Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Единой Европе – единую наркополитику

 

Проект Рамочных Решений Совета Европейского Союза, формулирующих минимальные условия для определения признаков состава преступления и наказаний в области торговли наркотиками

Совет Европейского Союза,

Учитывая положения Договора о создании Европейского Союза, в частности статью 31(е) и  статью 34(2)(b) указанного Договора,

Учитывая предложения Комиссии (OJ C 304 E, 30.10.2001, стр.172)

Учитывая мнение Европейского Парламента


Принимая во внимание, что:


  1. Незаконная торговля наркотиками угрожает здоровью, безопасности и качеству жизни граждан Европейского Союза, а также законной экономике, стабильности и безопасности стран-участниц Союза.
  2. Необходимость законодательных действий по предотвращению торговли наркотиками была особенно подчеркнута в Плане Действий Совета и Комиссии, принятом Советом по Юстиции и Внутренним Делам в Вене 3 декабря 1998 года, и посвященном путям наилучшего выполнения положений Амстердамского Договора о зоне свободы, безопасности и правосудия (OJ C 19, 23.1.1999, стр. 1), итоговом документе сессии Европейского Совета в Тампере 15-16 октября 1999 года, в особенности в пункте 48 данного документа, Стратегией по отношению к наркотикам Европейского Союза (2000-2004), одобренной сессией Европейского Совета в Хельсинки 10-12 декабря 1999 года, а также в Плане Действий Европейского Союза в отношении наркотиков (2000-2004) принятом на заседании Европейского Совета в Санта Мариа да Фейра 19-20 июня 2000 года.
  3. Необходимо принять минимальные нормы для определения признаков состава преступлений, связанных с незаконной торговлей наркотиками и их прекурсорами, что позволит выработать совместные подходы на уровне Союза в отношении борьбы против подобных правонарушений.
  4. Учитывая принцип дополнительности, Европейскому Союзу следует сосредоточиться на наиболее серьезных видах наркопреступлений. Вынесение некоторых типов поведения, связанных с потреблением в личных целях, за пределы данных Рамочных Решений не подразумевает указаний Совета относительно образа, которым государства-члены Союза будут трактовать подобные случаи в своем законодательстве.
  5. Наказания, предусмотренные государствами-членами Союза, должны быть эффективными, адекватными, показательными и включать приговоры, связанные с лишением свободы. Для определения степени наказания следует учитывать его фактические обстоятельства, такие как количество и вид наркотического вещества, следует также принимать во внимание, было ли преступление совершено в рамках деятельности преступной организации.
  6. Государства-члены Союза должны иметь право применять положения по сокращению наказания в случае, если преступник передал компетентным органам ценную информацию.
  7. Необходимо разработать меры по разрешению конфискации дохода от преступлений, рассматриваемых настоящими Рамочными Решениями.
  8. Должны быть приняты меры, гарантирующие, привлечение юридических лиц к ответственности за уголовные преступления, предусмотренные настоящим актом, в случае, если они совершены в их интересах.
  9. Эффективность усилий по предотвращению незаконной торговли наркотиками существенно зависит от согласованности принимаемых отдельными странами мер в соответствии с настоящими Рамочными Решениями,

Принял следующие решения:


Статья 1

Определения

В настоящих Рамочных Решениях:

  1. Под «наркотиками» подразумеваются вещества, определенные следующими конвенциями ООН:
    a) Единая Конвенция по наркотикам 1961 года (с поправками Протокола 1972 года)
    b) Венская Конвенция по психотропным веществам 1971 года. Это понятие также включает вещества, подвергающиеся контролю в соответствии с Совместными Действиями 97/396/JHA от 16 июня 1997 года, принятыми на основе Статьи К.3 Договора Европейского Союза об обмене информацией, оценке риска и контроле за новыми синтетическими наркотиками;
  2. Под «прекурсорами» подразумеваются вещества, внесенные в законодательство Сообщества в соответствии с обязательствами, вытекающими из Статьи 12 Конвенции ООН по предотвращению незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами от 20 декабря 1988 года;
  3. Под «юридическим лицом» подразумевается любое лицо, имеющее этот статус согласно действующему национальному законодательству, за исключением Государств или иных общественных органов, осуществляющих свои суверенные права,  а также международных общественных организаций.


Статья 2

Преступления, связанные с торговлей наркотиками и их прекурсорами

  1. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры для обеспечения наказания следующих действий, противозаконно производимых в международном масштабе:
    a) изготовление, производство, получение, приготовление, предложение, предложение для продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посреднические услуги, отправление транзитом, перевозка, импорт и экспорт наркотиков;
    b) выращивание опиумного мака, кустарника коки или каннабиса;
    c) хранение или приобретение наркотиков с целью ведения любого из видов деятельности, перечисленных выше в пункте (а);
    d) производство, перевозка или распространение прекурсоров с пониманием того, что они будут использованы в нелегальном приготовлении или производстве наркотиков.
  2. Рассмотренные в параграфе 1 случаи не входят в компетенцию Рамочных Решений, если они касаются личных потребностей правонарушителя, как это определено соответствующим национальным законодательством.


Статья 3

Побуждение, содействие, поощрение и попытка

  1. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью квалифицировать побуждение к совершению, содействие, поощрение или попытку совершения одного из преступлений, представленных в Статье 2, как уголовное преступление.
  2. Государство-член Союза может освобождать от уголовной ответственности случаи попытки предложения и приготовления наркотиков, предусмотренных Статьей 2(1)(а), и случаи хранения наркотиков, предусмотренных Статьей 2(1)(с).


Статья 4

Наказания

  1. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью обеспечить эффективные, адекватные и показательные уголовные наказания за преступления, предусмотренные Статьями 2 и 3. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью ввести наказание за предусмотренные Статьей 2 преступления в виде тюремного заключения на срок минимум от одного года до трех лет.
  2. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры для установления наказания за уголовные преступления, предусмотренные Статьей 2(1)(а), (b) и (с) в виде тюремного заключения на срок минимум от пяти до десяти лет в каждом из нижеследующих случаев:
    a) преступление было связано с большим количеством наркотических веществ;
    b) преступление было связано с наиболее опасными для здоровья наркотиками или нанесло существенный ущерб здоровью целого ряда лиц.
  3. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры для установления наказания за предусмотренные параграфом 2 уголовные преступления в виде лишения свободы на срок минимум 10 лет, если преступление совершено в рамках преступной организации, определенных в Совместных Действиях 98/733/JHA от 21 декабря 1998 года.
  4. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры для установления наказания за предусмотренные Статьей 2(1)(d) уголовные преступления в виде лишения свободы на срок минимум от пяти до десяти лет, если преступление совершено в рамках преступной организации, определенных в Совместных Действиях 98/733/JHA от 21 декабря 1998 года, и если прекурсоры предназначались для изготовления и производства наркотиков при указанных в параграфах 2(а) или (b) обстоятельствах.
  5. Без ущемления прав потерпевшего и иных добросовестных третьих сторон каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры по предоставлению возможности для конфискации веществ, являющихся предметом преступлений, предусмотренных в Статьях 2 и 3, а также средств, использовавшихся или предназначавшихся для подобных преступлений, и доходов от подобных преступлений или конфискации имущества, ценность которого равна сумме доходов, стоимости веществ или средств.

Термины «конфискация», «средства», «доход» и «собственность» определены в Статье 1 Конвенции Совета Европы 1990 года об отмывании денег, обыске, наложении ареста и конфискации доходов, полученных в результате преступной деятельности.


Статья 5

Особые обстоятельства

Невзирая на положения Статьи 4, каждое государство-член Союза имеет право сократить наказания, предусмотренные Статьей 4, в случае, если преступник:

a) отказывается от участия в преступной деятельности, связанной с торговлей наркотиками и прекурсорами и

b) передает административным и юридическим властям информацию, которую они не могут получить другим путем и которая может помочь им:

  • предотвратить или уменьшить ущерб от преступления,
  • идентифицировать или привести к правосудию других преступников,
  • получить улики или
  • предотвратить дальнейшее совершение преступлений, предусмотренных Статьями 2 и 3.


Статья 6

Ответственность юридических лиц

  1. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью гарантировать, что юридические лица могут нести ответственность за предусмотренные Статьями 2 и 3 уголовные преступления, совершенные в их пользу каким-либо лицом, действовавшим индивидуально или как член какого-либо руководящего органа данного юридического лица, что определяется следующими показателями:
    a) право представлять данное юридическое лицо;
    b) право принимать решения от имени данного юридического лица;
    c) право осуществлять управление в рамках данного юридического лица.
  2. Кроме случаев, изложенных в параграфе 1, каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью гарантировать, что юридическое лицо может нести ответственность в случае, если отсутствие надлежащего наблюдения или контроля со стороны лица, указанного в параграфе 1, сделало возможным совершение одного из преступлений, предусмотренных Статьями 2 и 3, в пользу данного юридического лица и лицом, находящимся под его властью.
  3. Ответственность юридических лиц согласно параграфам 1 и 2 не исключает возбуждение уголовного дела против физического лица, являющегося участником, подстрекателем или сообщником в преступлениях, предусмотренных Статьями 2 и 3.


Статья 7

Санкции в отношении юридических лиц

  1. Государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью наказания юридического лица, несущего ответственность согласно Статье 6(1), в виде эффективных, адекватных и поучительных санкций, включающих уголовные и неуголовные штрафы и другие санкции, например:
    a) ликвидация права на налоговые льготы или на другие льготы или на общественную помощь;
    b) временный или постоянный запрет на коммерческую деятельность;
    c) помещение под судебное наблюдение;
    d) решение суда о ликвидации компании;
    e) временное или постоянное закрытие подразделений фирм, использовавшихся для совершения преступления;
    f) в соответствии со Статьей 4(5) конфискация веществ, явившихся объектами преступлений, предусмотренных Статьями 2 и 3, средств, использованных или предназначавшихся для подобных преступлений, а также доходов от подобных преступлений или конфискация имущества, ценность которого равна сумме доходов, стоимости веществ или средств.
  2. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры с целью обеспечения наказания юридического лица, несущего ответственность согласно Статье 6(2), в виде эффективных, адекватных и поучительных санкций или мер.


Статья 8

Подсудность и уголовное преследование

  1. Каждое государство-член Союза должно принять необходимые меры по установлению подсудности преступлений, предусмотренных Статьями 2 и 3, в случаях, когда:
    a) преступление совершено в целом или частично на его территории;
    b) преступник является его гражданином; или
    c) преступление совершено в пользу какого-либо юридического лица, зарегистрированного на территории данного государства-члена Союза.
  2. Государство-член Союза имеет право решить, что оно не будет применять подсудность или оно будет применять подсудность только в особых случаях или обстоятельствах согласно параграфу 1(b) и 1(с), в случае, если преступление совершено за пределами его территории.
  3. Государство-член Союза, которое согласно своему законодательству не экстрадирует своих граждан, должно принять необходимые меры для установления подсудности и, в случае необходимости, уголовного преследования, относительно преступления, предусмотренного Статьями 2 и 3, в случае, если  оно совершено его гражданами вне его территории.
  4. Государствам-членам Союза следует информировать Генеральный Секретариат Совета и Комиссию в случае, если они решат применить параграф 2, указав при этом особые случаи или обстоятельства, в которых применимо данное решение.


Статья 9

Исполнение и отчетность

  1. Государства-члены должны принять необходимые меры для приведения национального законодательства в соответствие с настоящими Рамочными Решениями не позднее (18 месяцев со дня вступления в силу).
  2. К тому же сроку Государства-члены должны предоставить в Генеральный Секретариат Совета и в Комиссию текст положений своего национального законодательства, отражающих обязательства, взятые ими в соответствии с настоящими Рамочными Решениями. Комиссия должна не позднее (3 года с даты, указанной в параграфе 1) представить в Европейский Парламент и Совет отчет о реальных результатах функционирования примененных положений Рамочных Решений, включая сюда их влияние на юридическое сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков. По получении подобного отчета Совет (в течение 6 месяцев с момента подачи отчета) должен будет оценить, приняли ли Государства-члены необходимые меры для приведения своего законодательства в соответствие с настоящими Рамочными Решениями.


Статья 10

Территориальная применимость

Положения настоящих Рамочных Решений применяются и для Гибралтара.


Статья 11

Вступление в силу

Рамочные Решения вступают в силу на следующий день после их публикации в «Официальном Журнале Европейского Сообщества».


Совершено в Брюсселе,

От имени Совета

Президент





Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования