Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Программа профилактики должна быть дифференцированной и долгосрочной"

10 августа 2004 :: Аэлита Вагале, Центр профилактики наркозависимости, Латвия

Мы продолжаем знакомить вас с наиболее интересными выступлениями, прозвучавшими в ходе работы 11-ой международной конференции мэров городов – членов ECAD, состоявшейся в конце мая нынешнего года на Кипре. Сегодня вашему вниманию предлагается доклад представителя Рижского центра профилактики наркомании Аэлиты Вагале, в котором весьма подробно отражены основные моменты деятельности данного центра, направленные на профилактику наркомании среди детей группы риска.

"Добрый день, уважаемые участники конференции, многоуважаемые руководители конференции!

Сегодня моей задачей является рассказать Вам о ситуации с профилактикой наркомании в Латвии и Риге, главным образом в связи с детьми группы риска и детьми, которые живут в детских домах. "Ребенок риска" в литературе определяется как "такой несовершеннолетний, который подвержен одному сильному или нескольким факторам риска, и в результате этого увеличилась вероятность антисоциального поведения, употребления одурманивающих веществ и возникновения иных социальных проблем".

Всегда ли те дети, которые остались без присмотра взрослых являются детьми риска? Наверно, это не всегда однозначно... При работе в корректирующей группе в одном из детских домов можно было наблюдать, какие разные эти дети, насколько различной является их реакция в ситуациях, играх и упражнениях, в которых проявляется их жизненный опыт.

Так, при исполнении одного из заданий, когда надо было создать живую скульптуру, одна девочка старалась всячески облегчить положение и позу своего маленького братика, чтобы другие дети его не травмировали, а другой участник группы довольно агрессивно сталкивал своего маленького братика с места, чтобы самому занять его. В этой группе дети являются очень хорошими наблюдателями за поведением и эмоциями других, но не всегда могут адекватно понять и оценить свои действия и эмоции. Наверно, это объясняется тем, что эти дети жили в ситуации, когда приходится толковать происходящее вокруг и понимать – как то, что происходит, повлияет на меня – угрожает ли это, нейтрально ли это событие или человек? В сущности, уже с раннего возраста дети перенимают стремление контролировать происходящее вокруг, чтобы защитить себя, создать насколько можно большую безопасность. В здоровых, функционирующих отношениях им пришлось бы делить эту роль с родителями, чтобы в подростковом возрасте постепенно перенять ответственность за себя и свою жизнь.

Что значит для ребенка остаться без помощи взрослых? Это значит потерять чувство безопасности, доверия, объект привязанности и тем самым надежное основание для дальнейшей жизни. Уже в возрасте 8-12 месяцев ребенок громко плачет, если какой-нибудь чужой человек берет его на руки и в этом возрасте очень важно постоянство объекта привязанности – позднее от этого зависит безопасность или не безопасность ребенка в мире, создание отношений с другими людьми.

На последующих возрастных этапах происходит имитация аффектов, приобретение самостоятельности и, как известно, очень важно "не перепрыгнуть" через какой-либо этап в развитии. Дети, которые поступают в детский дом или за которыми плохой уход со стороны родителей, обычно живут в хаосе, так как им непрерывно приходится приспосабливаться к обстоятельствам, быть готовыми реагировать в стрессовой ситуации, защищать себя от насилия или агрессии со стороны родителей ровесников. Это создает тревогу, агрессивность, депрессию. Так как у этих детей довольно маленький опыт в преодолении этих проблем положительным для себя образом, так как, возможно, родители сами не очень-то хорошо умеют это, на помощь приходят химические вспомогательные средства, как возможность убежать от реальности, с которой трудно уживаться. Такой пример подают и родители.

Но нельзя отрицать тот факт, что влияние наркотиков и алкоголя является той эйфорической фазой, которая напоминает влюбленность, чувство любви. Ребенку, возможно, эта любовь так жизненно необходима, что он ищет ее любой ценой, и также – деструктивным образом...

Как бы ни были различны личности в теоретической психологии, все они подчеркивают значение отношений родителей и детей уже с раннего возраста и до юношеских лет, когда молодой человек сам создает отношения и создает свою семью.

Говоря о детях из детского дома и детях группы риска, я хотела бы сказать, что у детей в детских домах родители группы риска, которые по различным причинам не смогли создать семью и сами стать взрослыми, принять на себя ответственность. При поступлении ребенка в учреждение по уходу, внешне ситуация изменяется. Специалисты стараются заботиться о безопасной среде, спокойном жизненном ритме и различных возможностях. Однако видно, что психологическая травма, которая поколебала доверие ребенка, не остается без последствий. В очень многих детских домах воспитатели, психологи и социальные педагоги сталкиваются с агрессивностью и рискованным поведением в детской среде.

Эти реакции даже усиливаются, если ребенок, который в детский дом помещен на время, на выходные был дома у родителей. В конце концов, у ребенка же всегда есть надежда, что ситуация в семье изменится, и он попадет в свой дом, к своим родителям. Нередко следует разочарование и гнев, которые выливаются на ровесников.

Говоря о своем доме и своих родителях, надо упомянуть одно наблюдение – занимаясь в группах психологической корректировки в детских домах и школах-интернатах, трудно разделить внимание между участниками группы. Эти дети мало хотят взаимодействовать между собой, а охотнее хотят взаимодействовать с взрослым, руководителем группы. Их жизнь в детском доме – жизнь в группе, в коллективе, поэтому дефицит индивидуального внимания особенно чувствуется.

Некоторое время назад я говорила об этой теме с психологом одной рижской школы-интерната. В этой школе 800 детей, и это звучит невероятно, но – психолог только один. Как говорила специалист, вначале они пытались работать с детьми в группах, чтобы участвовало по возможности больше детей, ведь помощь нужна всем. Со временем она поняла, что этот метод не годится, так как каждый ребенок старался привлечь к себе внимание, как только мог, а к заданиям интереса не было. Со временем она пришла к одному очень хорошему методу, которому, наверное, не придумано название, но благотворное воздействие я могла наблюдать – этот психолог просто присутствовала, участвовала. Дети знали, в какое время ее можно встретить и сами приходили поговорить. Таким образом, совсем ненавязчиво создавались небольшие группы, в которых обсуждались вопросы, актуальные для каждого ребенка. Конечно, параллельно проходили и консультации и работа психолога индивидуально, но лучшим было наблюдать эти отношения и доверие, которые были особенными для детей.

Далее я хочу рассказать именно работе нашего центра с детьми группы риска. Вначале о нашем учреждении. Рижский центр профилактики наркомании, который я представляю, находится в подчинении председателя Рижской думы и является учреждением самоуправления, находящимся под надзором комитета по вопросам безопасности и порядку.

Центр поддерживает и координирует работу учреждений и организаций самоуправления Риги и сотрудничество с государственными органами и негосударственными организациями, чтобы предотвратить и остановить дальнейшее распространение наркомании в среде подростков и молодежи в городе Рига. Центр создан в 2000 году и в настоящее время является единственным в Латвии, который в своем городе действует как отдельный центр именно по профилактике наркомании. Чтобы лучше понять нашу работу, необходимо немного отразить ситуацию в Латвии и в Риге в 2000 году, когда наш центр начал работу. С 1991 года, когда Латвия восстановила независимость, распространение употребления нелегальных наркотиков непрерывно увеличивается. Это ясно показало необходимость создать центр, который целенаправленно занимается профилактикой наркомании. В первые четыре года деятельности главный акцент делался на первичную профилактику, постепенно развивая целенаправленные программы для просвещения специалистов. Государственная программа Молодежной политики, утвержденная в 2002 году, предусматривает в качестве проблемы, подлежащей решению, молодежные проблемы, связанные со здоровьем (распространение алкоголизма, наркомании и ВИЧ/СПИДа) среди молодежи.

2003 год доказал, что в основном в органы социального ухода и социальной реабилитации поступают дети, которым родители не обеспечили необходимый уход – брошенные на произвол, чрезмерно употребляющие вещества, вызывающие зависимость, к которым относятся насильственно, у них асоциальное поведение.

Нашей целевой аудиторией сейчас являются 719 детей, которые находятся в учреждениях по уходу и в воспитательных учреждениях, а также 572 школьников в школах Риги, которые учатся в корректировочных классах. К сожалению, с каждым годом возрастает количество детей, которым необходимо длительное пребывание в учреждениях по уходу и это означает только то, что о профилактике наркомании для детей группы нельзя говорить, не касаясь темы профилактической работы с родителями этих детей.

Как признают специалисты учреждений по уходу, к сожалению, возрастает количество тех детей, которым необходимо более длительное пребывание в детских учреждениях по уходу, так как проблемы в семьях бывают настолько нагроможденными, что за короткое время улучшения добиться не удается.

Какими могут быть причины этих проблем в семьях? Конечно, как в любой сфере, связанной с профилактикой зависимости, нельзя выделить одну главную причину. Однако мне, как практикующему психотерапевту, приходилось наблюдать ряд проблем общества, которые повлияли на семью и отношения в последние 20 лет.

Во-первых – развитие общества в советские годы предусматривало работу в пользу государства и общества в качестве главной цели, оставляя семью на втором плане. Престижнее было быть передовиком на работе, а не матерью. Многие дети, родители которых были заняты на работе, большую часть дня и иногда и целые сутки 5 или шесть дней в неделю проводили в детском саду. Сегодня эти дети сами являются родителями, которым возможно не хватает опыта в создании семейных отношений.

Во-вторых – время перемен, которое в Латвии выпало на начало 90-ых годов, сильно повлияло на стабильность семьи. Большее социальное напряжение, конкуренция на рынке труда, изменение значения ряда ценностей (духовность, религия, этика, мораль, отношения) определенно оказали влияние на ребенка, который растет в семье, где родители воспитаны совершенно иначе. (Это же могло бы сказать любое поколение – "Когда мы росли..."). Главное, чем, по-моему, отличается воспитание в современных семьях, – предоставление большей возможности свободы и самостоятельности подросткам, или же – трудность сделать выбор между строгим контролем и полной вседозволенностью. Зачастую в поисках этих правильных форм воспитания забывается о самом главном – как велико значение благоприятного отношения, способности родителей видеть не только поведение подростка, но и понять, что за ним стоит, где маска и где истинное "Я".

В-третьих – в Латвии довольно давно существовали проблемы с алкоголем и в последние годы к ним добавилась и проблема наркомании, которая способствует дисфункциональным семейным отношениям, а не способствует их оздоровлению.

Работая в Наркологической больнице, приходилось встречать и взрослых детей своего бывшего пациента-алкоголика, у которых имеются проблема с наркоманией. В результате, риску наркомании подвергнуты все дети, независимо от социального статуса. Иногда в материально благополучных семьях не хватает понимания и приятных эмоций, ребенок чувствует себя одиноким, брошенным. Чувство одиночества и неполноценности присуще как детям, так и их родителям, поэтому, работая с детьми группы риска, но не работая с родителями, трудно добиться изменений. Учитывая то, что несовершеннолетний однажды вырастет и создаст сам свою семью, особенно важно дать ему с собой те жизненные навыки, которые позволяют развить положительное, а не продолжать нездоровое.

Далее я расскажу о том, какой является работа Рижского центра профилактики наркомании с детьми группы риска.

Описание программы группы риска

С 2002 года в Рижском центре профилактики наркомании работают специальные программы для детей группы риска в рижских школах-интернатах и детских домах, а также ведется просвещение специалистов, работающих в детских домах и школах-интернатах, а также в школьных корректировочных классах, для постоянной работы с этими программами.

Программа профилактики предусматривается для детей и подростков "пользователей высокого риска", которые уже экспериментировали с наркотическими веществами, у кого уже есть проблемы с поведением и общением в обществе, а также иные проблемы. В эту группу входят и "дети улиц" и дети из асоциальных семей.

Программа социально-психологической корректировки разработана для двух возрастных групп – для детей и молодежи 10-14 и 15-17 лет. На занятиях проходит работа интерактивными методами в группе с развитием жизненных навыков и предоставлением знаний об опасности веществ, вызывающих зависимость, соответствующие возрасту.

Особое значение в программе уделяется развитию навыков общения у детей и молодежи, сотрудничеству в группе, для повышения самоуважения, самооценки.

В программе работа с участниками группы проходит с учетом изменений и производя необходимую корректировку: в сфере поведения, в аффективной сфере, в сфере мотивации и в когнитивной сфере.

Работа с этими детьми проходит в группе и детям группы риска важно развивать способность сотрудничать, однако, мы заметили, что у этих детей особенно большая потребность в индивидуальном внимании, поэтому группы не должны быть слишком большими.

Существуют также такие особенности, как:

  • более высокий уровень тревоги;

  • необходимо более длительное время для того, чтобы дети смогли довериться;

  • необходимо работать в меньших группах;

  • надо суметь работать с детской агрессивностью.

Говоря об этих особенностях, на память приходят несколько занятий в одной из первых групп, с которой я работала по этой программе. Так как на первых занятиях всем детям очень хочется говорить, и это происходит одновременно, бывают проблемы с соблюдением правил – просто большим шумом. Приходилось использовать какое-либо из упражнений, когда детям молча надо ходить по помещению и чувствовать время без часов. Победителем является тот, кто садится точно через три минуты. Это простое упражнение достигло большого успеха в группе, так как дети очень хотели быть компетентными, старались придумать различные виды, как быть точнее, сравнивали свое чувство времени с чувством времени других. В результате приходилось это упражнение повторять на каждом занятии – повторение упражнения и ощущение компетенции создавали у участников ощущение безопасности. Конечно, у многих из этих детей в семье не было определенного жизненного ритма, безопасности и способности самим что-либо решать.

Большую популярность в группе приобрело и упражнение, при котором каждому ребенку надо было сказать предложение – "Я хороший человек" и остальные аплодировали. И это простое упражнение приходилось повторять почти на каждом занятии.

Параллельно с этим можно наблюдать то, что отрицательный опыт детей риска так сильно преобладает над положительным, что вакуум ощущений заполняется отрицательными эмоциями. Потребность детей чувствовать и проживать эмоции столь сильна, что на одном занятии, на котором участникам надо было говорить о положительных и отрицательных эффектах наркотиков, в качестве положительного приключения один 12-летний мальчик упомянул ощущение ужаса и страха, когда после нюханья клея на него набросились электрические столбы и он не мог избавиться от этого ощущения страха. Способность этих детей различать "что для меня хорошо и что – плохо", сильно подорвана. В сущности, дети на занятиях создают не только отношение к наркотикам, но главным образом положительное отношение к себе и миру.

На занятиях мы стараемся развивать в личности такие черты, как:

  • умение контролировать физические желания и эмоции;

  • ощущение ответственности, развитие самоконтроля;

  • адекватная самооценка и развитие чувства самоуважения;

  • уважение к себе и своему здоровью;

  • преимущество естественной возбужденности (например, возбуждение от спортивных побед, от красоты природы), а не синтетической;

  • умение противостоять давлению окружения;

  • самостоятельность в мышлении.

Для достижения успехов, программа профилактики должна быть дифференцированной и долгосрочной, тогда бы мы смогли не только помочь детям, у которых уже есть проблемы с зависимостью, но и уберечь детей от того, чтобы они столкнулись с такими проблемами.

Одним из важнейших мероприятий в любой программе профилактики является работа с родителями. Трудно в рамках программы работать с родителями детдомовских детей и это наверно больше находится в компетенции социальных работников по месту жительства родителей, однако дети, которые учатся в школах-интернатах или в корректирующих классах – дети из семей, и с их родителями возможно сотрудничать.

В заключении я хочу подвести итог удачам и трудностям нашей работы. Надо признать, что программа группы риска вызывает большой интерес среди специалистов, которые работают с детьми. Эту программу желают освоить не только те, кто работает в детских домах, но и работники дневных центров, социальные педагоги в школах. Положительным кажется то, что на семинарах, где специалисты осваивают эту программу, есть возможность поговорить и об эмоциях, отношении, проанализировать ситуации в связи с темами программы. Образуется своеобразная лаборатория опыта, в которой программу возможно усовершенствовать.

Положительным также является то, что воспитатели детских домов, участвуя в семинаре, лучше осознают сильные и слабые стороны своего учреждения, переоценивают сделанное до этого и, как иногда говорят сами специалисты, становятся более зоркими. Профилактические мероприятия, которые сначала воспринимаются как узнавание и доставление пользователей наркотиков к врачу, дополняются желанием помочь ребенку развить жизненные навыки, лучше чувствовать себя и преодолевать трудности положительным образом. Проблема может быть в том, как поддержать мотивацию этих работников так, чтобы она не исчезла после семинара.

Занимаясь по этой программе, специалисты становятся заинтересованными предлагать детям и иные программы нашего центра, например, несколько детей, которые участвовали в коррекционной программе, позже работают и в группе для того, чтобы бросить курение. Первоначально программа группы риска была разработана для 12 занятий, но для закрепления результатов, было решено дополнить ее занятиями и сейчас это 25 занятий, которые, в общем, длятся, по крайней мере, полгода. Детям в последующем предлагается возможность работать в летнем лагере, в походах.

Какие имеются трудности. Принимая во внимание сравнительно большое количество детей в школах-интернатах и корректирующих классах, а также нагрузку детей в различных кружках, иногда трудно организовать занятия групп в приемлемое для всех время. Здесь многое зависит от заинтересованности и отзывчивости работников. В детских домах количество детей меньше, однако, иногда в группе мешает то, что эти дети живут вместе, появились свои лидеры, чаще отрицательные, которые могут разрушить работу группы. В этом случае лучше, если руководитель группы не является воспитателем детского дома, а нейтральным человеком. Трудно предусмотреть длительные результаты программы, так как количество психологов и социальных педагогов в учреждениях по уходу за детьми, недостаточно, по сравнению с потребностями этих детей в квалифицированной помощи.

Необходимо подумать о том, как привлечь этих детей к активным действиям в проектах вместе со школьными лидерами, которые сами просвещают ровесников в своих школах по профилактике зависимости.

В заключение – несколько цитат из отзывов детей о работе группы: "Если честно, то все было чудесно, даже тогда, когда мы ссорились", "Мне понравились занятия по наркомании и ВИЧ", "О любви и дружбе. Конечно, все занятия были интересными. Очень поучительно, есть над чем задуматься", "Мне понравилось о характере и друзьях".

И последнее, что можно было бы пожелать каждому: "Я научусь понимать людей...".

Спасибо за внимание!"

11 международная конференция мэров городов – членов ECAD, май 2004 ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования