![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() В Госдуме обсудили актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотиков в РФ 25 ноября 2004 года Комитет Государственной Думы по безопасности совместно с Комитетом по образованию и науке организовали проведение открытых парламентских слушаний на тему: "Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и распространению наркомании в Российской Федерации". Парламентские слушания имели следующие задачи:
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители: Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, специализированных научных учреждений, высших учебных заведений, органов государственной власти и общественных организаций субъектов Российской Федерации, средств массовой информации, международных организаций. Участники парламентских слушаний отметили следующее. Анализ криминогенной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует о возрастающем объеме контрабандного ввоза наркотиков, об увеличении числа лиц, вовлеченных в процесс перевозки и сбыта наркотиков, о росте потребителей наркотических средств и увеличении объема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. По данным официальных учетов количество наркозависимых граждан за последние 10 лет увеличилось почти в 15 раз и составило в среднем по стране 241 человек на 100 тыс. населения. В ряде регионов уровень наркотизации значительно выше. Так, в Южном федеральном округе этот показатель составляет 253,2, в Дальневосточном – 302,1, Уральском – 334,5, Сибирском – 415,6. По некоторым экспертным оценкам количество лиц, допускающих в Российской Федерации немедицинское потребление наркотических средств значительно выше данных официальной статистики и составляет от 3,5 до 4 млн. человек. Результаты проведенного в 2003 году мониторинга свидетельствуют о высоком уровне наркотизации населения в Самарской, Томской, Кемеровской, Тюменской и Иркутской областях. При этом отмечается, что среди впервые обратившихся больных с диагнозом "наркомания" 14% составляют подростки. В регионах, где обстановка с распространением наркотиков особо неблагоприятная, этот показатель еще выше. В Российской Федерации по данным органов здравоохранения на начало 2004 года в наркологической службе зарегистрировано свыше 500 тыс. лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, в том числе около 343 тыс. человек с диагнозом наркотической зависимости. Тенденция к повышению уровня первичной заболеваемости наркоманией сохраняется, а масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности государства. Отмечается, что наркобизнес в России все отчетливее приобретает транснациональные черты: организованность, создание устойчивых наркотрафиков, налаженный механизм отмывания денег, наличие влиятельных покровителей в государственных органах. Все устойчивее тенденция объединения участников транснационального наркобизнеса: производителей, перевозчиков, сбытчиков и потребителей в единую глобальную сеть. Сегодня в России доля наркотиков зарубежного происхождения превышает половину, а героин, кокаин и амфетамины практически полностью поступают из других государств, среди которых "лидирующее" место занимает Афганистан. За 90-е годы транзитные наркотрафики, проложенные через Россию, обросли обширными зонами активной наркоторговли. В результате возникла качественно новая ситуация: из страны транзита Россия превращается в страну все возрастающего наркопотребления, а наркобизнес становится одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Фактически мы имеем дело с наркоагрессией, в которую втягиваются все новые организованные преступные группы. Государственная граница России на протяжении долгого времени продолжает оставаться не оборудованной. Ряд ее участков, особенно на южных рубежах страны, непригоден для эффективного пограничного контроля. Отсутствие на таких участках демаркационной линии и специальных инженерно-технических сооружений в значительной степени обуславливают рост контрабанды наркотических средств. Наряду с контрабандой наркотиков, также отмечается рост контрабандного ввоза (преимущественно из Китая, Турции, Украины и иных европейских государств) и незаконного сбыта сильнодействующих лекарственных препаратов, содержащих эфедрин и другие сильнодействующие вещества. Составной частью незаконного производства наркотических средств является организация утечки из легального оборота химических веществ, используемых в процессе их изготовления – прекурсоров. Суммарный объем производимых в России прекурсоров – веществ, используемых при производстве наркотиков, составляет почти 9,5 миллионов тонн в год. Внешнеторговый оборот прекурсоров в 2003 году превышал 222 тысячи тонн. Количество предприятий производителей, потребителей прекурсоров и посредников в операциях с ними составляет более 6000. Острота проблемы поступления прекурсоров в незаконный оборот обусловлена в первую очередь несовершенством мер контроля в данной сфере. За последние три года пресечена деятельность более 150 крупных подпольных лабораторий, производивших наркотики на высокотехнологичном оборудовании, выявлено около 2500 фактов их кустарного изготовления в "домашних" условиях. В настоящее время наркомания охватила многие социальные слои российского общества, но быстрее всего она распространяется в среде лиц без определенных занятий, представители которых в настоящее время составляют около 60% контингента, состоящего на учете в специализированных лечебных учреждениях в связи с немедицинским потреблением наркотиков. Возросшие в последние годы объемы изъятия правоохранительными органами из незаконного оборота так называемых "тяжелых"" наркотиков свидетельствует о структурной перестройке наркорынка в сторону высокоактивных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминного ряда, которые способствуют быстрому развитию физической зависимости, деградации личности, появлению серьезных соматических осложнений и смертности населения. Отмечается, что различным причинам, связанным с употреблением наркотиков, в стране ежегодно умирает до 70 тыс. человек. По мнению медицинских работников, средняя продолжительность жизни наркоманов, употребляющих наркотики непрерывно и внутривенно, составляет не более 7-10 лет. Рост наркотизации населения обусловил существенный рост преступности в целом. Увеличилось не только количество совершаемых наркопреступлений, но и множится число преступлений, совершаемых наркоманами в целях добычи денег для оплаты наркотиков. Значительное число преступлений и правонарушений совершается в состоянии наркотического и токсического опьянения. Происходит омоложение наркопреступников. Большую часть из них составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет (61,3%), при этом их постоянно растет. Отмечается увеличение участия в незаконном обороте наркотиков женщин (их доля выросла с 11,8% – в 1993 году до 14,1% – в 2003 году). Более 30% привлекаемых к ответственности за наркопреступления – ранее уже совершавшие преступления. Уголовная статистика показывает, что в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ зарегистрировано в 2001 году 241,6% тыс., в 2002 году – 189,6 тыс., в 2003 году – 181,6 тыс., в первом полугодии 2004 года – 88,9 тыс. преступлений. При этом за период 2001-2003 г.г. почти в полтора раза (с 140 тыс. до 89,5 тыс. человек) сократилось количество осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. За первое полугодие 2004 года осуждено 33, 6 тыс. человек. Отмечается, что на граждан России приходится подавляющее большинство преступлений, связанных с хранением наркотиков, незаконным культивированием наркосодержащих растений и мелкооптовым сбытом. Иностранные граждане, как правило, совершали преступления, связанные с контрабандой и незаконными перевозками наркотиков, и их сбытом в особо крупных размерах. По данным правоохранительных органов, в России насчитывается свыше 950 наркогруппировок, контролирующих незаконный наркорынок. Ими организованы стабильные и разветвленные схемы поставок и реализации крупных партий наркотических средств. Более 330 организованных преступных группировок сформированы по этническому признаку. Их активные участники поддерживают устойчивые контакты с национальными диаспорами практически во всех крупных городах России, а также с представителями транснациональных наркосообществ. На этом фоне нелогично выглядит судебная практика по уголовным делам в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, согласно которой в отношении двух третей осужденных за незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (ч.1 ст.228 Уголовного кодекса Российской Федерации) суды применяли к ним условное наказание, а каждый четвертый из осужденных за наркопреступления получил наказание ниже низшего предела, установленного законом. В 2003 году суды посчитали возможным применить условное осуждение к более 40% обвиняемых в сбыте наркотиков в крупном размере или совершивших преступление в составе организованной группы (ч.3 ст.228 Уголовного кодекса Российской Федерации) наказание, за которые предусмотрено от 5 до 10 лет лишения свободы. Такие приговоры не могут быть адекватны сложной криминальной ситуации в данной сфере и не отвечают условиям бескомпромиссной борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, криминологические исследования показывают, что в местах лишения свободы сложилась и функционирует устойчивая система незаконного оборота наркотиков, которая не может не оказывать дезорганизующего воздействия на процессы исполнения уголовного наказания, исправления осужденных и способствует расширению сферы наркобизнеса в стране. Эти же исследования показали, что четверть содержащихся в колониях наркоманов, первичной наркотизации были подвергнуты именно при отбывании наказания. Снижение числа регистрируемых преступлений в деятельности правоохранительных органов обусловлено как недостаточно эффективной работой правоохранительных органов по их выявлению, так и произошедшими изменениями в российском законодательстве. Так, в 2004 году вступили в действие новые редакции антинаркотических статей Уголовного кодекса Российской Федерации, принятые с учетом общей либерализации уголовного законодательства. В соответствии с ними существенно увеличен размер количества наркотиков, с которого наступает уголовная ответственность за хранение без цели сбыта. Принятие указанных поправок в Уголовный кодекс России фактически исключило привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей за приобретение и хранение наркотиков в целях личного потребления. Данные изменения уголовного законодательства вызвали неоднозначную оценку с позиции эффективности противодействия наркопреступности. Имеются также серьезные сомнения в части соответствия этих изменений требованиям международных конвенций, участником которых является Российская Федерация. Это относится, прежде всего, к отмене института конфискации, а также к установленным минимальным размерам наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов для квалификации их нахождения в незаконном обороте в целях уголовного преследования. Одновременно деятельность правоохранительных органов в настоящее время переориентирована на приоритетное выявление и привлечение к уголовной ответственности производителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков. Так, за первое полугодие 2004 года на территории Российской Федерации изъято из незаконного оборота 2061 кг героина. Это сопоставимо с объемом героина, изъятого за два предыдущих года вместе взятых (в 2002 году – 842 кг, в 2003 году – 1431 кг). За совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, к уголовной ответственности привлечено более 44 тысяч лиц, из которых 95,1% составляют граждане России, 4,9%-иностранные граждане, из которых 4,5% – граждане государств-участников СНГ. Вместе с тем наркобизнес пока еще не встречает должного отпора и противодействия. Мало выявляется организованной наркопреступности, практически отсутствуют дела об отмывании преступных доходов, полученных от наркобизнеса, а наркотизация населения представляет реальную угрозу безопасности страны. Выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, не уделяется должного внимания. Потребители наркотиков, которые не подлежат уголовной ответственности, как этому свидетельствует статистика по административным правонарушениям, редко подвергаются административной ответственности, с ними слабо проводится профилактическая работа и не принимаются меры по их реабилитации. Программы по реабилитации больных наркоманией приняты только в 12 субъектах Российской Федерации. Однако и они зачастую не выполнялись из-за отсутствия финансирования. В нарушение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерацией бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства России от 11 сентября 1998 г. № 1086, наркологическая помощь чаще оказывалась в психиатрических больницах, а не в специализированных диспансерах и лечебно-профилактических учреждениях; кроме того, лечение осуществлялось за плату, и с нарушением установленных на лечение сроков. Возросшие масштабы незаконного распространения наркотиков, увеличение числа противоправных деяний, совершаемых потребителями наркотиков и организованной преступности, требуют принятия соответствующих мер, в том числе на межгосударственном уровне. В частности отмечается, что отсутствие единообразия в уголовном законодательстве государств-участников СНГ при решении вопроса о признании преступных деяний, является фактором, препятствующим эффективному сотрудничеству в сфере борьбы с наркопреступностью. Настоящее и будущее миллионов наших детей, подростков, молодежи, да и взрослых людей во многом зависит от того, как будет строиться национальная стратегия антинаркотической борьбы и антинаркотической пропаганды, препятствующая сбыту и потреблению наркотиков, втягиванию россиян в орбиту индустрии наркобизнеса. Вместе с тем наркотические средства и психотропные вещества продолжают оставаться непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов популярных музыкальных групп. Становится характерным распространение наркотиков в образовательных учреждениях, уличных подростковых компаниях, растет популярность среди увлекающейся спортом молодежи в употреблении анаболических стероидов и т.п., относящихся к сильнодействующим веществам. В этих условиях необходимо принять неотложные и эффективные меры по недопущению и предупреждению массового характера распространения наркотических и психотропных веществ в молодежной среде. В целях повышения эффективности антинаркотической пропаганды необходимо активнее использовать потенциал средств массовой информации и опыт различных общественных организаций, специализирующихся на вопросах противодействия наркомании. Целесообразно также усилить социальную направленность различного вида рекламы на утверждение в обществе принципов здорового, высоконравственного и культурного образа жизни. Заслушав и обсудив доклады, содоклады и выступления по теме парламентских слушаний, участники парламентских слушаний отмечают важность и актуальность обсуждаемых проблем и рекомендуют: Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Правительству Российской Федерации:
Верховному Суду Российской Федерации: В целях единообразного применения норм материального и процессуального права обобщить судебную практику по уголовным делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и издать соответствующее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|