Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Анатолий Сафонов: "Глобальная наркоопасность требует глобального ответа"

24 января 2005

Спецпредставитель президента России по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, посол по особым поручениям МИД РФ Анатолий Сафонов в интервью "Интерфаксу" рассказывает о различных аспектах взаимодействия Москвы с зарубежными партнерами по пресечению наркоугрозы.

Наркотрафик входит в число новых вызовов и угроз, с которыми сталкивается, наряду с другими странами, Россия. Ваш комментарий.

– Сегодня мир вступил в сложную полосу трансформаций. Приметой наших дней стало появление новых вызовов и угроз, для нейтрализации которых у человечества нет пока готовых противоядий. Характерно, что они не замыкаются в каком-либо одном государстве или регионе, а имеют трансграничный, глобальный характер.

К их числу принадлежит наркотрафик, разрушительную силу которого можно сопоставить с оружием массового поражения. Неслучайно президент РФ Владимир Путин охарактеризовал наркобизнес и связанную с ним преступность в качестве одной из угроз безопасности Российской Федерации.

Характерно, что наркоугроза имеет комплексный, всеобъемлющий характер: она непосредственно связана как с новым поколением вызовов в виде терроризма, так и с классическими их разновидностями, включая трансграничную преступность, бедность, деградацию общественных институтов.

Важно отметить, что наркоугроза страшна сама по себе со всеми вытекающими последствиями – угроза национальной безопасности, разрушение психики, рост больных СПИДом, пагубное воздействие на будущие поколения.

Одновременно особую опасность представляет собой связь наркотрафика с терроризмом. Показательно, что в свое время Усама бен Ладен заявил о том, что в борьбе с "неверными" наркотики более эффективны, чем автомат.

Тревожно, что вырученные от наркоторговли деньги идут на подпитку террористических акций во многих регионах мира, поэтому без эффективной и последовательной борьбы с наркобизнесом выйти победителем в схватке с международным террористическим интернационалом невозможно. При этом наркоторговля плотно сплелась и стала "верной спутницей"" оргпреступности, торговли людьми, отмывания денег, контрабанды оружия и игорного бизнеса.

Реальная перспектива наших дней – наркотизация целых стран и регионов, через которые пролегают магистральные пути транспортировки наркотиков. Это касается протянувшихся от Афганистана до Западной Европы так называемых "северных" и "западных" маршрутов поставок наркотиков.

Глобальная наркоопасность требует глобального ответа. На этом зиждется внешняя политика Российской Федерации. Для нас очевидно, что в одиночку справиться с наркотрафиком не под силу даже самой могущественной и влиятельной державе. Наркоугроза является одной из частей существующих в настоящее время вызовов и угроз и борьба с ней должна вестись комплексно, во взаимосвязи с другими угрозами.

Нужна четкая и последовательная антинаркотическая стратегия, центром которой призвана стать Организация Объединенных Наций. Именно ООН должна взять на себя функции коллективного организатора и идеолога глобальной антинаркотической борьбы.

Не могли бы Вы подробнее остановиться на проблемах наркотрафика из Афганистана?

– Как известно, основным источником наркоопасности для России является Афганистан. Несмотря на все усилия международной коалиции, Афганистан все ощутимее приобретает признаки наркогосударства.

Согласно последним данным ООН, по сравнению с 2003 годом в 2004 году культивирование опийного мака возросло на 64 % и уже распространилось на всю территорию Афганистана. Под этой культурой находится более 130 тыс. га. Производство опия-сырца увеличилось на 17% и составляет 4,2 тыс. тонн. При этом общий доход от незаконного оборота афганских наркотиков в соседних с этой страной государствах в денежном выражении оценивается в 2,8 млрд. долларов. Думается, что это консервативная оценка, потому что не все находится на поверхности.

Российская Федерация высоко оценивает заявление недавно избранного президента Афганистана Хамида Карзая о том, что власти этой страны должны дать решительный бой наркодельцам. Убеждены, что время полумер, расплывчатых деклараций и нерешительности прошло. Настала пора действовать более результативно.

Недавно США и Великобритания заявили об ужесточении своей линии в деле борьбы с афганскими наркотиками. На эти цели выделяются дополнительные финансовые средства, разрабатываются амбициозные программы и проекты. Надеемся, что за этими "заявлениями о намерениях" последуют конкретные дела.

Что можно сказать об инициативах России на международном уровне по борьбе с наркотрафиком?

– Россия уже давно предлагает разработать международную стратегию противодействия афганской наркоугрозе, которая должна включать в себя комплекс мер социально-экономического и правоохранительного порядка внутри Афганистана и за его пределами. В частности, мы выступаем за создание и укрепление "поясов антинаркотической безопасности" по периметру афганских границ и границ сопредельных с ним государств.

Как подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров, главная цель этой инициативы – пресечение вывоза афганских наркотиков за рубеж и ввоза в Афганистан химических веществ – прекурсоров для производства героина. Это не санитарный кордон, а кооперативная схема, которая не будет работать без взаимодействия трех компонентов: афганского правительства, международного военного присутствия в этой стране и соседей Афганистана.

Российская Федерация готова оказать посильную помощь афганским антинаркотическим органам в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности, речь идет об обучении персонала этих структур на базе профильных российский учебных заведений, прежде всего Всероссийского института повышения квалификации МВД России в Домодедово и Ростовской школы служебного собаководства.

Важной вехой в деле выстраивания комплексной стратегии противодействия афганской наркоугрозе стала состоявшаяся в мае 2003 года в Париже министерская конференция о путях распространения наркотиков из Центральной Азии в Европу.

В развитие "парижского процесса" в июне 2004 года в Москве прошел "круглый стол", который определил новый этап в борьбе с этим злом. Сейчас важно, чтобы намеченные в ходе этого мероприятия шаги были эффективно воплощены в жизнь. Мы со своей стороны прилагаем к этому все возможные усилия как на дипломатическом, так и на правоохранительном участках.

"Парижский процесс" позволяет предметно рассматривать многие аспекты контрабанды афганского героина. Особое значение это приобретает сейчас в связи с новым серьезным вызовом – предстоящим выводом российских погранвойск с территории Таджикистана.

Какие действия в этих условиях, на Ваш взгляд, следует предпринять?

– Важно, чтобы после ухода наших пограничников с таджикско-афганской границы не была размыта "плотина", сдерживающая потоки наркотрафика на южных рубежах СНГ. В противном случае последствия могут быть самые негативные. Характерно, что ООН неоднократно отмечала, что вывод российских войск из Таджикистана представляет собой одну из самых сложных проблем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. В ООН подчеркивают, что ни правительство Таджикистана, ни отдельные государства-доноры не смогут оперативно предоставить необходимые ресурсы для ликвидации негативных последствий такого вывода.

В данный момент мы стремимся совместно с таджикскими партнерами не допустить обвала границы, ее превращения в "проходной двор" для наркодельцов.

В частности, Российская Федерация всячески стремится расширить международный диалог, создать на его основе коалицию единомышленников в борьбе с афганской наркоугрозой. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

В 2004 году проблема афганского наркотрафика впервые была рассмотрена в рамках Совета Россия-НАТО. В начале 2004 года в соответствии с установками Совета министров иностранных дел Организации Договора о коллективной безопасности – (ОДКБ) – НАТО было предложено рассмотреть возможность подключиться в 2005 году к операции "Канал" и объединить усилия по борьбе с наркотрафиком.

Отдельно скажу, что ОДКБ вносит реальный вклад в борьбу с наркотрафиком. Проведенная во второй половине 2004 года правоохранительными органами и спецслужбами государств-членов этой Организации международная комплексная антинаркотическая операция "Канал-2004" дала самые высокие результаты и позволила рассчитывать на новый уровень развития международного сотрудничества в этой области. Надеемся на скорейший запуск такого механизма с тем, чтобы между двумя организациями установились прочные контакты и в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В ходе декабрьского министерского заседания Совета Россия – НАТО в декабре 2004 года мы подтвердили нашу заинтересованность в том, чтобы между Альянсом и ОДКБ развивалось сотрудничество в противодействие афганской наркоугрозе. Генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер подтвердил интерес к такому взаимодействию.

Одновременно мы ведем работу с тем, чтобы дислоцированные на территории Афганистана натовские контингенты содействовали укреплению афганского участка границы с Таджикистаном. К сожалению, в данный момент ситуация там весьма сложная: создаются склады "героиновой продукции", прокладываются новые подъездные пути, усиленно готовятся кадры для переправки наркотиков по ту сторону границы.

Другая проблема здесь – необходимость поставить преграду на пути контрабанды химических веществ – прекурсоров для производства наркотиков, прервать их поставку в Афганистан.

По данным ООН, их ежегодно попадает в эту страну порядка 10 тыс. тонн. По этой причине Россия в 2004 году подключилась к трем масштабным международным операциям по борьбе с незаконным оборотом прекурсоров, проводимых под эгидой Международного комитета по контролю над наркотиками ООН – "Топаз" (направлена на пресечение поставок химических веществ, необходимых для производства героина), "Призма" (прекурсоры для производства стимуляторов амфетаминового ряда) и "Пурпур" (вещества для производства кокаина). Рассчитываем, что этот шаг позволит нам более эффективно работать в данной области.

Каковы другие направления взаимодействия России с зарубежными партнерами по борьбе с наркотрафиком?

– К иным активно развивающимся направлениям российского антинаркотического сотрудничества с зарубежными партнерами относится набирающий обороты диалог по этой проблематике с Евросоюзом.

Упрочиваются связи в двустороннем формате, которые имеют широкий географический масштаб – от Таиланда до Латинской Америки. Всячески заинтересованы в том, чтобы на борьбу с наркобизнесом были нацелены и сфокусированы региональные механизмы.

Российская Федерация принимает активное участие в укреплении антинаркотического сотрудничества в рамках СНГ. Энергично развивается антинаркотическое измерение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 17 июня 2004 года в ходе саммита Организации в Ташкенте государствами-членами ШОС было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Одно из центральных мест борьба с наркоугрозой занимает в повестке дня Организации Центрально-азиатское сотрудничество (ОЦАС), полноправным членом которой Россия стала 18 октября 2004 года.

Важное значение придаем деятельности Центрально-азиатского меморандума по наркотикам, сторонами которого являются Россия, все центрально-азиатские государства, Азербайджан и Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП).

14-15 декабря 2004 года в Москве состоялась 6-я встреча Сторон этого Меморандума. На ней были широко представлены наблюдатели, в том числе от государств СНГ, Евросоюза, США, КНР, Ирана, Индии, Пакистана, Турции, Афганистана, а также от Исполкома СНГ, ОДКБ, ШОС, НАТО, Комиссии Европейского союза и Всемирной таможенной организации. Это позволило придать особое международное звучание данному мероприятию. Не останавливаясь подробно на всех деталях встречи, отмечу, что в ее ходе, в частности, была подтверждена готовность наращивать сотрудничество в совместном отпоре наркотической и террористической угрозам из Афганистана.

Здесь оговорюсь. Следует четко заявить о взаимосвязи международного наркобизнеса и терроризма. Согласно американским оценкам, только за последние полгода Усама бен Ладен и его ближайшее окружение получили от афганских наркодельцов $28 млн. Понятно, что след от этих денег тянется и в Чечню.

Возвращаясь к декабрьской встрече в Москве, скажу, что наши партнеры по Меморандуму подчеркивали безальтернативность участия России в региональных усилиях по сдерживанию афганской наркоэкспансии. При этом участники Меморандума четко обозначили исходящую из Западной Европы угрозу распространения синтетических наркотиков, которая по своим масштабам начинает приближаться к афганской. В Москве была достигнута договоренность о переводе в практическую плоскость разработанного ООН проекта по созданию Регионального информационно-координационного Центра (РИКЦ), главной функцией которого станут сбор и обмен оперативной информацией по афганскому наркотрафику.

По итогам встречи принято совместное заявление, в котором закреплены такие принципиально важные для нас моменты, как необходимость укрепления "поясов антинаркотической безопасности" вокруг Афганистана, поддержка донорского вклада России на программы ООН по борьбе с наркотиками в Центральной Азии, фиксация тесной взаимосвязи наркобизнеса и терроризма.

Данная встреча наряду с проведением в 2004 году упомянутого мною ранее "круглого стола" по транзиту афганских наркотиков через территорию России, а также презентацией министром иностранных дел России Сергеем Лавровым совместно с заместителем генерального секретаря ООН Антонио Мариа Костой Всемирного доклада по наркотикам (Москва, июнь 2004 г.) подтвердили ключевую роль России в борьбе с глобальной наркоугрозой.

Естественно, что МИД России создает, прежде всего, политические рамки, позволяющие выйти на оперативный международный простор нашим антинаркотическим ведомствам, в сотрудничестве с которыми мы стремимся выполнить главную задачу – поставить надежный барьер на путях поставок наркотиков в Россию, отвести эту чуму XXI века от нашего порога.

Источник: Интерфакс

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования