Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Кафиль Амиров: Постановление Правительства РФ о средних разовых дозах наркотических средств протолкнуло лобби преступного мира

17 ноября 2004 :: Роман ОБОЛЕНСКИЙ, пресс-служба Управления Федеральной службы наркоконтроля РФ по РТ

В орбиту государственной работы по противодействию распространению наркотиков вовлечено несколько правоохранительных органов. Одну из важнейших составляющих этой деятельности осуществляет прокуратура, сотрудники которой участвуют в привлечении к ответственности участников наркобизнеса – расследуют наиболее сложные уголовные дела, поддерживают обвинение в судах и осуществляют надзор. О том, как работают прокурорские органы в Татарстане, рассказывает прокурор этой республики Кафиль Амиров.

Прокурор республики Татарстан Кафиль Амиров

Кафиль Фахразеевич, как вы оцениваете наркоситуацию в Татарстане, и эффективность мер, предпринимаемых правоохранительными органами в этой области?

– Для того чтобы правильно оценить сегодняшнюю ситуацию, надо немного оглянуться назад. Еще лет десять назад на коллегиях и совещаниях правоохранительных органов республики отмечалось, что наркоситуация в Татарстане стабильная в отличие от соседних регионов, где регистрируется настоящий вал преступлений этой категории. Так что необходимо быть готовым к изменению обстановки в худшую сторону. Однако некоторые должностные лица высказывались в том ключе, что проблема делается из ничего, ведь на данный момент ситуация не опасна. Но жизнь показала, что мы совершенно обоснованно проявляли беспокойство и призывали готовить контрмеры. Предупредительные меры в итоге стали решающими в том, что ситуация не вышла из-под нашего контроля. Что наблюдается в республике и сегодня. Нельзя сказать, что мы полностью удовлетворены положением дел, однако такого массового распространения наркотиков, как в некоторых субъектах Российской Федерации, в Татарстане не наблюдается. Это было подтверждено на сентябрьском совещании руководителей правоохранительных органов Приволжского федерального округа в Нижнем Новгороде, где Татарстан был назван в числе немногих регионов, которые держат ситуацию под контролем. Причем на уровне ПФО была отмечена деятельность не только правоохранительных, но и других государственных органов. В этой связи отмечалось, что Татарстан является единственным регионом, где на 100 % профинансированы мероприятия, связанные с профилактикой наркомании и борьбой с наркотиками. Положительная оценка на уровне округа налагает на нас дополнительную ответственность и обязанность работать еще динамичнее и эффективнее.

Более года работает Федеральная служба наркоконтроля. Как вы считаете, создание специализированного ведомства по борьбе с наркотиками повлияло на ситуацию с наркоманией в стране и в республике? Как вы оцениваете деятельность Управления как координатора работы по борьбе с наркоманией?

– Естественно, что с созданием специального органа работа стала вестись эффективнее. Но не стоит забывать, что и до создания службы наркоконтроля проводилась большая работа по борьбе с наркотиками. Большую лепту в эту работу внесло республиканское МВД в лице министра Асгата Сафарова, который в свое время возглавлял специальную Комиссию при Совете Безопасности РТ. Управление наркоконтроля не расплескало тот опыт, который был наработан и сейчас продолжает наращивать усилия. И еще один важный момент: наркоконтроль работает на поле, где свои задачи решают сразу несколько правоохранительных органов, и в свое время было стратегически важно создать условия, при которых эти ведомства не будут мешать друг другу. Для чего еще в мае 2003 года мы собрались на секретное координационное совещание правоохранительных органов, где была решена задача сохранения преемственности между МВД и наркоконтролем в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной работе. Такое доброжелательное отношение помогло Татарстанскому управлению в отличие от многих других регионов быстро встать на ноги и начать полноценно работать.

Сейчас, я считаю, служба должна противодействовать крупным проявлениям организованной и межрегиональной наркопреступности. И хотя управление сегодня критикуют за то, что его сотрудниками выявлено лишь 17-18 процентов от общего числа зарегистрированных преступлений этой категории, я считаю это мнение ошибочным. Если ведомство замкнется на проработке будничной шелухи, оно не выполнит своей основной задачи, которая, я считаю, на данный момент реализуется.

Крупный наркобизнес прочно увязан на организованных формах. Преступные группы разрабатывают все более хитроумные схемы транспортировки и сбыта наркотиков. Как вы считаете, какие контрмеры должны предпринимать правоохранительные органы для отражения организованной наркоэкспансии?

– В первую очередь должен быть четко отлажен механизм обмена информацией между правоохранительными органами внутри страны и за рубежом. Возьмем условную ситуацию. Допустим, в Татарстан идет партия наркотиков. В одном из регионов, через который груз проходит транзитом, узнали о его транспортировке и задержали. Таким образом, была решена лишь часть проблемы, отсечены концы, а вся преступная цепочка не выявлена. Так вот, а если будет существовать информационная осведомленность, удастся ликвидировать весь канал – от курьеров до организаторов. Именно так работают большинство иностранных спецслужб: они не спешат брать отдельные партии, а вычисляют и арестовывают всю цепочку целиком.

Статистка свидетельствует, что многие обвиняемые по наркопреступлениям отделываются в суде либо условным сроком, либо наказанием ниже низшего предела. Хотя в декабре 2003 года ГосДума России увеличила срок лишения свободы за тяжкие преступления с наркотиками до 20 лет. Как вы оцениваете ситуацию под данным углом зрения?

– Когда говорят, что наркопреступность – это очень опасное явление, которое проникло абсолютно во все слои общества, в том числе и в органы управления, многие воспринимают это утверждение абстрактно. Я считаю, что эффективная борьба с наркотиками должна одинаково вестись во всех ветвях власти, в том числе и судебной. Однако пока, к сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что зачастую суды дают чрезмерно мягкие наказания наркопреступникам, отвечая, что такова позиция суда.

Еще одна подножка успешной борьбе с наркоманией поставлена майским Постановлением Правительства России о средних разовых дозах наркотических средств. Как бы меня не убеждали, я считаю, что этот документ протолкнуло лобби преступного мира. В результате произошел очень сильный откат назад позиций всей правоохранительной системы.

Ваши подчиненные участвуют в расследовании резонансных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь подобном уголовном деле.

– Буквально накануне в Верховном суде Татарстана завершились слушания по делу об изъятии в Казани в январе этого года 15 килограммов героина. Тогда в ходе совместной операции МВД РТ и Управления Федеральной службы наркоконтроля РФ по РТ на контрольном посту милиции "Малиновка" была задержана автомашина "Мерседес" под управлением жителя Московской области Николая Чистова. Во время досмотра иномарки было обнаружено 14 кг 724 г героина. В ходе следствия стало известно, что двое уроженцев Таджикистана организовали канал поставки наркотика из их родного государства через Оренбургскую область и Татарстан в Москву. При этом выяснилось, что организаторы трафика (они успели скрыться за пределами России и были объявлены в международный розыск) состоят в крупном преступном сообществе, специализирующемся на поставке наркотиков афганского производства через государства СНГ в Россию и имеют влиятельных покровителей в Правительстве Таджикистана. Учитывая эти обстоятельства и крупный размер изъятого наркотика, следственная служба Прокуратуры РТ приняла к своему производству данное уголовное дело. В ходе следствия обвиняемый активно помогал раскрытию преступлению и изобличению участников преступной цепочки. В августе 2004-го дело было направлено в Кировский райсуд Казани, который приговорил Николая Чистова к 5 годам лишения свободы. Месяц спустя Верховный суд РТ оставил приговор без изменения. Таким образом, был перекрыт крупный канал поставки наркотиков.

В некоторых странах мира применяется смертная казнь за распространение наркотиков. В России уже давно ведется дискуссия о возможности отмены моратория на смертную казнь в отношении лиц, совершивших тяжкие наркопреступления. Как вы считаете, эта мера способна изменить сегодняшнюю ситуацию?

– Когда в России отменили смертную казнь, многие захлопали в ладоши от преждевременной радости. Но мало кто подумал о том, каким бременем ложится на государство содержание преступников, приговоренных к пожизненному заключению. Если говорить начистоту, то подобный гуманизм больше похож на спектакль. Да и каком гуманизме может идти речь, если убийца, допустим, тридцать человек "порешил"? Я считаю, что когда-нибудь Россия вернется к смертной казни. Уже сейчас активно обсуждается возможность введения этого наказания за участие в террористических актах. А ведь распространение наркотиков – преступление не менее тяжкое, тем более в организованных формах: один человек может погубить жизни десятков, а то и сотен других людей. К тому же жизнь постоянно движется и меняется: человека осуждают на пожизненный срок, но у него все равно остается небольшая, но все-таки возможность выйти на свободу раньше срока в результате помилования или по амнистии. Так что, мне кажется, что возвращение к этой мере наказания целесообразно. Пусть ее просто введут законодательно, декларативно и она даже не будет применяться фактически, профилактический эффект все равно будет значительный.

Какие меры, по вашему мнению, могут кардинально изменить ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков?

– Не кардинально, но существенно изменить положение способны меры имущественного характера. К сожалению, внесенные в декабре прошлого года поправки в Уголовный кодекс отменили это наказание. Я же считаю имущественные санкции самыми действенными. Если человек будет бояться того, что в случае осуждения у него изымут все, что он нажил, вне зависимости от того, преступным путем нажито имущество или нет, он хорошо подумает, прежде чем заняться наркобизнесом.

Ваш прогноз по поводу развития ситуации в этой сфере в республике на ближайшие годы.

– Я считаю, что почивать на лаврах нет никаких оснований. Да, ситуация в нашей республике относительно стабильна, однако мы находимся не в изолированном пространстве. В непосредственной близости Оренбургская, Свердловская и Самарская области, а все эти регионы являются перевалочными пунктами наркодилерских маршрутов. Однако при ухудшении общей наркоситуации, я уверен, что она не выскользнет из-под контроля правоохранительных органов, и эффективность работы по борьбе с наркотиками будет только повышаться.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования