Резко возросло число летальных исходов от передозировки наркотических средств: 307 случаев смерти в 2004 году по сравнению с 88 случаями в 2003 г. и 17 случаями в 2002 г.

Калининградская область пока что остается регионом с наиболее высоким и стабильным уровнем наркопреступности: в 2004 году зарегистрировано 16,8 преступлений на 10 тыс. человек населения. Для сравнения: в Республике Коми этот уровень составляет 11,6 преступлений, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 6,8 преступлений.

Областное Управление наркоконтроля совместно с другими правоохранительными органами принимает необходимые меры по стабилизации обстановки, но до реального изменения нарокоситуации в лучшую сторону пока еще далеко.

Как налаживается взаимодействие с представителями служб, занимающихся противодействием наркоторговле в странах ЕС? В частности, в Польше, Литве, Латвии?

– Мы придаем особое значение взаимодействию с компетентными органами сопредельных стран, так как наркотики – это общая проблема всех стран региона Балтийского моря. У нас уже накоплен значительный опыт такого сотрудничества. Хороший импульс ему придала международная конференция руководителей полицейских органов Северных и Балтийских стран, состоявшаяся 1-3 ноября в Санкт-Петербурге, в работе которой участвовали делегации 9 государств.

Территориальные органы наркоконтроля округа активно работают по линии международного сотрудничества. Например, Управление по Калининградской области совместно с компетентными органами Литвы и Польши добилось положительных результатов в работе по противодействию международным наркогруппировкам. В частности, задержаны члены преступной группы, состоявшей из граждан Литовской Республики, которые организовали поставку синтетических наркотиков на территорию Калининградской области.

Управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ликвидации контрабандного канала поставки кокаина активно сотрудничало с соответствующими службами США, Германии, а по другим оперативным разработкам – с полицейскими органами Финляндии и Эстонии.

Оцените, пожалуйста, перспективы применения законодательства о противодействии "отмыванию" доходов, полученных незаконным путем, в приложении к борьбе с распространителями наркотиков? Какова статистика дел, возбужденных по статье 174 УК РФ? Каковы перспективы применения этой статьи с точки зрения судебной практики?

– Борьба с легализацией ("отмыванием") наркодоходов – одна из основных задач органов наркоконтроля. В прошлом году нашими территориальными Управлениями в суды направлены материалы по 10 преступлениям, предусмотренным статьей 174.1 УК РФ, за 3 месяца текущего года – по 6 преступлениям.

Доказывать такие преступления нелегко. В этой работе мы взаимодействуем с Межрегиональным управлением по СЗФО Федеральной службы Российской Федерации по финансовому мониторингу. Следует, однако, отметить, что пока за данные преступления к уголовной ответственности привлекаются мелкие наркоторговцы, но постепенно нарабатывается следственная и судебная практика.

Кроме того, информация, которой мы располагаем, дает основания полагать, что часть доходов от наркобизнеса идет на финансовую поддержку экстремистских и террористических организаций. Исходя из этого, в рамках расследования каждого уголовного дела нашими сотрудниками отрабатываются версии по легализации незаконно полученных доходов, в том числе и их возможного использования для подготовки террористической деятельности.

К сожалению, действующее уголовное законодательство, регламентирующее вопросы ответственности за "отмывание", несовершенно. К примеру, если лицо, занимающееся сбытом наркотиков, нигде не работает и при этом приобретает дорогостоящее имущество, то практически невозможно доказать, что это имущество приобретено именно за деньги, полученные от наркоторговли. В большинстве цивилизованных стран указанная проблема решается однозначно: либо лицо, подозреваемое в "отмывании", предоставляет сведения об источниках доходов, либо подвергается уголовному преследованию.

Не секрет, что ночные клубы зачастую становятся центрами распространения наркотических средств среди молодежи. Будет ли отрабатываться практика привлечения их управляющих или владельцев к ответственности, например, по статье 232 УК РФ?

– Мы систематически проводим проверки таких клубов. В прошлом году по материалам одной из проверок, проведенной Управлением по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возбуждено уголовное дело в отношении владельцев клуба. Дальнейшая наша работа в этом направлении будет зависеть от позиции прокуратуры и суда.

Какие направления деятельности становятся для вас приоритетными в связи с назначением на эту должность? Как, по вашему мнению, необходимо развивать работу Управления ФСКН по СЗФО? Какие задачи считаются основными на ближайшую перспективу?

– Основные направления нашей работы определены Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976. Они не изменились и являются едиными для всех подразделений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Это, во-первых, борьба с легализацией ("отмыванием") доходов от наркобизнеса, о чем я уже говорил выше. Во-вторых, это выявление и пресечение деятельности преступных наркогруппировок. И, наконец, важнейшее направление – это координация межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании.

Что касается Управления по СЗФО, то сейчас нами принимаются меры, направленные на повышение его роли в организации оперативно-служебной деятельности территориальных органов наркоконтроля округа.

Источник: Росбалт

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования