Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Опыт и перспективы взаимодействия администрации г. Екатеринбурга, общественных объединений и некоммерческих организаций по профилактике наркомании и иных зависимостей"

18 октября 2004 :: С. В. ШИРШОВ, начальник Отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации г. Екатеринбурга

Состоявшийся 24 сентября 2004 года в Санкт-Петербургском Государственном Университете очередной семинар ECAD – "Опыт шведских и российских общественных организаций в борьбе с наркотиками", собрал представителей политики и общественных организаций, специалистов городских администраций, ученых и журналистов из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Тулы, Соснового Бора, Приозерска, Череповца и Республики Карелии. Об опыте работы Администрации города по профилактике наркомании и иных зависимостей в своем выступлении рассказал начальник отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией г. Екатеринбурга Сергей Ширшов.

"С каждым годом в городах России, в том числе и Екатеринбурге, накапливается опыт работы по противодействию наркомании. Видны и результаты этой работы: в 2003 году существенно снизились основные показатели, отражающие развитие наркоситуации. Но, к сожалению, как показывает, в том числе, и мировой опыт, развитие наркоситуации не гладенькая дорожка – есть взлёты и падения. На этот процесс оказывают влияние множество причин, носящих как объективный, так и субъективный характер. Сегодня по итогам первого полугодия 2004 г. мы можем предположить, что вступаем во вторую (после 1999-2000 гг.) волну наркоэпидемии.

В этих условиях крайне важно не потерять бдительности и сплотить все антинаркотические силы. Мы убеждены, что борьба с наркоугрозой – это то поле, на котором один – не воин. Поэтому мы считаем, что важнейшим принципом построения антинаркотической работы является партнерство государственных (муниципальных) органов власти всех уровней, общественности, религиозных организаций, коммерческих структур, каждого гражданина. Развитие такого сотрудничества актуализируется в связи последними инициативами Президента Российской Федерации о введении института негосударственного контроля – Общественной палаты.

На наш взгляд партнерство власти и общественности обусловлено рядом позиций, о которых речь пойдёт ниже.

Государственные (муниципальные) учреждения, организации, чья деятельность направлена на профилактику наркомании и иных зависимостей от ПАВ (профилактика зависимостей от ПАВ), по ряду объективных причин не всегда оперативно работают в этом направлении и не могут своевременно разрешать ряд сложившихся противоречий, накопившихся проблем. Это проявляется в том, что:

  1. Механизм межведомственного взаимодействия структур различного подчинения по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими сложен и требует определённых усилий для его согласования.

  2. Не сформирована государственная идеология противодействия зависимостям от ПАВ и, как следствие, не отлажен механизм финансирования профилактической работы, не сложился государственный заказ по научному сопровождению профилактический работы и т.д.

  3. Структура государственных (муниципальных) органов по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ формируется достаточно медленно.

  4. Реализация политики по профилактике зависимостей от ПАВ зачастую блокируется ограниченным бюджетным финансированием.

  5. Практически отсутствует подготовка кадров сферы профилактики зависимостей от ПАВ, нет системы подготовки специалистов-превентологов.

  6. Нет института лицензирования деятельности существующих и создаваемых структур сферы комплексной профилактики зависимостей от ПАВ, а также критериев оценки и механизма лицензирования.

  7. Не сбалансировано развитие государственных (муниципальных) учреждений сферы комплексной профилактики (например, снятие физиологической зависимости в наркологических больницах не сопровождается длительным периодом социально-психологической реабилитации и реинтеграции выздоравливающих наркоманов) и др.

Анализ работы общественных объединений позволил нам выделить как положительные стороны, так и недостатки этой деятельности.

К положительным сторонам можно, на наш взгляд, отнести следующее:

  • Общественные объединения способны более эффективно развивать и адаптировать нетрадиционные программы, технологии, формы работы, что, в свою очередь, с одной стороны, создает альтернативу деятельности государственным (муниципальным) органам, а с другой – дополняет эту деятельность.

  • Деятельность общественных объединений не зависит от бюджетного финансирования, что позволяет привлекать к профилактической работе дополнительные ресурсы из различных источников.

  • Работу общественных объединений, как правило, организуют и возглавляют энтузиасты "живущие" этой проблемой, что позволяет проводить работу в течение длительного периода с активным привлечением сторонников и последователей.

  • Общественные организации объединяют людей схожей судьбы, столкнувшихся с одинаковыми проблемами, что стимулирует активный совместный поиск разрешения сложившейся ситуации, облегчает понимание друг друга, позволяет преодолевать неуверенность в себе тем, кто встал на путь освобождения от зависимостей.

  • Общественные объединения в зависимости от имеющейся материальной базы и других факторов, самостоятельно выбирают область деятельности, что позволяет расширить спектр оказываемых услуг по проблеме.

В то же время, в деятельности общественных объединений можно отметить и ряд недостатков. Среди них:

  • отсутствие координации в деятельности общественных объединений, что распыляет силы и средства;

  • не высокий уровень готовности прислушиваться к мнению других, видеть и перенимать их положительный опыт, отсутствие толерантности;

  • низкая готовность ряда общественных объединений вкладывать усилия для реализации совместных проектов;

  • деятельность общественных объединений, как правило, не лицензирована, а используемые ими методики, программы не сертифицированы;

  • отсутствие профессиональных знаний повышает риск использования в работе методик, программ, которые могут принести больше вреда, чем положительных результатов;

  • не все общественные объединения обладают достаточной и соответствующей санитарным нормам базы для проведения работы;

  • недостаточное информационное сопровождение деятельности общественных объединений.

На наш взгляд, именно взаимодействие государственных (муниципальных) органов власти и общественных объединений позволяет нейтрализовать отмеченные недостатки. Поэтому мы считаем, что одним из перспективных направлений совершенствования системы профилактической работы в Екатеринбурге является активное взаимовыгодное сотрудничество заинтересованных структур различных форм собственности, которые своими адресными программами будут позитивно влиять на развитие социальной ситуации в городе и обществе в целом. Взаимодействие с общественными объединениями Администрацией г. Екатеринбурга осуществляется на городском, региональном, российском и международном уровнях.

В настоящее время в г. Екатеринбурге зарегистрировано более 20 общественных объединений, одним из уставных видов деятельности которых декларируется профилактика наркомании, иных зависимостей от ПАВ и ВИЧ/СПИД и включает различные направления этой работы.

Большая часть общественных объединений действует в сфере первичной профилактики зависимостей. Среди них: "Молодежь против наркотиков", "Рубикон-2000", "Здоровье Отечества", "Центр культуры и здоровья" "Трезвый Екатеринбург" и другие. Этими организациями проводятся массовые акции, фестивали, научно-практические конференции, конкурсы рисунков и плакатов, беседы, лекции и многие другие мероприятия.

В настоящее время развиваются общественные объединения, целью которых является социально-психологическая реабилитация выздоравливающих наркоманов в реабилитационных центрах. Среди них такие организации и фонды как "Независимость", "Дорога к жизни", "Виктория", "Новое рождение" и другие.

Одно из важных направлений в работе по профилактике наркомании – это организация помощи, взаимопомощи, наркозависимыми и членами их семей. В этой сфере действуют такие клубы, общества, движения как "Калитка", "Оптималист", "Вера", "Ласточка", "Ал-Анон", "Возрождение", Волонтерское движение Урала и другие.

Широкий спектр проблем охватывает работа Свердловского регионального отделения Российского благотворительного Фонда "Нет алкоголизму и наркомании" ("НАН"), Общественной организации "Уральский фонд социальных инноваций", благотворительного Фонда "Территория", Некоммерческого партнёрства "МПЦ "ВУЗ-ТЕСТ", "Наркологического фонда региона".

Среди общественных объединений появились и такие, чья работа связана с профилактикой ВИЧ/СПИД. Среди них: Региональный общественный Фонд "Новое время", Екатеринбургский городской благотворительный Фонд "Содействие – 2000", Екатеринбургская городская благотворительная общественная организация "Новые грани", Свердловская областная некоммерческая организация "EveryChild".

Большую работу по оказанию правовой помощи и поддержке нуждающимся оказывает Детский правозащитный Фонд "Шанс".

В Свердловской области и г. Екатеринбурге работает учрежденный в 1999 году группой ветеранов силовых ведомств Свердловский областной общественный Фонд по борьбе с наркобизнесом "ХХI век без наркотиков". Целью деятельности фонда является оказание содействия органам внутренних дел других силовых ведомств по борьбе с наркобизнесом.

Кроме этого в г. Екатеринбурге насчитывается большое число общественных объединений, целью деятельности которых являются формирования у несовершеннолетних установок на здоровый образ жизни, культурно-досуговая, спортивная работа, организация занятости детей и подростков и другие направления.

Активное сотрудничество Администрации города с общественными объединениями началось с момента формирования городской Программы "Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах". 20 октября 2000 г. в Администрации города состоялось совместное совещание с руководителями общественных объединений, на котором были обсуждены предложения общественности по формированию Программы. Часть предложений была учтена в плане мероприятий на 2001 год.

Логическим продолжением совместной работы стало создание в апреле 2001 г. Совета общественных объединений города Екатеринбурга, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей и ВИЧ/СПИД (Совет). На момент создания Совета в него вошли 16 организаций.

Создание Совета преследовало целью решение следующих задач:

  1. Координация деятельности общественных объединений города.

  2. Расширение взаимодействия с Администрацией города, в том числе – участие общественности в работе Координационного совета при Главе города по вопросам профилактики наркомании, иных зависимостей и ВИЧ/СПИД.

  3. Учеба, обмен опытом, взаимные консультации, выработка методических рекомендаций для деятельности общественных объединений.

  4. Систематизация информации о деятельности общественных объединений для её последующего размещения в СМИ города.

  5. Участие Совета в деятельности городской конкурсной комиссии на муниципальный грант.

  6. Осуществление международного и межрегионального сотрудничества в организованных формах.

Для поддержки инициативы граждан в решении проблем зависимостей от ПАВ и ВИЧ/СПИД, учитывая проблемы в организации работы общественности, Администрацией города с 2000 года проводится конкурс на муниципальный грант проектов и программ, представленных общественными объединениями и некоммерческими организациями. Сумма бюджетных средств, выделяемых на муниципальный грант только по Программе "Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах" составила 500 тыс. рублей. Всего для участия в конкурсе на муниципальный грант в 2000 г. было представлено 11, в 2001 и 2003 гг. по 9, а в 2002 г. – 10 проектов. Победителями конкурса в разные годы становились: Региональная молодёжная общественная организация "Независимость", Фонд "Социально-реабилитационный центр "Дорога к жизни", Свердловская региональная общественная организация "Рубикон-2000", Региональный общественный фонд "Новое время", Общественная организация "Уральский фонд социальных инноваций", Екатеринбургская морская школа РОСТО и другие.

С целью оптимального использования потенциала общественных объединений в интересах горожан, Администрацией города изучается возможность иного способа финансирования их деятельности. Так, например, в настоящее время рассматривается вопрос о формировании социального заказа по сопровождению деятельности пунктов первичной помощи наркозависимым, главными исполнителями которого предполагаются общественные объединения, входящие в Совет.

За период деятельности Совета, при непосредственной поддержке Администрации г. Екатеринбурга, общественные объединения получили возможность размещать информацию о своей деятельности на страницах специализированной рубрики "Ломка" газеты "Уральский рабочий", на web-сайте Администрации города профилактического направления "Активная позиция", радиопередачах "Утренняя волна" СГТРК и "Студии город", телевизионных передачах "Студия 41", "4 канал" и др.

Ежегодно планами по реализации Программы "Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах" предусматривалось проведение обучающих семинаров для общественных объединений, куда приглашаются специалисты по различным направлениям деятельности: юристы, бухгалтеры, представители силовых структур – ФСКН России, МВД, налоговых служб и др.

В течение 2001 г. ряд общественных объединений принимали участие в мероприятиях, проводимых Администрацией г. Екатеринбурга в рамках Программы "Комплексная профилактика зависимостей в Екатеринбурге в 2001-2003 годах". Начиная с 2002 года мероприятия общественных объединений, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей и ВИЧ/СПИДа вынесены в отдельный план мероприятий, проводимых Советом общественных объединений.

Вместе с этим некоторые общественные объединения продолжают принимать активное участие в выполнении ряда мероприятий, проводимых Администрацией города. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время не существует муниципальных учреждений, оказывающих подобных услуг населению, а опыт работы и профессионализм, накопленный общественными объединениями достаточен для организации совместной деятельности.

Так, совместно с Детским правозащитным Фондом "Шанс" организована деятельность трёх специализированных юридических консультаций по правовой защите несовершеннолетних. В Екатеринбурге на протяжении ряда лет совместно с Некоммерческим партнёрством "Медицинский профилактический центр "ВУЗ-ТЕСТ" проводится эксперимент по раннему выявлению студентов, имеющих опыт употребления ПАВ с последующей организацией индивидуальной профилактической работы с ними. Екатеринбургская городская благотворительная общественная организация "Новые грани" активно участвует в обеспечении деятельности пунктов первичной помощи наркозависимым. Региональный общественный Фонд "Новое время" совместно с Центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями организовали работу "Школы жизни с ВИЧ".

Примерами взаимодействия Администрации г. Екатеринбурга с общественными объединениями в других регионах России (российский уровень) могут служить:

  • участие в семинарах, проводимых Российским союзом молодёжи;

  • выпуск брошюры "Будь здоров!" совместно с общественной организацией "Твой выбор" г. Тверь;

  • участие в обучающих семинарах, организованных на базе Санкт-Петербургской Региональной Общественной Организации помощи наркозависимым "Возвращение";

  • участие в работе конференций и реализация проектов по внедрению в Екатеринбурге ювенальных технологий с Российским благотворительным фондом "НАН";

  • контакты с Некоммерческой организацией Благотворительным фондом профилактики и реабилитации больных наркоманией "Нарком" (г. Москва), общественным фондом "Выбор" (г. Казань), республиканским молодёжным добровольческим движением пропагандистов здорового образа жизни "Вместе" (г. Уфа), Ассоциацией Центров образовательных технологий (г. Самара) и многими другими.

Важным направлением деятельности Администрации города Екатеринбурга остаётся взаимодействие с рядом международных организаций в рамках совместных проектов.

Развивается сотрудничество с Международной неправительственной организацией "Европейские города против наркотиков" – ECAD. Отметим, например, что брошюры информационного пакета "Drug-box" стали составной частью школьных уголков по профилактике зависимостей, библиотек клубов по месту жительства, других муниципальных учреждений, ВУЗов и ССУЗов. Необходимо заметить, что философия антинаркотической политики организации нам близка и понятна. Мы рассматриваем ECAD как стратегического союзника в организации профилактической работы. Поэтому считаем, что консультации о возможности создания в Екатеринбурге представительства этой международной организации по Уральскому федеральному округу, которые проходят в настоящее время, должны дать положительные результаты.

Новый импульс в развитии взаимодействия Администрации города и общественных объединений получен с началом реализации Британо-Российского проекта под патронажем Департамента международного развития Правительства Великобритании (DFID) – "Социальное партнёрство". Данный проект предусматривает организацию тесного взаимодействия муниципальных органов власти, общественности, представителей деловых кругов, науки в решении социальных проблем города. Для реализации проекта был создан Исполнительный Комитет общественных организаций г. Екатеринбурга. В составе Комитета выделено направление "Зависимости, ВИЧ/СПИД".

В 1998-2002 г.г. в реализации на территории г. Екатеринбурга Российско-Британского проекта "Профилактика ВИЧ/СПИД среди потребителей инъекционных наркотиков в Свердловской области" принимали участие такие международные организации, как: Институт "Открытое общество" (США), "Врачи без границ" (Голландия), "Здоровье семьи" (Великобритания). Заметим, что в целом так называемая программа снижения вреда до сих пор в мире оценивается неоднозначно. Но в ходе реализации проекта в Екатеринбурге мы получили неожиданный результат – 60 % обратившихся в пункты первичной помощи наркозависимым до этого никогда и никуда не обращались за помощью по поводу употребления наркотиков. Это натолкнуло нас на понимание необходимости интегрировать в деятельность пунктов обмена шприцев реабилитационный компонент. И мы не просто изменили название, мы меняем идеологию деятельности этих пунктов. Для усиления реабилитационного компонента в настоящее время проводим консультации по возможности участия в деятельности пунктов служителей различных конфессий, членов обществ анонимных наркоманов и других объединений.

2003 год ознаменован началом реализации российско-французского проекта по методическому сопровождению деятельности телефонов доверия для подростков и молодёжи, организованного совместно с Ассоциацией "Франция-Урал" и Общественной организацией "Уральский фонд социальных инноваций" при поддержке Администрации г. Екатеринбурга и других структур. Хочу отметить, что этот проект позволил нам по-иному подойти к пониманию места и роли телефонов служб доверия в профилактической работе и серьёзно задуматься о создании в Екатеринбурге единой муниципальной службы телефонов доверия.

В июне 2003 г. Решением Екатеринбургской городской Думы утверждён Стратегический план развития города Екатеринбурга. В структуру Стратегического плана включен стратегический проект "Выбираю жизнь", цель которого – формирование негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркомания), создание условий для сохранения здоровья населения Екатеринбурга, снижение нетрудоспособности, смертности, экономического ущерба, стабилизация распространения зависимостей от ПАВ. Этот факт говорит о том, что Администрация города Екатеринбурга считает деятельность по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от ПАВ важным элементом в развитии социальной сферы города, неотъемлемой составляющей работы по сохранению и развитию человеческого потенциала.

Одной из задач, которую мы ставим перед собой в рамках проекта – это поддержка гражданской активности в сфере профилактики зависимостей от ПАВ и формировании у горожан установок и норм здорового (трезвого) образа жизни. Выполнение этой задачи предполагает сохранение и развитие уже оправдавших себя и поиск новых эффективных форм и направлений сотрудничества с общественными объединениями и некоммерческими организациями, которое поможет решить многие социальные проблемы Уральской столицы и её граждан".

ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования